Елена Рабочая-Маринич, керченская поэтесса

  Напечатано в г. "Керченский рабочий" 23.8.14  и ж. Подъем               

«Я – поэт, этим и интересен».
Эта строка Маяковского давно стала классикой. К сожалению, молодые корреспонденты классику не чтут, а потому поэта первым делом спрашивают не о его стихах, а о должности и призах.
Восходит это к тем далеким временам первых ликбезов, когда людям, назначенным заведовать отделом культуры в каком-нибудь Губкоме, но не умеющим отличить литературы от макулатуры, даны были хоть какие-то ориентиры.  В 1918 г. А.В.Луначарский инициировал звания «Заслуженный работник культуры» , «Народный артист» и т.п.
Должность у керченской поэтессы  Елены Рабочей – медработник.
А призы? Она просто не участвует  в конкурсах типа «Лучший поэт первой декады июля» Знают ее и публикуют в серьезных крымских изданиях, есть  публикации и в Москве, старейшая и популярнейшая газета ее родного города «Керченский рабочий» не однажды отводила ей свою литературную страницу.
Она давняя участница объединения «Лира Боспора»
Показала ее  стихи Народному поэту Башкирии Александру Филиппову, и он их
 с восторгом принял и напечатал в  республиканской литературной газете «Истоки», где был до самой кончины главным редактором.
Меня потрясло одно ее стихотворение (привожу отрывки):

«Как дом на картине, как свет в окне,
Как дождь за стеклом, как в печи огонь,
Ты от меня в другой стороне,
В другой стране, в жизни другой…
 … Мне так бы хотелось войти в тот дом,
Где свет уютный горит в окне,
Промокнуть под теплым летним дождем,
И, может, даже сгореть в огне»…
И, конечно, захотелось узнать, что за человек – его автор?
Надо сказать, что она не разочаровала при личном знакомстве. Наоборот!
Она при ее сильном неординарном даровании совершенно лишена снобизма и заносчивости. В ней нет мелочности, никогда не слышала от нее никаких «междусобойчиковых», якобы литературных,  сплетен. 
Суждения  ее касаются не личностей,  а только литературы, и они всегда на удивление верные и точные.
Природный стихийный талант всегда проявляется уже в юности. Елена Рабочая пишет стихи с 16 лет. Дебют ее был удачным и весомым – в 17 лет  первая публикация 
в газете «Крымский комсомолец» (Симферополь).
С благодарностью вспоминает своих наставников – учителя русского языка Ивана Степановича Юдина, большого энтузиаста, одержимого высокой литературой, который вел клуб любителей  поэзии «Красная гвоздика»  и актера Абрама Наумовича Зильбергисера, руководителя театрального кружка в ДК ЖРК, где юная Лена участвовала в ансамбле чтецов.
До этого занималась рисованием, но только придя на занятия словом, поняла: Это – моё!
К сожалению, столь же рано пришло понимание, что стихами на жизнь не заработаешь!
Прошли 60-е, когда поэзия обеспечила Евгению Евтушенко, Андрею Вознесенскому, Белле Ахмадуллиной не только  славу, но и  жизнь,  ибо уже крупнейший представитель следующего поколения, Юрий Кузнецов,  оказался, при всем его таланте,  на грани бедности.
Профессионалом она не стала только в первом значении этого слова – т.е. не получает за это денег. Но если вникнуть в этимологию, то дилетант  происходит от прелестного итальянского слова diletto, когда искусством занимаются  - только из любви к искусству.
В самом же главном, в творчестве, она вполне профессиональна. У Елены Рабочей  не отдельные удачные образы, что характерно для всякого способного к стихосложению  -
у нее вполне состоявшиеся, завершенные стихи, где сочетаются природная стихийность и литературное  мастерство.
 Сомерсет Моэм справедливо считал главным в литературе – ясность, простоту и благозвучие. В так называемых «трудных» произведениях он видел неумение ясно мыслить, или небрежность, или позу.
Ах, если б начинающие писать чаще читали классиков! Да просто – читали! 
Елена Рабочая по преимуществу  лирическая поэтесса, но не надо думать, что у нее хороши только так называемые «женские стихи».  Она и автор остроумных  пародий, и философских строф. Привлекает ее умная, даже мудрая поэтическая речь. Вот стихотворение «Вершина»  (цитирую отрывки)
«Струи дождя леденили мне спину,
Камни катились, остры.
Всё же вскарабкалась я на вершину
Многих манившей горы!
Встретило небо меня голубое,
Ввысь открывая пути.
Тучи спешащие звали   с собою,
Ветер свистел мне: Лети!
Броситься к ним я с вершины хотела,
Но замерла на краю,
Вовремя вспомнив про бренное тело
И про бескрылость свою.
… И собирая последние силы,
Вниз  я с горы поползла.
Завтра похвастаюсь прочим бескрылым,
Что на вершине была»
 
На сегодняшний день чрезвычайно распространено утверждение, будто писатель, поэт в особенности, должен пользоваться в своих произведениях языком улицы, языком толпы. При всей своей кажущейся демократичности  утверждение это вздорно,   и Елена, прекрасно понимает это, чему свидетельством  такие ее строки о самом, казалось бы, обыденном и простом:
«Послушай-ка, ведь я – твоя жена,
И хоть противоречишь ты упрямо,
Но всё же из тебя сотворена
Я точно так, как Ева из Адама.
Я – из ребра. Я из тебя всего:
Из мелочей и из ночей бессонных.
Я о тебе не знаю ничего
И знаю всё, как знают только жёны…»
И последнее, что мне хотелось бы вам представить, хоть цитатами, «Собиратель камней» :
«Вот я иду. А он – опять за мной.
Он неотступен и, быть может, злится.
Какой кошар ему ночами снится,
Что он так тяжко дышит за спиной?
Он, будто тень, идет, неутомим,
Придерживая пазуху руками,
Себя назначив судией моим,
На каждый грех мой заготовил камень.
… Я под его тяжелым  взглядом стыну.
Как объяснить?  - бессильная, стою –
Что даже все их запустив мне в спину,
Он вряд ли сможет распрямить свою» .
Прочитав такие стихи,  вы понимаете, что Елена Рабочая не нуждается ни в каких призах-подпорках и вполне способна, по меткому выражению К. М. Симонова, «дойти до читателя на своих двоих».
Ну а как же недостатки? Неужели она такая идеальная?
Пожалуй, я рискну назвать  один: стихов у нее за всю жизнь – на одну книгу. Серьезную полновесную книгу. Но только одну. Это по ее собственному признанию.
Но это скорее не ее вина, а беда. Жизнь сурова, и зарабатывать на нее приходится, отрывая время от того, чему она должна была бы посвятить себя. 


Рецензии
Нина, спасибо за трогательный рассказ, который Вы разместили в керченской газете и для коллег в "Прозе ру".
У Вас не только глубокие и прекрасные стихи, но и публицистика о героях нашего времени, где Вы так мастерски блистательно повествуете о богатырских талантах земли русской - о Елене Рабочая-Маринич.
Для нашего сознания - это как очистительные лучики света или огня и напоминание, что не все так плохо в родной сторонушке...
И поверьте на слово, родниковая свежесть и лиричность Вашего повествования просто завораживает, а это дар небесный.
Буду захаживать на вашу страничку и общаться с Вами.
Желаю творческих удач и всех благ, пишите и радуйте нас своими произведениями.
С уважением, Олег Александрович.

Олег Намаконов   21.07.2016 16:47     Заявить о нарушении
Еще о ней писала в воронежском ж Подъем.
Спасибо за отклик

Нина Тур   03.08.2016 15:15   Заявить о нарушении
Ах, какой прелестный отклик

Нина Тур   04.01.2022 18:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.