Вита

    Баба Маша проснулась, когда за окнами было ещё темно. Едва придя в себя, она приподнялась на локте и прислушалась. На улице по-прежнему шелестел в опадающей листве мелкий сентябрьский дождь. Внучка мерно посапывала на соседней кровати. Однако под сердцем, как и три дня назад, было тревожно. Пожилая женщина тихо встала, прошла на кухню, накапала в мензурку корвалола и, поморщившись, выпила горькое лекарство. Взглянув на настенные часы (без четверти пять), она присела на диванчик и задумалась…
    Две недели назад сын Антон зашёл к ней со своей дочкой Настенькой.
   – Выручай, мамуль! – практически с порога выпалил он. – У меня загранкомандировка на работе наклёвывается. Очень выгодный контракт в Чехии. Хотят послать меня и Генку Крылова. До Нового года, месяца на четыре. Всё бы ничего, да сама понимаешь. Настасью оставить не с кем. Можно она с тобой пока поживёт? Ладно? Денег я оставлю. И звонить буду каждый вечер. Договорились?
    Мария Петровна, конечно, согласилась. Ну как откажешь родному сынуле и лапочке внучке? Тем более, что сама пенсионерка давно уже не работала. Сидела, что называется, на заслуженном. Так и начали они «куковать» вдвоём с Настей – с утра бабушка отводила её в школу, в час дня шла встречать, кормила обедом. Потом вместе делали домашние уроки, гуляли, смотрели телевизор, ужинали, ложились спать. И всё бы отлично, девочка росла на редкость послушной и умной, да вот приключилась у них одна неприятность. Кошка Вита, которую Настя привезла с собой из квартиры сына, через неделю пропала. Пришли как-то из школы, глядь-поглядь – а животинки-то нету! Искали её весь остаток дня, но безрезультатно. И куда она могла убежать? А главное – каким образом? Форточки в квартире с начала осени были закрыты, входная дверь всегда на ключ запиралась…
    Сегодня пошёл четвёртый день, как Вита исчезла. За это время внучку словно подменили. Она постоянно плакала, особенно по вечерам. Без снотворного не могла уснуть. Все разговоры – только о кошке. А вчера Настёна получила тройку за контрольную по математике. Два года училась на одни пятёрки, а сейчас, в третьем классе, впервые скатилась до позорного «тройбана». Так и до двоек недалеко. Как вывести девочку из глубокой депрессии? К психологу записать её, что ли? Или к психиатру? Ведь она, бедненькая, кушает теперь только после долгих уговоров. И каждое блюдо орошает горькими слезами. Ложку ко рту подносит, а туда – кап-кап. Смотреть больно!
    Сын Антон советует подать объявление в газету и на местное радио с телевидением. Мол, пропала двухлетняя кошка Вита, серого окраса в полоску, с белой манишкой на груди и белыми носочками на лапах. Считает, что кто-нибудь откликнется. Мир не без добрых людей. Может, сегодня днём баба Маша так и сделает. Прогуляется до редакции. А пока… Надо бы ещё поспать. Только получится ли?..
  …Проводив внучку в школу, Мария Петровна вздремнула часок и пошла к соседке Валентине. Поделиться своими проблемами.
   – А ты найди для Насти нового котёнка. Или купи у кого, – откликнулась та. – Глядишь, оттает девчонка, повеселеет. Клин клином, как говорится…
   – Ой, и правда! – обрадовалась баба Маша. – Вон сколько объявлений на улице висит. Может, и впрямь котёнка достать?
   – А то! Знамо дело.
   – Слушай, Валь. Помоги! У меня времени не хватает заниматься такими делами. Да и не разбираюсь я в кошках. Может, подыщешь нужный вариант? А? Я заплачу.
  – Ну… Ладно, посмотрим…
    Когда баба Маша привела Настю из школы, в квартире их встретил настороженный писк из-под кровати.
   – Ой, что это? – встрепенулась девочка. – Вита нашлась?
    Осторожно перебирая лапками, на ковёр вылез из убежища симпатичный рыжий котёнок. С розовым носом и белым пятном на груди. Он вопросительно уставился на людей.
   – Какой славный! Чудо! Откуда он? – кинулась к нему внучка.
   – Соседка, тётя Валя, подарила, – невозмутимо ответила бабушка. – Поиграй с ним, Настюш. Познакомься поближе. Глядишь, и подружитесь.
    Девочка нежно взяла котёнка на руки, поцеловала его между ушей, прижала к груди и… беззвучно заплакала. Через несколько секунд зарыдала в голос.
   – Что с тобой, моя хорошая? – с беспокойством присела рядом пенсионерка. – Не нравится котик?
   – Я… я… – пытаясь заглушить рыдания, через силу пробормотала Настя. – Я Виту люблю. Одну… Мне… никто… никого… Больше не надо! Никого!.. Где она? Где моя Ви… Виточка? Куда она про… пропала? Что с ней?
   – Успокойся, деточка, успокойся! – бабуля обняла внучку за плечи и растроганно чмокнула в макушку. – Найдётся твоя киса. Обязательно отыщется! Она просто решила немножко погулять. Самостоятельно. Вот устанет, проголодается и сразу прибежит к нам. Надо только дождаться…
    Чтобы не травмировать ребёнка, Мария Петровна прошла с девочкой на кухню, налила ей супа, а сама незаметно отнесла котика назад.
   – Не приняла? – сочувственно вздохнула соседка. – Я её понимаю. Родное-то дороже…
   – Угу. Видишь, как бывает, Валь, – поддакнула баба Маша. – Я по радио недавно передачу слушала. Там один психолог сказал, что если у вас пропала собака или кошка, не торопитесь тут же покупать нового щеночка или котёнка. Особенно страдают от этого детские души. Им сначала нужно отболеть и свыкнуться с мыслью, что бывшего питомца больше нет. А уж потом думать о приобретении другого. Если, конечно, в том есть необходимость.
    Соседка кивнула и молча развела руками…
    Первую половину следующего дня Мария Петровна посвятила активным поискам кошки Виты. Она обошла окрестные дворы, побывала у дома, где жил сын с внучкой, съездила на другой конец города и заглянула в лесопарковую зону. Даже в собачий питомник зашла и справилась там у служащих: не поступают ли к ним на иждивение брошенные кошки? Утешительного ответа не последовало.
    Вернувшись домой, пенсионерка написала объявление о пропаже любимицы Виты и завтра с утра решила отнести его в редакцию местной газеты. Остаток дня прошёл в мрачном оцепенении и душещипательных диалогах с Настей. Бабушка с огромным трудом заставила внучку покушать и сделать домашние задания. И снова уложила её в кровать только после выпитых капель пустырника и валерианы…
  …Ночью по подоконнику опять забарабанил дождь. Под его мерный стук баба Маша то впадала в дремотное расслабление, то пробуждалась, прислушиваясь к сонному дыханию внучки. Наступил момент, когда пожилая женщина провалилась в тревожные сновидения, но быстро очнулась, услышав извне посторонние звуки. Включив ночник, она увидела, что Настина кровать пуста. Однако с приоткрытого балкона донёсся её приглушённый голос. Пенсионерка поспешно встала и, накинув тёплый халат, прошлёпала в направлении подозрительных шорохов.
   – Вита! Виточка моя! Витуся! Это ты, родная? – возбуждённо шептала Настя, перевесившись через перила балкона. – Иди сюда, к нам! Не бойся. Я здесь. Иди, моя хорошая! Давай!
    Взглянув на растущий под окнами ясень, Мария Петровна всё поняла. На одной из ветвей дерева сидела мокрая Вита и жалобно мяукала. Внучка пыталась дотянуться до неё с балкона, рискуя упасть со второго этажа.
   – Сейчас мы ей поможем, Настюш! – женщина слегка отстранила девочку от перил и перегнулась сама. – Витонька! Лапонька моя! Иди сюда. Смелее. Не трусь. Мы тебя подхватим. Ну? Иди, милая, иди!
    Кошка, пересилив страх, подползла к самому краю ветки и, пружинисто оттолкнувшись от неё, прыгнула на руки бабы Маши. Обрадованная пенсионерка, прижав несчастное животное к груди, победоносно удалилась с балкона, закрывая дверь и возвращая внучке её сокровище.
   – Держи, Настюль, свою Виточку! Вот и нашлась наша пропажа. Я же говорила тебе, а ты не верила.
    Восторженно глядя на кошку, Настя, уже не слушая бабушку, залилась счастливыми слезами и принялась трогательно поглаживать сырую шёрстку домашнего питомца.
   – Сейчас я полотенце принесу! – спохватилась Мария Петровна. – Витуську согреть надо. А то, не дай Бог, заболеет.
    Застыв в дверном проёме ванной, пожилая женщина вдруг отчётливо увидела перед глазами неприглядную картину, свидетельницей которой она стала пять дней назад. Баба Маша вернулась тогда из магазина с большим пакетом в руках. Разложив продукты по местам, она зашла в комнату и… ахнула. На полу валялись осколки разбитой фарфоровой вазочки, подаренной ей покойным мужем ещё сорок лет назад. Пенсионерка сразу смекнула, чьих это лап дело.
   – Ах ты, мерзавка паршивая! – набросилась она на виновато притихшую кошку. – Мало того, что от тебя одна шерсть по всему дому, так ты ещё и хулиганить вздумала? Я столько лет хранила эту вазочку, оберегала её, протирала, ставила в неё самые лучшие букеты. А ты, скотина хвостатая, взяла и всё разрушила. Гадина! Сволочь! Тупица! Ну так знай же, кошачье отродье, – я этого не потерплю! Ты ответишь за свои выходки.
    Не мудрствуя лукаво, баба Маша поймала перепуганную Виту на кухне, вытащила её из-под стола и, запихнув в спортивную сумку, злорадно застегнула над ней металлическую «молнию». Затем вышла из квартиры, села в рейсовый автобус и отвезла «хулиганку» на другой конец города. Углубившись в лесопарковую зону, пенсионерка вытряхнула кошку из сумки и, брезгливо сплюнув под ноги, оставила животное наедине с первозданной природой…
    «Господи! Как же я могла так поступить? Грех-то какой… – ужаснулась баба Маша, снимая тёплое полотенце с крючка. – Видимо, бесы мной тогда овладели, не иначе. Слава Богу, что всё благополучно закончилось. Молодец, Виточка! Сама нашла дорогу домой. Умница!..»
  …Прошло менее суток. Наступил очередной вечер. Впервые за последние пять дней Настя уснула без снотворного. В её ногах, свернувшись калачиком и тихо урча, заснула и кошка Вита.       


Рецензии
Рассказ очень интересный. Человеческая душа непостижима...
Девочка вызывает симпатию своей верностью любимому существу.
Благодарю за творчество.

Инга Ткалич   15.12.2023 21:16     Заявить о нарушении