Мама

   В этом коротком слове - мама - таится ёмкое, не понятие, а уникальное, философическое, жизненное содержание  каждого нормального человека, обитавшего в полноценной семейной среде. Время беспощадно. Уходят из жизни родные и близкие, но остаётся память о них. Память, это своеобразная книга, которая хранится в глубине души и её можно, не мешая ни кому, в любой момент открыть и прочитать...


   С раннего детства, мама всегда была со мной, даже когда пропадала на работе. Какая-то невидимая нить связывала с ней, словно она постоянно присутствовала во мне, давала советы, оценивала поступки и проступки, направляла и поддерживала уберегала от несчастий.

 Я это чувствовал несмотря на то, что меня опекали, балуя, обе бабушки. Нет, я не был обделён мужским вниманием и воспитанием отца (деды рано ушли из жизни - один погиб на войне, другой застрелился из ружья, из-за неизлечимой болезни. Решил никого не докучать).

  Он научил меня многому. Как говориться, мужественно переносить все тяготы и лишения, не ныть, обучил мужским ремёслам. Но именно мать выстроила воспитание детей таким образом, что через годы, её методы пригодились в армии (был командиром отделения, зам. ком. взвода и даже временно исполнял обязанности командира взвода. За время его отсутствия(болезни) выпустил два взвода курсантов - механиков водителей средних танков в линейные войска). А позже, воспитании уже моих детей. Общеизвестный, но, к сожалению, не всеми применяемый - словом и личным примером.

   
   Помнится за какую-то провиннось, отец, сорвался,  в горячке, "отхоздал", при мне вожжами, старшую сестру. А вечером, мучаясь, слёзно изливал свою душу матери:
   - Чтобы хоть раз поднял на детей руку! Никогда в жизни! Хуже изверга!

 
(Отец прошёл всю войну, был ранен. Чудом остался жив. Служил ещё до 1947 года).
Мать как могла успокаивала его. Мол, ничего страшного. Неприятно, но ведь и нас так на путь истинный наставляли. Перегнул палку, согласна. Да с кем не бывает.

 Хотя, в тайне, осуждала. Своё дитя, послевоенное, с трудом выношенное. Чего там говорить, уж больно жестоко обошёлся.


   Сильно переживал батя. Неделю ходил сам не свой и в конце-концов попросил прощения у дочери. В воспитательный процесс больше не вмешивался.
   Такое обстоятельство радовало. Пробивалась радость за себя, брата, сестрёнку, что прежнего наказания не будет.

 Страшила не боль, а именно унижение и как следствие затаённая озлоблённость на родителей, хотя получали по делом, да и то крайне редко. Так, отругают, шлёпнут ладошкой по пятой точке. Этот наглядный, неприятный, из ряда вон выходящий, случай стал уроком для всех членов семьи.
   
   С тех пор появился (для меня особенно) ещё более неприятный метод воспитания - моральный. Он-то и оказался самым действенным. Уж лучше бы отлупили. Бывало, мать,  поставит перед собой и давай "читать нотации", так сказать, наставлять на путь истинный.

   Мудрая, грамотная женщина, знала силу слова. Так отчитает, вразумит, что становилось стыдно перед самим собой. Разговор длился нескончаемо долго. Хотелось остановить её, попросить прощения, покаяться, только детское упрямство не позволяло сделать это.

   Как ни странно, (видимо человек разумный тем отличается от животного) внушения откладывались в голове, отсеивая плохое от хорошего. Нравоучения прекратились по мере взросления. Помнится ещё до первого класса. Теперь уже пошёл терпеливый процесс учёбы, познаний самого Мира. А это уже была иная, почти взрослая ступень развития.

  Давно нет рядом со мной родителей. Уже и самому подошла пора подводить итоги, но я по-прежнему им благодарен, за то, что не стал моральным уродом, хотя, чего греха таить, не всё было гладко в жизни. На то она и жизнь.

   До сих пор я открываю книгу памяти и извлекаю из неё поучительные уроки.
   
   


Рецензии
Замечательный рассказ, Николай!
Я считаю, что людям с такими мамами, как ваша, и вам в том числе, очень повезло. Мне так не повезло. Возможно, поэтому, я и написала повесть-фэнтези, в которой существует множество проблем детей и их матерей. Хотя это и фэнтези, но эти проблемы в ней чисто человеческие.
Всего самого доброго!
С уважением,

Лили Миноу   06.01.2016 20:31     Заявить о нарушении
Спасибо! И Вам огромных успехов! Читал некоторые Ваши рассказы! Сюжет увлекает.

Николай Гуркин 3   24.12.2016 08:45   Заявить о нарушении
Спасибо, Николай!
Успехов и удач во всём!

Лили Миноу   24.12.2016 12:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.