5. Эрмитаж уединение От лат. Ermita - отшельник

             А если идти нам по Эрмитажу непривычным маршрутом - не подниматься по Иорданской лестнице и не шествовать в густой толпе по роскошным парадным залам.  Просто дойдём до Лестницы, свернем направо, пройдём боковую галерею мимо расположенных в ней «прикладных» служб Музея, начиная от кафе, закусочных, многочисленных клавиатур справочных, и ярких киосков с сувенирами.
Многие из этих сувениров, часто повторяют шедевры, выставленные в том, что именуется официально-холодным словом «экспозиция музея».
   
            Это всё мы потом посмотрим, а захочется и приобретём, поставим на фамильный камин (если таковой имеется) или просто на полочку… А однажды, вдруг взглянем на них… Вспомним… И может снова захотим сюда вернуться!

           Но пока пройдём мимо и, в конце  галереи, дойдя до цели нашего путешествия, свернём налево - в неярко освещённые залы посвящённые искусству редко упоминаемых сейчас древних стран Ближнего Востока: Ассирии, Урарту, Финикии, Месопотамии  и многочисленным их окружающим.

           Сам этот зал этот небольшой, в нём непривычно тихо и сюда редко заглядывают шумные иностранные туристы с неизменными фотоаппаратами. Опустимся на покрытую красным плюшем скамейку-банкетку  в центре зала…  То, что увидим заставит вдруг замереть, внезапно ощутив исходящую от выставленных здесь каменных изображений мощь древних царств, силу ушедших в историю народов.
 
          Огромные (по-другому не скажешь) плиты-рельефы из светлого желто-серого сланца, расположенные по стенам бордового цвета, молча и весомо, начнут рассказывать о богах, царях и людях тех времён, когда сила армий заключалась не в техническом превосходстве машин, а в мускулах и твердости духа - в  силе самих воинов. Сразу не охватишь взором всё изображение, не осознаешь его целиком: сначала глаз выделяет детали…

         Но сразу замечается мастерство и восхищает тщательность их вырубки, изготовления из твёрдого камня - вот рука с браслетом, вот  орнамент на роскошных одеждах и кинжалы за перевязью, вот твердо стоящая на древней земле ступня. И, по-восточному роскошные, волосы и бороды завитые в причудливые прически. А что несут они в небольших квадратных ведёрках?

         Их в здесь немного, этих плит с рельефами, всего восемь. Приобретены они были в 60-х годах XIX века в Великобритании специально для Императорского Эрмитажа. Как и кто из «просвещённых мореплавателей»-англичан, выломал плиты из стен, украл и вывез их из Ирака, мне неизвестно.
 
          Этим плитам сейчас немного менее  трёх тысяч лет.
 
         Повелели создать их, для украшения комнат дворцов древние цари Ассирии, самым известным из которых был Ашшур-Нацир-Апал II. Он тогда строил Дворец Радости в столице Междуречья - древнем городе Нимруде… Судьбой ему было предназначено стать последним царем Великой Ассирии.

         Также известно, что он был, в отличие от прочих царей, человеком грамотным и был, чуть не единственный из ассирийских владык, кто владел сложным письмом древнего Междуречья - клинописью. Кстати, здесь есть и клинописные таблицы. Даже прямо на фигурах можно видеть надписи, очевидно, цари и повествования о их подвигах неразделимы ещё из древности…

        Надо сказать, что Ашшур-Нацир-Апалу II  многое удалось, хотя он был слаб здоровьем, мнителен и почти никогда сам не участвовал в военных походах. Тем не менее, при нём приумножилась и без того огромная Ассирийская держава. Очевидно, он был ловким дипломатом, не гнушавшимся для достижения политических целей любыми средствами и даже убийствами. Также его упоминают, как жестокого и злобного в стремлении не только победить противника, но и максимально его унизить.

        Нда… Не очень приятное впечатление создаётся об этом человеке, хотя его деяния велики и по нынешним меркам.

        Вернёмся к его изображениям… Ведь изображали тогда, в основном, царей и богов. Надо признать - это были  непривычные для европейцев удивительные творения, отличавшиеся искусностью и мастерством. Кроме того, все они при создании ярко раскрашивались. На некоторых ещё сохранились следы черной, синей и красной красок. Очевидцы рассказывают, что при раскопках, оказавшись после многовековой тьмы на солнечном свету, они сразу же поблекли…

         Рельефы. Почему рельефы, а не обычная, «круглая» осматриваемая со всех сторон скульптура? Это не просто случайность - древние мастера отлично знали:  в этом районе мира, где безжалостные лучи солнца падают с неба почти вертикально, они лучше всего обрисуют глубокими тенями контуры каждой фигуры, каждого штриха, именно в рельефе!

         Немного жаль, что освещение  зала не соответствует солнцу южных широт…  Возможно потому добиться чётких фотографий мне не так и удалось. Однако, мне повезло найти прорисовки этих рельефов, сделанные в XIX веке известным тогда учёным-египтологом Владимиром Семёновичем Голенищевым (потомком Фельдмаршала Михаила Илларионовича Голенищева- Кутузова). Труд этого человека поможет нам, как следует, рассмотреть эти воистину выдающиеся, хотя почти неизвестные посетителям Эрмитажа,  произведения.

        Начнем? Будем ставить рядом с каждым изображением его прорисовку от г-на Голенищева. Итак - главная стена, центральная плита: царь и крылатое божество - его хранитель. Они подчеркнуто торжественно идут. Нет! Они торжественно шествуют...

         Вот царь и его небесная охрана: бог-хранитель. Одной  рукой царь опирается на лук, в другой держит две стрелы. Возможно это сцена охоты или войны, этого мы не узнаем. На его голове царская корона-тиара. Волосы, усы и борода завиты мелкими густыми колечками. На шее видна нитка бус. Царь в длинной роскошно украшенной одежде. На запястьях браслеты с круглыми розетками, напоминающими цветы ромашки, правую руку повыше локтя обвивает еще один браслет. У пояса пара кинжалов. На ногах сандалии, с сохранившимися следами синей краски.

         Крылатое  божество, следующее за царем, облачено в более короткие одежды. На голове также корона, но с рогами. В левой руке божества что-то похожее на сосуд-ведёрко или сумку, в поднятой руке - предмет, похожий на кедровую шишку. За спиной два тщательно изображённых крыла. Прямо по фигурам, как узор,  идёт клинописная надпись.

        К сожалению, плита была повреждена: расколота на пять кусков, утрачены два фрагмента в центре, повреждены  также глаза фигур, но впечатление от этого не меньше. Причём эта монументальность не только от величины рельефа: фигуры нарочито массивны, несдвигаемы и тяжелы по пропорциям: у них крупные черты лица, преувеличенно вздутые мускулы рук и ног, могучие торсы.

        По бокам этой плиты две поменьше: это тоже боги (отличие  от царей - крылья!) Они по внешнему облику близки царскому спутнику-хранителю, но есть и различия. У правой фигуры на голове повязка с цветком-розеткой. В одной руке сосуд (не забудьте,   в тех жарких и засушливых районах вода - главная ценность), другая поднята в охраняющем или благословляющем жесте. У одного их богов в поднятой руке  такая же шишка кедра, как у бога-хранителя  на центральной плите, смысл и назначение их мне неизвестны…

         Также оба рельефа пересекают строки клинописной надписи. Эти плиты выполнены, как уже говорил, из светлого желто-серого известняка. На них, особенно внизу: на сандалиях и ступнях, сохранились следы краски. Но мне кажется, что раскраска упрощала вид и снижала впечатление от изображений. К сожалению, правая плита также пострадала и очень тщательно составлена из трёх кусков.

         Ну что же, повернёмся теперь к противоположной стороне. Там рельефы немного помягче по изображению, но также тщательно исполнены. Мне вообще кажется, что  камнерезы-скульпторы  не жалея сил и времени, тщательно, даже скрупулёзно, прорабатывали мельчайшие детали, это, несмотря на время, видно и теперь! Хотя, думаю, занятые интригами придворные едва ли стали всё это разглядывать. Это тонкая, почти ювелирная работа - так делают маленькие резные печати (мы их потом тоже посмотрим). И, правда, можно подумать, что тут трудились резчики печатей.

         Именно тщательная обработка придает плитам нарядность и декоративность! На одной из плит, выполненных не менее чем через 150 лет, от изготовления уже рассмотренных нами трёх огромных плит, вырезан коленопреклонённый крылатый бог, совершающий некоторые обряды-действа перед Древом Жизни, ветви (цветы?) которого выступают с левой стороны плиты.
Судя по причудливым, выступающим сбоку, цветам и ветвям, эта композиция представляла парные  фигуры на коленях с двух сторон перед стилизованным деревом, символом изобилия и плодородия. Однако, второй, симметричной к этой,  фигуры нет в коллекции Эрмитажа.
 
          Но зато есть тут плита с птицеголовым божеством стоящим у    Древа Жизни. Заметим, что эти фигуры у дерева совершают те же самые ритуальные движения, что и гений-хранитель, следующий за царем на большой плите.
Что это означает? То ли ритуальный жест охранения, то ли  действо наделение царя жизненной силой от  дерева?  И что за кедровая шишка в поднятой руке? Не известно. Ясно одно  - жесты фигур и изображенные предметы тесно связаны с некоторыми животворящими силами природы, благожелательными и охраняющими действами.

         И также тщательнейшая отделка мелких деталей одежды  уже знакомых нам: короны с рогами, браслетов с «ромашками», орнамента одежды и перьев на крыльях. Так же подробно изображены: подчёркнуто мощные мышцы рук и ног, твердо стоящие ступни, тщательно завитые борода и волосы, клюв птицеголового бога и неизменные кинжалы за перевязью. В течение веков, как видим, этот стиль в Ассирии сохранялся - любая культура основывается на преемственности!

         Ещё два рельефа на этой стене: это явно изображения жрецов:   Полные величественного смысла  их симметричные жесты, одежда из шкур животных наружу мехом, повязки на голове и браслеты с неизменными «ромашками», причёска с «рыбьим  хвостиком» от лобной повязки, в опущенных мощных руках держат, не совсем ясно какие, но похожие на зрелые маковые головки, тройные цветы-кисти со следами красной краски. Кажется, что некоторые детали делаются по единому шаблону-трафарету.

        Эта техника применялась в Древнем Египте. Поскольку эти страны часто соприкасались: торговали и воевали друг с другом, возможно скульпторы Ассирии переняли этот приём у друзей-соперников египтян, как и положение фигур: ноги и лицо - в профиль, а корпус и глаза -  в фас. Одна плита повреждена - отбита по косой линии её нижняя часть, но наш мудрый спутник, г-н В.Голенищев прорисовал и отсутствующий фрагмент. Возможно, он его видел целиком, но сейчас эта часть рельефа, к сожалению, утрачена…

         Интересна плита с рельефом представляющая момент боя: лучник и защищающий его воин со щитом и массивным кинжалом. Лучник одет в длинную одежду (артиллерия и теперь часто  стреляет с недвижимых позиций), но зато его защитник одет  в    короткую, лучше  приспособленную для подвижного рукопашного ближнего боя. На том и другом - защитные «бронежилеты», очевидно из костяных, нашитых на тунику-рубашку, пластинок.

         Присмотримся: справа, за спинами воинов, виден такой же щит, сплетённый из тростника, как и в руках «нашего» щитоносца. Видна и рука, держащая щит и часть лука со стрелой и даже острие кинжала… Похоже, то, что на нашей плите, это лишь малый фрагмент развернутого на длинной стене изображения осады какого-то города. Как видим, ни царей, ни богов, ни жрецов тут нет, но стиль и тщательность изображения неизменны.

       Плиты мы посмотрели, но хочу ещё показать древние ассирийские печати и, заодно, посмотрим мелкую пластику и клинописные таблички: ведь  они тогда были не трудночитаемой, заковыристой экзотикой, а просто записными книжками  или солидными бухгалтерскими документами. И взглянем  на очаровательные, кокетливые женские фигурки из обожженной глины. Но фигурка царя(?), жреца(?), придворного(?) сохраняет торжественность даже в таком «малом формате»!

        А эта клинописная табличка - не просто кирпичик с забавным орнаментом, это важный документ: пояснение в витрине сообщает, что это годовой письменный  отчёт о поступлении  скота в центральное, царское ведомство!

        Обещал рассказать о печатях, так и быть. Печати в Ассирии были похожи на цилиндрики, их надо не было прижимать к бумаге, намазав краской-мастикой, (да и бумага ещё не была принята в пользование), а надо просто прокатить по мягкой глине. И на глиняной табличке отпечатается твоя подпись! Такие печати имели тщательно вырезанные изображения красивых царственных животных  - львов, оленей орлов. И подделать их было практически невозможно!

          Потом табличку обожгут, как кирпич и… подпись останется на века! А если надо размножить какой-нибудь важный общественный документ или указ и разослать его «по городам и весям» страны для исполнения? Надо сделать большой цилиндр, чтобы вместить на него весь указ, написать клинышками текст, обжечь, сделать твёрдым и прокатать по многим пластинкам мягкой глины. Пластинки, естественно, обжечь. Готово  - рассылай пластинки-указы и проверяй исполнение указа «на местах»! Вот такой цилиндр с указами… Можно и сейчас «печатать тираж»!

         Вот, отдохнули от огромных плит-рельефов, но взглянем на них ещё раз. Важна тщательность деталей и не важны даже…  черты лица правителей, они  неотличимы - что лицо царя, что лик божества все они  исполнены по канону и, возможно, даже вырезаны по одному трафарету. Что руководило мастером? Надо было передать не портретное сходство, но величие, неземное величие! И мощь… Да… Наверное это и есть главное, что требовалось от скульпторов-резчиков создавших  эти шедевры. И неизвестные нам древние мастера,   с этой задачей великолепно справились. Поклонимся их таланту и трудолюбию!

                Сентябрь 2013 г.


Рецензии