Я русский. Кто я? из сб. Русь

 Я русский. Кто я? мз сб. "Русь" 

Я русский. Основную часть своей жизни я прожил при Советской власти, беззаветно и бескорыстно строил коммунизм, то есть,  работал как добровольный бессрочный каторжник и не требовал себе никаких благ. Как большинство советского народа, я жил скромно в материальном отношении, однако считал себя свободным и счастливым, искренне сочувствовал народам капиталистических стран, изнемогающих под гнетом империализма. В молодые и даже в не очень молодые годы я удивлялся, почему эти угнетенные и живущие в нищете народы не делают социалистическую революцию, чтобы построить самое справедливое в истории человечества общество, обеспечить себе и своим детям радостную, свободную, зажиточную жизнь. Как в нашей стране.
      Никогда не задумывался я всерьез и о своей национальной принадлежности. В СССР родилась новая социальная общность, единый советский народ, исчезли какие-либо грани между нациями, национальностями и народностями. Среди множества моих знакомых, друзей и приятелей встречались люди самых разных национальностей: русские, татары,  башкиры,  чуваши,  мордва, марийцы, украинцы,  белорусы,  кавказцы, выходцы из Средней Азии, молдаване, алтайцы, латыши, литовцы и евреи. Больше всего, пожалуй, в моем окружении  оказалось евреев, потому что я трудился в прикладной науке, а евреев там хватает. Однако я никогда не задумывался о национальности своих коллег и друзей. Мне встречались, в основном, хорошие люди, умные, доброжелательные, отзывчивые. За свою жизнь я сталкивался и с подлецами, сумел нажить немало врагов, но все они тоже относились к самым разным  национальностям. Я делил  всех,  кого знал,  не по национальному признаку, а  по моральным качествам: на хороших и плохих. В той среде, где мы общались, никогда не возникали какие-либо разногласия на  национальной почве. Но встречались исключения.
   Когда я молодым инженером поступал в заочную аспирантуру в один из московских НИИ, со мной вместе сдавала вступительные экзамены супружеская пара из Кемерова, оба татары. Она сдавала экзамены неплохо, а вот он сильно «плавал» на каждом экзамене, но как-то ухитрялся получить заветную тройку. Запомнился мне экзамен по немецкому языку, который принимал профессор Раушенбах. Я уже полностью подготовился по своему билету и слушал, как сдает наш кемеровский татарин. Увы, он не знал немецкий язык абсолютно. Профессор Раушенбах долго бился с ним, но сдался и сказал, что ставит двойку. И тут наш абитуриент с большой обидой и горячностью заявил:
   - Вы придираетесь ко мне потому, что я татарин!
Нечто подобное я слышал и позднее, когда спрашивал у некоторых коллег, почему они, работая в НИИ, не защищают диссертацию, хотя бы кандидатскую. Большинство отвечали почти одними и теми же:
   - Мне не дают защищаться, потому что у меня фамилия такая!
Поначалу я возражал им, что, мол, люди с «такими фамилиями» заполняют любой ученый совет на 90 процентов. Но по реакциям собеседников быстро отказался от подобных замечаний.
Когда распался Советский Союз, и возникло новое суверенное демократическое государство Россия, я получил  новый российский паспорт. В отличие от старого советского, в нем не указана моя национальность. Я  не стал сильно задумываться над этим.  Я привык к тому, что у нас все народы равны, что мы создали новую социальную общность, - единый советский народ. До этого я несколько лет с интересом следил за бурными дебатами в новом демократическом «парламенте» распадаюшегося  СССР, а затем и новой Российской  Федерации  по этому вопросу. Большинство  ораторов  с пеной у рта доказывали, что указание национальности в паспорте унижает человека и гражданина.
   Президентом России стал честолюбивый пьяница, который «позволил» народам России «брать столько суверенитета, сколько они смогут удержать». Гнмедленно пошел процесс «идентификации» российских наций и национальностей. Представители каждого народа, каждой народности бурно требовали автономии, независимости от «центра», ненавязчиво намекая, что ненавистный «центр» – это Россия, русские. И вот тут я впервые задумался о своей принадлежности к определенному народу, к русскому народу, и сразу же стал сомневаться в правильности того, что меня лишили звания русского человека. Я стал «вычислять» тех, кто требовал убрать из наших паспортов указания о национальности.
   Кто они? Русские? Большинство русских, как и я, относились к этому вопросу с нашим знаменитым русским наплевательством. Указана национальность - хорошо, не указана,- ничего, жить можно.
   Татары? Татары очень ревностно отстаивали свою принадлежность к татарскому народу. Чуваши? Нет, не чуваши. Один мой стариннейший, еще со студенчества друг, чуваш, прекратил со мной переписку, когда я в бурные годы становления суверенной России посоветовал ему не заниматься «национальной ерундой». Он гордился тем, что является сыном великого чувашского народа.
   Может, это злодейство совершили украинцы, белорусы, прибалты, кавказцы, народы Средней Азии, молдаване? Нет, все они с превеликой радостью вырвались из-под «русского гнета» и яростно отстаивали независимость своих новых суверенных национальных государств.
Может, это беспокойные чеченцы хотели замаскировать свою «кавказскую» национальность? Нет, чеченцы с самого первого года распада СССР ведут ожесточенную войну с Россией за свою национальную независимость. Если же вспомнить историю, то войне этой уже больше двухсот лет.    
   Все без исключения народы бывшего СССР гордились своей национальностью и отстаивали свое право принадлежать к своей нации, к своему народу. Они не заинтересованы в исключении из своих документов упоминаний о своей национальности, скорее, наоборот, и этому «наоборот» можно отыскать бесчисленное множество примеров.
   Может быть, это евреи, на которых мы привыкли втихомолку  сваливать все свои неприятности? Может, это они так стыдились своей национальности и своих «таких фамилий», что решили убрать из удостоверений личности всякие упоминания о каких бы то ни было национальных вопросах? Возможно, это они.Но!
   Евреи, пожалуй, до кончины века будут благословлять решение ООН 1947 года, которое подарило им, наконец, после двух тысяч лет бездомных скитаний по неприветливой земле свое национальное еврейское государство, - Израиль. Евреи со времени этого решения фанатически борются за каждую пядь своей исторической родины со своими ближайшими соседями и родственниками по крови – арабами, такими же семитами. И этой кровопролитной борьбе не видно ни конца, ни края.
   Пожалуй, только мы,  русские отнеслись к этой «идентификации» пассивно, по укоренившейся привычке плевать на все:  мол, моя хата с краю, ничего не знаю. И мы пожинаем урожай от этого своего посева: в современной России русские стремительно превращаются в национальное меньшинство.
Я так и не нашел ответа на свой вопрос, да и мучил он меня не так, чтобы сильно. Единственным конструктивным результатом этих моих раздумий стало постепенно созревшее решение разобраться: кто же такие мы, русские? Как говорится, откуда «пошел есть» русский народ?


Рецензии
Валерий, любопытную тему Вы затронули. Знаете, в народных сказках нередко незнакомого человека спрашивали:"А какого ты, добрый молодец, роду-племени будешь?" И только после ответа на этот вопрос продолжали беседу или отправляли восвояси...
Мы почему-то долгие годы не считали нужным даже самим себе ответить, какого мы рода-племени? Нарушилась связь времён и немногие знали своих предков, а раньше считалось правильным "семь колен" помнить. Хотя в деревнях, где память была покрепче, украшали свои дома фотографиями многочисленных родных-близких, помните эти доморощенные "фотоколлажи"? А старушки всегда были готовы рассказать про дедов-прадедов, тёток-дядек и детей-внуков. Постепенно всё это было утрачено, а старые фотографии отправились на помойки и в костры. Не с "Иванов ли, не помнящих родства" началось забвение истоков?
Про государственную идеологию я и не говорю. Вот замечательный писатель Владимир Крупин возмущался как-то: "Почему это на всех симпозиумах и конференциях меня представляют как "советского писателя", а не русского? У нас есть грузинские, татарские, армянские, литовские писатели и поэты...даже ненецкие и адыгейские, а русских нет?"
На алтарь общности "советский народ" положили именно русских. Об этом можно долго говорить, но я останавливаюсь, потому что Вы всё это знаете. Извините, что бегло пробежалась по некоторым крупным Вашим произведениям,однако сейчас у меня нет возможности читать романы (меня не было на сайте почти месяц - скопилось много дел и переписки)
Рада познакомиться с Вами и нахожу много общего во взглядах.
С надеждой на новые встречи,
Наталья.

Ната Алексеева   11.02.2014 21:14     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова. Очень хотел бы,чтобы вы прочитали моих "Спецхимиков". Правда, там я многое вообще убрал,почти половину, из соображений, относящихся к "компетентным органам". Желаю Вам успехов. Федин

Валерий Федин   21.04.2015 13:35   Заявить о нарушении