О шпионах и функциях языка

    Решила  как–то в качестве разминки задать студентам  вопрос из сборника Нормана (для тех, кто не знает: Норман Б.Ю. – доктор филологических  наук, профессор из Минска). Вопрос был связан с функциями языка. Борис Юстинович в шутку спрашивал, как с помощью слов "куколка", "балетница" и "воображуля" разоблачить иностранную шпионку?

    Нетрудно догадаться , никто на вопрос не ответил. Кто-то пролепетал вроде "а ведь нет такого слова - "балетница". И - все. Дальше - тишина. Я просто за голову схватилась. Неужели не знают эту считалку? Кто–то в наше время считал пуговицы с этой присказкой: "Куколка. балетница, воображуля, сплетница". На какое слово "выпадала" последняя пуговица, значит, ты такой и есть. Мы же скакали на скакалке парой, лицом друг к другу, приговаривая:
 Иван, болван,
 Соня, фасоня (засоня),
 Куколка, балетница,
 ВЫбражуля, сплетница.

    Если зацепился за скакалку на каком-то из слов, то ты и становился либо куколкой, либо балетницей. И смысла большого искать в этом не стоило. Правда, всегда лучше было делать ошибку на «куколке», нежели на «сплетнице».

    И вот - увы! Студентки этого не знают. А ведь считалки, игровые присказки, дразнилки (т.е. детский фольклор) всегда считался самым стойким из всех фольклорных жанров. Вряд ли кто сможет рассказать былину или спеть подблюдную песню. Да что там подблюдную: колыбельную не все исполнят своему дитяти. Но игровой фольклор мне всегда казался незыблемым: это прочная нить, связующая нас с историей народа. Вот здесь как раз и можно говорить о аккумулятивной функции языка - функции хранения и передачи культурной памяти народа ( в данном случае - русского). А с ней вместе - и о гносеологической. Мы вопием: дети не читают классическую литературу, не смотрят фильмов из золотого фонда нашего кинематографа. Но оказывается–то, что сильнейшая устная традиция передачи знаний оборвана давно. Кто виноват? Мы, не певшие колыбельных песен и не научившие играть в "Али-бабу"? Да, выпустить ребенка во двор одного нынче страшно. Но на школьных переменах, на продленке неужели нынче не играют в ручеек, в классики или в "Море волнуется - раз"? Это вопрос больше ко взрослым, поскольку они являются передаточным звеном. А что делать теперь, когда "передатчики" вышли из строя? Остается одна функция - коммуникативная. Но без двух упомянутых человек и не человек вовсе, а так, коммутатор.
 
           Горько, однако. И шпионы, наверное, шастают повсюду.


Рецензии
Прочел и вспомнил считалку из детства.
Шедевр!
Не знаю на каком это языке, скорее всего на необъяснимым детском, но знали ее все ребята нашего села. Считалка эта просто для того, чтобы определить,кто будет водить, или наоборот,кто выходит из счета, короче универсальная, в зависимости от обстоятельств. Итак:
Акэте-пакэте-чукэте-ма, абуль-фабуль-де-ме-на, экс-пекс-пуля-пук, наур!
Как Вам такое народное творчество?

На тему русского языка моя миниатюра:http://www.proza.ru/2012/05/12/800
Непременно ознакомьтесь!

С уважением,

Косолапов Сергей   19.06.2017 12:56     Заявить о нарушении
Спасибо, мне не попадалась такая считалка, надо будет поразбирать. "Фабуль - де-ме-на" это понятно, остальное пока не поняла.
Рассказ прочитала. Эпиграф (если это эпиграф) мне понравился больше. Он вообще как самодостаточный текст. Успехов!

Аглая Юрьева   22.06.2017 11:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.