Против церкви

      При Н.С.Хрущеве произошел новый всплеск борьбы с религией. Если в России к 1914 году имелось 55 000 церквей, то к 1937 году их оставалось только 1300. После встречи в 1943 году И.В.Сталина с митрополитами РПЦ гонения на православную церковь практически прекратились и к началу 50-х на территории СССР довольно свободно функционировали 13000 церквей, 63 монастыря, 9 семинарий и 3 духовных академии.

      В 1959 году, в связи с объявленным переходом к завершению строительства коммунистического общества, Хрущев решил поставить точку в многовековой истории русской православной церкви. Никита Сергеевич утверждал, что религия – это идеология рабов, церковь – пережиток отсталости и мракобесия, а вера – архаичное понимание мира, которое неминуемо отомрет по мере развития науки. Но ждать естественного окончания процесса отмирания Хрущев не пожелал, решил его ускорить.

      Руководить работой по изживанию православной религии было поручено недавно назначенному заведующим отделом агитации и пропаганды ЦК КПСС крупному советскому философу Л.Ф.Ильичеву.
   
      Снова начали закрываться монастыри, храмы, православные общины. 16 октября 1961 года Правительством было принято постановление, разрешающее местным органам власти самостоятельно принимать решения о ликвидации церквей на территории своих административных образований. К 1963 году количество православных церквей и монастырей на территории СССР сократилось вдвое. Уже после XX съезда и разоблачения культа личности Сталина было арестовано и осуждено более 1200 священнослужителей.

       Церковь была дискредитирована продиктованным сверху вступлением в совершенно ни на что хорошее не нужный нашей стране Все¬мирный Совет Церквей.

      В 1959 году отрекся от церкви известнейший богослов, профессор Ленинградской духовной академии протоиерей А.А.Осипов (1911-1967). Он обратился в «Правду» с письмом «Откровенный разговор с верующими и неверующим», в котором обстоятельно доказывал, что отказ от религии единственно правильный путь человека. Осипов стал лектором по научному атеизму. За шесть последующих лет он с блеском прочитал около 1000 лекций, в которых доказывал вредность, антинаучность  и антинародность православной религии. Его лекции собирали громадные аудитории, некоторые лекции транслировались по Центральному телевидению, а выдержки из них печатались в центральных и местных газетах. Следом за А.А.Осиповым от веры в Бога отреклись еще около сотни священников и студентов духовных учебных заведений. Эти отречения серьезно поколебали авторитет церкви в глазах самих верующих.

      А.А.Осипов был официально анафематствован Священным синодом РПЦ 30 декабря 1957 года. В 1967 году, на четыре года раньше Хрущева, Осипов умер от тяжелейшего онкологического заболевания.

      Сильное антирелигиозное воздействие на массовую аудиторию оказал вышедший на экраны в 1963 году фильм режиссера Натансона  “Все остается людям”, который посмотрели миллионы советских людей.

      Хрущев пообещал показать по телевидению россиянам последнего попа, обещал предоставить тем, кто верит в загробную жизнь и блаженство после смерти, ракету, чтобы улететь на свои небеса обетованные.

      Интересно, что проблемы церкви, связанные с резким усилением гонений на нее, не нашли в те годы понимания и поддержки у так называемых “шестидесятников” (Е.Евтушенко, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Б.Окуджава и другие).

      В покое церковь оставили только после освобождения Хрущева от должности в октябре 1964 года.   


Рецензии