Возвращение художника Виктора Буня

Возвращение художника Виктора Буня

Олег Азарьев

В громадном холле Крымской республиканской библиотеки им. И. Франко открылась выставка крымского художника Виктора Буня.
Почему в библиотеке? Ответ прост.
Виктор Бунь больше двадцати лет работал в издательстве «Таврия» художником-иллюстратором и за это время оформил более ста книг.
И никогда не состоял в Союзе художников.
К сожалению, сам Виктор Бунь на выставке не присутствовал.
Уже десять лет, как его нет с нами.
И только теперь, десять лет спустя после ухода Виктора Васильевича, для крымчан открылась еще одна сторона его творчества. Его станковая живопись.

Художник и «Союз»

Живопись Виктора Буня разножанровая и разностильная, можно сказать, что в его живописных работах можно проследить несколько периодов. И — несомненный талант, вполне достойный и Союза художников, и персональных выставок. И не после смерти, а при жизни.
Но, к сожалению, в творческой среде, в том числе в среде художников, высока не только честная творческая конкуренция, но и низкая зависть. Зависть к таланту, к мастерству. Не такому как все, более яркому, обладающему своей манерой письма. Зависть менее талантливых коллег к более талантливому.
Вероятно, поэтому, когда Бунь, автор множества иллюстраций и картин, в начале 70-х подал в Крымское отделение Союза художников великолепную картину «Сашка Комиссаров» (портрет счастливого, радостного, залитого солнечным светом подростка с собакой), местный совет не принял ни картину, ни художника.
И Бунь уничтожил холст — чудом уцелел только фрагмент, который и сейчас производит потрясающее впечатление. Становится понятно, что автор вложил в картину всю свою душу и весь немалый талант.

Один талант и много техник

Никогда больше Бунь не пытался вступить ни в какой творческий союз. Даже тогда, когда в союзы стали принимать всех — даже бездарей, особенно если у бездарей водятся денежки.
Но станковую живопись он не оставил — потому что не мог не писать.
Он работал, пробовал свою силу, свой талант, используя разную технику. Это масло и карандаш, акварель и офорт, гуашь и линогравюра, чеканка и перо с тушью. Но если книги с его иллюстрациями и обложками были хорошо знакомы читателям, то любители живописи лишены были возможности оценить другие его работы. Никаких выставок…
Виктор Бунь, впрочем, был не только художником. Близкие говорят, что у него вообще были золотые руки. Он любил все делать сам. Ремонтировал все — от одежды и обуви до электроприборов и часов. Тут можно лишь повторить расхожую фразу — талантливый человек талантлив во всем.
А еще он любил лечить животных и ухаживать за ними. И это говорит о человеке больше, что любые слова — злые или добрые.

В каждом рисунке радость

В 1965 г. Виктор Бунь с отличием окончил Казанское Художественное училище, стал одним из первых в то время дизайнеров, в то же самое время начал оформлять свои первые книжки.
В Ленинградскую Академию художеств (куда его принимали без экзаменов), Бунь не пошел, а в Суриковский институт в Москве не поступил. В Полиграфическом институте во Львове проучился недолго и ушел сам, осознав, что его учат тому, что он и так знает.
В Крыму он оформлял телеспектакли (да, в те плохие времена Крымское телевидение даже телеспектакли ставило), работал художником в разных организациях полуострова, подрабатывал иллюстратором в издательстве «Крым» (впоследствии «Таврия»).
В 1974 г. в Крыму вышла первая полностью оформленная им книга (но не первая в его творчестве). Это детская книжка В. Орлова «Живая ниточка». В «Крымском комсомольце» об иллюстрациях была сказана очень точная фраза: «В каждом рисунке радость». А книга А. Митяева «Рассказы о русском флоте» (1986), с цветными иллюстрациями В. Буня, получила диплом на республиканском конкурсе «Мистецтво книги» в Киеве. Великолепно оформлена и книга В. Терехова «Самый счастливый день».
В 1981 и 1985 гг. в «Таврии» изданы были два тома коллективного сборника «Крымские каникулы» — в них собраны познавательные краеведческие тексты, рассчитанные на самую широкую публику. Обе книги стали настоящими советскими бестселлерами. И не в последнюю очередь потому, что оформил их Виктор Бунь — цветными иллюстрациями и черно-белыми заставками…
В 2003 г. заболевание легких увело Виктора Буня из нашего мира.

Настоящий талант не исчезает…

Но настоящий талант не исчезает, не растворяется в небытии. И в 2012 г. вышли две книги, в которых есть и работы, Виктора Буня. Это «Крымские графики» и «Священный образ Тавриды. Православные святыни Крыма в изобразительном искусстве». А в 2013 г. — альбом Виктора Буня, где представлены 106 работ художника. Появились и газетные материалы о творчестве художника. В том числе о выставке его книжной графики, состоявшейся весной 2013 г.
И вот — первая выставка живописи (представлены 80 работ) и вечер памяти художника, организованные сотрудниками библиотеки, вдовой художника Тамарой Смирновой и крымским искусствоведом Игорем Липуновым, а также ассоциацией заповедников и музеев Крыма, Объединением искусствоведов и художественных критиков и отделом документов Республиканской библиотеки им. И. Франко.
Настоящее искусство не оставляет зрителя безучастным, воздействует как камертон, который настраивает душу на прекрасное, на добро. И работы Виктора Буня заставляют посетителей надолго останавливаться перед ними, смотреть, размышлять, обмениваться впечатлениями.
Я и сам переживал все эти чувства, медленно переходя от картины к картине. Похоже, такие же ощущения испытывал известный художник Виктор Бабанин.
Музыка Бетховена (в исполнении Е. Смирнова и Д. Кудиной) и видеофильм немецкого коллекционера живописи Х. Лозе (который тоже приехал на открытие выставки) о жизни и творчестве Виктора Буня — помогли воспринимать работы художника более выпукло, более объемно и проникновенно.
И в завершение заметки не могу добавить ничего, кроме слов Тамары Смирновой: «Я надеюсь, что настоящее открытие глубокого и чистого мира художника, его негромкого, но неподдельного дара, еще впереди».

Август 2013.
г. Симферополь

Опубликовано: «Литературная газета + Курьер культуры: Крым–Севастополь» №17(140) 13-26 сентября 2013 г.

На картинке: В. Бунь. Автопортрет. 70-е гг. XX в.


Рецензии