А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 41-42

                Глава 42. Физический План
 
                «Когда человечество научится понимать Космическое
                Единство, тогда утвердится строительство космическое.
                Главное задание человечеству - соединить материальный
                мир с духовным».
                (Агни-Йога, Беспредельность, шл.360)

      Самым низким Планом из вышерассмотренных, является Физический План. Применительно к нашей жизни он охватывает наш видимый Мир, а также, относительно тел человека, соответствует его физическому телу. В свою очередь, наш видимый Мир можно разделить на земной уровень и уровень видимого Космоса. Физический, или как его еще называют - Материальный, План считается наиболее плотным или грубым Планом по сравнению с предыдущими. В оккультной литературе иногда указывается, что Физический План состоит из семи подпланов:
1. Физический «атомарный» подплан.
2. Третий Эфирный подплан.
3. Второй Эфирный подплан.
4. Первый Эфирный подплан.
5. Газообразный подплан.
6. Жидкий подплан.
7. Твердый подплан.

      Столь сложное и запутанное деление, особенно относительно пунктов 1-4, связано с тем, что выше понятия «эфир» пока еще не дается более подробного подразделения подпланов Физического Плана.
      «Материя или Субстанция семерична внутри нашего Мира, так же как и за пределами его. Более того, каждое из ее состояний или принципов подразделяется на семь степеней плотности».(1,т.1,с.361)
      В данном случае речь идет не только о семеричности тонкого, или именуемого обычно вещественным, плана материи, но и о семеричности материи космических построений. Если приведенная выше градация относительно вещественного плана (от первичных вихреобразований до уровня твердого тела - кристаллов или минералов) для нас более или менее понятна, то эта же схема для космических построений несколько сложна для понимания. Но именно в этом соблюдается и последовательность проявления единых Законов как на микро-, так и на макро- уровнях.
      «Как прекрасно сказано в Лекциях на Бхагават-Гиту: «Весь Космос должен неизбежно существовать в едином источнике энергии, из которого исходит этот Свет (Фохат)». Будем ли  мы считать семь принципов в Космосе и человеке, или же только четыре, но Сил в физической Природе Семь, и тот же авторитет утверждает, что «Праджна или способность познавания существует в семи различных аспектах, соответствующих семи состояниям материи» Ибо как человеческое существо состоит из семи принципов, так и дифференцированная материя в солнечной системе существует в семи различных состояниях. Так же и Фохат  имеет несколько значений, как это уже было показано».(1,т.1,с.189)
      Семь проявлений Духа или Разума, равно как и семь проявлений Материи, чередуются в 14 Космических и Вселенских Принципах. Именно поэтому разделение на Материю и Дух, как уже говорилось ранее, чисто условно. Что же касается подпланов Материального мира, то их также семь. Если же  говорить о конкретных формах существования материи во Вселенной, то их количество поистине множественно и зависит от особенностей конкретных Планетарных Цепей. Это множество, исходящее из Единого Вселенского Логоса рождается: во-первых, из семеричности вторых и последующих Логосов, индивидуальности конкретной Планетарной Цепи, формируемых в них Планов Бытия и Сознания, семеричности строения Физического плана этих Планетарных Цепей и множества других факторов.

      Для того, чтобы просчитать все варианты возможных форм существования материи во Вселенной, необходимо точно знать всю структуру Вселенной, а также индивидуальные особенности каждой Планетарной Цепи, что для человека практически невозможно в силу особенности его восприятия Мира.
      При всей кажущейся очевидности и доступности к познанию, Физический План в действительности представляет собой еще более сложный объект познания, нежели вышерассмотренные Планы, а потому к этому Плану в большей мере подходит понятие «Иллюзия» или «Майя1)».
      Утверждение об иллюзорности Мира всегда вызывало много споров со стороны людей, не осознающих суть этого понятия. Действительно, мы способны воспринимать нашими органами чувств окружающий нас мир, а потому утверждение, что кажущийся нам реальным и объективным мир в действительности есть мираж, иллюзия, не укладывается в наше понимание. Казалось бы, как может быть иллюзорным то, что можно увидеть, потрогать, взвесить измерить, а также выявить и даже зафиксировать какие-то иные характеристики и свойства объекта исследования?
      Вместе с тем, после того как мы уже рассмотрели Космические и Вселенские Принципы, высшие Планы Бытия и Сознания, становится очевидным, что в действительности мы воспринимаем лишь наиболее грубые формы окружающего нас Мира. Мы уже говорили ранее, что все наши представления о границах объектов в действительности весьма условны, а наши возможности в познании действительной сути любых объектов чрезвычайно относительны. Ни органы чувств, ни их продолжение (приборы, используемые для исследования) в настоящее время не могут нам дать точного представления об окружающем нас Мире.
      Для начала определим, что основу Физического Плана составляет Седьмой Вселенский Принцип, а в зависимости от того, на каком уровне проявления мы будем рассматривать этот Принцип, такой будет и физическая суть рассматриваемых объектов, явлений и процессов. Седьмой Вселенский Принцип, как мы уже говорили, является последним проявлением всех предыдущих Принципов и наиболее плотным. С его проявлением создается «прообраз Вселенной».
      Но это мы ведем речь только об исходных формах существования материи. Если же вести речь вообще о возможных формах сочетании материи, то количество возможных вариантов возрастет в несколько десятков степеней.
      Как мы уже говорили в главе 31, Седьмой Космический Принцип, именуемый как Лайа-Центр или как Вечный Атом, является основой для проявления Вселенной, первым из этапов которого является проявление Первого Вселенского Принципа - Логоса Вселенной. Этот механизм в дальнейшем соблюдается и при возникновении других Логосов и соответствующих Планетарных Цепей. Подобно тому, как Лайа-Центр, являющийся своеобразным Единым Энергетическим Центром Вселенной, служит источником возникновения Логоса Вселенной, так и сам этот Логос может быть принят за своеобразный Лайа-Центр или Энергетический Центр, из которого формируются еще семь Логосов. И в дальнейшем эта схема повторяется, когда формируются все новые и новые энергетические центры. Пусть условно, но даже для нашей Планетарной Цепи наш Логос является таким же Энергетическим Центром или Единым Атомом Цепи, выявляющий семь Дхиан-Коганов, семь проявлений Вселенских Принципов, формирующих семь планов Бытия Цепи.

      Если обратимся к схемам на рисунках 28 и 38, то процесс формирования из Логоса семи планов Бытия и семи подпланов Физического мира станет более наглядным. Так же иной смысл приобретает и ранее приводимое в главе 36 высказывание о том, что «шестиконечная звезда относится к шести силам или Потенциям Природы, к шести планам, принципам и т.д., синтезированных в седьмом или центральной точке звезды».
«Единый Космический Атом становится семью Атомами на плане Материи, и каждый превращается в центр энергии; тот же самый Атом становится семью Лучами на плане Духа; и семь творческих Сил Природы, излучающиеся из Основной Сущности ... следуют один правою, другие левою тропою, разъединенные до конца Кальпы, и тем не менее, в тесном переплетении.
      Атомы, исшедшие из Центральной Точки, выявляют, в свою очередь, новые центры энергии, которые, под воздействием мощного дыхания Фохата, начинают свою работу изнутри наружу и размножают другие, меньшие центры. Эти центры в течение эволюции и инволюции образуют, в свою очередь, корни или развивающиеся причины новых следствий, начиная от миров и планет, «населенных человеком», до родов, видов и классов всех семи царств, из которых нам известно лишь четыре».(1,т.1,с.794-795)
      В приведенной выше цитате указывается на правый и левый путь развития Атома, что вполне согласуется в ранее рассмотренным нами право- и левостороннем вращении додекаэдронов и формируемых на их основе вихрей.
      «Свет» есть тот же Вездесущий, Духовный Луч, который проник и оплодотворил теперь Божественной Яйцо, вызвав Космическую Материю к началу длиннейших серий ее дифференциаций».(1,т.1,с.115)
      «Несмотря на множественность проявлений, все пребывает в единстве. Другими словами, это все разные аспекты одного элемента; это не значит, что они не подвергаются дифференциации. «Сгустки» есть первичная дифференциация, и, вероятно, относятся к той космической материи, которая предполагается началом Млечного Пути2) и которая известная нам. Эта «материя», согласно откровениям, полученным от первоначальных Дхиан-Будд, находится на протяжении периодического сна Вселенной в такой ультимативной разреженности, что доступна лишь глазу совершенного Бодхисаттвы. Эта материя, лученосная и охлажденная, при первом пробуждении космического движения рассеивается в Пространстве. И, если смотреть с Земли, она представляется в сгустках и комках, наподобие створаживания в жидком молоке. Это и есть семена будущих миров - «Звездное Вещество».(4,с.104)

      Приведенное высказывание Е.П. Блаватской показывает сложность, а скорее, даже невозможность точного описания всех этапов проявления Физического Плана. Вместе с тем, становится понятным, что «Звездное Вещество», «семена будущих миров» и Седьмой Вселенский Принцип в его первом проявлении суть одно и то же. Являясь «прообразом Вселенной», Седьмой Вселенский Принцип на этой стадии, во-первых, содержит в себе информацию и основу всех будущих проявлений различных космических построений, в том числе и различных Планетарных Цепей, подобной нашей, причем все это «получено от первоначальных Дхиан-Будд»; во-вторых, его физическую характеристику невозможно дать на уровне, понятном для современного человека; в-третьих, лишь на этапе проявления Планетарной Цепи он достигнет такого уровня, который мы можем рассматривать как наш Физический План, в том числе и на уровне элементарных частиц, атомов, молекул и твердых тел. Таким образом, Физический План, как и любой другой План, всегда необходимо рассматривать относительно определенного уровня проявления Вселенной, начиная от Вселенского уровня и до Физического Плана мельчайших космических построений.

      «...(Млечный путь) ... это кладовая материалов, из которых формируются звезды, планеты и другие небесные тела. На Земле нет материи  в этом состоянии. Но та материя, которая уже дифференцирована и находится на Земле, имеется также и на других планетах. И наоборот. Но, как я понимаю, прежде чем достигнуть планет, материя от состояния, в котором она пребывает в Млечном Пути, должна сначала пройти многие стадии дифференциации. К примеру, материя в пределах Солнечной Системы находится в совершенно другом состоянии, чем материя за ее пределами».(4,с.105)
Данная цитата подтверждает ранее неоднократно сказанное о том, что материя на различных уровнях проявления Вселенной различна и соответствует соответствующему этапу проявления Вселенной. Если иметь ввиду материю на уровне первичного проявления Вселенских Принципов (Третий, Пятый и Седьмой Вселенские Принципы), то она будет существенно отличаться от материи на уровне последующих проявлений этих принципов при формировании различных космических построений. И чем дальше то или иное космическое построение находится на общей схеме эволюции Вселенной, тем более грубой будет материя для данного уровня. Именно поэтому материя на уровне нашей Планетарной Цепи будет существенно отличаться от материи предшествующих этапов проявления Вселенной.
      Отвечая на вопрос о различии между Млечным Путем и Туманностями, Е.П. Блаватская отмечает:
      «Разница такая же, как между дорогой и камнями с грязью на этой дороге. Конечно, должна существовать разница между материей Млечного Пути и материей различных туманностей3), да и последняя должна быть разной в разных туманностях. Но во всех ваших научных расчетах и измерениях необходимо учитывать, что свет, благодаря которому видны предметы, является отраженным светом, и оптическая иллюзия, вызванная атмосферой Земли, делает невозможным абсолютно точный расчет расстояний и т.п. Помимо того, что она полностью искажает наблюдаемую материю, из которой состоят небесные тела, она еще может породить в нас ложную идею о том, что строение небесных тел такое же, как и у Земли. По крайней мере, этому нас учат УЧИТЕЛЯ».(4,с.105)
 
      По мере проявления Вселенной на следующих уровнях возникают более мелкие космические построения, одной из которых является наша Планетарная Цепь. И на каждом уровне такого проявления, для каждого плана космических построений существует свои специфические особенности материи. Именно поэтому, когда мы говорили о Седьмом Вселенском Принципе, мы отмечали, что не только количество химических элементов для каждого космического построения будет различно, но и сами свойства этих элементов. Этим можно объяснить то обстоятельство, что нередко на Земле обнаруживаются осколки космических тел, содержащие невероятное сочетание или характеристики отдельных химических элементов, а порой и совершенно неизвестные нашей науки элементы.

      Если рассматривать этот процесс с позиций космического плана, а не конкретной Планетарной Цепи, то здесь можно усматривать сходство механизмов формирования не только макро-, но и микромира. Е.П. Блаватская, исследуя данный аспект, говорит о следующем механизме формирования «звездного вещества», последовательности проявления Жизни и становления планет:

       «Миры для невежд сложены из известных Элементов. Но в понимании Архата эти Элементы сами коллективно являются Божественной Жизнью; порознь же, на планах манифестаций, они суть бесчисленные сонмы Жизни. Лишь Огонь - ЕДИН - на плане Единой Реальности. На плане проявленного, следовательно призрачного Бытия, его частицы огненной Жизни, живущие и утверждающие свое бытие за счет всякой другой Жизни, которую они поглощают. Потому они называются «ПОЖИРАТЕЛЯМИ»... Каждая видимая вещь в этой Вселенной была сложена подобными ЖИЗНЯМИ, от сознательного и божественного первоначального человека, по нисходящей скале, до бессознательных посредников, слагающих материю

      ...От ЕДИНОЙ ЖИЗНИ, бесформенной и несотворенной, происходит Вселенная всех Жизней. Вначале из Глубины (Хаоса) был проявлен холодный светящийся Огонь (газовый свет?), который образовал Сгустки в Пространстве (может быть нерастворимые туманности?) ...Эти сражались, и сильный жар был развит вследствие столкновений и ударов, породивших вращение. Затем появился первый проявленный МАТЕРИАЛЬНЫЙ Огонь, жаркие Пламена, Странники в Небе (Кометы). Жар породил влажный пар; что образовало твердую воду (?); затем сухой туман, затем жидкий туман, водянистый, который погашает яркое блистание Странников (Комет?) и образует твердые водянистые Колеса (МАТЕРИАЛЬНЫЕ Глобусы). Бхуми (Земля) появляется с шестью сестрами; своим постоянным движением они производят низший огонь, жар и водянистый туман, который выявляет трений Элемент Мира - ВОДУ. И от дыхания всего рождается (атмосферический) ВОЗДУХ. Эти четверо суть четыре Жизни первых четырех Периодов (Кругов) Манвантары. Три последних последуют».(1,т.1,с.312)

      «Распространение Вселенной под «Дыханием Огня» очень изобразительно, если рассмат¬ривать это как период огненной туманности. Великий Жар разбивает составные элементы и растворяет небесные тела в их Первичные Единый Элемент, так объясняют Комментарии. «После разложения тела в его первичную Сущность, будучи вовлеченным в поле притяжения к фокусу или центру тепла (Энергии), которые во множестве носятся в пространстве во всех направлениях, это тело, живое или мертвое, обращается в пар и сохраняется в «Лоне Матери» до тех пор, пока Фохат, собрав несколько сгустков Космической Материи (Туманности), не пустит его снова в движение, дав ему импульс, и, развив необходимую теплоту, предоставит ему следовать его новому росту.» Распространение и сокращение «Ткани» - то есть, мирового вещества или атомов - выражает здесь пульс движения; ибо это есть правильное сокращение и распространение бесконечного и безбрежного Океана, того, что мы можем назвать нуменом Материи, исходящей из Свабхават, которое порождает всемирную пульсацию атомов. «Существует теплота, внутренняя и внешняя, в каждом атоме», говорят Манускрипты Комментариев. «Дыхание Отца (Духа) и Дыхание (или теплота) Матери (Материи)»; и они дают объяснение, доказывающее, что современная теория угасания солнечных огней, вследствие утери тепла через излучение, ошибочна. ...«теряя теплоту газообразное тело сжимается, и количество теплоты, порожденное сжиманием, превышает то количество, которое оно должно было потерять, чтобы произвести сжимание». Сжимание развивает тепло, это верно; но сжимание (от охлаждения) не способно развить полное количество тепла, существующее в данное время в массе, или даже поддержать тело в постоянной температуре».(1,т.1,с.131-132)

       Здесь нетрудно заметить сходство с рассмотренным нами механизмом формирования семи подпланов Физического Плана. Кроме того, упоминание о том, что каждый атом есть «Вселенная в себе самой и для себя» подтверждает и ранее сказанное относительно того, что каждый энергетический центр, каковым является и атом, является своеобразным лайа-центром, который в последующем выявляет из себя еще одну планетарную цепь, пусть даже чрезвычайно минимальную. Это, в свою очередь позволяет нам говорить о том, что ВСЕ ВО ВСЕЛЕННОЙ ЖИВОЕ И РАЗУМНО, хотя уровень понимания Жизни и Разума для каждой конкретной формы является различным. То, что нами, в силу ограниченного познания воспринимается как «неживая материя», в действительности не является таковой.

      «Как гласит Эзотерический Катехизис: «Каждый атом становится видимой, сложной единицей (молекулой) и, будучи привлеченной в сферу земной деятельности, Монадической Сущности, приходя через минеральное, растительное и животное царства, становится человеком». ...«Бог, Монада и Атом являются соответствиями Духа, Ума и Тела в человеке». ...«Монады (Джива) суть Души Атомов: и те и другие есть ткань, в которую Коганы (Дхиани, Боги) облекаются, когда им нужна форма».(1,т.1,с.775)

      Рассмотренная в этой главе картина формирования Физического Плана поможет увидеть, прежде всего, Единство Мира, соблюдение принципа аналогии, иначе понять механизм формирования материального мира. Думаю, что данная глава может быть интересна представителям науки, чтобы понять глубину микромира, многообразие форм существования материи, и не спешить необоснованно объявлять об открытии очередных элементов «праматерии» или определении рубежа Абсолюта.
Завершая разговор о Физическом Плане относительно космических построений, хотелось бы коснуться характеристики и значения нашего Солнца.

       «Солнце, такое как на нашем плане, не является даже Солнечным Огнем. Солнце, которое мы видим, не отдает ничего своего, потому что оно есть отражение, пучок электромагнитных сил, один из бесчисленных миллиардов «Узлов Фохата». Фохат действительно называют «нитями первичного Света», «клубком пряжи» Ариадны в этом лабиринте хаотичной материи. Нить опускается вниз и проходит через семь планов, завязываясь в узелки. Так как каждый план семеричен, образуются сорок девять мистических и физических сил, причем более крупные узлы образуют звезды, солнца и системы, а меньшие узлы - планеты и т.д.

      Электромагнитный узел нашего Солнца не является ни вещественным, ни пространственным, ни даже молекулярным в том смысле, в каком мы понимаем электричество. Солнце захватывает тела в свою система, «психически воздействует на них и превращает в «вампиров». Помимо этого оно ничего своего не отдает. Поэтому абсурдно говорить, что солнечный огонь может перегореть и постепенно погаснуть. Солнце выполняет всего лишь одну четко определенную функцию: оно дает импульс жизни всему, что дышит и живет под его лучами. Солнце - это пульсирующее Сердце системы, и каждое биение этого Сердца есть импульс. Но это Солнце невидимо: ни один из астрономов никогда не увидит его. То, что сокрыто в этом Сердце, и то, что мы чувствуем и видим, то есть видимые пламя и огонь, можно сравнить с нервами, управляющими мускулами Солнечной Системы, а тому же нервами, находящимися за пределами тела. Этот импульс не механический, а чисто духовный, нервный импульс».(4,с.107-108)

      Быть может такое понимание создания и построения Вселенной вызовет возражение со стороны современной науки, имеющей свое понимание этого процесса. Однако, если исходить из принятых в науке теорий возникновения Вселенной, в том числе теории «горячей Вселенной4)» или теории Большого Взрыва5), в основе которых лежит принцип изменения плотности материи, остается непонятным, каким же образом при постепенном и относительно равномерном изменении плотности материи существуют процессы, которые, по сути, можно рассматривать как новые Взрывы. Если исходить из рассматриваемых теорий, то уже спустя несколько минут после Большого Взрыва основные составляющие Вселенной уже были созданы, а в дальнейшем они лишь эволюционируют, в том числе и имеют сегодняшний вид. Как же тогда объяснить сознание сейчас новых космических построений, которые фактически являются повторными или малыми Взрывами? И что тогда могло послужить причиной таких новых Взрывов? Говорить о том, что какая-то часть материи все это время продолжала оставаться в ее изначальном состоянии с колоссальной плотностью, означало бы признать сами эти теории несостоятельными.

      Недостатком всех этих теорий является то, что предлагаемые ими схемы основаны чисто на механическом понимании процесса формирования Вселенной и ее составляющих. Пренебрежение наличием разумного и духовного начала во Вселенной, рассматривая процесс становления последней как чисто физическое явление, устраняет смысл существования всего Мира, а также ставит неразрешимый вопрос о том, почему тогда и под воздействием каких причин Вселенная на каком-то этапе вновь начинает сжиматься, чтобы вновь когда-либо «взорваться»? Одно только допущение разумности Вселенной снимает массу вопросов, связанных с появлением и исчезновением в ней различных космических построений, придает смысл существования не только самой Вселенной, но и каждой ее составляющей. «Сгустки материи», являясь изначальным материалом для формирования различных космических построений, благодаря влиянию Разума, обеспечивают эволюцию форм Вселенной как Единого живого разумного организма. Подобно тому, как в человеческом организме происходит процесс обновления на клеточном уровне, когда одни клетки погибают, а их заменяют новые, таки во Вселенной происходит процесс обновления ее составляющих.

      В данной главе речь идет не о многообразии форм существования вещества, а о принципиальных аспектах многообразия основных элементов, из которых в последующем формируется то, что мы считаем химическими элементами, и которые затем уже создают различные вещественные образования. Можно с уверенностью сказать, что современная наука, в частности ядерная физика и химия, находится в начале пути познания формирования различных вещественных образований, все многообразие которых может быть осознано только через познание принципиальных основ формирования Физического или Материального Плана. Вместе с тем, нашей Природе, под которой мы должны понимать всю сложную структуру хотя бы нашей Планетарной Цепи, все это не только известно, но и подвластно. Эти же знания содержатся и в оккультной литературе.
      Современной науке известно в настоящее время около 110 химических элементов, однако количество получаемых или возможных для получения из них различных веществ (форм существования материи этого уровня) немыслимо себе даже представить. И это при том, что, во-первых, речь идет лишь об основных 70-80 химических элементов, используемых человеком, во-вторых, что нам не известны возможности образования новых веществ даже для самых основных и часто используемых нами химических элементов. Даже обладая определенными знаниями в области органической химии, мы не можем точно сказать о всех возможностях формирования веществ для углеводородных соединений. Еще сложнее говорить о возможностях других химических элементах, либо пока еще недоступных для нас, либо вообще отсутствующих на Земле.
       «Вот почему вся Материя Вселенной, будучи анализирована наукою до ее ультиматов, может быть сведена лишь к четырем Элементам - Углероду, Кислороду, Азоту и Водороду; также, почему три первоначала, нумены четырех, или градации Духа или Силы, оставались для точной науки terra incognito, и лишь теориями и простыми наименованиями.
      Как говорят алхимики: «Когда Три и Четыре целуют друг друга, Квадрат присоединяет свою срединную природу к природу Треугольника (или Троичности, то есть, грань одной из его плоскостей становится средней гранью другого и образует Куб; тогда он (развернутый Куб) становится вместилищем и числом Жизни, Отцом-Матерью Семью».(1,т.2,с.745)
      Физический План Вселенной аналогичен (но не тождественен!) Физическим Планам различных космических построений или человека.
      Ранее мы уже говорили, что все Планы пронизывают друг друга. Аналогичным образом и Физический План, являясь внешней видимой оболочкой тел, пронизан более тонкими Планами. Физический План является той формой, находясь в котором объект (или правильнее было бы сказать субъект, поскольку любой объект обладает сознанием своего плана) проходит предназначенный ему этап эволюции. Физическим Планом обладают лишь субъекты, которые находятся на данном Плане Бытия.
      Если космические построения, обладая физической формой, проходят свою эволюцию во время одного периода существования (обладают, хотя и изменяемым, но одним Физическим Планом), то живые организмы, принадлежащие к одному из царств, проходят целый ряд воплощений в различные физические формы. Количество таких воплощений определяется не только уровнем соответствующего царства, но и прохождением таким существом соответствующей эволюции при каждом воплощении.
      Упрощенно взаимодействие Планов можно представить в виде одного цикла, когда на первом этапе суммарная энергия объекта исследования будет ориентирована во вне, то есть иметь внешнюю направленность, а на втором этапе, в связи с достижением более высокого уровня гармонии, суммарная энергия ориентирована во внутрь. Подобно тому, как вся Вселенная проходит такой цикл (этап проявления и в дальнейшем этап растворения), так же и любой объект эволюции проходит аналогичный цикл. Об этом мы говорили при анализе Седьмого Космического Принципа, а сам этот процесс обозначен на рисунке 26. С помощью такого подхода можно объяснить очень многое в жизни, в том числе и  так называемые рождение и смерть, формирование и совершенствование тел человека, процесс познания и совершенствования сознания и многое другое.
      Этот процесс также можно использовать для объяснения механизма взаимодействия формы и содержания, когда на первом этапе изначальное содержание объекта ориентировано на создание устойчивой, затем гармоничной и наконец совершенной формы, а затем, с момента зарождения основ нового содержания, происходит подготовка к переходу в новую, более совершенную форму.
      По мере того, как наиболее тонкие Планы будут формировать суммарную свою энергию ориентированную не вовне, а внутрь, необходимость в Физическом Плане будет уменьшаться. Именно поэтому, после прохождения этого Плана следующей формой существования объекта эволюции вновь будет Астральный План, а на следующем Глобусе - Ментальный План.
      Этим кратким обзором  мы завершим анализ Планов Бытия и Сознания.


                Глава 43. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ.

                «Время и пространство – основные формы
                существования материи»
                (Философский словарь)

      Разговор о проявлении Вселенной был бы неполным, если бы мы не обратились к вопросам Пространства1) и Времени2).
Проблема познания сути Пространства и Времени интересовала человечество не менее проблем первооснов мира, его строения, постижения смысла существования и многих других основополагающих вопросов.
Античные философы, например, Левкипп, Демокрит, Эпикур, полагали, что радом с материей (атомами) существует пустота, с которой они и связывали пространство. Время рассматривалось ими также существующее отдельно от материи. «Природа отвергает Пустоту», говорили перипатетики, которые, будучи по-своему материалистами, все же, может быть, понимали, почему Демокрит и его учитель Левкипп учили, что первичными Началами всех вещей, содержащихся во Вселенной, были Атомы и Пустота. Последнее означает просто скрытую Силу или Божество, которое до своего первого проявления - когда оно стало Волею, сообщившей первый импульс этим Атомам - было Великим Ничем, Эйн-Софом или Не-Вещественностью, а потому для всех чувств Пустотой или Хаосом. Платон также полагал, что все возникло их Хаоса, который он отождествлял с Пространством.
Философы-элеаты наоборот отрицали существование пустоты, утверждая, что вся Вселенная заполнена материей и пространство неотделимо от материи. Такую позицию в дальнейшем развил Аристотель, утверждавший, что пространственные отношения присущи телам и не существуют вне тел. Относительно времени они придерживались такого же взгляда.
Различное понимание пространства и времени существует у других философов и древних народов.
«Для майя время, если оно вообще существует, представляет собой кольцо, в котором из общего источника исходят и прошлое, и будущее, постоянно встречающиеся и сливающиеся в мгновения настоящего».(43,с.23)
Первый, кто усомнился в существовании времени отдельно от временных вещей и утверждал, что оно существует только в последовательном порядке самих вещей, был Г. Лейбниц.
 И. Кант так же поставил под сомнение распространенную в то время позицию в объективном существовании пространственных и временных характеристик материальных вещей. Кант утверждал, что представления о пространстве и времени свойственны нашему уму в качестве форм созерцания, присущих ему до всякого созерцания, до всякого опыта и без этих форм никакое созерцание, никакой опыт невозможен. Он уподоблял их очкам, без которых мы не можем смотреть на вещи.
Беркли утверждал, что время и пространство - формы субъективных переживаний, а Мах видел в них лишь упорядоченные людьми системы рядов ощущений.
 Гегель считал их порождением «абсолютной идеи», причем созданных лишь на определенной ступени развития и первым из них было создано именно пространство, а лишь затем - время, как бы разделенные друг от друга.
Материализм считает пространство и время основными формами существования материи. Он признает объективный характер пространства и времени, считает их неотделимыми от материи и отрицает вневременную и непространственную реальность. Пространство определяется им как выражение порядка расположения одновременно сосуществующих объектов и всегда является трехмерным, а время определяется им как последовательность существования сменяющих друг друга явлений и оно только одномерно и необратимо. Согласно положениям материализма материя, пространство, время и движение  неотделимы друг от друга, а само движение является сущностью пространства и времени.
Из приведенных основных взглядов на пространство и время видно, что под ними понимаются:
- формы созерцания человеческого ума или формы субъективного переживания;
- порождение «абсолютной идеи»;
- как некие самостоятельные субстанции не связанные или частично связанные с материей;
- формы существования материи, неотделимые от последней.
Первые два взгляда можно отнести к взглядам, согласно которым пространство и время носят субъективный характер, а два последние - объективный характер. Правильность тех или иных взглядов в данном изложении трудно определить, ибо все зависит от того, с каких позиций рассматривать пространство и время.
Если рассматривать их с позиций восприятия мира субъектом, то действительно они являются формой созерцания или восприятия мира. Если говорить о том, что сам мир, в его изначальном понимании, есть творение Абсолюта, то вполне допустимо утверждение о том, что время и пространство порождены «абсолютной идеей». В зависимости от того, что понимать под материей, можно согласиться с утверждением, что пространство и время связаны или не связаны с материей, равно как и то, что они неотделимы от материи.
Но все эти взгляды нельзя признать абсолютно полными и всесторонними. Относительность этих подходов понимания пространства и времени делают относительными и изложенные выше определения пространства и времени. И все же Гегелевская и материалистическая трактовка пространства и времени может представляться наиболее интересной.
По общему правилу, под пространством понимается категория, позволяющая определить объекты, РАСПОЛОЖЕННЫЕ ОДИН ОТНОСИТЕЛЬНО ДРУГОГО, а время понимается как категория, позволяющая определить ЯВЛЕНИЯ ИЛИ СОБЫТИЯ ОДНО ОТНОСИТЕЛЬНО ДРУГОГО. В любом случае эти категории связаны с восприятием исследователем объектов познания через определенную систему оценки. Следовательно, обе категории  связаны с субъектом, носят субъективный характер и связаны с восприятием каждого наблюдателя. Выше или ниже, дальше или ближе, шире или уже, раньше или позже, быстрее  или медленнее - все эти и аналогичные сравнительные понятия зависят не только от определенной избранной системы восприятия и оценки, но и от индивидуальных особенностей наблюдателя.
Данный подход превращает и пространство, и время в некие философские абстрактные категории, не имеющие физического смысла.
Чтобы понять суть Пространства и Времени в более глубоком плане, необходимо обратиться к оккультным представлениям об этих понятиях, ибо все вышерассмотренные взгляды, как и на большинство других, наиболее значимых понятий, порождены особенностью трактовки оккультных знаний.
«Все наши понятия о продолжительности и времени произошли из наших ощущений, согласно законам ассоциации. Будучи безвыходно связанными относительностью человеческого знания, понятия эти, тем не менее, не могут иметь иного существования, кроме как в переживаниях индивидуального Эго, и они исчезают, когда его эволюционное продвижение рассеивает Майю феноменального существования. Что есть время, например, как не панорамическая последовательность состояний нашего сознания! По словам одного из Учителей: «Я чувствую возмущение, будучи вынужденным употреблять эти три неуклюжие слова - Прошлое, Настоящее и Будущее - жалкие представления объективных фаз субъективного целого: они так же мало приспособлены к назначению, как топор к тонкой резьбе».(1,т.1,с.88)
Вместе с тем оккультная литература часто упоминает о Пространстве и Времени как о конкретных физических категориях.
В главе о парадоксах Абсолюта мы рассматривали понятие ПРОСТРАНСТВА, определяемого как «ЕДИНОЕ, ВЕЧНОЕ, НЕЗЫБЛЕМОЕ В ЕГО ОТВЛЕЧЕННОСТИ И НЕ ВЛИЯНИЯ ОТ ПРИСУТСТВИЯ ИЛИ ОТСУТСТВИЯ В НЕМ ОБЪЕКТИВНОЙ ВСЕЛЕННОЙ. ОНО НИ «БЕЗГРАНИЧНАЯ ПУСТОТА», НИ «УСЛОВНАЯ ПОЛНОТА», НО И ТО И ДРУГОЕ».
Исходя из этого, можно сказать, что Пространство в высшем своем понимании, безусловно, относится к уровню первооснов, поскольку  оно не связано не только с присутствием, но и с отсутствием объективной Вселенной. Иначе говоря, Пространство существует даже тогда, когда нет даже непроявленной Вселенной (не связано с отсутствием объективной Вселенной).
Определяя понятие времени, Е.П. Блаватская говорит:
«Время» есть лишь иллюзия, создаваемая последовательными чередованиями наших состояний сознания на протяжении нашего странствования в Вечности, и оно не существует, но «покоится во сне» там, где нет сознания, в котором может возникнуть Иллюзия. Настоящее есть лишь математическая линия, отделяющая ту часть Вечной длительности, которую мы называем Будущим, от части, именуемой нами Прошлым. Ничто на Земле не имеет истинной, реальной длительности, ибо ничто не остается без изменения - или тем же самым - на биллионную часть секунды; и ощущение, которое мы получаем от очевидности разделения времени, известного, как Настоящее, происходит от неясности мимолетных восприятий или ряда восприятий предметов, передаваемых нам нашими чувствами, по мере того, как эти предметы из области идеальных представлений, называемой нами Будущим, переходят в область воспоминаний, именуемой нами Прошлым. ...Действительно, человек или предмет не состоит только из того, что видимо в нем в какой-либо данный момент, но является совокупностью всех различных и сменяющихся состояний с момента своего появления в материальной форме вплоть до своего исчезновения с нашей Земли. Именно «эти совокупности», существующие извечно в Будущем, и проходят постепенно через материю, чтобы вечно существовать в Прошлом.
Великого Дыхания», которое вечно и, будучи Движением, является одним из трех символов Абсолюта, остальные два - Абстрактное Пространство и Длительность».(1,т.1,с.81)
 «В данном случае имеется в виду сознание только на нашем плане, а не вечное Божественное Сознание, которое мы называем Абсолютом. Осознание времени, в данном значении этого слова, не существует даже во сне, и уж конечно, тем более не может быть присущим абсолютному. Разве можно сказать, что море имеет понятие о времени, когда его волны движутся и ритмично бьются о берег? Нельзя сказать, что у Абсолюта есть сознание или, по крайней мере, такое сознание, какое имеем мы. У него нет ни сознания, ни страсти, ни желания, ни мысли, так как Он есть Абсолютная Мысль, Абсолютное Желание, Абсолютное Сознание, Абсолютное Все».(4,с.26)
Из этого следует, что к понятиям Пространство и Время необходимо подходить в двух аспектах: с позиций нашего восприятия Мира и с позиций изначальных основ Мира.
В первом случае, считая эти понятия как форму восприятия Мира нашим сознанием (пространственное и временное восприятие объектов и явлений), мы невольно вносим в эти понятия элемент субъективности. Воспринимаемые нами пространственные и временные характеристики достаточно условны, ибо специфика сознания у людей различна, а потому понятия дальше, ближе, выше, ниже,  долго, быстро и др. каждым воспринимается сугубо субъективно. Общепринятые единицы измерения также являются условными и не способны в полном объеме отразить суть происходящего. Тем более, что мы воспринимаем объекты, явления и процессы лишь в определенном диапазоне, соответствующему возможностям наших органов чувств и уровню развития сознания. При этом большая часть наблюдаемых объектов, явлений и процессов, происходящие на тонком плане, для нас остается недоступной, что также подтверждает субъективность наших оценок Пространства и Времени. Даже наша жизнь, которую мы обычно воспринимаем как промежуток времени между зарождением (рождением0 и физической смертью, не может быть мерилом Времени, поскольку речь может идти лишь о существовании изменяемого физического тела. Если же говорить о Монаде, как реальной основе человека, то тогда понятие жизни нам придется раздвигать до рамок существования Монады на всех ее этапах воплощения.
«Для человека Науки, который рассматривает Пространство, как просто ментальное представление, как концепцию чего-то существующего pro forma и не имеющего реального бытия вне нашего ума, - Пространство per se есть поистине иллюзия. Он может заполнять беспредельное межзвездное пространство «воображаемым» эфиром, и тем не менее Пространство для него есть абстракция. Большинство метафизиков Европы так же далеки, смотря с чисто оккультной точки зрения, от правильного понимания «Пространства», как и материалисты, хотя неправильные концепции обоих, конечно, весьма разнятся».(1,т.3,с.343)
Если же рассматривать Пространство и Время на уровне первооснов, то здесь мы можем обнаружить совершенно иную картину. То, что разделяется нами на нашем уровне восприятия, на рассматриваемом уровне будет представлять собой Единство, исходя из чего общепринятые понимания «одно возле другого» или «одно за другим» теряет свою значимость. Пример с морем, приведенный в последней цитате, тому подтверждение. Лишь стоя на берегу, мы можем разделять волны с учетом пространственных и временных характеристик. Рассматривая это с позиций океана, можно сказать, что все это происходит одновременно и в одном и том же пространстве. Вода как была, так и остается водой, меняются лишь отдельные характеристики. Для океана волна вдали от берега, накатывающаяся на берег или отступающая волна существуют одновременно, в то время как для наблюдателя на берегу, они могут находиться в прошлом, настоящем и будущем. Не изменяются и пространственные характеристики океана, поскольку объем его, как был, так и остается постоянным, а, так называемые, перемещения масс воды являются внутренними процессами. Представим себе, что в воде мы выделяем различные объемные фигуры, состоящие из самой воды, заключенные в невидимые формы (например, из абсолютно прозрачного стекла). Сможем ли мы различить их? Нет, мы будем воспринимать только одну воду. Можем ли мы говорить о каких-то пространственных характеристиках этих объектов, если они недоступны для нашего зрения? Эти объекты «растворены» в общей массы воды и для нас они визуально не существуют.
Если мы будем рассматривать Мир с позиций его первооснов, то мы также можем говорить об отсутствии известного нам понятия Времени и Пространства, поскольку тот «объем», занимаемый Вселенной до ее проявления и во время ее проявления остается неизменным, меняются лишь состояния и организация этих самих первооснов, а сами происходящие процессы и явления могут быть разделены лишь условно.
«Пространство было и есть всегда, как оно есть между Манвантарами. Вселенная в своем докосмическом состоянии еще раз была однородна и едина - вне своих качеств».(1,т.3,с.166)
Даже ранее рассмотренные выявления Космических и Вселенских Принципов, которые, как уже говорилось, следуют друг за другом, не могут говорить о наличии Времени, поскольку все эти процессы настолько взаимосвязаны и взаимопроникающие друг в друга, что невозможно определить начало или конец какого-то одного этапа выявления Принципов. Так, например, с момента проявления Первого Вселенского Принципа и до полного растворения Вселенной (наступление Махапралайи) этот Первый Вселенский Принцип постоянно существовать. Существует он и далее, когда вся Вселенная находится в состоянии Пралайи, то есть на уровне Космических Принципов, но существует уже в «растворенном» состоянии. То же самое можно сказать и о всех других Космических и Вселенских Принципах. Именно поэтому мы неоднократно говорили, что все есть Абсолют или его выявления, и они неподвластны ни Пространству, ни Времени.
«Ни космические планы субстанции, ни даже человеческие принципы -за исключением нижайшего материального плана или мира и физического тела, которые, как уже было сказано, не являются «принципами» - не могут быть помещены или мыслимы, как расположенные в Пространстве и Времени. Так как первые являются семью в ОДНОМ, так и мы являемся семью в ОДНОМ - в той самой абсолютной Душе Мира, которая есть и Материя и не-Материя, Дух и не-Дух, Бытие и не-Бытие».(1,т.3,с.386)
Вместе с тем Е.П. Блаватская говорит о начале Времени и о том, что Время существует не всегда. Отвечая на вопрос: «Соответствует ли начало Времени, как явления, отличного от Продолжительности, появлению Проявленного Логоса?» она поясняет:
«Конечно, это не могло произойти раньше. Но «седьмой трепет» относится и к Первому, и к Проявленному Логосам, из которых Первый - вне пространства и Времени, а второй появляется с началом Времени. Только тогда, когда «Матерь набухает», начинается дифференциация, ибо когда Первый Логос испускает лучи сквозь первичную и недифференцированную материю, в Хаосе еще нет действия. «Последний трепет Седьмой Вечности»  первым возвещает о Рассвете и соответствует Первому, или Непроявленному, Логосу. На этой стадии Времени нет. Когда все начинается, нет ни Пространства, ни Времени; но, как только начинается дифференциация, все сказывается в Пространстве и во Времени - при первичном излучении или тогда, когда эманируется Второй Логос. Он есть потенциальность «Отца-Матери», но когда появляется Третий, или Проявленный,  Логос, Он становится Непорочной Матерью. «Отец и Сын» суть одно во всех теогониях мира. Следовательно, это выражение соответствует появлению Обоих - Непроявленного и Проявленного - Логосов: одного в начале, другого в конце «Седьмой Вечности».(4,с.85-86)
А на вопрос: «Можно ли в таком случае говорить, что Время существует с момента появления Второго, или Непроявленно-Проявленного, Логоса?» она отвечает следующим образом:
«Конечно, нет. Оно существует с момента появления Третьего. Именно в этом, как я только что показала, состоит основное различие между ними двумя. «Последний трепет» начинается вне Времени и Пространства и заканчивается с появлением Третьего Логоса, когда Время и Пространство начинаются, то есть начинается периодическое время. Второй Логос разделяет естество, или природу, как Первого, так и Последнего. При появлении Первого Логоса дифференциации еще нет; дифференциация только начинается в латентной Мировой Мысли с появлением Второго Логоса и получает свое полное выражение, то есть становится «Словом» во плоти, с появлением Третьего».(4,с.86)
Как видим, Е.П. Блаватская связывает возникновение Пространства и Времени с началом дифференциации первооснов проявляющейся Вселенной, причем, первым она называет Пространство, а лишь за ним следует Время.
«Для оккультиста «Пространство» и «Вселенная» синонимы. В Пространстве имеется не Материя, Сила или Дух, но все это и гораздо больше. Это Единый Элемент и Анима Мунди - Пространство, Акаша, Астральный Свет - Корень Жизни. Как сказано о Вселенной в «Разоблаченной Изиде», это есть: «Комбинация тысяч элементов и все же выражение единого Духа -хаос для чувств, Космос для разума».(1,т.3,с.344)
Раз Пространство было, есть и будет, то оно присуще Бытию, а следовательно оно реально и оно существует. Далее можно говорить о том, что Пространство, будучи реальностью, обладает определенным физическим смыслом, хотя бы в том плане, в каком он есть у Принципов, у Материи, Духа и др..
При анализе Единого Элемента или Пре-Космической Материи мы уже отождествляли его с Пространством, говорили, что оно «вне измерений во всех смыслах; сосуществующими с которым являются Бесконечная Продолжительность, Изначальная (следовательно, Нерушимая) Материя и Движение - Абсолютное, «Непрекращающееся Движение», являющееся «Дыханием» Единого Элемента. Это дыхание, как это видно, никогда не может прекратиться, даже во время Вечностей Пралай. Первичный Атом (Ану) сам не может быть размножен, ни в его прегенетическом состоянии, ни в его первородстве, потому он называется «Сумма Всего. То, что являются бездною Пустоты для физика, знающего лишь мир видимых причин и следствий, есть беспредельное Пространство Божественного Пленума для оккультиста».
Как мы видим, оккультизм не только признает реальность Пространства, но и определяет определенный уровень его существования. Материализм также говорит о пространстве, как о форме существования материи, то есть также понимает материальность пространства, т.к. любая форма материальна. Хаос, Теос, Космос оккультизмом рассматривается как три символа своего Синтеза - Пространства, вместе образующие Четверицу (Тетрактис). Хаос, Теос, Космос и Пространство в оккультизме тождественны в Вечности, как Единое Неведомое Пространство.
Хаос считался древними бесчувственным, так как Хаос и Пространство, будучи в некотором роде синонимами, является и вмещает в себя все Элементы в их грубом рудиментарном и недифференцированном состоянии. Они сделали из Эфира, Пятого Элемента, синтез четырех других. Сущность Эфира или Незримого Пространства считалась ими божественною. Их Эфир был Акашей индусов.
В индусских учениях Божество, под видом Эфира или Акаши, проникает все вещи. И потому оно называлось «Живым Огнем», «Духом Света» и иногда «Магнитом». Брама у них также есть Теос, возникающий из Хаоса или Великой Бездны из Вод, над которыми Дух и Пространство в безмолвии парит в первый час нового пробуждения. (Вспомним библейское - «... Дух над бездною») Это есть Первый Треугольник или Триада Пифагора - «Бог» о трех Аспектах, до его превращения через совершенную квадратуру Беспредельного Круга в «четверо-ликого» Браму.
Согласно Платону, Высшее Божество само построило Вселенную на основании геометрической формы додекаэдра, и его «Первозачаточный» родился из Хаоса и Изначального Света - Центрального Солнца.
Исследуя древние знания, можно отметить, что и относительно Времени там говорится, как о вполне материальной сущности.

      «В Ведах мы читаем;
«1. Время несет нас вперед, оно есть конь о семи лучах, о тысячу глаз, не знающий уничтожения и полный плодоносности. Посвященные Мудрецы продвигаются на нем; колеса его - все миры.
2. Так Время двигается на семи колесах: оно имеет семь спиц; бессмертие его ось. Ныне он есть все эти миры. Время устремляется вперед первого Бога.
3. Полный сосуд заключен во Времени. Мы видим его существующим во многих формах. Он есть все эти миры в будущем. Они называют его «Время в Высочайшем Небе».
В Эзотерических томах читаем: «Пространство и Время едины. Пространство и Время безымянны, ибо они есть Непознаваемое То, которое может быть ощущаемо лишь через его семь Лучей - которые есть семь Творений, семь Миров, семь Законов».(1,т.2,с.769-770)
Приведенный выше анализ позволяет нам взглянуть на Пространство и Время несколько иначе, нежели это принято понимать сейчас. Принятая ныне точка зрения на эти понятия во многом предопределена тем, что с ними связывают не столько их физическую сущность, сколько способ восприятия Мира.
В главе о парадоксах Абсолюта мы кратко говорили о спорности используемых представлений о многомерности Пространства, в частности о том, что Пространство, само по себе, не может быть измерено в любом направлении. В дальнейшем мы также убеждались, что лишь условно речь можно было вести об измерение материи в Пространстве. Материя обладает множеством характеристик, воспринимаемых нами как ее свойства: протяженность, цвет, движение (молекулярное движение), вкус и запах, свойства и другие, которые соответствуют ощущениям, существующим у человека. Те, принятые в обычном понимании Пространства, три измерения (длина, ширина и толщина или высота) принадлежат лишь одному свойству или характеристик материи - протяженности.
Для того, чтобы представить другое понимание Пространства и Времени, обратимся к следующему примеру.
Предположим, что некий абстрактный наблюдатель находится в Абсолютной Пустоте, где нет ничего и никого, даже на самом тончайшем уровне понимания или восприятия. Говорить о существовании протяженности или длительности (то есть о Пространстве и Времени) здесь нет оснований. Там, где нет ничего, где нет материи, невозможно вести речь о каких-то свойствах, характеристиках или системах отсчета. Единственно, о чем он может говорить и что изучать - это самого себя и лишь относительно самого себя, то есть для него Пространство и Время -это он сам. Вне его самого для наблюдателя нет ни протяженности, ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Есть только одно - Бытие.
Теперь поместим это наблюдателя в те же условия, но разместив его в отдельно взятую покоящуюся Корень-Субстанцию (или, как ранее было определено, в АТОМ), вокруг которой также ничего нет. Что изменилось? Находясь в АТОМЕ, наблюдатель все также может говорить лишь о себе самом, ибо сам АТОМ для него продолжает оставаться той же Абсолютной Пустотой. Если АТОМ представляется ему как нечто, обладающее формой, то наблюдатель может судить об этой форме, опять же, только относительно себя самого и этой формы. Подобно тому, как человек, помещенный в шар, внутри которого нет никаких отличий по цвету, размеру, и т.п., находясь в состоянии невесомости, не может судить о Пространстве и Времени иначе, как только относительно себя самого и этого шара. Других характеристик для него не существует. Если же говорить о самом шаре, не принимая наблюдателя за точку отсчета или элемент системы измерения, то шар существует вне времени и пространства.
Если наблюдатель существует в той же Абсолютной Пустоте, где находятся два покоящихся объекта наблюдения, то здесь уже можно говорить о возникновении первой пространственной характеристики - линейной или протяженности (не принимая во внимание внешние размеры форм объектов). Временные характеристики здесь отсутствуют (если не принимать самого наблюдателя как объект наблюдения).
 
                А                С2
                В


                С1
                С      
Рисунок 77.

Что с позиции С, что с позиции С1 характеристики точек А и В могут быть определены только линейно, а с позиции С2 точка А вообще «исчезает» для наблюдателя, будучи невидимой из-за точки В. (Говоря здесь и ниже о линейности, плоскости и объемности, необходимо исходить из общепринятых толкований этих понятий. Если же говорить об этих характеристиках с учетом сказанного ранее при анализе парадоксов Абсолюта, то любая из этих характеристик будет пространственной.)
Но при наличии трех покоящихся объектов исследования, уже можно говорить о возникновении двух пространственных характеристик относительно этих объектов, признаваемых в качестве плоскостной. Плоскость может быть обозначена только на этом этапе.
«Плоскость», таким образом, становится поверхностью, не имеющей значения, если она будет предоставлена самой себе. Лишь единица освещает четверичность, пресловутая нижняя четверка тоже должна выстроить себе стену, извлеченную из троичности, если она хочет проявиться».(1,т.2,с.756)
Наличие, кроме трех объектов, еще и самого исследователя, как четвертого участника анализируемой ситуации, если он находится в иной пространственной характеристике, то есть вне вышеуказанной плоскости, позволяет говорить о возникновении уже трех пространственных характеристиках, то есть впервые возникает трехмерные пространственные характеристики, что может рассматриваться как первое проявление привычное для нас понимания Пространства.

                А

                В                D 


                С
Рисунок 78.

Это образование из трех АТОМОВ (А, В, D) и есть «Первый Треугольник» или «Триада» Пифагора, о котором мы говорили чуть выше. Здесь же формируется основа временной характеристики.
Если принимать во внимание и самого наблюдателя, то тогда можно говорить и об образовании Четверицы (Тетрактиса), образующей Пространство в его трех аспектах (Хаос, Теос, Космос), о которых также говорилось в этой главе чуть выше. Эту первую пространственную модель - треугольную пирамиду - можно рассматривать и как некоего «четверо-ликого» (Браму), принимая во внимание четыре грани пирамиды. С этих позиций данная модель является первой формой, обладающей одновременно тремя пространственными и временной характеристикой. Именно эта модель и подразумевается «тождественной в Вечности, как Единое Неведомое Пространство».
«Эти три (Хаос, Теос, Космос) и составляют содержание Пространства; или, как это определил ученый каббалист: «Пространство Всевмещающее, но ни в чем не вмещающееся, есть первичное воплощение простого Единства ... беспредельного протяжения ... Неведомого Вместилища Всего, Неведомой Первопричины».
Пространство, которое современные мудрецы ... объявили «Абстрактной Идеей» и «Пустотою», есть в действительности Вместилище и Тело Вселенной с его Семью Началами. Это Тело беспредельного протяжения, Начала которого, будучи, в свою очередь, семеричными, - проявляют в нашем феноменальном мире лишь грубейшее строение своих подразделений. «Никто никогда не видал Элементов во всей их полноте», гласит Учение.
...Хаос назывался древними бесчувственным, ибо - Хаос и Пространство, будучи синонимами - он являл и вмещал в себя все Элементы в их грубом рудиментарном и недифференцированном состоянии. Они сделали из Эфира, Пятого Элемента, синтез четырех других, ибо Эфир греческих философов не был его отбросом, - хотя, истинно, они знали больше, нежели ныне знает наука, об этих отбросах (Эфире), - который по справедливому предположению действует, как посредник многих Сил, проявляющихся на Земле. Их Эфир был Акашей индусов: Эфир, принятый в физике, есть лишь одно из его подразделений на нашем плане, астральный свет каббалистов со всеми его злыми и добрыми воздействиями.
Так как Сущность Эфира или Незримого Пространства считалась божественною, вследствие того, что она была предполагаемым покровом Божества, то она и рассматривалась как Посредник между этой жизнью и следующей.
...«Эфир и Хаос, или, на языке платоников, Разум и Материя, были двумя первичными и извечными Началами Вселенной, совершенно независимыми от чего бы то не было другого. Первый являлся всеоживотворяющим, разумным началом, тогда как Хаос был бесформенным, жидким Началом, «без формы или чувства»; из сочетания этих двух возникла к бытию Вселенная или, вернее, Вселенский Мир, первое двуполое Божество - при чем хаотическая Материя стала его Телом, а Эфир его Душою.
«Природа отвергает Пустоту», говорили перипатетики, которые, будучи по своему материалистами, все же, может быть, понимали, почему Демокрит и его учитель Левкипп учили, что первичными Началами всех вещей, содержащихся во Вселенной, были Атомы и Пустота. Последняя означает просто скрытую Силу или Божество, которое до своего первого проявления - когда оно стало Волею, сообщившей первый импульс этим Атомам - было Великим Ничем, Эйн-Софом или Не-Вещественностью, а потому для всех чувств Пустотой или Хаосом.
Этот Хаос, однако, стал «Душою Мира», согласно Платону и пифагорейцам. В индусских учениях Божество, под видом Эфира или Акаши, проникает все вещи. И потому оно называлось теургами «Живым Огнем», «Духом Света» и иногда «Магнитом».
Хаос, Теос, Космос есть лишь три символа своего Синтеза - Пространства. Никто и никогда не может надеяться разрешить эту тайну Четверицы (Тетрактиса), придерживаясь мертвой буквы, даже древних философий, в том виде, как они толкуются сейчас. Но даже в них Хаос, Теос, Космос и Пространство тождественны в Вечности, как Единое Неведомое Пространство, последнее слово о котором, может быть, не будет известно вплоть до нашего Седьмого Круга. Тем не менее, аллегории и метафизические символы, касающиеся первичного и совершенного Куба, замечательны даже и в экзотерических Пуранах.
В них Брама есть также Теос, возникающий из Хаоса или Великой Бездны из Вод, над которыми Дух и Пространство в безмолвии парит в первый час нового пробуждения. ... Это есть Первый Треугольник или Триада Пифагора - «Бог» о трех Аспектах, до его превращения через совершенную квадратуру Беспредельного Круга в «четверо-ликого» Браму. «От Него, Кто существует и, тем не менее, не существует, от Не-сущего, от Вечной Причины, рождается Сущий, Пуруша», говорит Ману, законодатель».(1,т.1,с.423-426)
При характеристике Пятого Вселенского Принципа мы говорили о различных формах организации Корень-Субстанций или АТОМОВ, где как раз и подразумевались совокупности из двух, трех АТОМОВ, треугольная пирамида, ...додекаэдрон. (С учетом этого, иной смысл приобретает приведенной выше высказывание Платона о «Первозачаточном», рожденном из Хаоса и Изначального Света». Если еще вспомнить о пространственной характеристике углерода, то это не может не навести на раздумье).
С позиций упоминания выше о платоновском «Первозачаточном» в непосредственной  связи с додекаэдром, позволю высказать свою точку зрения, что во Вселенной может существовать (3), 4, (11), 12, (18) или даже 24 вида пространственно-временных характеристик Материи, в зависимости от того, как вести отсчет. (Не следует путать пространственно-временные характеристики с принятыми понятиями о мерности или измерениях. Первые значительно более емкие по отношению ко вторым, которые есть лишь один из вариантов восприятия характеристик). РАЗГАДКА ЭТОГО УТВЕРЖДЕНИЯ СОКРЫТА В СТРОЕНИИ ДОДЕКАЭДРА (или додекаэдрона). Не случайно в одной из ранее  приведенных выдержек из «Тайной Доктрины» говорится о шести  свойствах или признаках материи (протяженности, цвете, движении, вкусе, запахе, и, пока еще не развитом для восприятия человеком, ПРОНИЦАЕМОСТИ). Тому, кому удастся развить в себе способность воспринимать эти характеристики и использовать их, будет доступно то, что мы называем путешествием во времени и пространстве. Этими качествами вполне обладают Высокие Разумные Существа, постигшие в разной степени Всезнания, Всеведения и способные преодолевать любые препятствия, в том числе и пространственные. Им ведомо и подвластно то, что именуют пятью оболочками времени.
Хотелось бы еще раз напомнить, что речь идет не о принятых в обычном понимании измерениях, как способа субъективного восприятия, а о пространственно-временных характеристиках, соответствующих определенным уровням организации Материи во Вселенной. Именно эти пространственно-временные характеристики оказывают определяющее влияние на формирование конкретных форм организации Материи, выступая своеобразными Магнитами (о которых также уже говорилось в этой главе) для тех или иных этапов или сфер существования Вселенной. Каждый объект во Вселенной не только испытывает руководящее воздействие этих пространственно-временных характеристик, но и содержит в себе их регулирующее начало. Являясь носителем таких начал, любой объект, входящий в состав той или иной совокупности объектов, формирует единую для них пространственно-временную характеристику, присущую этой совокупности, и одновременно испытывает ее обратное воздействие на себя.
Именно поэтому утверждение древних о том, что «все существует  в пространстве и во времени» бесспорно.
Рассмотрим еще один пример:


               



Рисунок79

Предположим, что наблюдатель находится в центральном АТОМЕ, а в остальных АТОМАХ происходят различные процессы. Если рассматривать данную схему так, как она отображена на рисунке, то для него эти процессы могут восприниматься как протекающие в разное время, с какой-то последовательностью. Это кажется нам бесспорным. Но если мы вспомним, что данная схема - лишь удобная для восприятия модель расположения АТОМОВ, условное обозначение реального положения каждого из АТОМОВ, при которой каждый из них взаимопроникают друг в друга, то все будет выглядеть несколько иначе. Учитывая взаимопроникновение АТОМОВ, можно сказать, что все процессы одновременно протекают и в центральном АТОМЕ (в месте нахождения наблюдателя) и в его окружающих (там, где воплощаются эти процессы). В данном случае наблюдателю уже будет невозможно разделить все эти процессы друг от друга, ибо процесс в одном из АТОМОВ одновременно протекает как бы во всех остальных, взаимопроникающих в нее.
Если же наблюдатель будет находиться вне такой совокупности АТОМОВ, то для него эти процессы будут разнесены во времени: один позже или раньше другого.
Именно поэтому можно говорить, что все происходящее в Космосе, во Вселенной происходит одновременно, а мы, в силу неведения скрытых от нас процессов, воспринимаем их с разрывом по времени.
«Время» есть лишь иллюзия, создаваемая последовательными чередованиями наших состояний сознания на протяжении нашего странствования в Вечности, и оно не существует, но «покоится во сне» там, где нет сознания, в котором может возникнуть Иллюзия. Настоящее есть математическая линия, отделяющая ту часть Вечной Длительности, которую мы называем Будущим, от части, именуемой нами Прошлым».(1,т.1,с.81)
Но все сказанное связано лишь с восприятием пространства и времени, но мало приближают нас к пониманию физической сущности этих понятий: что есть Пространство и что есть Время?
Для исследования данного вопроса обратимся к следующему рисунку:






Рисунок 80
На данной схеме изображена совокупность из четырех АТОМОВ, являющаяся первой пространственной моделью совокупностей, т.к. совокупности из 2 и 3 АТОМОВ в их оптимальном построении будут иметь линейное или плоскостное построение, а следовательно могут обладать одно и двухмерными пространственными характеристиками. Пунктирными линиями стрелок мы обозначим внешнюю направленность взаимодействия АТОМОВ, а сплошными линиями - внутреннюю направленность их взаимодействия. И хотя суммарная внутренняя направленность будет ориентирована к центру пирамиды и как бы взаимокомпенсироваться, это не означает, что вся эта модель не будет иметь внешней направленности.
АТОМЫ, входящие в состав такой совокупности, кроме «делегирования» части своей кинетической энергии в состав общей энергии модели, продолжают обладать другой оставшейся энергией, которая стремится проявить себя через внешнее взаимодействие, что и порождает внешнюю направленность ее проявления.
Если такая совокупность образована одинаковыми по значению энергий АТОМОВ, а те, в свою очередь, будут равнозначно ориентированы во вне, то такая совокупность внешне будет выглядеть пассивно, ибо векторы проявления этих энергий также взаимопогашаются (компенсируются).
Если в состав совокупности будут входить один или несколько сильных АТОМОВ (тех, у которых значение К будет больше, нежели у остальных), то ориентация и всей совокупности будет определяться именно положением этих сильных АТОМОВ. Степень этой ориентации определяется также силой АТОМОВ.
Так или иначе, но каждая совокупность обладает своей определенной направленностью, что необходимо рассматривать как своеобразную пространственно-временную характеристику, поскольку сила и направление ориентации могут либо совпадать общему ходу течения эволюции, либо иметь обратную направленность. С этой направленностью и связаны понятия Пространство и Время.
Следовательно, каждое построение, независимо от уровня его существования, обладает пространственно-временными характеристиками. И чем более сложное построение, тем большими пространственно-временными характеристиками оно обладает, а они, в свою очередь, формируют, суммируясь, их собственные построения.
Существует мнение, что в «черной дыре» Время равно нулю, и в этом есть свой смысл. Подобно тому, как в Лайа-Центре растворен целый Мир, не имеющий еще своего проявленного Времени и Пространства, так и «черная дыра» может рассматриваться в качестве своеобразного Лайа-Центра, из которого будет сотворен свой мир, например, новая Планетарная Цепь. Но это не означает, что Время и Пространство в этот момент в других мирах не существуют. Из этого следует, что Пространство и Время необходимо рассматривать как характеристики существующей системы. Вне такой системы, то есть в чистом виде Пространство и Время не существуют. Даже если говорить о первых Вселенских Принципах, то и там Пространство и Время связаны с проявляющимися Принципами, а не существуют как таковые сами, отдельно от всего.
Существование в какой-то проявленной системе предполагает наличие в ней определенных пространственно-временных характеристик. Переход в другие пространственно-временные характеристики возможен при переходе в другие системы через соответствующие точки перехода. Ранее мы рассматривали основные модели совокупностей и применительно к теме данной главы можно сказать, что вершины этих моделей, а также центральные АТОМЫ, и являются теме точками перехода из одной пространственно-временной характеристики в другую. И то, что фантасты называют путешествием во времени, есть ни что иное, как переход из одной характеристики в другую.
Но обладание определенными пространственно-временными характеристиками совсем не означает, что их носитель обязательно сам может воспринимать все их. Так и человек способен воспринимать только такие характеристики, до уровня восприятия которых его сознание подготовлено. Подобно тому, как единая спираль эволюции Мира может рассматриваться как бесконечное множество других, меньших спиралей, нанизанных друг на друга, так и пространственно-временные характеристики, суммируясь, образуют нечто подобное, что можно назвать течением Времени или рекой Времени. Человек, находясь в этом течении, воспринимает его так, как он к этому готов. Ему проще использовать линейный принцип отсчета времени, что и породило введение таких понятий как Прошлое, Настоящее и Будущее. И ему не ведомо, что все происходило и происходит одновременно, о чем мы уже говорили несколько выше. Будущие события уже порождены, они происходят, но только пока еще для человека они не проявились. Прошлое не исчезло бесследно, а уже трансформировалось в Будущее, одним из моментов которого является настоящее. Обычное восприятие времени можно сравнить с бесконечным бегом внутри шара, когда нам кажется, что мы постоянно движемся вперед и, по нашему пониманию, должны переместиться куда-то в иное, тогда как мы все также находимся внутри того же шара. И чем сложнее структура объекта, тем большими пространственно-временными характеристиками он обладает.
Разговор о Пространстве и Времени был бы незавершенным, если бы мы не остановились на соотношении данных понятий с еще одним - Продолжительностью. Лучше, чем об этом сказала Е.П. Блаватская, сказать сложно, поэтому я позволю себе просто процитировать ее комментарии:
«Продолжительность есть; у нее нет ни начала, ни конца. Как можно назвать временем то, что не имеет ни начала, ни конца? Продолжительность безначальна и бесконечна, Время же конечно. ...Время можно делить. Продолжительность же, по крайней мере согласно нашей философии, нельзя. Время делимо в Продолжительности, или одно находится в рамках Времени и Пространства, а другое - за пределами их обоих. Что касается Продолжительности, ее невозможно делить или отмечать в ней какие-то этапы. Для нас Продолжительность - это неделимая Вечность, не относительная, но абсолютная. ...Существование ограничено определенными промежутками времени, тогда как Продолжительность, не имея ни начала, ни конца, является совершенной абстракцией, которая содержит в себе Время. Продолжительность сопоставима с Пространством, которое тоже, будучи абстракцией, не имеет ни начала, ни конца. Только после конкретизации и ограничения оно может быть представлено и становится чем-то. Конечно, расстояние между двумя точками называют пространством; оно может быть огромно или бесконечно мало, тем не менее оно всегда будет пространством. Но все подобные характеристики являются категориями человеческого восприятия. В действительности Пространство - это то, что древние мыслители называли Единым Невидимым и Непознанным (сейчас непознаваемым) Божеством».(4,с.19,20)
«Как две абстракции они (Пространство и Время) могут быть одним, но это можно было бы отнести, скорее, к Продолжительности и Абстрактному Пространству, чем ко Времени и Пространству.  ...Во вселенной может не быть ни человека, который бы думал о нем, ни глаза, который бы воспринимал его, ни мозга, который бы ощущал его, и тем не менее Пространство есть, всегда было и всегда будет. Оно неустранимо. ... Попытайтесь, если можете, подумать о чем-то вне Пространства, и вы поймете, что представить это невозможно. Пространство существует там, где больше ничего нет, и должно существовать независимо от того, чем является Вселенная: Абсолютным Вакуумом или Заполненной Плеромой».(4,с.21)
«Будучи вечными, Пространство и Продолжительность не могут быть названы атрибутами, так как они являются всего лишь аспектами Беспредельности. Точно также Беспредельность, если под ней иметь в виду Абсолютный Принцип, вообще не может иметь никаких атрибутов, так как только то, что само является конечным и обусловленным, может иметь отношение к чему-либо еще. Все это неверно с философской точки зрения».(4,с.22)
В завершении этого короткого разговора о Пространстве и Времени, хотелось бы еще раз сказать, что привычные для нас понятия, с которыми обычно связывают наше понимание пространства и времени, - есть ни что иное, как чрезмерно упрощенное и далеко не отвечающее действительности человеческое представление о них. Одна из характеристик  любого объекта - протяженность - связана с определенной ограниченностью внешних его параметров. Но кто, с учетом всего ранее сказанного о взаимопроникновении, может сказать, где в действительности заканчивается одна граница и начинается другая? Принято считать, что граница объекта определяется его внешней поверхностью, понимаемая как некая плоскость. Взаимопроникновение, как одна из характеристик Единства, если и не устраняет все эти границы, то отодвигает их настолько далеко в Космос, что мало кто рискнет даже предположить, куда, например, простирается протяженность всех тел человека. Потому же сомнительна возможность говорить о последовательности каких-то событий, поскольку сами их проявления - это лишь субъективное восприятие тех процессов, которые нам неведомы в силу их утонченности.

                Список использованной литературы

1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
     Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17.    -    "    - ,           Агни-Йога,           -     "     - .
18.    -   "     - ,           Беспредельность, -    "    -.
19.    -    "    -,            Иерархия,              -    "    -.
20.    -    "    -,            Сердце,                -    "    -.
21.    -    "    -,            Мир Огненный,    -    "    -.
22.    -    "    -,            Аум,                -    "    -.
23.    -    "    -,            Братство,                -    "    -.
24.  Е И. Рерих,  Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25.  Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26.  Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27.  АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28.  В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая  школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
      т ом., М, 1963-1966, т.4.
29.  Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30.  К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31.  Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33.  Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская  энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44.  И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45.  Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,

______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 22 сентября 2013 г.
   Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3


Рецензии