Этюд

               
  После того,как меня первый раз увидел дед и сказал:"У Ирки очень смышленые глаза!"(в пакете после роддома...),я не могла подвести семью ...
                ***
  Писать я научилась рано,лет в пять с половиной...Сначала со мной занималась мама(палочки косые,кривые,кружочки и т. п.),потом ей поднадоело это дело из-за моей неусидчивости...Потом пошло как-то само...Может быть и повлиял выпитый пузырек "Пертусина" (если кто помнит,было такое лекарство от кашля на спирте по-моему с алтейкой...сейчас его уже нет.Никакой ликер не сравнится...В период простуды поили из маленькой личной серебряной ложки.Мне он очень нравился,и я решила не растягивать удовольствие...Звонили в "Скорую"...Там ответили,приблизительно как в анекдоте про зеленку:"Скорая!"Что делать!Мой ребенок выпил зеленку!!У него язык в зеленке,живот в зеленке!Ноги в зеленке!!Что делать?!"..."Фотографируйте",- был ответ...Бабушке ответили,чтобы она не рыдала,а просто уложила меня спать...и прятала лекарства подальше(вроде мне другое лекарство просто позарез было нужно...)Когда она положила трубку,я уже спала...Зато проснувшись я взялась за прописи...А уж была связь между этими двумя событиями или нет я не знаю совершенно...
                ***
  Чуть позже я начала писать сказки и поучительные рассказы...Я попросила папу купить мне тетради и выдать стопку собственных фотографий(ведь любое произведение начинается с чего?С фотографии автора! Сказки я писала "по мотивам"..."Золушка","Аленький цветочек",особенно сказки Андерсена я пересказывала ,но в уже нужной мне интерпретации:я убирала "страшное"...Иногда вдохновение оставляло меня,и произведение так и оставалось тетрадью с моей криво наклеенной фотографией...
                ***
  Особенное внимание я уделяла иллюстрациям...Рисовать я любила до самозабвения...Еще я очень любила,когда мама садилась со мной рисовать ...она рисовала мне  "красавиц"...в кринолинах,с осиными талиями и в необыкновенной красоты платьях...я их потом вырезала и складывала в отдельную коробочку...Деда "красавицы" возмущали...
                ***
  После вечера,когда моя семья обнаружила тетрадь с одним из очередных моих произведений(в гостиной в письменном столе...личного у меня еще не было,так что свои тетради я хранила в общем,зарывая в "валявшиеся" там бумаги и документы) и,не заметив меня просто заходились от хохота,даже дед,увещевавший,что так нельзя делать,что если ребенок заметит,что тетради не точно на том же самом месте, будет психологическая травма(я из коридора следила),и тот не мог сдержать смех,...я вышла из укрытия,высоко подняв голову,и сказала,что писать стихов и сказок больше не буду...буду только рисовать,но рисунков своих никому не покажу...
  За всех потом извинялся дед,объяснив,что тетрадь выпала случайно,что они не смогли побороть в себе соблазна "заглянуть на творческую кухню"....Он просил,чтобы я обязательно показывала  свои рисунки...после недолгих колебаний я согласилась (не самой же мне на них любоваться)...
  Я много раз слышала,как он говорил моим родителям,что "нужно развивать задатки,которые Ирке (мне) даны Богом...
                ***
  Но женская половина(даже больше половины нашей семьи с учетом сочинской бабушки,мамы отца) решила,что раз Богом мне дан еще и слух (а я и не догадалась,для чего это к нам в гости была приглашена учительница музыки из нашей школы Мария Поликарповна... ),а я являюсь непосредственным потомком семьи Гордовер...меня нужно учить музыке :"Гриша играл на гитаре,на фортепиано...а как он пел!",-это бабушка о моем родном деде Моисее Гордовере,погибшем сразу в начале войны (его почему-то все звали Гришей)...
  Оказывается,мои бабушки (сочинская Прасковья,горловская Зина и даже мама (ых!) скооперировались по поводу денег на пианино,и в один прекрасный день дяди-грузчики установили его на самом почетном месте в гостиной (по-моему "Чернигов",блестящее,черное ...)
                ***
  У меня была секретная тяга к искусству (кроме писательства и рисования)....я не могу сейчас подобрать название к этому жанру...
  Моя бабушка курила всю жизнь (с войны) .в основном  "Беломор",конечно,но иногда "Казбек"(очень редко)...Когда она шила очередной заказ,папиросы менялись одна за другой...Когда она на что-то отвлекалась (готовка,стирка,магазин),и если дед был в другой комнате (он почти уже не видел,но...) Я брала окурок побольше,наливала в тонкий стакан чая меньше половины,садилась перед трюмо,положив ногу на ногу (мне было около семи,в школу я пошла с восьми:день рождения 23 октября ) и ....начинала разговаривать со своим отражением,плела всякую белиберду,не забывая при этом подносить ко рту окурок (сигарету) и потягивать чай (вот что подразумевалось под этим,какой вид напитка,я не знала...)До сих пор не знаю какой,естественно,капиталистический фильм я копировала....подозреваю Анни Жирардо в "Старой деве"...(В кино мы с бабушкой ходили каждые выходные,а если шел новый фильм французский или итальянский среди недели,то нужно было еще и соседей сагитировать:в нашем ДК для просмотра должно было собраться не менее шести человек )...Однажды увлекшись,я не заметила,как бабушка тихо вошла в комнату:"Нет,ну вы гляньте ,что она тут делает!!!Ах ,ты ,чертенок такой!Сейчас я тебе голову оторву!Сейчас как дам по заднице!А ну марш отсюда...все матери расскажу..."На этом лицедейство не закончилось...с появлением  на эстраде Аллы Пугачевой у меня появился "микрофон"...
                ***
  К нам по два раза в неделю стала ходить Мария Поликарповна...Для меня это был ужас....Ровно сидеть,подкладывать для этого под зад четко выверенное количество книг:"Глазные болезни","Анатомию" и что-то по черчению для студентов ВУЗов,...локти держать,кисти держать....Гаммы,боже,гаммы...Мы разучивали их с мамой по вечерам,у нее лопалось терпение,бабушка увещевала ее,чтобы оно не лопалось...но потом сама же меня выручала:"Хватит мучить ребенка и пианино..."
  ...Прошел год этих мучений.С 1 сентября я уже шла в первый класс...Мария Поликарповна советовала отдать меня в музыкальную школу...Ну тут мои поостыли:меня одну никто бы не пускал на двух троллейбусах с пересадкой,а возить получилось некому...уговаривали ездить со старшей знакомой девочкой,но я отказалась...Марии Поликарповны сын Вадик пошел тоже в первый класс (в мой же ),поэтому она отказалась продолжать занятия из-за нехватки времени...А я была и рада...
  Теперь я очень жалею,что не продолжила серьезно учиться музыке.Одно дело любить и понимать,другое дело самому"извлекать звуки"...
                ***
  Рисовать я продолжала все это время...У меня было все:книги по рисованию,работе с акварелью,пастелью и маслом...карандаши,уголь,сангина...отец сам выбирал альбомы( он очень хорошо писал маслом копии...копия "Аленушки" и сейчас висит в спальне ).Карандаши больше шести цветов в одной коробке были тогда огромной редкостью...Мама привозила из московских командировок или заказывала ...Москвичи,те,кто сотрудничал с ней по работе тоже привозили мне карандаши..один раз 12-ти цветные и настоящую беличью кисточку...Тетка (Ира,мамина троюродная сестра достала на базе в Донецке 36-цветные карандаши!!! )
  А однажды перед очередным своим днем рождения,обшарив все что можно и нельзя в поисках будущей своей собственности( как обычно ),неожиданно,позади стопки постельного белья,я вдруг обнаруживаю коробку:карандаши "Мистецтво" ( "Искусство" )...60 ( !!!!! ) штук в наборе.Боже,я открыла:коробка открывалась веером:пять коробочек на пол-длины карандаша,скрепленных с двух сторон атласными ленточками...поднимаешь крышку,и все коробочки со сложенными по цветам и оттенкам карандашами поднимаются одна за другой...А запах!
  Я сейчас держу это счастье ( да,это было счастье! ) в руках...Запаха уже нет,от некоторых карандашей осталось по сантиметру,рисовать ими уже нельзя (ломкие очень ),но все на месте...
  По-моему это было перед двенадцатилетием ( пятый класс ).Я положила коробку на место,и минуты до прихода матери с работы тянулись часами..." А что это лежит там за бельем в серванте в синенькой коробочке"-спросила я ее тоненьким голосом после того,как она пообедала..."Где?",-"удивилась" она..."Ну за простынями и розовым махровым полотенцем!"..."А,это тетя Муся от Вики попросила спрятать до..." Она не успела договорить.Такого внезапного потока слез у меня еще не было никогда,причем сразу,в одно мгновение....Я понимала,что карандаши мне,ну а вдруг?!Да и если шутка...жестокая.Мама обняла сразу,начала целовать:" Тебе,тебе,кому же еще?!" Потом правда добавила,чтобы я наконец прекратила переворачивать дом перед каждым " подарочным " праздником.
  Долго я не затачивала эти карандаши,любовалась...Как оказалось, мама заплатила за них спекулянтам половину цены финских сапог...
                ***
  Класса со второго в школе начали меня эксплуатировать:я писала акварелью иллюстрации к программным прозведениям( в младших классах конечно это делал отец ),меня отправляли на городские конкурсы мелового рисунка ( обычно на площади Победы ).Часто меня записывали представители жюри ( они ходили среди сопящих и пыхтящих на корточках рисовальщиков и говорили "так-так", подавая призрачную надежду ),но побеждали обычно ученики художественной школы...
  Художественная школа не светила мне никак...Не знаю как сейчас,но тогда в Горловке ее не было,а была школа-интернат, кажется в Ворошиловграде ( Луганск )...Меня в интернат??????!!!!!!!!   
    ...Я должна была всегда быть нужной "бабушкиной" упитанности,кушать только по часам,мыть руки перед едой,а если кто-то из соседей чем-то угостит,я должна была бежать домой:" Бааааа!Можно съесть конфету?" На что обычно был ответ:" Съешь после обеда..сейчас ты перебьешь аппетит...скоро обедать !"..Этот факт могут подтвердить все мои "детские" друзья.
                ***
  Пока был жив де( я его так называла )и пока совсем не ослеп,он смотрел и собирал мои рисунки.Он сам очень хорошо рисовал карандашом и тушью.Он для рисования использовал каждый клочок бумаги...Он учил рисовать меня с натуры:копировать можно хорошие рисунки,чтобы учиться,набивать руку....но рисовать самой-только с натуры...
  Муж сестры моей бабушки ( я не знаю,как это называется одним словом ) дед Женя собирал журналы,особенно " Огонек " из-за репродукций картин.Он их собирал,складывал,а сам журнал шел на макулатуру...Когда накопилось достаточное количество репродукций для большого альбома,мне был сделан подарок( вот и он у меня сейчас под рукой ):дедов знакомый переплетчик оформил все репродукции в альбом,а другой знакомый,гравировщик,сделал на металлической пластине надпись :"Третьяковка"...Потом,когда мы всей семьей в очередной раз приехали в Донецк,дед Женя вручил мне это увесистое сокровище...
                ***
Мы с де садились в наше кресло ( тогда он уже видел одним глазом после операции ) и разбирали картины в альбоме:что такое настоящая живопись и рисунок,а что такое "малярные работы"...Де и список составил выборочно мне из двух колонок ( этот листок и сейчас в альбоме лежит...пожелтел ...)К сожалению в альбоме не было ни одной работы импрессионистов,которых де очень ценил..Он говорил,что наши академисты,включая Репина-дети по сравнению с ними...Зато были еще наборы открыток,которые мама привозила из командировок (из Ленинграда много привезла...де радовался! )
  Он научил меня ценить и любить Тулуза Лотрека,Дега,Матисса, Ван Гога,Поля Гогена ( два последних для меня по сей день непревзойденные никем гении...Очень дед любил Рембрендта...Когда смотрел на "Старика в красном" и "Жену брата" иногда плакал...Федора Васильева любил,Левитана...Не все принимал Пикассо,но на "Странствующих гимнастов" смотрел подолгу и меня спрашивал,что я вижу...Для него это был шедевр непререкаемый.
                ***
  ...Больше всего я любила хороший простой карандаш,тушь и уголь...еще бумагу для слепых:для рисования она незаменима...До сих пор считаю,что с помощью этого набора можно творить шедевры...
  У меня появились альбомы карандашных портретов,тушью я делала иллюстрации к прочитанным книгам..."Кармен" был почти целый альбом,"Таманго"...К Гоголю много было рисунков...Странным образом все исчезло со временем...может разбирал кто на память...Больше всего мне жаль мои зарисовки к " Триумфальной арке",это уже на первом курсе...Я даже догадываюсь,кто их взял уже здесь в Сочи,после переезда...Но мои рисунки не имеют такой ценности как для  человечества,так и для меня самой,чтобы заявлять права на них...
                ***
  В начале класса седьмого( ! ) мне на глаза попалась " Саламбо " (бабушка перечитывала Флобера...у нас дома не так много книг,она была завсегдатаем библиотеки нашего ДК,а вот там библиотека была как раз очень хорошая.
  Альбом рисунков углем,карандашом,но больше всего тушью...Я перечитывала по несколько раз некоторые места " Саламбо ",уточняла костюмы,выражения лиц...Альбом этот хранился у меня отдельно в моем столе от всего остального...( у меня к тому времени давно был уже настоящий письменный стол,в котором был такой бар...беспорядок...Стола уже давным-давно нет,но привычки не изменились со временем...)
  Мато,Нар Гавас,варвары,Рим,Карфаген,жрецы,Саламбо и заимф...
  "Волосы ее,посыпанные фиолетовым  порошком...были уложены наподобие башни...Сплетенные нити жемчуга спускались от висков к углам рта,розового,как полуоткрытый плод граната.На груди сверкало множество камней,пестрых,как чешуя мурены."
  "...ливиец огромного роста,с короткими черными курчавыми волосами...Ожерелье из серебряных полумесяцев запуталось в волосах на его груди. Лицо было забрызгано кровью"...Портрет?
  И,наконец,главное..."Мато потянул ее за ступни,золотая цепочка порвалась,и оба конца ее,отскочив как две змейки,ударились о холст палатки. Заимф упал и окутал ее;она увидела лицо Мато,склонившееся к ее груди." Далее их разговор,совершенно целомудренный,события поведшие влюбленных к смерти...Последние две страницы книги у меня были покороблены моими крупными полновесными слезами...
  Нетрудно догадаться,что около трети альбома занимали иллюстрации к сцене в палатке и последним двум страницам книги...
  Представлять антураж и мизансцены помогало неизгладимое впечатление от просмотра "Клеопатры","Спартака",да и в принципе "Маркиза ангелов" открыла глаза на жизнь...
                ***
  И тут в один прекрасный день( действительно прекрасный ) приходит домой мама с работы и говорит,что в ДК шахты Кочегарка снова открылась изостудия,но там конкурс,нужно принести и показать свои работы..и тут же:" Толя!Ну можешь ты в субботу хоть на конкурс с ребенком сходить!!!"
  Я взяла несколько рисунков углем на бумаге для слепых (лучшая все-таки бумага для графики! ),пару акварельных работ (но я не любила иметь дело с акварелью:несколько лишних мазков,и работа получается "грязной" ),несколько иллюстраций к сказкам Андерсена цветными карандашами( "Дикие лебеди" и "Русалочка" ).Я решила-вполне достаточно и разнообразно.
  Мы с отцом явились к назначенному времени,как всегда впритык...Мы должны были встретиться с руководителем студии,женщиной чуть старше средних лет Любовью Федоровной. Поднялись на третий этаж,пошли по коридору...В себе я была уверена...Свои рисунки я разложила по степени возрастания воздействия,как я считала,аккуратно в большую папку,переложив калькой...Я не заметила,что и у папы в руках был пакет...
  Мы вошли в помещение,где нас уже ждала Любовь Федоровна...Поздоровались...В не очень просторном и светлом помещении уже занималось несколько счастливчиков:они сидели вокруг стула,на котором стояло четверть лица Давида...Перед каждым на стуле стоял фанерный  планшет с прикнопленным листом бумаги,на котором каждый пытался изобразить глаз,нос и бровь Давида.И тут я ощутила,как же хорошо сидеть вот так за самодельным таким "мольбертом" и рисовать...хоть глаз,хоть ухо,да хоть банку или черепок...Просто сидеть и рисовать среди таких же ,как я "рисовальщиков"...
  "Подойдите, пожалуйста,сюда к моему столу,-попросила она..Я отвлеклась,доставая свои домашние заготовки,и не заметила,что мой папа оказался проворнее:он достал и подал ей ........мой альбом "Саламбо"!Я положила содержимое своей папки нагло сверху..не вышло:она начала смотреть альбом,причем с середины...Я шипела отцу в ухо,зачем он взял этот мой альбом,лежавший вообще отдельно? Ответ:чтобы больше было работ...ему показалось,что сама я отобрала мало,вот он и взял "первый попавшийся"...
  Я так пишу,как будто там была эротика...ну намек был конечно...Но домашний ребенок седьмого класса...Я в жизни никому не собиралась его демонстрировать...
   Я все время комментировала,что это иллюстрации к "Саламбо" Флобера...Она  будто не замечала моего писка...Тут она открыла альбом на сцене в палатке ,с лежащей Саламбо на шкуре и со склоняющимся к ней Мато...при свете факелов,что немаловажно..."и золотые кольца,продетые в уши,сверкали на его бронзовой шее."
  "Это иллюстрации к "Саламбо",-уже настойчивей прошипела я ей в ухо...отец первый раз конечно видел эти рисунки,и глаза у него были не круглые...они были шестиугольные.
 Скажу еще раз,нет,там не было совершенно никакой непристойности...это были всего лишь илюсрации...но к "Саламбо"...но седьмой класс средне-образовательной школы...
                ***
  В студию меня взяли.Этому еще предшествовало то,что Любовь Федоровна подозвала каких-то двух взрослых парней,все это время стоявших у входной двери и тихо беседовавших о чем-то.Потом я узнала,что это были ее воспитанники( занимались давно в этой студии до прошлого ее закрытия...ученики-ассистенты и студенты-архитекторы по совместительству...я потом узнала имена: Женя и Ваня. )
  Они втроем( ! ) еще раз просмотрели мой злополучный альбом.Женя с начесанными, выкрашенными прядями волосами в бордовых замшевых очень узких джинсах ( я не могла не заметить такую редкость в то время ) хмыкнул ,в который раз перелистывая альбом,заставляя мои уши уже отваливаться,а не то,что гореть,и сказал:"Безусловно!",Ваня просто несколько раз кивнул...
  Так я стала ходить в изостудию до самого следующего ее закрытия...Конечно я сразу влюбилась в Женю,но он почти не появлялся:начался учебный год( для него дипломный ) в институте...Это была вторая по счету моя несчастная любовь...
 
   
 


      
 


Рецензии