Дочь наркома

В феврале 96-го года в центре народного творчества меня попросили написать предисловие к сборнику стихов Натальи Хаютиной. Автора я, конечно, не знал, и в центре мне ничем не помогли – материал готовится к печати. Зато выдали интересную информацию: Хаютина – приёмная дочь Николая Ежова. Да-да, того самого наркома, которого Сталин именовал Ежевичкой, а в народе прозвали «кровавым карликом».
Чтобы было веселее, взял я в компанию друга своего Попова, уселись мы в выделенный нам по такому случаю УАЗик-«буханку», и серым неуютным утром двинули на Олу – посёлок, расположившийся километрах в тридцати к востоку от Магадана.
Наталья Николаевна понравилась сразу. Так бывает – впервые увидел человека, и он тебе уже симпатичен. Ну, или наоборот – не глянулся почему-то. Конечно, иногда первое впечатление бывает обманчивым, но не в случае с Хаютиной.
Энергичная пожилая женщина с порога взяла нас с Олегом в оборот – встретила, усадила за стол, напоила горячим чаем с дороги.
Под чай – по сигарете. Присматриваемся друг к другу, знакомимся поближе.
Затушив окурок, Наталья Николаевна взяла аккордеон и выдала нам что-то сродни «Маршу энтузиастов». На рефренах мы дружно подпевали – музыканты же, ловим всё на лету!..
Перед нами – ученическая тетрадка со стихами.
 
По какой-то неясной случайности
Я в те годы смогла уцелеть.
И кому я обязана «радостью»,
Что не дали тогда умереть?
Помешать продолжению рода
Кто-то очень хотел навсегда...
До сих пор я считаюсь уродом,
Дочкой изверга, дочкой врага...
 
Закурили ещё по одной.
Наталья Николаевна рассказывала о Ежове с нежностью, чуть понизив хрипловатый голос.
- Это был потрясающий отец! Всё свободное время проводил со мной. Научил кататься на коньках, играть в городки, теннис. На подмосковной даче сам соорудил площадку для игры в крокет.
Хаютина задумалась.
- Мне кажется, круг общения мамы Евгении Соломоновны – писатели, деятели культуры – не был интересен отцу, поэтому он так много возился со мной.
А потом семилетняя Наташа осталась без родителей. Мать отравилась, отца расстреляли.
Детдом. После войны – музыкальное училище, и по распределению – Магадан.
 
Всё. Приехали. И прекрасно.
И останемся здесь навеки.
Мы заложники — это ясно —
На огромной снежной планете.
 
Так, с аккордеоном в составе агитбригад и колесила Наталья Хаютина по колымским посёлкам. Ягодное, Сусуман, Усть-Омчуг, Омсукчан… С песней по жизни!
Жила Хаютина в колымском посёлке Ола, писала стихи, пела свои песни, и боролась за то, чтобы её реабилитировали. Не хотела мириться с тем, что она – дочь врага народа.
- И как, идёт дело? – поинтересовался я.
- Вы-то при чём? – развёл руками Олег. – Вы же не можете отвечать за отца!..
Наталья Николаевна вздохнула и взяла в руки аккордеон:
- Ребятки, а ещё у меня есть вот такая песня!
Через пару месяцев в свет вышел сборник стихов Натальи Хаютиной. С моим предисловием.
 
А в 2008 году дочь наркома получила письмо, где было написано:
«Уважаемая Наталья Николаевна! В соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий от 18.10.91г. № 1761-1 и решением Ольского районного суда Магаданской области от 13.02.2008 г. Вы признаны подвергшейся политической репрессии и реабилитированы».


Сайт моего проекта "Настоящее прошлое": http://www.nasto-pro.ru/news
Аудиоверсии некоторых рассказов: https://soundcloud.com/artyom-bocharov

 


Рецензии
Спасибо!!! Спасибо вам за этот рассказ!!! Я посмотрела фильм о Наталье ,Хаютиной... Хочется почитать ее стихи...

Ольга Меликян   14.03.2018 21:58     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Ольга, за добрый отклик!
А как называется фильм?
В 2016 году в Магадане вышла книжка Натальи Николаевны "Одна против всех":
http://www.kolymastory.ru/glavnaya/eho-dalstroya/odna-protiv-vseh/
При желании можно найти книгу. Ну, или же поискать стихи Хаютиной в Сети. Думаю, где-то есть.

Артём Бочаров   15.03.2018 15:30   Заявить о нарушении
Документальный фильм, название, к сожалению, точно не помню - что-то вроде "Дочь Ежова"... А еще с сожалением узнала, что ее больше нет в живых... Очень похожа ее история на сказку Андерсена "Девочка, наступившая на хлеб". Там, правда, во всем была виновата сама девочка..

Ольга Меликян   15.03.2018 16:36   Заявить о нарушении
Наверное, этот фильм:
http://www.youtube.com/watch?v=oy-fGkY71FE
Да, я вот тоже только сегодня узнал, что Наталья Николаевна ушла ещё в январе 2016-го...
А если Вам очень хочется иметь её книгу, думаю - возможно. У меня в Магадане ещё остались друзья-товарищи ;)

Артём Бочаров   15.03.2018 21:34   Заявить о нарушении