Туманный Альбион

Большой город.
Большая Никитская.
Большой зал Консерватории.
Цикл концертов, придуманный Геннадием Рождественским. Сегодня –  три автора, три произведения.

На сцене перед оркестром  - маленький круглый столик с микрофоном и какими-то бумагами. Рядом – удобное мягкое кресло.

Первый акт.

Ведущий объявляет о начале  вечера и уходит. Раздаются фанфары! Раскрывается, нет,  распахивается боковая дверь и среди оркестрантов появляется Рождественский. Оркестр встает! Зал замирает в восторге! Оркестр садится. Публика аплодирует! Долго, с  настроением, с упоением. Потому что появился Геннадий Рождественский, потому что на сцене великолепный коллектив  (Государственная академическая  симфоническая капелла России)  и потому что, наконец-то, начинается концертный сезон!

Геннадий Николаевич Рождественский (4 мая 1931, Москва) — советский и российский дирижёр, педагог, пианист, композитор и музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда (1990). Лауреат Ленинской премии (1970).
Геннадий Рождественский родился в семье дирижёра Н. П. Аносова и певицы Н. П. Рождественской.
Дебют  Геннадия Николаевича  в качестве дирижёра состоялся  в 1951 году -  в Большом театре под его управлением был исполнен балет Чайковского «Спящая красавица».
Более 50 лет Рождественский руководит различными отечественными и зарубежными музыкальными коллективами, ведёт активную педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность.
Человек одарённейший и совершенно бесстрашный.

Геннадий Николаевич подходит  к креслу, опускает себя, вертится – устраивается…   Угнездился. Поздоровался с залом и начал…   Рождественский рассказывал о произведении, которое собирался исполнять. Рассказывал с многозначительными паузами, со взглядами, обращенными в зал поверх очков, с причмокиваниями, охами и вздохами. С многозначительными паузами и поднятыми плечиками….   Это был концерт в концерте!  Публика, внимая мэтру, тихонько подхлюпывала, подхохатывала, подхлопывала. Это был акт взаимной любви!

Рождественский представляет сэра Майкла Типпетта.
Майкл Типпетт  (2 января 1905— 8 января 1998) — английский композитор и дирижёр.
Учился в лондонском Королевском музыкальном колледже, а также в музыкальной школе Марлборо. В 1930-х годах увлекался коммунистическими идеями, был членом Коммунистической партии Великобритании; после 1935 был близок к троцкистам. За пацифистские выступления был подвергнут в 1943 трехмесячному тюремному заключению.
Как композитор сложился поздно. Либретто для своих опер писал сам. Сегодня относится к крупнейшим британским композиторам XX столетия.
На его счету 5 опер, оркестровые, хоровые,  вокальные, камерные и инструментальные сочинения. А также  литературные произведения  - «Музыка ангелов», сборник эссе и автобиография.
Вторую симфонию Типпетт написал в 1957 году, через 12 лет после первой. Композитора вдохновила нота  «до» в виолончельной  партии одного из произведений Вивальди!  «Пульсирующая нота до»!, подарившая миру симфонию!

Рассказав несколько симпатичных музыкальных историй, Геннадий Николаевич лихо «прихлопнул»  листы, в которые поглядывал,  притопнул левой ножкой и спросил зал: «Послушаем?» Зал ответил восторгом и готовностью! Рождественский взошёл на дирижерское место, внимательно посмотрел в зал и повернулся лицом к оркестру.
За дирижерским пультом стоял маленький седой гном с нежно-розовой трогательной и беззащитной лысиной в полголовы! Он взмахнул ручками………….

И возникла  великолепная удивительная упоительная музыка. Это то, что хочется переслушивать!

Второй акт. 2 произведения.

Рождественский угнездился в своём кресле и поведал о следующем.
Сэр  Джон Айрленд.  Увертюра «Сатирикон».
Джон Айрленд    (13 VIII 1879 - 12 VI 1962) - англ. композитор и педагог.
В ранних произведениях  на творчестве  Айрленда сказалось влияние И. Брамса,  позднее – французских  импрессионистов и И. Ф. Стравинского.
Гном-Рождественский изъехидничался, пересказывая сюжет «Сатирикона», который  приписывается  Петронию. Произведение, действительное  ёрническое, напичканное и тем, и этим.
От Гнома досталось и Петронию, и его патрону Нерону, и уровню нравственности  в древнеримском обществе, и меннибовской сатире, как жанру…
Дирижер Рождественский  предложил послушать…
К концу  Увертюры я отчетливо понимала – мы, я и Айрленд,  по разному чувствуем  то, что творилось на страницах Сатирикона!

Гном-Рождественский  бочком «слез»  с дирижерского места и устроился в своём кресле. И рассказал последнем, на сегодня,  произведении -  о «Шахматах» Артура Блисса.
 Сэр  Артур Блисс. «Шахматы».
Артур Эдуард Драммонд  Блисс (2 августа 1891 — 27 марта 1975) — британский композитор. В 1953 г. Блисс был удостоен звания Королевского мастера музыки.
Окончил Королевский колледж музыки. Во время Первой мировой войны был пехотным офицером. По возвращении в Англию Блисс быстро стал заметной фигурой в британской музыке благодаря ряду экстравагантных сочинений: Концерту для тенора, фортепиано и струнных (вокальная партия без слов), Цветной симфонии (1922), основанной на идее о наличии звуковых ассоциаций у каждого цвета, и др.
Наиболее известные сочинения Блисса — опера «Олимпийцы» (1949), телеопера «Товия и ангел» (1960), балет «Шах и мат» (1937), симфония «Герои утра» (с чтецом и хором, 1930), концерт для виолончели с оркестром.

Балет «Шах и мат» был заказан Блиссу специально к гастролям в Париже.  Идея балета  сформировалась во время бесед Артура Блисса и русской балерины Тамары Красавиной. По мотивам балета  и была написана сюита «Шахматы» в  6 частях.
Великолепная, искромётная музыка! Совершенно балетная! Казалось ещё секунда, ещё такт и из кулис выпорхнут  лёгкие  танцовщики и танцовщицы в изящных шахматных масках и в музыкальных вихрях разгорятся жёсткие баталии королей и королев, пешек и слонов!

Великолепный вечер в Большом зале Консерватории  завершён. На дирижерском месте, лицом к залу стоит великий музыкант, блестящий дирижёр -  Геннадий  Николаевич Рождественский!  Фантазёр и выдумщик!  Маленький седой гном!

Великий   Геннадий Рождественский.


Рецензии