Не про вашу честь!

 НЕ ПРО ВАШУ ЧЕСТЬ
Годков с четырех решили приучать меня к труду. Было начало лета. На одной из грядок в огороде  буйно, сплошным ковром взошла трава. Прополоть ее можно было только вручную. Меня привели к этой грядке и показали, как вырывать травку. И я приступил к работе.

Своими нежными пальчиками, не привычными ни к какому труду, я, сидя на корточках, брал по одной травинке и выдергивал. Поскольку трава была очень густой, то дело продвигалось медленно. Я скоро устал. А освобожденный от сорняков участочек оказался похожим на  краюшку хлеба, которую мне давали за завтраком.

Увидев явное сходство, я прекратил работу и отправился гулять. На вопрос, всю ли я грядку прополол, я ответил словами, которые ранее где-то слышал:

-Как кормят, так и работают!      

Разумеется, этим я сильно развеселил все семейство. Полоть грядки меня в том году уже не заставляли. Подождали, когда подросту.

Пословицы и поговорки в нашей семье всегда были в ходу. Их употребляли и родители, и родственники. Я их усвоил, можно сказать, с молоком матери. Правда, истинное содержание узнавал намного позднее. И еще долго не знал скрытого в них смысла.
Нравилось мне также говорить афоризмами.

Однажды, усевшись рядом со столом, на котором мама разделывала тесто, чтобы лепить вареники, я наблюдал, как из-под ее рук выходят длинные колбаски. Потом она разрезала их на равные кусочки, которые раскатывала в тонкие круглые лепешки.

Кусочки теста мне очень нравились. Я взял один, помял, помял в пальцах, положил в рот и съел. Видать, к этому времени я проголодался, так как тесто показалось мне вкусным. Второй кусочек я съел, не раздумывая. Мама, наблюдавшая за этим, сказала:

- Иди-ка, погуляй пока, я тебя позову, когда вареники будут готовы.

Я вышел во двор, а потом вместе с соседской девочкой зашел к ним домой.

- Ты чего такой невеселый? – спросила соседка. Я ответил:
-Два теста съел – и не наелся!

-Сколько ты съел? – смеясь, переспросила она.

-Два теста.

Соседка стала хохотать и переспрашивать. С трудом мне удалось объяснить, что я квашню не опорожнял замес за замесом, а съел всего два шарика. Такой она тупой мне показалась, эта взрослая тетя.

Родной дядя тоже надо мной смеялся. Отправили меня к нему, чтобы я попросил у него ножовку и принес домой. Я пришел, поздоровался и остановился посреди комнаты, соображая, как лучше объяснить, что нам нужна ножовка по очень важному делу.
 
- Пришел я к вам с нуждой, - начал я с вступительного слова.

-С нуждой? – подхватил насмешливый дядя. – А где она? Где мешок, в котором она?

-Поросенка мы купили…

-А! Такая у вас нужда? Поросенком зовут. Ну и где он? Не вижу.

-Дома в комнате. Но ему нужно место в сарае загородить. Потому что он убежит.

-Правильно. И что же?

-Доски надо отпилить. Ножовку нам дайте.

-Вот теперь понял. А то испугал меня: «С нуждой пришел!»   

С трудом понимали меня взрослые. И я не всегда их понимал. Так случилось и на этот раз. Когда мне было лет пять или шесть, точно не помню, ко мне, когда я играл один на улице, обратилась  соседка, тетка Анисья,  с вопросом:

     - Вася, а у вас морковка есть?

Зачем она это спрашивала? У нас действительно была небольшая грядка моркови. Она уже взошла, но корешки были еще очень тоненькие, как ниточки. Я уже проверял.

Возможно, что мама не поделилась с ней семенами, так как их было мало, а соседка посчитала, что она пожадничала? Может быть, была у нее другая причина, чтобы провести «разведку»? Это потом, уже взрослый, стал я так думать. А тогда, не задумываясь, я выпалил:

- Есть, да не про вашу честь!

Я и не запомнил бы этот случай, но меня поразила реакция соседки на мой ответ. Она-то понимала смысл поговорки и решила, что я тоже его понимаю. Для меня же это были просто складные слова. Еще она, видимо, подумала, что я знаю тайный смысл ее вопроса. А я об этом и не догадывался.

 -У, какой…,- пробурчала она, изменившись в лице, и быстро ушла. А я еще долго соображал, чем же я ей не угодил? Но так ничего и не понял. И до сих пор не понимаю, что она хотела выяснить?
               


Рецензии
Ой, так понравился рассказ - нет слов!
Спасибо огромное!

Татьяна Борисовна Смирнова   26.10.2022 21:03     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Татьяна Борисовна!
После короткого перерыва снова зашли ко мне! Рад Вам!
Милое детство! Начинаем познавать мир.
Спасибо за визит и отзыв!
Василий.

Василий Храмцов   26.10.2022 21:25   Заявить о нарушении
Читаю Ваши рассказы, а чувствую себя как будто слушаю рассказ родного человека, его воспоминания о прошлом.

Татьяна Борисовна Смирнова   27.10.2022 01:03   Заявить о нарушении
Доброго утра, Татьяна!
Вы в таком ощущении не одиноки. Мне писали уже, что при чтении моих рассказов так и хочется ехать в поезде на далёкое расстояние и слушать, слушать мои рассказы. Тогда я посчитал, что меня хотят разыграть. А Вам поверил в искренность.
Большое спасибо, что поделились, Вы - искренний человек!
Всех Вам благ!
Василий.

Василий Храмцов   27.10.2022 06:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.