Как щедро льются эти звуки

Молодой, свежий голос  Наташи наполнял  мой маленький домашний кабинетик и, не вмещаясь в него,  полнозвучной струей вырывался на волю в распахнутое окно. Отзвучал последний аккорд, и мы обе, молча, вспоминали…1981 год. При музыкальном училище Усть-Каменогорска  открывалась   семилетняя «Хоровая школа» с полным курсом всех музыкальных предметов.
 Бесплатная.
 Желающих оказалось намного больше возможной цифры приема.
 Сам собою возник  небольшой конкурс. Среди прошедших его оказалась и Наташа Зимнякова – пухленькая кроха  лет 8-9  с великолепными музыкальными данными. Школа  развивалась  на удивление быстро и так эффективно, что уже на четвертом году обучения  старший хор  (а возрастных ступеней было три) смог принять участие в Государственных экзаменах, исполнив три полноценных госпрограммы для выпускников дирижёрско-хорового отделения училища, заслужив величайшую похвалу Государственной экзаменационной комиссии, не ожидавшей такого приятного  сюрприза.  Наташа – одна из  продолживших музыкальное образование в училище и ВКГУ (музфак).  Кстати, школа не ставила своей задачей готовить музыкантов-профессионалов).
 Почему-то она не решилась поступать в базовый музыкальный ВУЗ – консерваторию и сейчас об этом порядком жалеет. Для консерватории у неё есть всё: абсолютный музыкальный слух, великолепная память, умение подбирать на фортепиано, переходя в любую нужную тональность, образование  и опыт.  Даже в самые трудные  годы, заставлявшие музыкантов уходить в «челноки», Наташа себе не изменила.
  В те времена  это себе могли позволить только самые упорные и способные. Наша героиня обладает этими качествами вполне, потому подумывает о консерватории, хотя бы заочно.
. Уже многие годы Наташа делит себя между  Школой эстетического развития № 19 и регентством в  Троицком храме.   В школе она уже сделала выпуск и очень гордится прекрасным выпускником, нынче поступившим в музыкальное училище. Наташа уверена, что и те дети, которые выбрали иную  стезю  после  Эстетической  школы,  станут  нравственно  совершеннее.
  - Наташа, а почему храм?
- Моя бабушка  (ох уж эти бабушки…Арина Родионовна, бабушка Зере…) очень красиво пела молитвы, да и вся семья была музыкальной – играющей и поющей, хотя профессиональных музыкантов в семье не было. Старший брат закончил духовную семинарию и занимает должность настоятеля Кафедрального собора в Чите.  Я очень люблю храм, его благостную обстановку, звучание хора где-то там под куполом. Мечтаю пополнить хор хорошими голосами (деньги!?) и приготовить концертную программу   духовной музыки. Хорошие задумки. Пусть не мелеет твоя душа и не погаснет огонь ее горения.


             Через четыре года мы вновь встретились с Наташей.
 
Передо мной стояла зрелая, интересная  дама с вдумчивым взглядом, мягкой улыбкой и плавными движениями.
Куда делись некоторая угловатость, застенчивость, даже «букость»?
Все поглотила, исправила зрелость, материнство (сыночку Яшеньке уже ТРИ годика).
Эстетическую школу пришлось оставить.
Главным поводом нашей встречи  послужил диск с записью ряда культовых хоровых сочинений русских композиторов.
Наташа теперь регент архиерейского хора Усть-Каменогорского и Семипалатинского Кафедрального собора Андрея Первозванного, где Епископом служит отец Амфилохий.
Как ни трудно было, но Наташе удалось хотя бы частично воплотить свою мечту. Правда,  для большого хора, которому действительно были бы посильны, произведения, соответствующие теперешнему высокому статусу храма, пока не хватает возможностей (в основном  - материальных, ибо хористы в нашем городе, где два хоровых отделения, найдутся).
Пока же небольшой хорик с профессиональными певцами  и прекрасным солистом – протодиаконом Андреем Дудником, получившим музыкальное образование по классу тромбона, что всегда гарантия развитого слуха и чистой интонации, с предложенным репертуаром вполне справляется. Ну а голос – дар божий. Он у Дудника красивого и весьма проникновенного  тембра. (Вообще, стоит отметить огромную работу по выравниванию звукового ансамбля и другим техническим моментам звукорежиссёра Владимира Иванова, пользующегося в городе большой популярностью и авторитетом).
Следует отдать должное и хоровой группе, чьё исполнение не только интонационно выстроено (браво регенту!), но и наполнено высоким смыслом каждого исполняемого слова.
Богата и прочувствована нюансировка. Хор умеет петь не только forte (громко), но и задумчивое piano (тихо), не теряя при этом ни чистоты интонации, ни прекрасной дикции.
Удачно для данного состава подобрана программа из ранее почти не звучавших         в Троицком храме сочинений А. Косолапова, С. Трубачева П. Чеснокова. (В одном из  сочинений последнего удачно солировал протодиакон Мефодий), а чисто лирической кульминацией записи стало прекрасное исполнение регентом Наталией Романцовой «Колыбельной Алтаю», поставившее оптимистическую точку, нет, многоточие, в знак того, что работа будет продолжена, хор пополнен хорошими голосами, а исполнение – совершенствоваться.
Удивительно, но на моей памяти (а я живу в Усть-Каменогорске 51 год) это первая запись культовой музыки (концерты, правда,  бывали) в нашем городе, где теперь есть Кафедральный собор.
Осталось пожелать: «Сказав «А», следует продолжить, ведь русская культовая музыка так богата и прекрасна!»
 Пора выводить её на ПРОСТОР!!!


Рецензии
Люблю читать ваши музыкальные опусы, Нелли. Хорошо о коллегах пишете, с любовью и уважением к делу своему. И другим интересно читать, мне так точно. Наверное, потому ещё, что музыкальная грамота осталась для меня неосуществимой мечтой, а тяга к ней сильная. Да и в занятиях словесностью она совсем не лишняя. То ли дело раньше обучали музыке в процессе общего воспитания.
Я музыку не знаю, но чувствую, даже сама сочинила несколько песен, а знакомый композитор, который 3 песни на мои стихи написал, позвал меня в студию, я напела свои мелодии, а он на компьютере аранжировку сделал – есть такая программа. Дал мне послушать и спрашивает: ну как? А я ладони развела и говорю: узко строка идёт, надо так – и пошире развела ладони. Он внимательно глянул и говорит: понял, на две терции поправлю. Смеялись потом с ним оба. А музыку мою, если хотите я пришлю вам почтой, на две вещи есть минусовки, одна вальс. Вот такие у меня отношения с музыкой.
О храме вашем и певчих его тоже с интересом читается. «Ужасно интересно всё то, что неизвестно». С улыбкой, ваша Л.

Лариса Бесчастная   21.11.2016 01:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Лорушка, за очень тёплую и дружественную рецку, а вернее, доверительный разговор.
Очень меня повеселила фраза "поправлю на две терции" - выражение неправильное, но такое милое и доверительное...
Всегда восхищаюсь Вашей тягой к познанию непознанного.
Значит ДУША живёт и трудиться.
И пусть ДОЛГАЯ ЛЕТА так будет.
Мелодии Ваши послушаю с удовольствием.
ВСЕГО САМОГО ДОБРОГО.
Ваша Нелли.

Нелли Мельникова   21.11.2016 15:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.