Андрей Демьянович Колибаба - Человек-легенда

АНДРЕЙ ДЕМЬЯНОВИЧ КОЛИБАБА – ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА

Одиннадцать лет назад, в 2002 году в журнале «Рассвет» в Кишинёве вышел мой рассказ «Такие вот шуточки» - об Андрее Демьяновиче Колибабе – человеке большой души, хорошем организаторе, замечательном руководителе крупного многоотраслевого хозяйства, тонком психологе и непревзойдённом артисте – мастере шутки и большом ценителе юмора. О нем ходило множество легенд, об этих самых его шутках, которые в нынешнее время получили название «приколы». С некоторыми из них я тогда был знаком, и о них-то и шла речь в моём рассказе.
   И вот теперь мне выпадает честь быть одним из организаторов праздника, посвящённого 25-летию со дня открытия в родном селе Андрея Демьяновича –Нихорень – Пансионата для одиноких пожилых людей, благотворительного учреждения, основанного Колибабой для оказания помощи одиноким старикам и старушкам, оставшимся без пропитания и забытым родственниками и всем миром.
   Вот уже четверть века этот Пансионат существует, помогает попавшим в беду людям и носит имя его основателя –Андрея Демьяновича Колибабы.
    Готовясь к этому событию, я узнал много нового об этом замечательном человеке. И осознал, что легенды об Андрее Демьяновиче имели тогда широкое хождение в народе, и что продолжают о нем вспоминать  сегодня, и будут помнить его очень долго   не только и не столько из-за его так называемых «шуточек», которые я описал тогда в журнале «Рассвет», а и по другим причинам.
     Позволю себе привести здесь в сокращении рассказ из журнала, тем более, что журнал тогда вышел незначительным тиражом и мало кто из односельчан имел возможность его прочитать.



ТАКИЕ ВОТ ШУТОЧКИ...

  Ну и наградил же господь наш молдавский край шутниками! Конечно, в любой местности их предостаточно. Ведь известно, что в каждой роте есть свой Василий Теркин. Но у нас на каждой магале*, в любом селе отыщется два-три балагура, каких свет не видывал, и слава о которых перевалила далеко за пределы местных имашей**, одай***, безвестных речушек, урочищ и лесополос.
Такие люди украшают жизнь, помогают воспринимать ее не только во всем ее богатстве, но и во всей неожиданности и парадоксальности.
Многое число легенд и анекдотов, имеющих хождение в Нихоренах**** Рышканского района, да и не только, связано с именем ныне покойного председателя местного колхоза Андрея Демьяновича Колибабы.
 Говорят, толковый был хозяйственник, да и человек душевный. Но и - большущий шутник, артист высшей пробы. Шутит, а ни мускул на лице не дрогнет, ни глаз не моргнет. Вот и  пойми - всерьез он или тут тоже очередной розыгрыш.
Хозяйство его было одно из лучших. Поэтому ездили к нему из других хозяйств за, так сказать, опытом.
Приезжает как-то такая делегация.
- Андрей Демьянович, как вам удается выполнять план по мясу?
- А вы много лошадей у нас видели?
- Да нет...
(Лошадей в то время действительно было маловато).
- Так я их все сдал на мясо.
- Как это?
- Пристрелили и сдали.
- А, вот оно что!
Вернулись по домам и ну стрелять лошадей...
Или другой случай. Приезжает другая делегация - тоже за опытом. А в кабинете Колибабы как раз собрание охотников. Охотники вышли, заходит делегация:
- Андрей Демьянович, как вы выполняете план по мясу?
- Да очень просто - свиноферма у нас большая. Чем кормим? Воронами! Вы сами видели - тут охотники только что собирались. У нас лес недалеко, там ворон - тысячи. Я уже выписал охотникам три тонны пшеницы. Сейчас они разбрасывают ее по снегу. Налетят вороны, а мы их пих-пах! И сразу - на свиноферму. А свиньи, я вам скажу, жрут их даже с перьями...
Кинулись ли потом охотиться за воронами - неизвестно. Но зато у другой шутки Колибабы были очень даже серьезные последствия.
С началом реформ сверху пошло давление: мол, колхозы не нужны, а вот если дать каждому по квоте, то "чувство хозяина" немедленно озолотит каждое село.
Для пропаганды собрали как-то семинар аграриев сразу двух районов - Рышканского и Глодянского: председатели, специалисты, бригадиры. Руководили всем этим делом чиновник из Минсельхоза и один депутат парламента. Речи известные: колхозы изжили себя, нужна частная собственность на землю, иначе "чувство хозяина" просто не выработается. А вот "чувство" непременно заставит селянина пахать день и ночь, чтобы и себя прокормить, и страну. А что сейчас? Идет на работу в девять, ждет машину, чтоб ехать в поле. А при частном владении пойдет в поле в пять, не дожидаясь никакой машины. Вечером теперь еще светло, а он уже едет домой. Потому как колхоз. А станет частником - будет работать дотемна. Но тогда и все сельское хозяйство страны воспарит в безбрежные выси экономического расцвета.
Зал на шестьсот мест уши развесил, слушает.
От парламента выступил господин (назовем его "П"), от министерства господин (назовем его "М"). Потом они спрашивают у зала:
- У кого есть вопросы?
Пара вопросов все-таки поступила.
- Кто желает выступить?
Пара человек все-таки пожелала.
- А еще кто? Хочет выступить Колибаба из Нихорень? Пожалуйте к трибуне.
- Дорогие господа, - начал Колибаба. - Меня вы все, наверное, знаете...
"Знаем!" - оживился зал.
- Я председателем уже много лет. Построили мы школу, детский сад, баню, Дом культуры... (Долго перечисляет, а перечислять есть что - понастроили невесть сколько).
- ...В нашем селе ...легковых машин, ...мотоциклов - можете проверить. У нас с высшим и средним специальным образованием ...человек. Данные есть в примэрии - можете проверить... Так вот, наш колхозник действительно привык
выходить на работу к девяти. А после нее норовит помыться, напялить на себя современный костюм с галстуком и укатить на своей машине аж в Бельцы, слушать какую-нибудь певицу, допустим - Софию Ротару. Вы понимаете? Ну, так он уже привык. Тяга, понимаете ли, к культуре. Или к рыбалке. Или еще к чему-нибудь такому...
    Я даже не знаю, как тут быть с этим "чувством хозяина"... Чтобы, значит, он от всего этого подальше и стал просто пахать день и ночь?...  Я и сам от этих идей не сплю по ночам. И коль господа "П" и "М" (Колибаба, естественно, называет их по имени-отчеству) так настаивают, то я,  зная, что они убежденные сторонники единоличия в интересах процветания страны, и спрашиваю: а почему бы и нет? Это будет совсем даже неплохо...
(Оживление в зале).
- Вчера в Нихоренах было колхозное собрание, - продолжает Колибаба, - проголосовали единогласно...
(В зале - мертвая тишина).
- ...проголосовали единогласно - выделить господам "П" и "М" (называет их фамилии, имена, отчества и должности полностью) по три гектара хорошей пахотной земли - каждому бесплатно, на три года, - чтобы они личным примером доказали, сколь притягательна сила их идей, и сумели осуществить их на практике - пусть поначалу в виде эксперимента. А то ведь откуда они возьмут
землю там, в Кишиневе? Нечто на асфальте экспериментировать?
Сказав это, Колибаба энергично захлопал в ладоши, как обычно бывает при вручении наград, затем вынул из папки какие-то бумаги с печатями и направился к столу президиума, чтобы вручить их господам "П" и "М".
- Сим подтверждается, что мы вам бесплатно выделяем землю в аренду.
Примэрия об этом знает, все формальности соблюдены. Только аренда с условием - обрабатывать землю лично. Чтобы, когда наш тракторист, помывшись, будет вечером ехать на своей машине в Бельцы на концерт, видел вас, господа, еще в поле...
Президиум захлопал глазами.
Потом покраснел.
Потом побледнел.
Но Колибаба дойти до стола не успел, так как председательствующий тут же сориентировался и пулеметной очередью выпалил:
- Госпо... семи... закрыт. Все, исчерпано...
Колибаба махал бумажками, кричал президиуму вдогонку:
- Куда же вы, господа? Я же вам даю то, о чем вы мечтаете! Остановитесь, господа! Вы что, обиделись? Я же пошутил...
Потом махнул безнадежно рукой:
- А-а, они ведь шуток не понимают!
Вот какую, говорят, шутку выкинул Андрей Демьянович Колибаба в начале демократических реформ - при скоплении народа и с крупными последствиями.
С какими?
  Руководящие господа впредь валили колхозы безо всяких разъяснений и семинаров. Но не возлагать же всю ответственность за последовавшую затем разруху на одного лишь Андрея Демьяновича Колибабу.
Он всего лишь пошутил. А, может, даже не он? Мало ли легенд вокруг его имени... Народ - он ведь такой, до шуточек ужас как охоч!


ПРИМЕЧАНИЯ

*Магала – часть села.
** Имаш – пастбище.
*** Одая – здесь: полевой стан.
**** Раньше это село называлось Нагоряны, затем было переименовано в Нихорень. Не путать с селом Никорень.

            ***

   Вот, что было написано в моём рассказе 11 лет назад в журнале «Рассвет». И теперь я вынужден признать, что осветил я тогда в нём образ Андрея Демьяновича как-то однобоко, и что сегодня, попросив извинения у читателей, хочу дополнить свой рассказ несколькими картинками. Не называя при этом фамилий, но зная точно, что это – не выдуманные, а самые настоящие реальные факты, характеризующие Андрея Демьяновича, как человека и руководителя.

  Рассказывает Тамара А.:
 - В моей семье случилось большое горе. Мой муж работал трактористом и попал в аварию. Погиб в автокатастрофе. Знаете, сколько всего в таких случаях переживаний, забот…  Решила пойти к Андрею Демьяновичу, он был председателем колхоза, сообщить о трагедии и попросить помощи. Иду к нему на приём утром, становлюсь в очередь. Он меня увидел, зашёл в кабинет, выносит какие-то бумажки. Говорит: «Примите мои соболезнования, Тамара, держитесь. Вот Вам всё, что нужно. Это –документ на доски, идите в стройбригаду, это выписка на продукты: мясо, яйца и остальное, выдадут на складе. Я их предупредил всех».
Я заплакала, а он меня успокаивал. Всё сделал сам, не ожидая моих просьб. Как не помнить такого человека?

Говорит Татьяна Б.:
- Мои родители не работали в колхозе, а оба – в сфере бытового обслуживания. Отец заведовал шерстечесалкой. И вот пришло указание: колхозникам приусадебных участков оставить по 25 соток, а не колхозникам, кажется,- по 6. Ну, у нас были надворные постройки, они и занимали почти все 6 соток огорода. Приходит комиссия, отмеряет землю, забивает колышки почти у самого порога дома. Чтобы, значит, землю отобрать.
Отец мой – к Колибабе: «Как нам быть, Андрей Демьянович, помогите, посоветуйте, неужели ничего нельзя сделать?». Председатель успокоил отца, усадил на стул, и говорит:
«Давай подумаем, что можно сделать. Ты на шерстечесалке работаешь три дня в неделю, так? В остальное время ты более или менее свободен. И жена может быть свободной иногда. Почему бы вам не вступить в наш колхоз? С нормами трудоучастия вы можете справляться, в случае необходимости пригласите родственников, соседей. А к вам в таком случае по вопросам земельным никто никаких претензий иметь не будет.
Так и сделали по совету Андрея Демьяновича.
Этот участок и сегодня наш.
Как не вспоминать добрым словом такого человека?
Другой председатель мог вообще не выслушать и сказать: «Закон есть. Раз не положено, значит не положено. Я ничего сделать не могу». Ведь есть и такие руководители и всегда были.
А он – доброжелательным был и чутким.

Вспоминает Лилия С.

- Моя мама работала в колхозе экономистом по оплате труда, но не имела высшего образования. Как-то раз вызывает её Андрей Демьянович. А председателя все, хоть и уважали, но и, сказать честно, боялись. Он мог так потребовать, что никому не хотелось попасть «на ковёр».
«Что случилось, -подумала мама,- наверно я где-то провинилась».
С этой мыслью зашла в кабинет:
«Что случилось?».
«Ничего не случилось. Присядь. Надо поговорить. Ты сколько времени у нас работаешь? Да-а. Время уходит быстро. Надо думать о будущем. Скоро нам понадобится главный экономист. И ты подходишь по всем пунктам. Опыт есть, практика неплохая. Мы бы тебя поставили на эту должность хоть завтра, и я уверен, ты бы справилась. Да вот есть одно «но». И очень существенное. Нужно учиться в институте. Без этого – никак».
Маму такой разговор огорошил:
«Что Вы, Андрей Демьянович! У меня – трое детей! Какая из меня студентка? Это – не может быть!».
«Так ради детей и должна ты учиться! Сколько людей учатся заочно и всё успевают. И ты успеешь. Не переживай».
Убедил, с кем-то говорил по телефону, куда-то ездил. Так мама и закончила институт и работает до сих пор главным специалистом.
Так он относился ко многим специалистам, механизаторам, животноводам, да и всем колхозникам. В беде всегда помогал, вникал глубоко в заботы и душу другого человека, понимал его.

Выслушал я эти три истории, и только теперь до меня дошло:
"Андрей Демьянович Колибаба – Человек- легенда. И помнить его будут долго не только из-за «приколов», а за то, что он, как великий артист, мог проникнуть в душу другого человека, мог стать на мгновенье этим другим и понимал его, как понимал самого себя. И поэтому относился к другому человеку, благодаря своим артистическим способностям и душевным качествам, как к самому себе.
   И совсем не случайно возник в селе Нихорень Пансионат для одиноких стариков и старушек.
  И не случайно этот пансионат назван именем Андрея Демьяновича Колибабы – Человека-легенды".


Рецензии