Станет ли наш дагестан нашим?

СТАНЕТ ЛИ «НАШ ДАГЕСТАН» НАШИМ?

Около семи десятилетий скрытые в глубинах нашей жизни противоречия и недочеты в области национальных отношений сегодня потоком вылилось наружу. Катализатором усугубления этих и других противоречий стали неожиданный для многих распад империи советов и катастрофически падающее экономическое обнищание народов.
Территория бывшего СССР по причине не этнического, а территориального устройства границ превратилась в арену межэтнических войн. Республики (эти «узлы» и «звенья» единой цепи) были выкроены так искусно, что выпадение какого-либо звена практически было невозможно. Многие вчерашние союзные республики, убегавшие от центральной империи, сегодня сами выступают в роли мини империй, не давая свободно самоопределиться составляющим эти империи народам. Так обстоят дела в России, Азербайджане, Грузии – словом, во многих бывших союзных республиках.
Ущемление национальных интересов, удерживание силком в общем «стаде» – вот причина появления на политической
арене национальных движений и национально-освободительных войн, а
не «амбиции некоторых политических лидеров», как расчесывают под
одну гребенку все национальные движения официальные средства
массовой информации. В подобных оценках слышатся отголоски от прежних идеологических догм. (Конечно, мы далеки от полного отрицания
существования амбиций у некоторых политических лидеров). Причина даже и не в катастрофическом обнищании народа (хотя бы, не совсем в этом).
Движения, преследующие цели самоопределения нации – это, скорее всего, реакция возрастающего национально¬го самосознания на разностороннее ущемление национальных интересов. Это естественная потребность каждого национального организма в самосохранении и самовозрождении. Ведь народ не стадо с заданной численностью, а форма его политического обустройства не хлев неизменяемых размеров, куда можно загонять силой. Форму государственного обустройства должен выбрать сам народ, ибо, как говорил Мишель Монтень, лучшее государственное устройство для народа – это то, которое сохранило его как целое. А всякие высказывания о незаконности «перекраивания границ» (кто, когда и по какому праву их устанавливал!?), о ненужности и невозможности практической ре¬ализации идеи самоопределения наций опять-таки служат для сохранения господства интересов мини-империй и их элитных этносов над «второстепенными», «некоренными», «не титульными» и т. п. Империи рушатся и возникают. Народы сами должны выбрать для себя политическое устройство, чтобы не исчезнуть с лица земли.
О проблемах разделенного между двумя мини-империями – Россией и Азербайджаном – лезгинского народа за последнее время на¬писано и сказано много. И поэтому не будем подробно останавливаться на описании всех проблем, которые накопились до и после развала СССР. Цель настоящей статьи – постараться по возможности описать сегодняшнее политическое состояние в Южно-Дагестанском регионе (где на своих землях проживают компактно более 300 тысяч лезгин, показать истинное лицо и намерения тех сил, которые на словах выступают за единство Дагестана, за мир и стабилизацию в республике, но на самом деле проводят самую что ни есть раскольническую политику в деле консолидации народов Дагестана на основе честной дружбы, взаимно¬го уважения и доверия.
Хочу сразу оговориться: я выступаю за истинное единство Дагестана и его неделимость (да принесет Аллах этому краю процветание, а его наро¬дам мир и благополучие на вечные времена!) Но Дагестан будет единым, неделимым и сильным только тогда, когда будет обеспечено единство, неделимость и благополучие всем его народам независимо ни от названия, ни от численности, ни от конфессиональной принадлежности (а не двум народам, как в нынешнем Дагестане).
Прежде всего, я за такой единый Дагестан, где будет обеспечена целостность моего лезгинского народа, ибо я прежде всего лезгин, а затем дагестанец, россиянин, землянин и т. д. Посудите сами: как может биолог исследовать жизнь какого-либо растения, изучая лишь его листья, или же часть стебля? Как может зоолог судить о слоне, исследуя его хобот?
Но азербайджанские и дагестанские историки, географы, социологи, этнографы, филологи – словом все ученые умудряются до того,
что лишь по одной части лезгинского народа (то ли на стороне Азербайджана – 2/3, то ли на стороне Дагестана – 1/3 населения) они
пишут исследовательские монографии о жизни, культуре, истории
всего лезгинского этноса.
Так вот, уважаемые товарищи и господа! Прежде чем обвинить кого-то в разрушении Дагестана, давайте сообща построим этот единый Дагестан на основе единства и равноправия его народов! Ответьте нам: оказавшиеся по воле судьбы в Азербайджане лезгины дагестанский народ или нет? А цахуры? А аварцы? Если нет, то обвинения в адрес сил, объединяющих свои народы, излишни. А если да, то почему же ни разу ни правительство Дагестана, ни правительство России не выступили против политики ассимиляции и геноцида в Азербайджане дагестанских народов? На почве войны в Карабахе идет отлов и отстрел лезгинских парней (вспомните события в Сумгаите, Хачмасе, Кусарах, Пирале). Но молчит правительство Дагестана, которое обеспечивает дагестанским азербайджанцам условия наравне со всеми дагестанскими народами. Молчит правительство России, которое дает протест всем республикам, когда ущемляются права русских. Но кто выступит в защиту интересов лезгинского народа? Вот вам и причина рождения лезгинского народного движения «Садвал» («Единство»).
Ясное дело, лезгинский вопрос стал головной болью для правитель¬ственных чиновников, почивающих в удобных креслах у государственной «кормушки». Благодатные лезгинские земли давно стали сырьевым придатком для Азербайджана и Дагестана и поставщиком дешевой рабочей силы. Даже беда лезгинского народа – разделенность – приносит правительственным чиновникам такие барыши, которые вчера им и не снились. Таможенные службы Азербайджана и Дагестана приносят своим чиновникам баснословные прибыли. Так, стоит ли решить лезгинскую проблему? Тогда – прощай таможня, прощай прибыль? Поэтому-то правительственным чиновникам Азербайджана и Дагестана тем лучше, чем хуже положение лезгинского народа. При фантастической безработице и нищете в лезгинских районах, приграничная и таможенная служба в большинстве своем укомплектована кадрами из представителей других народов можно с уверенностью сказать, будь таможня где-то в Цунте или ХаджалМахи, то ни одного человека из лезгин там бы не было.
Правительству выгоднее держать лезгинские земли в нищете, тогда их легче купить, «приватизировать» (что сейчас и начинается через подставных лиц. Иначе, как предателями своего народа их, конечно, не назовешь). Не с этой ли целью из кредитов и госдотаций, выделенных на Дагестан правительством Российской Федерации, на лезгинский народ выпало мизерное количество или же совсем не выпало (кто это проверит? Кому это надо?)
Поэтому и нет среди лезгин на сегодня процветающих бизнесменов в Дагестане. Их не могло быть, потому что за этим строго следили те, в чьих руках находятся каналы распределения кредитов, товаров, сырья. А те, кто случайно вставали на ноги, расплачивались жизнью (как в случае с президентом АО «АРСИ» строителем Арсеном Байрамовым, который пал от рук наемных убийц).
В эпоху реформ лезгины вступили с очень низкого стартового уровня, как в экономическом, так и в политическом плане. Из-за различия политической ориентации, из-за крайне низкого уровня национального самосознания (на сегодняшний день оно почти колони¬альное, иждивенческое, лакейско-прислужническое почти у 90 % на¬рода), лезгины безнадежно отстали от реформ. Наша интеллигенция, наша властная верхушка или в глубокой спячке или служит только не своему народу.
Наши лидеры, депутаты или очень близоруки или же являются ма¬рионетками в руках тех, кто явно не желают добра лезгинскому наро¬ду. Наши бизнесмены, те из них, которые встали на ноги на небольших подачках от своих «хозяев», работают против интересов своего народа. Это не просто слова, а горькие факты.
Когда представители других народов проводили активную агитацию по выдвижению своих кандидатов в депутаты в Госдуму и Совет
Федерации Федерального Собрания РФ, отряды – «гвардейцы» из наших же ребят в Махачкале, в Ахцахе и Рутуле, в Сулейман-Стальском и других районах ходили с агитацией за представителей других народов:
кто покупался на деньги, а кто и на водку! В результате чего в Госдуму
и Совет Федерации из представителей лезгинcких народов не
попал ни один кандидат. К примеру, посмотрите какой расклад голосов, поданных в лезгинских и лезгиноязычных районах за кандидатов
в депутаты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации. В лезгиноязычных районах (здесь не учтены голоса лезгинских изби¬рателей лезгинских сел в Хасавюртовском и Кизилюртовском р-нах, в городах Махачкале, Каспийске, Избербаше, Огнях, Дербенте, в Белиджах и др.) от лезгинских кандидатов на сторону ушло более 260 тысяч голосов (в т.ч.: 21015 – за Абдулатипова Р. Г., 33775 – за Алиева М.Г., 51367 – за Магомедова М-А.М., 24025 – за Гамидова Г.М.)
Возможно, некоторые оппоненты поспешат упрекнуть меня в национализме. Я, конечно, не в меньшей степени интернационалист, чем мой потенциальный оппонент. Но интернационализм интернационализму рознь. Национализм национализму тоже.
Национальные качества моего народа – дружелюбие, доверчивость и открытость (даже доходящая порой до наивности), добропорядочность законопослушность и повышенная тяга к справедливости, верность данному слову, отсутствие тяги к накопительству, отсутствие коммерческой жилки, стремление к науке и профессионализму и др. В условиях сегодняшней политико-экономической ситуации Дагестана царствуют сила денег, сила куначества, мафиозные группы влияют на политический климат Дагестана, вершат суд над неугодными, выживают из домов и квартир слабых хозяев. В такой обстановке наши вполне нормальные национальные качества работают против нас же. В диких джунглях дипломатия и благородные манеры для спасения жизни малопригодны и даже опасны. Наш народ разношерстен в идеологическом плане, в морально-этическом плане, в нас нет единства и согласия, мы с нигилизмом относимся к своим духовно-нравственным ценностям (языку, истории, культуре, фольклору, к своим лучшим представителям), мы возвышаем чужое, отрицая свое, мы служим чужим интересам, чужой воле. За 70 лет нашу интеллигенцию превратили в идеологических «рупоров», которые повторяли заказные речи. (В бывшем Обкоме партии представителям лезгинской интеллигенции доверялись разве что должности зав. отделов по идеологии, тогда как отделы торговли и других «доходных» направлений доверялись исключительно представителям определенных наций).
Мы тонем в словоблудии, в семейных дрязгах и разбирательствах, мы до сих пор не поняли, откуда движется опасность, грозящая в будущем развитию нашей нации. Наши предки хоть и потеряли много, но защитили и сохранили для нас благодатные земли. Сейчас существуют реальная опасность, что под видом приватизации через подставных лиц будут куплены наши заводы, хозяйства, земельные угодья...
В сегодняшней ситуации нам не хватает патриотов, пусть даже националистов. Национализм такой немногочисленной и разделенной нации, как мы, никому не мешает. Тогда-как и патриотизм многочисленной нации может ущемить интересы малочисленных народов.
Даже недавние выборы в представительные органы самоуправления Республики Дагестан показали, как надо понимать словосочетание «наш Дагестан». Из 28 депутатов, избранных в Махачкалинское городское собрание 14 аварцев, 9 даргинцев, 2 кумыка, 2 лезгина, 1 лакец (в городе 21 % русских, 19% аварцев, 14,3% кумыков, 11,5% лакцев, 9,6% лезгин).
В Каспийске: из 9 депутатов: 2 аварца, 4 даргинца, 3 лакца, (в горо¬де 22,5% русских, 10% кумыков, 15% лезгин). В Кизилюрте: из 11 депутатов все аварцы.
Без четкой национальной политики невозможно добиться национального благосостояния. А у нас некому ее проводить. Единственного достойного народного депутата, который открыто говорил на всевозможных сессиях ВС и собраниях о проблемах лезгинского народа, Наримана Рамазанова, Председателя Национального Совета, некоторые вчерапришедшие в «Садвал» и знающие о проблемах лезгинского народа понаслышке, отстранили от руководства Национальным Советам, хотя права такого им никто не давал, ибо Председатель НС избран на съезде лезгинского народа. И только съезд из полномочных делегатов всех районов и населенных пунктов Лезгистана полномочен производить такие перестановки.
В «Садвале» появились какие-то «идеологические советники» из бывших партийных функционеров, которые и носа не могут показать в своих родных селах, ибо сельчане-то лучше всех знают, что же в багаже у этих новоявленных «патриотов» и с чьего голоса они поют.
Кто же защитит национальные проблемы лезгин, если в Совете Федерации представители даргинского и аварского народов (по одному), а в Госдуме 3 аварца  (Толбоев М.О., О.Бегов, А.Абдулбасыров) и даргинец (Г.Гамидов)?
Начавшаяся еще со времен А.Даниялова с раздробления лезгин на агулов, рутулов, цахуров и др. антилезгинская политика в Дагестане усилилась с начала 2-го съезда народов Дагестана. Выступления многих депутатов (см. выступление С.Гаджиева) содержали неприкрытые нападки на идейные положения Устава и Программы движения «Садвал» и т.п.
Что же так испугало правительство Дагестана, мафиозные группировки многих наций, выдающих себя за избранных самих Аллахом, чтобы вершить суд над другими народами и указать, как им жить? А испугало их растущее национальное самосознание лезгин. Испугало сама мысль о возможности не только объединения и воссоединения лезгинского народа, а возможность экономической (а затем и политической) самостоятельности. Кто же захочет потерять свои сырьевые придатки? Вот и началась компания очернения движения «Садвал» в глазах лезгинского и других народов Дагестана. Начался процесс активного внедрения в ряды «Садвала» людей, предающих интересы своего народа, людей преданных Правительственным структурам. Против «Садвала» работали КГБ Азербайджана, КГБ Дагестана, власти этих республик, представители интеллигенции, национальных движений многих народов. Естественно, «Садвал» – еще не окрепшее движение – не успело выработать идеологический иммунитет против этой мощной, хорошо организованной и подпитываемой финансами компании. Преданные идее воссоединения лезгинского народа люди (которые в годы засилия коммунистической идеологии и создавали «Садвал») отошли от движения, дабы не отвечать за «новые методы» работы новых лидеров движения. Это было большой ошибкой, ибо свято место пусто не бывает. Вакуум тут же заполнили ненужные элементы.
Сейчас наступило время очищения движения. Прошлый период хотя и не принес особых успехов, но и дал очень много: значительно возросло национальное самосознание народа, мы узнали людей (кто есть кто), узнали свои ошибки и упущения, наметились четкие ориентиры.
Наступило время поднятия движения на профессиональный уровень. И во главе движения должны стоять проверенные в деле, чистые на руку профессионалы, которые в первую главу ставят не личные интересы, а интересы народа. А все остальные – они пусть помогают этой лидирующей группе профессионалов, кто, чем может.
Целенаправленно и четко нужно контролировать кадровый вопрос в республике. Заполнение мест не должно происходить просто лезгина¬ми, а только людьми, преданными идее «Садвала». Ибо проведение национальной политики в жизнь происходит посредством и через кадры.*
Пока что, с нами просто не считаются. Это наглядно еще раз показали события в Дербенте. Убийство уважаемого человека лезгинской национальности открыло дорогу двум нациям: начальником милиции становится аварец, Председателем городского собрания – даргинец. А организаторы и проповедники этой политики (политики стравливания народов) получают ордена «Дружбы Народов». И причем сразу же после известных событий, что само по себе наводит на некоторые размышления. Как говорится – все сыты.
Если же в ближайшее время лезгинам, табасаранцам, агулам, рутулам, цахурам не удастся бросить незначительные недовольства и свои амбиции и объединиться, то произойдут процессы, на исправление которых уйдут столетия. Да и вряд ли нам удастся их повернуть вспять. Так что лучше защитить то, что можно защитить сегодня.
А людей мешающих процессу нашего сближения и преданных чужим интересам, необходимо вывести на чистую воду.

Напечатано в журнале «Лезгистан», № 5-6. Махачкала, 1996. С.5-14.
Под псевдонимом Этем Шахдагви


Рецензии