Ошибка геодезиста

Вот ведь бывает как, да и что тут удивительного то, - задумывал я эти рассказики – как картинки из моей или не моей даже практики полевой, геодезической - которые будут лежать в памяти электронной бесконечной – не в пример моей да и любой другой – человеческой, немного систематизированные по какой то хронологической системе и буду я иногда, в них заглядывать, дополнять чего то из памяти всплывшее, да и скупой мужской слезою может окроплять, - ностальгировать - скажем так,  чего уж.

      Каждый, этак - иногда меланхолично, царапая маковку свою, ныряет в омут с событиями прошлого и, как Юрий Сенкевич, проплывая мимо скалистых берегов  событий с ним произошедших, омываемых пенною волной Времени,  или бурных рек происшествий прошлого - осматривает места событий принадлежавших в этот момент ему одному -  думает, глядя на какой ни будь событийный холмик прошлого своего – а чего это я - черт эдакий этот холмик... побольше не сделал. Или напротив -  яму тут не соорудил. Вот сейчас бы я теперь  ого го.

         Вот,  собственно для чего…

      И, если дальше идти по пути разъяснения - чего, да как  - в этой серии - я хотел бы упор сделать на описание ошибок геодезических допущенных мной, либо знакомыми, дозволившими их тут выставить.

       Для чего - ну уж и объяснял, да и помимо этого выставивши эти текстовки в форуме – надеялся дать молодым геодезам опыт практического самосбережения от ошибок - еще им не совершенным… Чужой опыт… Да, да - именно так.

      Но ведь какая штука. Начинаешь про ошибку, а оно тебя теченьицем то слева, то опять же справа подхлестывает, с камешка на камешек перебрасывает и вспоминаю то, что и на дух бы не вспомнилось по иному. И интересно ведь становится и вытаскиваешь такое, что и ... Тьфу.

 .....

    В той же ГРП (гээрпэ),что в первом случае, годом, двумя ранее делал я разбивку геодезической сети для геохимического опробования. Многотрудная физически работа. Проходится магистральный ход по периметру – километров сорок пятьдесят, а потом через 200 м соединять профильными линиями - с помощью ног во первых, рук, головы слегка, приборами разными еще помогая, ну а уж потом по нашим колышкам геохимики с ситечками идут -  поднимая пыль и, как какие силосоуборочные там комбайны - оставляют после себя, не кучи соломы, правда а пробные мешки с пакетиками проб которые и являются овеществленным результатом работы нас – геодезистов, геохимиков, поварихи, начальников многочисленных, среди которых и нормальные встречались и другого прочего полевого и камерального люда. Потом эти пакеты собирает уж последняя бригада и везет их в лабораторию на предмет определения содержания золота в данном случае.

 

 В вышесказанном слове "многотрудность", есть не только физическая составляющая. Геодезия физически тяжела иногда, надо признать, это в основном нагрузка на ноги - или идешь или стоишь, да хоть на одной точке, но весь день. Так вот главная причина к усталости и определению работы как трудной состоит в ее монотонности, скучности в общем. Это психосоставляющая и отталкивает и даже пугает изначально... А потом ничего.

 В разбивке магистральных ходов есть некоторая изюминка задающая смену работы, дающая халявный, но законный отдых бригаде, это привязка точек магистрального хода через какой то интервал, согласно проекту, к пунктам Государственной сети, тригопунктам то бишь. Сейчас джипиэсы... Ну не знаю. Потенотки я любил, отдыхаешь как бы, бригада балду гоняет, обычно обед готовит, а ты  на горочку зайдешь или заедешь даже - в степи бывало и начинаешь не торопясь приемчики теодолитом крутить. Главное пункты найти. Я это умение сравниваю с умением врача с рентгеновского снимка нечеткого, размытого снимать информацию от которой ни много ни мало жизнь зависит. Тригопункта не видишь почти и в трубу даже, так ощущение, подтвержденное, правда  картой. Что то там болтается, треугольничек вроде. Отнаблюдаешь, а оно и то.

       Ну вот потом и наступает рутина разбивки - профиля. Тут уж разнообразия мало, - кроме рельефа, конечно. Самое то, - это мелкосопочник в степи. Я раз разбивал профиль не сходя с места, даже не вставая, поскольку устроился сидеть на футляре от Т5К, не поверите - до 7 км. Это в 1986 году где-то, рации первые появились разрешенные, расписывался только за них на 3х листах. Они слабые и капризные, но я их к разбивочной ленте присоединял и получалась антенна 100м, и связь я имел не в пример буровым и другим радистам весьма уверенную.

   Работа состояла в том чтоб с кола магистрального хода допустим с северной стороны попасть на одноименный кол те идтинужно строго по профилю но уже на магистрали с южной стороны. Направления задавал я теодолитом, а расстояния брались  по мерной стометровой проволоке - которуе тащил самый крепкий пацан по руководством друга моего боевого полевого Темирханова Тлеухана, о котором еще много... потом. Поправки высчитывал и добавлял за кривизну рельефа.

Как вы знаете рельеф он... неровный, только кому то от этого удовольствие физическое ли - а вот велосипедист на халяву с горки едущий или эстетическое для художника для которого горочки да горушки подобны неровностям на теле женском.

    При разбивке этих профилей и произошел умопомрачительный сбой, благодаря которому сейчас и занимаю пустые текстовые места в "курилке".

 Запомнилась бригада, состоящая из  малолеток местных, шустрых поначалу, бессистемно перебегающих с места на место, задающих, конечно вопросов массу  о мироустройстве и прочем, не слушая, впрочем ответ. Молодости ответ ...зачем.

    Местные то местные, но к обеду, на пятом седьмом километрах, выпив всю воду из фляжек начинали хныкать некоторые и выпрашивать воду. Мне тогда хватало того что во мне, ну пара глотков слабенького чая через пару часов – чтоб пыль во рту пробулькать. Обычно самому дохлому все сливал. Недельку, другую и, обычно адаптировались. Хотя были нелегкие и для меня профиля. Там, где машина не могла сопровождать и, даже к обеду не могли найти места встречи, шли самостоятельно до магистрали и перли с собой обедик свой, ну и воду, кто сколько мог или знал свою норму.

      В Бетпакдоле солнышко нешуточное, под 45 бывало, к вечеру в голове только образы с водой связанные и, как помню - самая самая - это мечта о журчащем, кристально чистом ручейке, узбекской лепешке и, почему то - винограде. Уже под вечер, высушенный и выжженый, переставляешь механически ноги, заставляешь мозги чего то еще вычислять, стараясь не ошибиться а в мозгах фоном так ручеек влажно журчит, и ты под тенью каких то прохладных листов - виноград... горстями, да лепешечкой узбекской сопровождая... ммм.

 Ну и - тогда, - как обычно я с теодолитом, супер-помошник мой ТоликТлеухан Темирханов с эклиметром и аэроснимками. Рельеф тяжелый - гористая местность, перепады 100 - 200 метров, пролеты от километра до ... минимального, с горки на горочку и - чувствую - не то, не прет по карте и по снимкам - как то чего то – ну никак. Вроде в горах ориентиров хватает, а вот чего то - не то.
 Делать нечего, - работаем, пацанам ничего не говорим. Спрыгиваем на плато где и должна магистраль быть - естественно ничего, обычно на 10 - 15км профиля уклонялись на 10 - 20 м... Бывало и поболе. Чего уж там.
 А тут - голяк. Определиться не можем, да и уж темнеет. Прокачиваем ситуацию с Темирхановым, - что ж решение принято, упороли в сторону, какую - не знаем. Да и - не Китай же, в конце то концов.
 Собираю бригаду в кучу, ситуацию обрисовываю. ищем место для ночевки. Ясность всеж успокаивает. Вот ужин... Пару тушенок я все таки призаначил, сибирский же куркуль, сидит где то в печенках. Вышли на заброшенную кошару. Ну очень заброшенную. Съели очень сухой опять же сухпай в виде тушенки и остатков хлеба, начали вспоминать как и почему упороли в сторону.
Вспомнил я этот окаянный профильный переходной кол в котором я усомнился и отнаблюдался на очевидный - хорошо видимый кол обманку и не имея возможности провериться на второй хотя бы, из за короткого плеча, кол - повернул, как потом узнал градусов на 15. Поохали, поругали всех кого могли, поговорили про кооперативы, Горбачева и международную реакцию в лице нашего снабженца - злодея и урода и уснули кто как мог. Переночевали без удобств, хотя и без особых затруднений, тепло, организмы не офисные. Я пораньше встал, да со снимками на ближнюю горушку сбегал. Поня-ятно, километров так пять - не попали. Мазила Бабашкин. И потопали назавтра по дороге, да по солнышку в ту, нужную сторону.
 К обеду где то встречаемся с летящим в пыли шестьдесят шестым ведомым нач. партии.
Потеря бригады на ночь для начальника - вещь серьёзная, хотя одна ночь не неделя. Главная проблема вода и безлюдье. Надежда не безосновательная - на то что карта у меня была - его и меня успокаивали. Да ... и нашлись бы - с картой то.

      Даже помню дивиденды получили в виде скольких то банок тушенки (по тем временам дефицита из дефицитов) на день, и ярчайших полосок ткани для обозначения переходок. Если раньше нужно было "выбивать" эту мелочевку, ненужную, казалось бы, то после нашей сухой ночевки он куда то к летчикам ездил и там обтирочных тряпок на чего то забартеровал.

 

        Случай в общем то заурядный, просто щербинка на линии памяти, нет нет да и зацепишься ...   

 

        Темирханов, пацаны, этот злосчастный кол на фоне небушка.

         В этой простоте житейской - такая глубина


Рецензии