Автостопом

      В настоящее время я проживаю в Мексике. Но, почти каждый год навещаю Россию.    
Вчера мне позвонила замечательная женщина, московская знакомая Галина.
- Приглашаю сходить в киношколу.
- Что это такое?
- Просмотр лучших российских и зарубежных фильмов о правах человека, интересуешься?
- Пожалуй...
- Значит, жду тебя в семь тридцать в Доме Журналистов.
- Договорились.
     И вот, мы с ней сидим в небольшом комфортном зале-трансформере, который предназначен для проведения презентаций всевозможных арт-проектов. Сегодня, показ фильма Александра Панкратова (Белого) "Путешествие автостопом", а после просмотра, разговор с режиссёром. Известно, Александр Андреевич и автор сценария, и продюсер.
      Гаснет свет. Я попадаю в конец семидесятых или начало восьмидесятых годов. Разглядываю нетривиальных ребят одного из юношеских братств. По виду, хиппи. Будучи подростком, я даже с ними разговаривала. Интересно же послушать  рассказы о том, почему и как они  выражают свой протест против разных несправедливостей. Например, против "жести в условностях общества", против деспотизма родителей... На улицах можно было услышать их лозунги свободы от семьи, что мне, надо признаться, весьма импонировало. И то, что  бродяжнический образ жизни был им предпочтительней, тоже нравилось. Вспомнилась недобрая мамина характеристика одной девочки с нашего двора: "...совсем свихнулась, школу говорят пропускать стала, хиппует, как последняя лахудра. Смотри у меня, - её руки хватают мои  плечи и она начинает трясти меня, - увижу, что разговариваешь с ней, отдеру как сидорову козу..."
      А на экране красивый светловолосый, голубоглазый мальчик читает "Песню песней Соломона". Остальные его внимательно слушают. Я видела этот русский синодальный перевод в одном из Православных календарей. И сейчас, воспринимаю произношение магических строк как красивое торжественное действо.
       "О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные.
       О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен! и ложе у нас - зелень.
       Кровли домов наших - кедры.
       Потолки наши - кипарисы..."
       Нельзя не почувствовать слияния этой ребячьей стайки с природой. И совсем не удивительной кажется мне их мечта совершить путешествие в Тибет, отыскать среди мифических мест страну Шамбалу. Но нежным мечтам всегда противостоит жестокая реальность. Здесь её олицетворением выступает генерал КГБ. Он доводит до сведения крупного чиновника горкома КПСС, что его дочь имеет кличку Лён и полна романтических чувств к лидеру неформалов - Синеглазому, с которым собирается совершить нелегальный переход границы. Отец девушки понимает, что все их домашние разговоры по телефону прослушиваются. Понимает и то, что генерал, словно Чёрный ворон будет преследовать ребят.
        Я смотрю на обнявшихся Лён и Синеглазого. Надо отдать должное актёрам Водзинской и Соломыкину, оба так хороши, так светлы. Они представляются мне современными русскими Ромео и Джульеттой. Закрадывается царапающее душу предчувствие неизбежной их гибели.
        Потом я становлюсь свидетелем хиппового путешествия автостопом, в ходе которого раскрываются качества всех героев. Ребята они хорошие. Но, не зря говорят в народе: "Одна поганая овца всё стадо портит". Или, как сказала бы моя бабушка Аня:"Этот
человек не нашего круга. Осторожнее!" Вот и в эту компанию зачесался грубый, алчный
юноша по кличке Хрящ, которому присущи недостойные выходки. И, в довершении всего, у него
оказался револьвер. Из-за выстрелов из этого огнестрельного оружия в сторону пограничников, открывается ответный огонь. Жертвой становится Лён. Моя Джульетта гибнет, значит и Ромео не жить. Синеглазый падает в горную реку.
         Опять слышатся слова молитвы. В памяти проходят виденные леса, горы, любовь. Проходит манящая земная природа, с которой, хоть раз, мечтал слиться каждый из нас. И наконец, ты без конца ощущаешь присутствие Бога - всё  вместе это, наверное, и можно назвать нежной чистой влекущей к лучшей жизни мечтой. А генерала КГБ, милицию, воров, заказных избивальщиков, официальную идеологию - ничем иным, как реальностью. В фильме Александра Панкратова их силы равны, и всё же, побеждает формализм.
          Очень душевная, очень "нестыдная" картина. Вижу, что сидящих в зале, она  зацепила. Люди задают вопросы. Александр Андреевич очень толково на них отвечает. Я почувствовала к этому талантливому автору в любой его ипостаси какую-то особенную близость. Этот человек, как и я, любит путешествовать, горячо любит нашу Русь-матушку. Только он видел гораздо больше меня, и знает, естественно, тоже больше. Мне удалось чуть-чуть поговорить с Панкратовым (Белым). Он подарил мне свою книгу "Звёздное небо над потылихой". Когда режиссёр и писатель надписывал мне книгу, заметила, как дрожит его рука, как человек устал и мысленно помолилась за здоровье и долгие лета этого замечательного мастера.
          Когда ехала в метро домой, неудержалась, стала листать страницы книги. И тут меня притянули строки: "В семилетнем возрасте я попал в дом своего дяди,знаменитого кинооператора Эдуарда Тиссэ. Квартира была удивительная: мексиканские ковры, дарственные фотографии знаменитостей, автографы Гриффита, Чаплина, Диснея..."
          Сердце моё забилось, точно также начиналась одна из записей в моём дневнике: "В
семилетнем возрасте я попала в дом моей бабушки по отцовой линии, Надежды Николаевны. Её
муж был из знатного дворянского рода. Жила она в старинном доме на Большой Полянке. Квартирка на первом этаже показалась мне удивительной: много коробочек, шкатулочек с интересными фотографиями мужчин, похожих на белых офицеров и - дам в бальных платьях..." И, ещё: "...Я стояла в каунасском музее М. К. Чюрлёниса, после прослушивания его симфонической поэмы "Море", перед собранием изделий народного творчества Тибета, островов Океании и загадочной Мексики.
- Вот бы где побывать! - мечтала подростком."
           Панкратов был мечтательным мальчиком, а я - мечтательной девочкой. Мне нравилось брать на руки мою огромную любимую куклу Эмму, представлять её своей дочкой, которой я часами могла рассказывать и про облачных барашков, и про золотые солнечные руки, и про русалок живущих в реке рейн, что протекала в нашем городе Дрездене.
           Однажды, мне пришлось услышать жалобы мамы на меня папе:
-... Какая-то непонятная, дикая, вздорная, упрямая девчонка. Залезает с куклой в пустой кайзеровский шкаф и разговаривает сама с собой, словно умалишённая.
- Скоро отвезём её в Москву, к твоей матери. Надеюсь советская школа вышколит её, станет как все, - отвечал папа. Мне было больно слышать это. Мне казалось, что они любят только моего годовалого братика Серёжу. Аукаются с ним, целуют его, завалили комнату где он спит всевозможными игрушками. А у меня только Эммочка. Я обязательно возьму её со мной в Москву, как бы не противились этому родители.
- Мне уже шесть лет, - обратилась я к Эмме, - я хочу учиться в русской школе. Как ты
думаешь, доченька, полюбит меня мамина мама или нет?
          Бабушка Анна Алексеевна оказалась простой и улыбчивой. У неё были голубые глаза и длинные русые волосы, которые она закручивала в пучок и покрывала косынкой. Меня поразила белизной её, атласная кожа, без единой морщинки. А я - то глупая думала, что бабушки должны быть сморщенными, как бабка Ёжка.
-Гляньте ка, -всплеснула она руками, - такая же смуглая как её дед, - и посмотрела на высокий комод, где стояло фото красивого мужчины в гимнастёрке, погибшего за оборону Москвы. Позже, бабушка Аня не раз рассказывала про Василия Ивановича, с гордостью повторяя:
- И рисовать твой дед умел, и на аккордеоне, и на гитаре, и на пианино сподобился хорошо играть.
      А главное, дедушка беззаветно любил Русь-матушку и как все в те годы, не задумываясь, заслонил её своей грудью от фашистов.
      Много счастливых дней провела я и в октябрятах,и в пионерах, и в комсомоле, а вот в партию вступать не стала. Может быть, и не правильным это было решением. Но знаю одно точно, общая масса людей того времени была более открытой, более человечной, более искренней. В душах большинства жило чувство чего-то возвышенного. Что-то от этого возвышенного жило и во мне. В самые трудные моменты, когда и жить-то казалось незачем,
это чувство окрыляло меня и заставляло не сдаваться, лететь дальше.
       Не об этом ли хотел сказать нам ещё раз дорогой Александр Андреевич Панкратов?
       Искреннее ему спасибо!

                Р.А.Н. Москва, 2013 г.
      
Об этом заставляет думать работа Александра Панкратова, его романтическое "Путешествие автостопом" думать               

 


Рецензии