О мире и единстве в общинах, а епископе как их зал

Иногда, можно услышать, что центральной идеей посланий Игнатия Антиохийского (ум.107г) малоазийским церквям - это наставление о послушании епископам и пресвитерам, а также утверждение "монархического епископата". Но это отнюдь не так. Если мы обратимся к его посланиям, то найдем, что главной идеей его посланий есть мир, а залогом мира он видит послушание епископу как руководителю поместной общины верующих.

Потому он пишет о причастии так: "Итак, старайтесь иметь только одну евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитером и дьяконами, со служителями моими, дабы все, что делаете, делали вы о Боге."
(к Филадельфийцам, гл.4)

и так: "Только та евхаристия должна, почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это." (к Смирнянам, гл.8)

Также о разделении: "Особенно же, бегайте разделений, как начало зол. Все последуйте епископу, как Иисус Христос ­ Отцу, а пресвитерству, как апостолам." (там же)

О крещении и вечери: "Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит Он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно." (там же)

Как видно из выше приведенных текстов, переживания о мире, в Игнатия, выражаются в ряде рекомендаций церквям. В частности, в вопросах мира и единства.

Но кроме этого, Игнатий поднимает и другие важные вопросы.

Например, вопрос соучительства: "Не приказываю вам, как что­либо значащий; теперь только начинаю учиться, и обращаюсь к вам, как моим соучителям: ибо мне надлежало бы получить от вас укрепление к вере, к вразумлению себя, к терпению и великодушию." (к Ефесянам, гл.3)

Также пишет о взаимном повиновении: "Повинуйтесь епископу и друг другу, как Иисус Христос повиновался по плоти Отцу" (к Магнезийцам, гл.13)

Говоря, что при всех своих привилегиях, епископ такой же человек и должен быть соучеником со всей общиной. Вместе изучать, вместе познавать Господа и вместе укрепляться в вере и терпении. И все должны повиноваться друг другу.

Еще пишет о Христе как Первосвященнике: "Хороши священники, но превосходнее Первосвященник, Которому вверено Святое святых, Которому одному вверены тайны Божии." (к Филадельфийцам, гл. 9)

Потому делая небольшой итог, можно сказать, что суть посланий Игнатия Антиохийского - это мир и единство, в первоапостольких общинах, основанных по всей Малой Азии.


Рецензии