52 часа

Я никогда не садилась  в поезда.
Это поездка была первой и самой долгой в моей жизни.


52 часа

Это был 348 поезд отъезжающий из Санкт — Петербурга в Уфу.


На улице был конец весны,  солнце светило так ярко, это были те редкие дни для Питера когда  солнце щедро  обнажало свои лучи над городом.

я собиралась со своей  подругой на майские праздники домой после учебы перед началом сессии в университете.

Обычно я всегда летала на самолете. За  два с половиной часа полета самолет перемещал тебя в воздухе  в столицу другого субъекта, с разницей два часа, ты оказываешься в будущем.

Но в тот майский день Леся просто уговорила меня купить с ней билет на поезд.
Я запаслась книжками и фильмами , едой, впритык зарядила свой ноутбук и телефон.
Я ожидала самую скучную поездку за всю историю моих передвижений из пункта А в пункт Б.

Когда наш поезд пришел я забежала в вагон, осмотрела все места, людей которые успели сесть и раскладывали свои чемоданы.
Сзади меня громко ругаясь шла старушка в черной шляпе, она передвигала свой большущий чемодан и толкала им всех кто шел впереди нее.
Ее чемодан задел впереди нее идущих  студентов , которые  говорили на башкирском языке.
А потом я слышала русско — башкирскую ругань.
Оказалось старушка проехала своим чемоданом по их ногам.

Вагоны быстро заполнялись пассажирами. До отправления оставалось еще 20 минут, но все торопились, ругались, боялись не успеть, опоздать.

Я быстрее всех забежала в вагон, чтобы найти свое место и положить свои вещи.

Мое место было в последнем вагоне , в последнем купе, рядом с туалетом, верхняя полка в боковой зоне.

Напротив меня села та старушка в черной шляпе, она ворчливо положила свой чемодан на сиденье, сняла шляпу, сама села у окна, громко вздохнула и продолжала что — то говорить.

Я выбежала на перрон, мне хотелось плакать и кричать на весь поезд, на весь мир, что не хочу ехать в этом вагоне рядом с прокуренным туалетом и с женщиной от которой издает деревенской простотой ругаться и кричать на всех.

Я стояла до тех пор пока ко мне не подошла Леся и не сказала :
« У меня тоже верхняя полка, но не рядом с туалетом, я могу устроится на твоем месте».

На тот момент  Леся стала единственным человеком, с которой я могла преодолеть 52 часа пути в тесном купе с ворчливой старухой, полупьяными пассажирами, чей запах подпитывал и без того прокуренный воздух, перегаром.

Мы зашли в купе. Леся поместила мой чемодан на самую верхнюю полку. Если у девушки нет парня, то  у нее должна быть подруга вдвое сильнее ее и выше на голову. Такой была Леся. В свои 18 лет она выглядела не так хрупко как я в свои 22.
Быть сильной ее научил спорт — каратэ.
Любовь к спорту породила ее любовь к военной службе и медицине. Сейчас она учится в военной медицинской академии.
Физически сильные женщины это такая же редкость как мужские слезы.
Пока Леся складывала мои чемоданы, я предлагала пассажиру с верхней полки поменяться местами, чтобы мы с Лесей могли спать напротив друг друга, причем это звучало примерно так « Извините, Вас как зовут? Вова? Я настоятельно предлагаю Вам поменяться со мной местами, Вы ляжете около туалета, место не плохое, если учесть что Вы курите, Вам будет ближе бегать на перекур, а я лягу на Ваше место, мне будет удобнее спать напротив подруги, как джентльмен Вы просто должны согласиться.»

Мое предложение поддержала старушка которая уже сидела без шляпы и теперь улыбалась.

« А вы до самой Уфы?» - с надеждой что она едет не до конца, спросила я.
« да...до Уфы» - это была ухмылка, которая хотела сказать « да я еду до конца и вам придется меня терпеть, потому что вы бедные студенты, а я бедная пенсионерка, черт возьми, мы вынуждены ехать в одном вагоне, с людьми которых не терпим, в курящем месте, хоть и не курим, с пьющими соседями , хоть и не пьем, до я еду до Уфы, и мы будем терпеть друг друга до конца поездки.»

Когда вагоны впритык наполнились пассажирами, все сели на свои места, разложили вещи, поезд начал громко дышать.
С первого толчка поезда , все примкнулись к окнам, за которыми стояли чьи то провожающие, они эмоционально махали и посылали воздушные поцелуи, кто — то даже достал платок и вытирал слезы, я включила медленную музыку в МП3 плеере и наблюдала. Окно мгновенно превратилось в экран , люди стали похожи на героев романтического фильма, они продолжали махать и посылать воздушные поцелуи точно в такт музыки.
Это было красиво.
Если бы я сняла об этом фильм, я бы сняла все именно так.

Меня никто не провожал, поэтому я наблюдала, напротив меня сидела бабушка, она тоже наблюдала как и я, только без музыки.

- послушайте , так намного интереснее — передала я ей  наушники.
Она сначала сопротивлялась, хотела чтобы от нее отстали.
Но я настояла
- возьмите же, скоро мы тронемся окончательно и вы не успеете поймать кадр.
Я надела на ее уши наушники, включила не громкую медленную музыку и указала пальцем в окно
- смотрите, жизнь превращается в фильм.
На ее лице медленно начала появляться улыбка.
- а  у тебя нет каких нибудь специальных очков? Я хочу советский черно- белый  фильм!

И мы засмеялись.

Через пол часа поезд мчался со всей мощью и силой.

Под стук колес поезда, мы  пили чай с малиновым вареньем, которым нас угощала бабушка.
Она была не такой уж злой и ворчливой как  мне показалось. Она была просто бабушкой.
- это варенье я заготовила еще  в том году, сейчас еду к сыну с тремя банками.

Как вас зовут ? - не постеснялась я спросить у нее.
Анна Марковна, можно просто Анна, ну или Аня, а вас?
-Эвита, но для всех я просто Эва.
-А я Лейсан, но все меня называют просто Леся.
- ну что, ж, Эва и Леся, у меня есть еще пирог из капусты!


Весь вечер мы ели пироги из капусты и слушали ее долгие рассказы.
За вечер я услышала  о том как приготовить пирог, чтобы тесто было пышным, как подоить корову чтобы она не пиналась, в каком санатории лучше отдохнуть с моей астмой, в какую погоду лучше сажать лилии.

Анна была на редкость из тех женщин кто любил много говорить и при этом не уставать.
От ее рассказов устала даже Леся, которая потом легла спать, и нам приходилось с Анной шептаться чтобы не потревожить ее сон.

За окном наступали сумерки, я посмотрела на часы и пересчитала оставшийся время — 46 часов.



Пока я считала время, Анна начала рассказывать следующую историю.

- я вышла замуж во второй раз. Потому что никогда не любила своего первого мужа. Да и второго тоже.
- а как же вы вышли замуж без любви? - с недоумением спросила я.
- из любопытства.
Я родилась в то время когда люди происходили только от любви.
Тогда не было секса, была только любовь.
А в 19 лет у меня не было ни того, ни другого.
Зато было  любопытство.
Я ждала любовь до 21 года
Но она так и не постучалась в мои ворота.

Мне не удобно было задать этот вопрос, но меня переполняло это чертово любопытство и вопрос просто вылез из моих уст.

- Разве вы никогда не любили?

Когда мой вопрос прозвучал вслух, я ожидала глубокое молчание в ответ или слезы, я уже готовилась извиниться за прямоту и успокаивать ее, по крайней мере так было бы очень киношно, если бы Анна посмотрела в окно и вытерев слезы начала бы свою длинною историю, которая ретроспективой  отправила бы нас на 40 лет назад.

Но вместо этого она засмеялась так громко, что мне пришлось сказать ей «тссс» и указать пальцем на Лесю, которая к тому времени уже видела пятый сон.

Тогда Анна закрыла рот руками ,от смеха на ее уголках глаз собрались слезы, она вытерла их платком, режиссер мгновенно превратился в обманутого зрителя, непредсказуемость Анны смотрелось еще киношнее,приподняв свою верхнюю губу она все таки начала свой длинный рассказ.

-мне было 7 лет,  когда я со своей мамой из-за смерти отца переехала в башкирскую деревню, где мы были единственной русской семьей.
Из-за моих длинных белых волос все меня называли « акбаш» что переводилось с башкирского как                « светлоголовая».
Мы жили в обычном деревянном доме, который остался нам от дедушки, мама работала по две смены подряд то дояркой, то фельдшером.

У меня было мало друзей, все детишки дружили братьями сестрами, так у них образовывались большие компании, которые все время проводили вместе.
За окном или на крыльце я с завистью наблюдала как они вместе рыбачили на озере, катались на велосипедах, мопедах.
Только у меня не было друзей , сестер и братьев с которыми я могла бы играть.

В башкирской деревне дети плохо говорили на русском, поэтому со мной никто не общался.
Я знала всего несколько слов на башкирском языке, но когда я их произносила все ухахатывались держась за животы.

Однажды после уроков я подошла к своей учительнице и попросила ее научить меня башкирскому языку.
Мы занимались почти каждый день по часу иногда я просила дополнительные пол часа, это был первый самый добрый человек в моей жизни, который подарил мне много друзей.
Через год я могла заговорить с любым на башкирском языке, у меня появилось так много друзей сколько не было слов в одном башкирском языке.

В 17 лет меня называли русско башкирской красавицей.
Я была голубоглазой натуральной блондинкой с косой до пояса, и носила 46 размер.
Я говорила на башкирском как на родном и меня все называли Ания.

Каждый субботний вечер мы с одноклассниками устраивали игры на костре, пели песни, рассказывали стихи, я пела свой любимый романс.

Но летний первоиюньский вечер был не таким как все, в это время в деревню приехали много студентов отдыхать из города.
И как то один студент услышав мой романс вдалеке, нашел меня по голосу.
Я помню тот момент когда он вошел как тень в наш круг, никто не обратил на него внимание, лишь мои глаза пересеклись с его глазами.
Он стоял почти по середине круга, его дыхание дрожало словно березовый лист на ветру, а глаза глядели на меня и молча просили прощения за вторжение.
Впервые за столько лет исполнения романса, я начала теряться, когда уже дыхание участилось, его стало не хватать на звуки, я резко остановилась, закашляла, все кто сидел вокруг меня начали хлопать но не в ладоши, а меня по спине.

Мой голос куда то исчез, его съело мое сердце которое в этом момент бежало как беспечный ездок.
Я хотела сказать им об этом, сказать всем кто меня слушал, возможно попросить прощение, но я не сказала ни того ни другого, вместо этого я ушла домой.

Я шла по дороге, которую ярко освещала луна, еще никогда в жизни я не испытывала такого позора, человек который не умеет петь никогда не научиться летать.

Я сделала спуск с горы и прошла полтора километра когда меня резко остановил полутихий голос в сумерках.
- Я был там.
Я повернулась к нему лицом, это был тот самый парень который помешал мне допеть романс.
Сначала я хотела его ударить, это была бы маленькая месть, но потом передумала когда представила как все глупо будет смотреться, и  я просто решила сделать вид что  не заметила его тогда.
-где ты был?
Я побывал на небе, я слышал как поет птица. Я ловил ее голос губами и он доносился до самого сердца.
 И он постучал по своей груди.
-когда слушаешь пение птицы, не нужно в нее целиться, ага?- я хотела было уйти, но он остановил меня
- я и не знал что птицам могут помешать петь обычные люди.
-значит я не обычная птица!
-или я не обычный человек!

 Мы бежали вдоль дороги по траве, я бежала босиком а он таскал мои туфли, а потом он бежал босиком, только теперь он держал мои туфли и свои ботинки.

Когда он спускался вниз лунный свет поднимался с его широких плеч на вьющийся черные локоны. Под светом луны мы разглядывали у друг друга глаза и пытались отгадать цвета.
- твои глаза слеплены из неба — прошептал он.
- а твои из изумрудных камней.
-твои волосы цвета первого снега.
- а твои...- задумалась я, ...из цвета земли
-твои губы алые как лепесток фиалки.
- так все хватит! Мне это уже не нравится. А что потом? Хочешь меня всю пощупать? Между прочим фиалка не алого цвета, а фиалетового.


Мы виделись с ним почти каждый день.
Мы взбирались на самую высокую гору, вся деревня с такой высоты оказывалась как на ладони, он брал меня на руки и поднимал еще выше
-теперь ты настоящая птица и можешь петь с высоты самой высокой горы плюс с самого высокого парня.

Весь вечер мы ели заготовленные мною бутерброды, пили квас, он рассказывал о своей учебе в университете, а мне не о чем было рассказывать, поэтому я просто пела.

-кем ты хочешь стать когда закончишь школу?
- наверное врачом, моя мама фельдшер, она хотела бы чтобы я закончила ее врачевание.
- а кем ты хочешь стать? - настоятельно переспросил он.
- я хочу петь да так чтобы потом не свалиться на землю.
-тогда пой, другой жизни для этого не будет.

И я снова пела.

В один из жарких июньских  дней он потащил меня после занятий на сеновал.
На этот раз мы взобрались на самый высокий стог сена и лежали под солнцем.
Он жевал соломинку и рассказывал всякие смешные истории. Я смеялась.
- ...так ты представляешь, этот обнаглевший еврейский преподаватель ничем мне не смог ответить кроме как удалить меня из аудитории, нет , ну ты представляешь, какое у него было лицо, когда он это делал?
Я засмеялась так громко что мы чуть не упали с сеновала, я смеялась так долго , что ему пришлось закрыть мне рот...поцелуем.
Сначала я не знала что делать, сеновал был настолько узок что если я его толкну, он просто свалился бы с него ,поэтому  просто ничего не делала, ну а если честно, я просто хотела ничего не делать.
Мы оба оказались сцеплены поцелуем, что ни один сильный ветер нас не разъединил бы,  ни один ураган не расцепил бы нас.
Это был первый поцелуй в моей жизни, на некоторые минуты все птицы мира оказались у меня внутри , я хотела петь, и летать, я была уверенна что теперь я смогу взлететь даже выше неба.
Но я не взлетела, внезапно мы оказались под сеновалом.
- Анна, я кое в чем уверен.
- в чем же? - я готовилась его признанию из бесконечно строчных стихов,я уже находу придумывала ответ поправляя на себе помятое платье, воротник, застегнула пуговицу на груди.
-я уверен в том что у нас с тобой будут очень красивые дети.

 Птицы внутри внезапно начали  по очереди вылетать из меня и я осталась как сдутый воздушный шарик, небо почернело, должен был пойти дождь, но вместо него загремел во мне гром и я ударила его по лицу.

Я помню как он уходил. Последние солнечные лучи освещали его руки и медленно спускались к ногам.

Я помню себя на сеновале, моя ярость могла сжечь все сена в деревне, я хотела сжечь себя вместе с этим сеновалом, но я начала петь чтобы потушить огонь.

Я пела до тех пор пока слезы не прекратились и не потушили последнее пламя.

Около месяца я его избегала.
Я могла простить ему все, но только в любви.

Однажды он снова пришел ко мне.
На этот раз я уже вышла.
Он смотрел на меня так нежно и больно.
-я не хотел тебя обидеть. Я не имел в виду что я от тебя хочу только ..
- стоп! - перебила я его. Я не хочу ничего не слышать.
Тот кто не хочет обидеть, никогда не сможет обидеть.
может быть я слишком старомодна что живу в этой деревне, может вы живете по другому в своем
этом городе, но я не хочу жить проще, найдешь себе другую с кем можно только детей лепить.
Он не стал оправдываться, объясняться мне, или затыкать мне рот поцелуем, я бы ему простила даже это, но он просто улыбнулся и сказал
- прощай.

Больше мы с ним не виделись, это был его последний день в  деревне и больше он не приезжал.

Иногда я искала глазами его в городе, даже спустя сорок лет, я не забыла его улыбку, ее просто не возможно забыть.
Иногда я думаю, чтобы я сказала ему сейчас.
Наверное...
я сказала бы ему

« иногда слова ранят больше чем поступки, а иногда они ничего не значат»

я бы предложила ему вернутся назад и заняться любовью на том сеновале.»

Она улыбнулась мне сквозь непонятную боль и продолжила.

- Зачем ждать того что должно произойти сейчас? Именно с ним , здесь и сейчас.

Я смотрела на ее глаза и пыталась представить ее в двадцать лет, мысленно я представляла ее внешность, фигуру, белые волосы, ее голос в романсе.

Значит вы бросили петь ?

- а зачем петь? Птицей я бы уже никогда не стала.

Она вздохнула так как будто освободила свою последнюю грусть и выпустила ее сквозь форточку.

- ты еще так молода, не верь тем кто говорит, что время идет медленно. Время как песок сквозь пальцы когда мы хотим поймать каждую песчинку. И только иногда время превращается в глину, когда мы хотим , чтобы оно шло быстрее.

Внезапно мне стало грустно, мои 22 из бесконечности превратились в миг.
До этого я никогда не представляла бабушек и дедушек в молодости, об их юности говорили только фотографии.
Но я не задумывалась о том какое оно было прошлое.

Такое чувство что дети рождаются детьми, мамы рождаются мамами, а бабушки родились бабушками.
 Никто никогда не был молодым а потом старым.

" да...девочки время быстро летит...только вчера я была как вы , такой же юной и красивой" сказала она мне разглядывая мое лицо.


я посмотрела в окно, поезд набирал скорость - это была моя жизнь.
та картинка сзади что не двигалась, леса, поля, и небесный горизонт, стояли на месте - это была я.

и мне захотелось плакать и бежать вдоль железных дорог или перпендикулярно к картинке из леса , полей и небосклона.
Мне хотелось плакать от того что время идет так быстро.

На следующий день когда я приехала в Уфу я искала родителей на перроне, если они меня не ждут, значит я уже старая — подумала я.
Вдалеке я увидела папу и маму , они суетливо смотрели по сторонам и все время их головы поворачивались в одну сторону, вот что значит жить вместе 35 лет и делать находу одинаковые движения.
Я обняла их так сильно, ведь мне все таки 22 и я снова мамин ребенок.

Всякий раз теперь когда я еду в Уфу,  я боюсь одного -  увидеть родителей совсем старыми.


Берегите свое время. Любите своих родителей пока они живы. И делайте детей пока вы любите!




Эвита Гайнет.



Я никогда не садилась  в поезда.
Это поездка была первой и самой долгой в моей жизни.


52 часа

Это был 348 поезд отъезжающий из Санкт — Петербурга в Уфу.


На улице был конец весны,  солнце светило так ярко, это были те редкие дни для Питера когда  солнце щедро  обнажало свои лучи над городом.

я собиралась со своей  подругой на майские праздники домой после учебы перед началом сессии в университете.

Обычно я всегда летала на самолете. За  два с половиной часа полета самолет перемещал тебя в воздухе  в столицу другого субъекта, с разницей два часа, ты оказываешься в будущем.

Но в тот майский день Леся просто уговорила меня купить с ней билет на поезд.
Я запаслась книжками и фильмами , едой, впритык зарядила свой ноутбук и телефон.
Я ожидала самую скучную поездку за всю историю моих передвижений из пункта А в пункт Б.

Когда наш поезд пришел я забежала в вагон, осмотрела все места, людей которые успели сесть и раскладывали свои чемоданы.
Сзади меня громко ругаясь шла старушка в черной шляпе, она передвигала свой большущий чемодан и толкала им всех кто шел впереди нее.
Ее чемодан задел впереди нее идущих  студентов , которые  говорили на башкирском языке.
А потом я слышала русско — башкирскую ругань.
Оказалось старушка проехала своим чемоданом по их ногам.

Вагоны быстро заполнялись пассажирами. До отправления оставалось еще 20 минут, но все торопились, ругались, боялись не успеть, опоздать.

Я быстрее всех забежала в вагон, чтобы найти свое место и положить свои вещи.

Мое место было в последнем вагоне , в последнем купе, рядом с туалетом, верхняя полка в боковой зоне.

Напротив меня села та старушка в черной шляпе, она ворчливо положила свой чемодан на сиденье, сняла шляпу, сама села у окна, громко вздохнула и продолжала что — то говорить.

Я выбежала на перрон, мне хотелось плакать и кричать на весь поезд, на весь мир, что не хочу ехать в этом вагоне рядом с прокуренным туалетом и с женщиной от которой издает деревенской простотой ругаться и кричать на всех.

Я стояла до тех пор пока ко мне не подошла Леся и не сказала :
« У меня тоже верхняя полка, но не рядом с туалетом, я могу устроится на твоем месте».

На тот момент  Леся стала единственным человеком, с которой я могла преодолеть 52 часа пути в тесном купе с ворчливой старухой, полупьяными пассажирами, чей запах подпитывал и без того прокуренный воздух, перегаром.

Мы зашли в купе. Леся поместила мой чемодан на самую верхнюю полку. Если у девушки нет парня, то  у нее должна быть подруга вдвое сильнее ее и выше на голову. Такой была Леся. В свои 18 лет она выглядела не так хрупко как я в свои 22.
Быть сильной ее научил спорт — каратэ.
Любовь к спорту породила ее любовь к военной службе и медицине. Сейчас она учится в военной медицинской академии.
Физически сильные женщины это такая же редкость как мужские слезы.
Пока Леся складывала мои чемоданы, я предлагала пассажиру с верхней полки поменяться местами, чтобы мы с Лесей могли спать напротив друг друга, причем это звучало примерно так « Извините, Вас как зовут? Вова? Я настоятельно предлагаю Вам поменяться со мной местами, Вы ляжете около туалета, место не плохое, если учесть что Вы курите, Вам будет ближе бегать на перекур, а я лягу на Ваше место, мне будет удобнее спать напротив подруги, как джентльмен Вы просто должны согласиться.»

Мое предложение поддержала старушка которая уже сидела без шляпы и теперь улыбалась.

« А вы до самой Уфы?» - с надеждой что она едет не до конца, спросила я.
« да...до Уфы» - это была ухмылка, которая хотела сказать « да я еду до конца и вам придется меня терпеть, потому что вы бедные студенты, а я бедная пенсионерка, черт возьми, мы вынуждены ехать в одном вагоне, с людьми которых не терпим, в курящем месте, хоть и не курим, с пьющими соседями , хоть и не пьем, до я еду до Уфы, и мы будем терпеть друг друга до конца поездки.»

Когда вагоны впритык наполнились пассажирами, все сели на свои места, разложили вещи, поезд начал громко дышать.
С первого толчка поезда , все примкнулись к окнам, за которыми стояли чьи то провожающие, они эмоционально махали и посылали воздушные поцелуи, кто — то даже достал платок и вытирал слезы, я включила медленную музыку в МП3 плеере и наблюдала. Окно мгновенно превратилось в экран , люди стали похожи на героев романтического фильма, они продолжали махать и посылать воздушные поцелуи точно в такт музыки.
Это было красиво.
Если бы я сняла об этом фильм, я бы сняла все именно так.

Меня никто не провожал, поэтому я наблюдала, напротив меня сидела бабушка, она тоже наблюдала как и я, только без музыки.

- послушайте , так намного интереснее — передала я ей  наушники.
Она сначала сопротивлялась, хотела чтобы от нее отстали.
Но я настояла
- возьмите же, скоро мы тронемся окончательно и вы не успеете поймать кадр.
Я надела на ее уши наушники, включила не громкую медленную музыку и указала пальцем в окно
- смотрите, жизнь превращается в фильм.
На ее лице медленно начала появляться улыбка.
- а  у тебя нет каких нибудь специальных очков? Я хочу советский черно- белый  фильм!

И мы засмеялись.

Через пол часа поезд мчался со всей мощью и силой.

Под стук колес поезда, мы  пили чай с малиновым вареньем, которым нас угощала бабушка.
Она была не такой уж злой и ворчливой как  мне показалось. Она была просто бабушкой.
- это варенье я заготовила еще  в том году, сейчас еду к сыну с тремя банками.

Как вас зовут ? - не постеснялась я спросить у нее.
Анна Марковна, можно просто Анна, ну или Аня, а вас?
-Эвита, но для всех я просто Эва.
-А я Лейсан, но все меня называют просто Леся.
- ну что, ж, Эва и Леся, у меня есть еще пирог из капусты!


Весь вечер мы ели пироги из капусты и слушали ее долгие рассказы.
За вечер я услышала  о том как приготовить пирог, чтобы тесто было пышным, как подоить корову чтобы она не пиналась, в каком санатории лучше отдохнуть с моей астмой, в какую погоду лучше сажать лилии.

Анна была на редкость из тех женщин кто любил много говорить и при этом не уставать.
От ее рассказов устала даже Леся, которая потом легла спать, и нам приходилось с Анной шептаться чтобы не потревожить ее сон.

За окном наступали сумерки, я посмотрела на часы и пересчитала оставшийся время — 46 часов.



Пока я считала время, Анна начала рассказывать следующую историю.

- я вышла замуж во второй раз. Потому что никогда не любила своего первого мужа. Да и второго тоже.
- а как же вы вышли замуж без любви? - с недоумением спросила я.
- из любопытства.
Я родилась в то время когда люди происходили только от любви.
Тогда не было секса, была только любовь.
А в 19 лет у меня не было ни того, ни другого.
Зато было  любопытство.
Я ждала любовь до 21 года
Но она так и не постучалась в мои ворота.

Мне не удобно было задать этот вопрос, но меня переполняло это чертово любопытство и вопрос просто вылез из моих уст.

- Разве вы никогда не любили?

Когда мой вопрос прозвучал вслух, я ожидала глубокое молчание в ответ или слезы, я уже готовилась извиниться за прямоту и успокаивать ее, по крайней мере так было бы очень киношно, если бы Анна посмотрела в окно и вытерев слезы начала бы свою длинною историю, которая ретроспективой  отправила бы нас на 40 лет назад.

Но вместо этого она засмеялась так громко, что мне пришлось сказать ей «тссс» и указать пальцем на Лесю, которая к тому времени уже видела пятый сон.

Тогда Анна закрыла рот руками ,от смеха на ее уголках глаз собрались слезы, она вытерла их платком, режиссер мгновенно превратился в обманутого зрителя, непредсказуемость Анны смотрелось еще киношнее,приподняв свою верхнюю губу она все таки начала свой длинный рассказ.

-мне было 7 лет,  когда я со своей мамой из-за смерти отца переехала в башкирскую деревню, где мы были единственной русской семьей.
Из-за моих длинных белых волос все меня называли « акбаш» что переводилось с башкирского как                « светлоголовая».
Мы жили в обычном деревянном доме, который остался нам от дедушки, мама работала по две смены подряд то дояркой, то фельдшером.

У меня было мало друзей, все детишки дружили братьями сестрами, так у них образовывались большие компании, которые все время проводили вместе.
За окном или на крыльце я с завистью наблюдала как они вместе рыбачили на озере, катались на велосипедах, мопедах.
Только у меня не было друзей , сестер и братьев с которыми я могла бы играть.

В башкирской деревне дети плохо говорили на русском, поэтому со мной никто не общался.
Я знала всего несколько слов на башкирском языке, но когда я их произносила все ухахатывались держась за животы.

Однажды после уроков я подошла к своей учительнице и попросила ее научить меня башкирскому языку.
Мы занимались почти каждый день по часу иногда я просила дополнительные пол часа, это был первый самый добрый человек в моей жизни, который подарил мне много друзей.
Через год я могла заговорить с любым на башкирском языке, у меня появилось так много друзей сколько не было слов в одном башкирском языке.

В 17 лет меня называли русско башкирской красавицей.
Я была голубоглазой натуральной блондинкой с косой до пояса, и носила 46 размер.
Я говорила на башкирском как на родном и меня все называли Ания.

Каждый субботний вечер мы с одноклассниками устраивали игры на костре, пели песни, рассказывали стихи, я пела свой любимый романс.

Но летний первоиюньский вечер был не таким как все, в это время в деревню приехали много студентов отдыхать из города.
И как то один студент услышав мой романс вдалеке, нашел меня по голосу.
Я помню тот момент когда он вошел как тень в наш круг, никто не обратил на него внимание, лишь мои глаза пересеклись с его глазами.
Он стоял почти по середине круга, его дыхание дрожало словно березовый лист на ветру, а глаза глядели на меня и молча просили прощения за вторжение.
Впервые за столько лет исполнения романса, я начала теряться, когда уже дыхание участилось, его стало не хватать на звуки, я резко остановилась, закашляла, все кто сидел вокруг меня начали хлопать но не в ладоши, а меня по спине.

Мой голос куда то исчез, его съело мое сердце которое в этом момент бежало как беспечный ездок.
Я хотела сказать им об этом, сказать всем кто меня слушал, возможно попросить прощение, но я не сказала ни того ни другого, вместо этого я ушла домой.

Я шла по дороге, которую ярко освещала луна, еще никогда в жизни я не испытывала такого позора, человек который не умеет петь никогда не научиться летать.

Я сделала спуск с горы и прошла полтора километра когда меня резко остановил полутихий голос в сумерках.
- Я был там.
Я повернулась к нему лицом, это был тот самый парень который помешал мне допеть романс.
Сначала я хотела его ударить, это была бы маленькая месть, но потом передумала когда представила как все глупо будет смотреться, и  я просто решила сделать вид что  не заметила его тогда.
-где ты был?
Я побывал на небе, я слышал как поет птица. Я ловил ее голос губами и он доносился до самого сердца.
 И он постучал по своей груди.
-когда слушаешь пение птицы, не нужно в нее целиться, ага?- я хотела было уйти, но он остановил меня
- я и не знал что птицам могут помешать петь обычные люди.
-значит я не обычная птица!
-или я не обычный человек!

 Мы бежали вдоль дороги по траве, я бежала босиком а он таскал мои туфли, а потом он бежал босиком, только теперь он держал мои туфли и свои ботинки.

Когда он спускался вниз лунный свет поднимался с его широких плеч на вьющийся черные локоны. Под светом луны мы разглядывали у друг друга глаза и пытались отгадать цвета.
- твои глаза слеплены из неба — прошептал он.
- а твои из изумрудных камней.
-твои волосы цвета первого снега.
- а твои...- задумалась я, ...из цвета земли
-твои губы алые как лепесток фиалки.
- так все хватит! Мне это уже не нравится. А что потом? Хочешь меня всю пощупать? Между прочим фиалка не алого цвета, а фиалетового.


Мы виделись с ним почти каждый день.
Мы взбирались на самую высокую гору, вся деревня с такой высоты оказывалась как на ладони, он брал меня на руки и поднимал еще выше
-теперь ты настоящая птица и можешь петь с высоты самой высокой горы плюс с самого высокого парня.

Весь вечер мы ели заготовленные мною бутерброды, пили квас, он рассказывал о своей учебе в университете, а мне не о чем было рассказывать, поэтому я просто пела.

-кем ты хочешь стать когда закончишь школу?
- наверное врачом, моя мама фельдшер, она хотела бы чтобы я закончила ее врачевание.
- а кем ты хочешь стать? - настоятельно переспросил он.
- я хочу петь да так чтобы потом не свалиться на землю.
-тогда пой, другой жизни для этого не будет.

И я снова пела.

В один из жарких июньских  дней он потащил меня после занятий на сеновал.
На этот раз мы взобрались на самый высокий стог сена и лежали под солнцем.
Он жевал соломинку и рассказывал всякие смешные истории. Я смеялась.
- ...так ты представляешь, этот обнаглевший еврейский преподаватель ничем мне не смог ответить кроме как удалить меня из аудитории, нет , ну ты представляешь, какое у него было лицо, когда он это делал?
Я засмеялась так громко что мы чуть не упали с сеновала, я смеялась так долго , что ему пришлось закрыть мне рот...поцелуем.
Сначала я не знала что делать, сеновал был настолько узок что если я его толкну, он просто свалился бы с него ,поэтому  просто ничего не делала, ну а если честно, я просто хотела ничего не делать.
Мы оба оказались сцеплены поцелуем, что ни один сильный ветер нас не разъединил бы,  ни один ураган не расцепил бы нас.
Это был первый поцелуй в моей жизни, на некоторые минуты все птицы мира оказались у меня внутри , я хотела петь, и летать, я была уверенна что теперь я смогу взлететь даже выше неба.
Но я не взлетела, внезапно мы оказались под сеновалом.
- Анна, я кое в чем уверен.
- в чем же? - я готовилась его признанию из бесконечно строчных стихов,я уже находу придумывала ответ поправляя на себе помятое платье, воротник, застегнула пуговицу на груди.
-я уверен в том что у нас с тобой будут очень красивые дети.

 Птицы внутри внезапно начали  по очереди вылетать из меня и я осталась как сдутый воздушный шарик, небо почернело, должен был пойти дождь, но вместо него загремел во мне гром и я ударила его по лицу.

Я помню как он уходил. Последние солнечные лучи освещали его руки и медленно спускались к ногам.

Я помню себя на сеновале, моя ярость могла сжечь все сена в деревне, я хотела сжечь себя вместе с этим сеновалом, но я начала петь чтобы потушить огонь.

Я пела до тех пор пока слезы не прекратились и не потушили последнее пламя.

Около месяца я его избегала.
Я могла простить ему все, но только в любви.

Однажды он снова пришел ко мне.
На этот раз я уже вышла.
Он смотрел на меня так нежно и больно.
-я не хотел тебя обидеть. Я не имел в виду что я от тебя хочу только ..
- стоп! - перебила я его. Я не хочу ничего не слышать.
Тот кто не хочет обидеть, никогда не сможет обидеть.
может быть я слишком старомодна что живу в этой деревне, может вы живете по другому в своем
этом городе, но я не хочу жить проще, найдешь себе другую с кем можно только детей лепить.
Он не стал оправдываться, объясняться мне, или затыкать мне рот поцелуем, я бы ему простила даже это, но он просто улыбнулся и сказал
- прощай.

Больше мы с ним не виделись, это был его последний день в  деревне и больше он не приезжал.

Иногда я искала глазами его в городе, даже спустя сорок лет, я не забыла его улыбку, ее просто не возможно забыть.
Иногда я думаю, чтобы я сказала ему сейчас.
Наверное...
я сказала бы ему

« иногда слова ранят больше чем поступки, а иногда они ничего не значат»

я бы предложила ему вернутся назад и заняться любовью на том сеновале.»

Она улыбнулась мне сквозь непонятную боль и продолжила.

- Зачем ждать того что должно произойти сейчас? Именно с ним , здесь и сейчас.

Я смотрела на ее глаза и пыталась представить ее в двадцать лет, мысленно я представляла ее внешность, фигуру, белые волосы, ее голос в романсе.

Значит вы бросили петь ?

- а зачем петь? Птицей я бы уже никогда не стала.

Она вздохнула так как будто освободила свою последнюю грусть и выпустила ее сквозь форточку.

- ты еще так молода, не верь тем кто говорит, что время идет медленно. Время как песок сквозь пальцы когда мы хотим поймать каждую песчинку. И только иногда время превращается в глину, когда мы хотим , чтобы оно шло быстрее.

Внезапно мне стало грустно, мои 22 из бесконечности превратились в миг.
До этого я никогда не представляла бабушек и дедушек в молодости, об их юности говорили только фотографии.
Но я не задумывалась о том какое оно было прошлое.

Такое чувство что дети рождаются детьми, мамы рождаются мамами, а бабушки родились бабушками.
 Никто никогда не был молодым а потом старым.

" да...девочки время быстро летит...только вчера я была как вы , такой же юной и красивой" сказала она мне разглядывая мое лицо.


я посмотрела в окно, поезд набирал скорость - это была моя жизнь.
та картинка сзади что не двигалась, леса, поля, и небесный горизонт, стояли на месте - это была я.

и мне захотелось плакать и бежать вдоль железных дорог или перпендикулярно к картинке из леса , полей и небосклона.
Мне хотелось плакать от того что время идет так быстро.

На следующий день когда я приехала в Уфу я искала родителей на перроне, если они меня не ждут, значит я уже старая — подумала я.
Вдалеке я увидела папу и маму , они суетливо смотрели по сторонам и все время их головы поворачивались в одну сторону, вот что значит жить вместе 35 лет и делать находу одинаковые движения.
Я обняла их так сильно, ведь мне все таки 22 и я снова мамин ребенок.

Всякий раз теперь когда я еду в Уфу,  я боюсь одного -  увидеть родителей совсем старыми.


Берегите свое время. Любите своих родителей пока они живы. И делайте детей пока вы любите!




Эвита Гайнет.


Рецензии