Предки. Часть 2. Сарра и Пинхас

Начало здесь: http://www.proza.ru/2013/09/10/359

Глава 1

В Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область) тоже существовали еврейские сельскохозяйственные колонии, подобные Херсонским. Одной из них являлся Ново-Витебск, расположенный в Криворожском округе. В Сталиндорфском районе, к которому относилась колония Ново-Витебск, также проживало довольно много немецких семей. Ибо изначально эти земли были выделены императрицей Екатериной Второй немецким переселенцам из Восточной Пруссии - меннонитам.
Примерно в конце 19-го века, в 1895-1898 году, в село прибыл подросток-сирота Гиля (Илья) Галинкин. Он прибился к семейству Шмидтов - своим дальним родственникам, и те его усыновили. С тех пор в семейных летописях появилось упоминание о моём прадедушке, Илье Шмидте, родоначальнике ещё одной ветви нашей семьи.
Илья стал столяром-краснодеревщиком, и позднее женился на дочери местных крестьян Риве. У них родилось шестеро детей: Йоэль, Иосиф, Хая-Шира, Израиль, Пинхас и Хаим. Семья считалась зажиточной. На образование детей не жалели ни сил, ни средств. Все сыновья учились в коммерческих гимназиях. В те времена на Украине евреи составляли значительный процент учеников гимназий. Не смотря на светское образование, о традициях не забывали ни в коем случае. Хотя молодёжь относилась к ним с известной долей скептицизма. Например, припоминаю рассказ дяди Израиля, моего двоюродного дедушки...
Как известно, во время еврейской Пасхи (Песаха) не едят квасное: хлеб и мучные изделия. В эти восемь дней евреи питаются мацой - лепёшками из муки и воды, без дрожжей. Свинина у евреев вообще запрещена к употреблению, как не кошерная. Так вот в один из дней Песаха Илья поймал на конюшне своих оголодавших от пасхальной еды сыновей за совершенно непотребным занятием: они втихую за обе щёки уминали мацу с салом. Ох и попало отрокам от папы! Черенок от лопаты здорово погулял по их спинам...
К сожалению, дочь Ильи и Ривы, Хая-Шира, умерла в молодом возрасте. Йоэль и Иосиф стали счетоводами (бухгалтерами), Израиль всю жизнь работал на снабженческих должностях, Пинхас выучился на плотника, а Хаим, младший сын, - на доктора.
Между 1920-м и 1930-м годами семья оставила колонию и перебралась в город, - в Кривой Рог. Причиной, должно быть, были продотряды, конфисковывающие у крестьян "излишки" сельхозпродукции, раскулачивание и прочие послереволюционные прелести. Илья Шмидт был человеком редкого ума, дальновидным и расчётливым, если сумел без особых потерь пережить эти смутные времена, когда треть жителей села арестовали, а другую треть расстреляли...
В Кривом Роге они выбрали для постройки дома зелёный холм в месте слияния двух речек, Ингульца и Саксагани. С вершины холма просматривалась половина города. В постройку дома семья Шмидтов вложила немало труда. И дом получился на славу: просторный, добротный...
Пришло время, когда сыновья выросли и начали покидать отчий дом, создавать свои семьи. Хаим, младший из сыновей, уехал в Ленинград, и там поступил в военно-медицинскую академию. Остальные осели в Кривом Роге.
Пинхасу, единственному из сыновей, последовавшему по стопам отца и выучившемуся на столяра, сосватали Сарру Лопатину из Херсонской колонии Романовка. Почему Сарра, настоящая красавица и умница, до 23-х лет сидела в девках? В те времена незамужняя двадцатилетняя девушка уже считалась безнадёжной старой девой... Я думаю, что зажиточные еврейские семьи с известной долей презрения относились к нищей сироте. Но Якову, родному дяде Сарры, удалось неплохо пристроить племянницу. Незамысловата и банальна история создания семьи моих бабушки и дедушки. Но, что поделать... Как говорится, из песни слов не выкинуть.

Глава 2

В 1937 году Сарра и Пинхас поженились, а в 1938 у них родилась дочь, названная Любой в честь матери Сарры.
Молодая семья жила в пристройке к большому дому на 4 семьи на улице Ленина (бывшей Николаевской). В квартирке имелась небольшая спальня, примыкавшая к кухне, коридор. Туалет находился отдельно, на улице. Окна в хатке находились настолько низко над землёй, что четырёхлетний соседский карапуз постоянно в них заглядывал. Печь на кухне отапливалась углём. А еду готовили на керосинке, незамысловатом нагревательном приборе, работающем, исходя из названия, на керосине... Быт, обычный для того времени.
Через забор от дома находилась мукомольня, с другой стороны дома - трамвайная остановка. Улица Ленина в 1938 году - это был центр города.
А город стремительно рос и развивался, чему способствовали богатые месторождения железной руды. Множились рудники, начал работать металлургический завод с доменными печами. в 40-х годах 20-го века Кривой Рог стал одним из главных центров металлургической промышленности на Украине.
Пинхас работал столяром на мебельной фабрике, Сарра швеёй-мотористкой на швейной.
Довольно скоро после рождения дочери Пинхас начал жаловаться на частые головные боли. Врач, осматривающий его, поинтересовался, что со зрением.
- Посмотрите, пожалуйста, на лампочку. Что вы видите?
- Две лампочки... Двоится в глазах.
Пинхас поехал в Ленинград, где в то время жил и работал в одной из больниц его брат Хаим. Обследование подтвердило худшие предположения криворожского доктора: опухоль мозга. Операция не помогла... Сарра осталась вдовой в 26 лет, а Люба - сиротой в возрасте 10-ти месяцев.
Почему у этой женщины была такая несчастливая судьба? Войны, голод, одиночество... Хотя родственники мужа никогда не оставляли Сарру. Помогали братья и невестки Пинхаса, а для дедушки Гили (Ильи) и бабушки Ривы Люба стала любимой внучкой.
Гиля и Рива по-прежнему жили в своём доме на горке. Выйдя на улицу, Рива могла наблюдать издалека всё, что происходило во дворе дома её невестки. Одно из воспоминаний детства моей мамы...
Бабушка стоит на пригорке, держит руку козырьком над глазами, закрываясь от утреннего солнца. Очень высокая, худая, в нескольких юбках и в фартуке поверх них. Под фартуком кастрюлька с кашей или какой-то другой, только что приготовленной едой...
- Любэ! Любэ! Эссн! (Люба, Люба, кушать!)
А покушать маленькая Люба никогда не отказывалась. Что очень радовало бабушку, всегда готовую подкормить сироту...

Глава 3

Относительно спокойная и размеренная жизнь Сарры и маленькой Любы враз закончилась 22 июня 1941 года. Война. Снова война. Предыдущая ничего хорошего не принесла Сарре. Да и как война может принести хорошее?
Что же будет со всеми нами? - невесело раздумывала Сарра...
Но её родня не раздумывала ни минуты. Деверь (брат покойного мужа) Израиль пришёл к Сарре буквально через несколько дней после объявления войны.
- Собирайтесь. Немедленно. Мы все уезжаем.
- Куда уезжаем? А дом, работа?
- Если хочешь жить, то собирайся и поехали.
- Но что может быть? Это же немцы. Они культурные люди...
- Сарра, давай порассуждаем о культуре немцев в другой раз. А сейчас собирай вещи, иначе случая поговорить о других народах может больше не представиться. И вообще, я не спрашиваю тебя, что ты думаешь и чего хочешь. Я тебе приказываю.

Шмидты, как всегда, были прозорливы и знали, что делали. Вся немалая семья, кроме нескольких мужчин, которых немедленно мобилизовали на фронт (в их числе буквально сразу после вышеописанной беседы оказался и Израиль), собрала свои пожитки и ближайшим поездом отправилась на восток.

Фашисты упорно продвигались вглубь территории Украины. Уже в начале июля совершались частые бомбёжки города. А в первые дни августа началась массовая эвакуация населения и оборудования тяжёлой промышленности. В середине августа город Кривой Рог был полностью оккупирован немецкими войсками. В доме Сарры и Любы хозяйничали солдаты. Тогда же был занят немцами и Сталиндорфский район, в том числе посёлок Ново-Витебск, - родина семьи Шмидт. Оккупанты были удивлены, обнаружив там евреев-крестьян, которые никак не соответствовали образу евреев в целом. Немецкая пропаганда представляла советских евреев как часть правящего класса, а не как простых колхозников. Яков Пасик, исследователь истории Сталиндорфа, позже писал:

<<Отчет айнзатцгруппы пытался приспособить уникальное явление еврейского крестьянства к немецкой концепции советского еврейства: «Как феномен мы хотели бы отметить обнаружение еврейских колхозов. Между Кривым Рогом и Днепропетровском находится значительное число еврейских колхозов, которые состоят из евреев не только в качестве руководителей, но также в качестве сельскохозяйственных работников. Насколько мы могли выяснить, это евреи низкого интеллекта, которые были признаны непригодными для важных задач и были „сосланы“ в деревню политическими руководителями»>>

В Каменке, соседнем с Ново-Витебском селе, как и во многих других посёлках района, были созданы еврейские гетто. За время немецкой оккупации в Сталиндорфском районе было расстреляно около 4000 евреев. У землячки Шмидтов, Ривки Шифрин, в гетто погибла вся семья: муж и четверо детей... Только благодаря изумительной прозорливости моего прадеда Гили Шмидта, я и мои дети сейчас живём в этом мире.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.