Новелла Дракон в старом городе

 Новеллы о  моем  городе...
Дракон в старом городе...
Название города Клайпеда
2013-09-20
 
1978... Поезд мчит (уносит)меня на запад.
В старинный литовский город Клайпеда.
На окнах купе изморозь, - ничего не видно, на улице  тридцатиградусный мороз, только изнутри окна потеют! Вагон поезда Москва –Клайпеда старый, изношенный, холодный, еле тащится,  монотонно стуча по рельсам. Пассажиры жмутся от холода, пытаясь согреться чаем...Проводница не показывается  из своего купе, считая, что напоила нас чаем,  и теперь мы можем ехать и в неотапливаемом вагоне...
Нас в купе четверо: пожилая женщина,уже старушка с внучкой и мы с мужем. Они едут домой, а мы – к матери мужа.
  Я – впервые,  но уже знакома  со свекровью... Она приезжала в Казань –знакомиться со мной, позвала нас к себе...жить. Какое –то странное, боязливое  чувство – как-то  примет меня ее  большая семья?
Ведь там все говорят на литовском языке.
Муж успокаивает меня, только  обеспокоен моей дорожной простудой... У меня высокая температура. Сейчас побежал по вагонам искать таблетки...
На верхней полке – не так холодно. Но жмусь и кутаюсь, меня бьет озноб.
Слышны тихие разговоры женщины с девочкой, которая хочет погулять в коридоре вагона.
 Все, в вагоне , в большинстве, спят, дремлют, коротая дорогу, поэтому в коридоре тихо.
Девочке скучно, и она  вернулась в купе.
На вид, ей  5-6 лет,  – тихая, послушная, только пристает к бабушке с вопросами, просьбами, рассказать сказку
Но, видя меня, чуть дремлющую, успокаивается и затихает...
- Бабушка, -  произносит она тихо –тихо, - расскажи, ну, расскажи...
- Ну, ладно, расскажу тебе старинную легенду, - согласилась бабушка
И начала  приглушенным голосом говорить:
«Это было давно –давно, еще в старину...
...Жили –были два брата, по прозвищу, Волк и Олень. Их считали посланниками Бога на Земле.  Были они сильными и умными. Между собой дружными. Они заботились о своем народе, потому что   были предводителями  древних племен на этой Балтийской земле...
 Однажды  людям потребовалось новое место для жилья, и они отправились  на поиски  этих двоих братьев, по прозвищу,  — Волка и Оленя. Но  пути братьев в  диком, темном, лесу разошлись. Олень  со своими приближенными  дошел до побережья, где желтый песок соприкасается с морем, и решил, что именно сюда он приведет свое племя. А Волк исчез.  Его долго искали, ждали.  И, единственное, что удалось найти Оленю, — вязкий след в  зеленой, болотной трясине. Кем он был оставлен? — Человеком или сказочным животным, — неизвестно, но именно от него, якобы,  город  наш берет свое название: «клампи педа» переводится с литовского как «топкий след».... »
- И «клумпе» - тоже оттуда? –задается вопросом девочка
- И «клумпе» -  старинная, деревянная обувь  тоже появилась в те времена, когда люди жили в лесах, - подтвердила  бабушка
Я даже прислушалась, так мне стало интересно, что я даже забыла о недомогании своем.
- А какие приметы в городе говорят об этом? – подала я голос
 - В  старом городе есть приметы тайны  названия города, -- продолжала свой рассказ женщина,-
...  - В Старом городе по одному из домов на улице Turgaus                « ползет»  трехметровый красный дракон, во время дождя изрыгающий потоки воды на отпечаток человеческой стопы. (Такой вот любопытный водоотвод —добавила она - литовцы не были бы литовцами, если бы не нашли хозяйственного применения декоративной скульптуре.) След, якобы,  принадлежит персонажу древней легенды, представителю языческого племени, жившего на территории современной Литвы.
Женщина  рассказывала  внучке  историю названия слова Клайпеда. Я прислушалась, мне  тоже было интересно узнать об этом, потому что я ехала впервые в этот  город... с таким интересным названием Клайпеда.
И предположить тогда не могла, насколько своевременна информация, которую услышала.
 
Мы принимаем названия многих городов, как данность, читая их даже на иностранном языке, не задумываясь...о смысле, заложенном в  сочетании букв и слогов...
Легенда эта запомнилась надолго.
Вот такая история, как сказка...


Рецензии