Романов в рисунках Юзефа Крашевского

«Часовня в Романове».
Литография по рисунку Ю.И.Крашевского.               

      

       Почти всю свою жизнь Юзеф Игнаций Крашевский рисовал и занимался живописью. Того, что он сделал в искусстве, с лихвой хватило бы на Крашевского только художника. Но писатель и художник были в нем неразделимы. Вот что пишет об этой связи В.Василенко:

       «Мимолетный росчерк, стремительность незавершенных линий откроют нам тайники творческой лаборатории реалиста, стремившегося во что бы то ни стало схватить в своей изменчивости вечно иной облик реалий, дней, событий, людей, настроений... Увиденное и запечатленное на листах альбомов потом «перетекало» в текстовую ткань романов, статей, публицистических выступлений; одухотворяясь в слове, продолжало жить однажды обретенною и теперь уже никогда не кончающейся жизнью. Эскиз, возникший, как бы походя, наспех, невзначай, становился зародышем того или иного образного антуража беллетристического произведения. Трудно отрешиться от впечатления, что зафиксированная рисунком реальность тут же начинала проявлять свойства живописности, вызывала в сознании писателя-художника те единственно верные слова, в которых могла воплотиться с максимальной полнотой и достоверностью».

       В 1861 году вышел из печати его «Альбом пейзажей Ю.И. Крашевского. Часть 1 – Подлясье». Он состоял из шести цветных литографий Юлиана Цеглинского и черно-белой Людвика Пехачка по рисункам Крашевского, сделанным в Романове до 1857 года. Во вступлении к нему писатель помещает свое впоследствии ставшее широко известным объяснение в любви к искусству:

       «Должен сознаться в том грехе, что с молодости любил искусство, и не только любил: не мог противиться искушению попробовать, не сумею ли и я говорить его языком. Сколько на это было испорчено бумаги, напрасно потрачено времени и порвано неудачных проб, досадно вспоминать. Но если дозволено другим пристрастие к различным в мире занятиям, далеко, по мне, менее привлекательным, чем рисунок, почему бы и мне возбранялось портить бумагу и карандаши; оттого только, что я по призванию не художник?

       Сколькими же счастливыми часами обязан я этому занятию! (…) Везде, куда уезжал, пробыл какое-то время, путешествовал, по-человечески тосковал или минуту был счастлив, я рисовал для памяти то, что мне попадалось на глаза.

       И я твердо убежден, что не обязательно пригодно для рисунка только то, что поражает в природе необыкновенной красотой. Бог ни для чего не пожалел привлекательности, блеска и красоты, которая от одних предметов бьет снопом лучей, от других лучится бледным сиянием. Солнце видят все и немного даже слепые; малюсенькую звездочку заметит только опытный глаз, научившийся находить ее в небе.

       Так с красотами природы: не каждый их видит, хотя от травинки, древесного кустика и обыкновеннейшего предмета до величественных Альп и бескрайнего моря Бог везде разлил этот блеск, свидетельствующий о жизни…»

       Рисунки Юзефа Крашевского, помещенные в «Альбоме...», имеют для нас не только художественную, но и познавательную ценность. К примеру, после пожара 1857 года старый романовский дом Мальских был кардинально перестроен. И представить его сегодня мы можем только по рисунку Юзефа Игнация.

       Во вступлении к «Альбому...» мы обнаруживаем еще одно описание с младенчества дорогих сердцу писателя мест:

       «Романов находится на Подлясье, в крае с виду однообразно плоском, покрытом лесами, грустном и вероятно менее красивом, чем Волынь и Подолье. Но сторона эта обладает своим обаянием и привлекательностью, и нужно ее полюбить, нужно в нее вглядеться. Эти печальные пространства  и стены боров, зеленые луга, малоплодородные поля, деревни, серыми рядами хат тянущиеся среди груш и берез, красивы исключительно нашей красотой. Иные края в свете кажутся похожими друг на друга, можно найти им подобные: эти картины характерны только для нас. Деревья здесь так красивы, как редко еще где, и дубы, липы, клены и чудесно важные старые ольхи оттеняют пейзаж волнующей величественностью».

(…)

Перевод цитат с польского  Р. Гусевой



Опубликовано в сборнике:
К Крашевскому в Романов и Долгое: стихи и проза / сост. Р.Н. Гусева. – Брест: Альтернатива, 2009.


Рецензии