Вопросы и ответы. И ещё раз о сказочной репке

 В разделе "философия" внимание моё привлёк довольно поучительный очерк автора "Ван Саныч" с интригующим названием "Смысл сказки Репка":

http://www.proza.ru/2013/09/19/1598

 Признаться, именно на "Репку" я давно точил зубы...
 Русское народное творчество вообще очень многозначно. Например, сказка о золотом яичке, разбитом мышкой, это глубокий анализ натуральной экономики, "Теремок" тонко описывает человеческое общество, "Колобок" - систему распределения в государстве.
 И вот "Сказка о Репке". Должна она быть чем-то куда большим, чем просто развлечение для деток? Конечно. Ведь, как говорил поэт: "Сказка - ложь, да  в ней намёк, добрым молодцам урок"

 У Ван Саныча подлинно научный анализ. Сперва приводится текст, на особенности которого конечно прежде всего следует обратить внимание:

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!
Позвал дед бабку:
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала бабка внучку:
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку:
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала Жучка кошку:
кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала кошка мышку:
мышка за кошку,
кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, - вытянули репку!

 Затем следуют наводящие вопросы.

 Конечно, не всякий вопрос, как говорится, к месту. Но бывают и очень даже существенные. Например, странно, что автор анализа не задался проблемой, почему собаку в этой сказке зовут Жучкой, а не Шариком, к примеру.
 Между тем, этот вопрос имеет прямое отношение к трактовке сказочного текста
  Легкомысленным именем "Шарик" чаще всего называют пёсика в городе. А в селах дворовая собака, как правило, охраняет имущество своего хозяина. Вот почему она - Жучка (так как "жучит" непрошенных гостей)

 Хорошая статья. Но всё же, рискнем подобраться к сказке о Репке несколько с иной стороны. Будем исходить из того, что она представляет собой ни что иное как миф о сельском хозяйстве. А язык в мифе не символический (как в научном трактате), но образный, и на это указывает организацией текста, несколько напоминающая строй Библии

 В образном тексте участники действия не смыслу не двойственны как в символе, а указывают только на самих себя
 Вот почему дед в сказке о Репке - не то, чтобы мудрец и государственный деятель, как предполагает Ван Саныч, но это земледелец, перед которым стоит задача собрать выращенный им урожай.
 Заметим кстати (и вот уж действительно кстати), что у древних римлян оратором назывался не говорун, а именно земледелец (сравним это слово с обозначением древнерусского сельскохозяйственного инструмента: "орало" и его рабочей функцией "орать" урожай)
 Символические значения слов "оратор" и "орать" возникли в русском языке позже

 Не удивительно, что познание мира людьми начиналось именно с мифологического образа, который организует хрональное построение истории способом взаимонахождения смыслов событий друг в друге, при котором каждый последующий образует единство причинно-следственной связи с прошлым

 Обратим внимание на то, как выстроен текст сказки. Каждая следующая строфа не только больше предыдущей, но включаёт её в себя, таким образом полностью описывая цепочку производственного процесса от самого его начала - от есть от продукта: Репки. При этом к предыдущим цепочкам на каждом этапе добавляется новый персонаж Такую повторяемость (говоря научно, рекапитуляцию) этапов с увеличением смысловых цепочек можно заметить также в английской сказке: "Дом, который построил Джек", чудесно пересказанной в стихотворении С.Маршака

 Вот ещё один важный вопрос, на который обращает внимание Ван Саныч: почему все участники сбора урожая, кроме посадившего репку деда, не занимаются им непосредственно, а лишь каждый тянет предыдущего участника?
 Действительно, подлинным сбором урожая занят лишь земледелец. Остальные члены общества пытаются лишь умножить его усилия. Причем каждый имеет дело только с тем, кто его в эту цепочку пригласил
 И еще один вопрос, от внимания аналитика ускользнувший: почему между двух разных поколений (с одной стороны, дед и бабка, а с другой - внучка)отсутствует промежуточное звено - иначе говоря, полные сил родители внучки? Почему тут мы видим пенсионно-детское производство с непременным участием домашних животных?

 Ответ на этот вопрос ясен тому, кто жил в стране под названием "Советский Союз" и в полной мере, будучи коренным жителем города, ощутил на себе последствия урбанизации.
 Автору этих строк довелось побывать пассажиром тех автобусов, которые чередой везли из города в колхозы неумелых помощников для уборки урожая. Почему же без них нельзя было обойтись? Потому что обезлюдели просторы полей...
 Замечая в селах, как правило, только детей и стариков, автор этих срок как-то задал по своей наивности вопрос одной из местных старушек:
 "Где же среднее поколение, почему вокруг только старики да дети?"
 "Как "где"? ,- ответила бабка вопросом на вопрос - да все ж в городе на заработках! А деток своих нам подбрасывают"
 Так и работали на полях: вот тут мы, далее (на самом ответственном участке) сельские старушки, а на другом поле отрабатывали практику сельские школьники. Чем не сказка о Репке? Здесь те же цепочки взаимных усилий, где слишком много энергии уходит на помощь друг другу, тем меньше остаётся самой "репке"

 Итак, профессионалы сельского труда - из села в город,  поэтому дилетанты из города в село...

 И еще на один из важных вопросов нам остаётся дать ответ. Сказка изображает нам общество помогающих друг другу дилетантов и только одного производителя, имеющего дело с урожаем. Но уже уставшего, уже отработавшего своё, лишенного сил, потому и нуждающегося в помощи.
 Так нуждалось в помощи и сельское хозяйство нашей любимой Родины: СССР...

 Вопрос этот вполне понятен: почему вытащить репку цепочке людей и животных удалось только после того, как ко всем присоединилась маленькая мышка?

 Сказки, басни и притчи вообще любят придавать крохотной мыши большое значение. Мышка спасает льва, разбивает золотое яйцо, сбросив его со стола, без неё не вытащишь и репки.
 В сказке, о которой идёт речь, мышь - это домашнее животное. Она и помогает любительскому производству сельского продукта.
 Животные в нашей сказке - не символы сельских работников злых как Жучка, ловких как кошка, юрких как мышка. Скорее эти пары живых сил природы (собака и кошка, кошка и мышь), обычно находящихся в противостоянии, но в трудную минуту приходящих друг другу на помощь, выступают образами различных по своей природе домашних сил, которые помогают и человеку когда ему приходится туго, ведь люди порой занимаются делом, им не свойственным

 Когда в селе мы выкапывали картофелины из земли, едва ворочая лопатами, треть урожая оставляя в почве догнивать до следующего года, а вторую треть острыми кромками своих лопат калеча (эти сгниют потом в овощехранилище), нашей работой (от слова "раб", потому что делали мы его не только без умения, но без желания) пытались заменить полноценный труд того сельского умельца, кто подался в город на заработки.
 Каждый из нас так или иначе нашел в себе силы выполнить этот гражданский долг. Каждый становился "мышкой" в процессе вытаскивании из земли большой-пребольшой: всесоюзной "репки" (а полные сил и умения профессионалы были заняты в промышленности)

 Мысль о том, что "репку", которую вырастила земля, довести до экономического потребителя (то есть из почвы вытащить) приходится слабосильным старикам и внукам, при поддержке не более сильных домашних животных, возникает, когда видишь смешение непрофессионалов города и села, натурального продукта и промышленного
 Не в пользу это для урожая


Рецензии
Занятную логическую цепочку Вы связали из сказки и современности...
Сказку эту записал в 19 веке в Архангельской губернии сказочник Афанасьев. И представьте себе, в ней не было ни кошки, ни мышки. А была таинственная Но'га. Да не одна. А пять. Это в языческой славянской интерпретации.
Кстати, в одной из поздних версий были и мать с отцом.
В сказке зашифрованы временные структуры форм жизни.
Репка -достояние и мудрость Рода, его корни.
Дед - связующее звено с мудростью предков.
Бабка- хранительница традиций дома и хозяйства.
Отец -защита и опора.
Мать-любовь и забота.
Жучка(единственно именованное существо, прежде бывшее просто сучкой, но исправленное из-за неблагозвучности) - охрана достатка.
Кошка - всегда привязана к дому, символ благости.
Мышка - существо умеющее жить на поверхности и проникать под землю, служит связующим звеном между предками и живыми. Хотя есть трактовка, что она символ достатка. Там где есть нечего и мышь не живёт. Но я придерживаюсь сакральной ее роли.

Куда же исчезли мать с отцом?
Некоторые исследователи считают, что это случилось во времена принятия христианства.
Потому что в христианстве символом защиты и опоры принято считать Церковь.
А любовь и забота - Христос.

Но есть и ещё версия. Связана она с семиричным и девятиричным счислением.
Однако, это отдельная тема.
А в сказках много мудрости для нас, увы, утраченной по многим причинам.
С интересом к Вашим размышлениям,
Галина.


Галина Санарова   18.01.2022 04:05     Заявить о нарушении
Прекрасно. Объединим теорию "пяти ног" с моделью трёхпоколенной родовой семьи.
"Нога" есть символ одного члена семьи, ведь он есть опора семьи.
Тогда:

первое поколение - дед и бабка

второе поколение - отец и мать

третье поколение - внучка

Репка же есть в этой сказке символ семейных ценностнй, вырастающих из добрых традиций рода. Вытянуть её из грунта (почва символизирует культуру народа, где растут такие "репки" для отдельных родов) для собственного потребления семья может только совместными усилиями всех своих членов, да еще при момощи домашних животных (ведь и они включены в круг семейной любви)

Но я должен заметить, что эта модель семьи концептуально ничем не отличается от моей экономической модели, поскольку это также есть и модель семейной экономики.

Дмитриев   18.01.2022 16:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.