Женщина должна управлять Россией - часть 11

Начало тут http://proza.ru/2013/09/22/441

 Прежде чем перейти к дальнейшим примерам правления женщин в России предлагается провести иледование социального положения женщин в обществе.
 Судьбы российских женщин нашего времени, как невидимые крепкие нити, связали нас воедино.
 Мы - одно целое. Это положило путь - идти дальше. Вспомнить историю социального положения женщины в обществе.

Положение женщины на различных этапах развития общества, в том числе и в период с IX по XХ век изучалось учеными давно, но единого понимания этого вопроса нет среди специалистов и поныне.
 Следует отметить, что на протяжении развития юридической науки у дореволюционных, советских и постсоветских исследователей оценка правового положения женщин Древней Руси неоднозначна.
 В советской историографии очень подробно описана история развития средневекового общества. Ранее на протяжении длительного промежутка времени усилия отечественных исследователей Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, Н.И. Костомарова, И.Е. Забелина были направлены на изучение общеисторических, экономических, социальных аспектов древнерусского общества.

 В XVIII в. аббат д;Оттерот, живший в России, в своей книге писал, что русские женщины являются рабынями своих мужей. А если они рабыни, то когда началось их рабство?

 Социальное положение женщины в обществе кардинально менялось, прежде всего, в связи с идеологией государства. По меткому определению русского историка В. Я. Шульгина, во времена язычества все сферы жизни были открыты женщине. Отличительная черта русских былин X века - почти полное отсутствие образов "женщин-врагов". Именно женские божества были добры и милостивы к людям (Лада - покровительница любви, брака и веселья). Такое положение отчасти сохранялось до XI века. Признание равенства и высоких женских достоинств было характерно для крестьянского быта.

 Однако еще в процессе укрепления христианства на Руси начинается постепенное исключение женщины из "мужского" общества. Открывается целый период в истории русской женщины - "теремного затворничества".

 Условия для полного затворничества женщин в обществе начали складываться в середине XIII - XIV веков с установлением татаро-монгольского ига на Руси. Показательно, что в русских летописях XIII века почти "не встречаются сведения об активных женщинах; жены и дочери русских князей упоминаются лишь как лица страдательные, как объект захвата и насилия". Именно установление татаро-монгольского ига на Руси способствовало закреплению унизительных для женщины норм поведения, резкому снижению ее социального статуса. Об этом ярко свидетельствует народная поговорка "- Кому воду носить? - Бабе. - Кому биту быть? - Бабе. - А за что? - За то, что баба."

 Итак, большинству горожанок приходилось коротать свою жизнь в узком семейном кругу. Женщины и девушки были в массе своей затворницами, им не разрешалось показываться без надобности и позволения на чужих людях.
 Многие из них, особенно богатые боярыни, были обречены на полное безделье. Основная же масса русских женщин в то время не знала грамоты.

 И все же в глухое время господства домостроевских воззрений на женщину и полуазиатских правил поведения в России появлялись замечательные женские характеры.
 Н. Карамзин в "Истории государства Российского" описывает гордую, честолюбивую женщину, вдову бывшего посадника Исаака Борецкого - Марфу, которая вознамерилась освободить Новгород от власти Ивана III.

 Женщины, принадлежавшие к великокняжеским семьям, нередко самым непосредственным образом влияли на внутреннюю и внешнюю политику своего княжества: как опекунши малолетних царей они часто непосредственно управляли государством - мать царя Василия Дмитриевича Евдокия, мать Ивана III инокиня Марфа.

 Яркой личностью является и княжна Софья Алексеевна. В 1682 г. на престол был возведен малолетний Петр Алексеевич, а его мать Наталья Кирилловна Нарышкина стала правительницей, Софья Алексеевна - старшая сводная сестра Петра, - опираясь на стрелецкое войско и возбудив кровопролитную смуту, заставила признать двоецарствие Петра и его сводного брата Ивана, длившееся 7 лет (1682-1689 гг.).

 Софья стала также средоточием московского учено-литературного мира с Симеоном Полоцким и Сильвестером Медведевым во главе. Они надеялись распространить просвещение на Руси. Считается, что Софья Алексеевна была одной из женщин-писательниц.

 Именно замкнутость русского общества в целом и женское затворничество в частности становятся в XVII в. существенным тормозом развития страны.
 Резкое и качественно новое изменение в положении женщины произошло в эпоху Петра 1. Именно тогда женщине снова возвращаются ее место в обществе и права, но в более высоких и развитых формах. В культуре преобладает светская направленность, а русское общество постепенно приобщается к достижениям мировой культуры.
 Петр I ломал старые дикие традиции и обычаи. Закончился век "теремного заточения" женщины: новый царь велел подданным приводить своих жен и дочерей на устраиваемые им увеселительные ассамблеи.

 А каковы женские лица той эпохи? Ведь XVIII век знал имена женщин-императриц, женщины - президента Российской Академии наук, женщин-писательниц, артисток, светских дам. А также женщин, поражавших общество своей высокой духовностью, нравственностью и самопожертвованием...

 С именем Екатерины II, действительно, связаны многие реформы. Она положила начало женскому образованию в России: именно при ней было учреждено первое училище для девиц при Смольном монастыре, впоследствии получившее название Смольного Института благородных девиц.
 В XVIII в. в России появилась и первая женщина-президент Российской Академии наук - ей стала Екатерина Дашкова. При ней Академия успела написать и издать Российский этимологический словарь. Дашкова подарила Академии свою прекрасную библиотеку, на ее же средства был основан и лучший журнал того времени "Собеседник любителей Российского слова". Позднее она же стала издавать "Новые Ежемесячные Сочинения". Написанные Дашковой "Записки" до сих пор остаются одним из лучших памятников мемуарной литературы XVIII века.

 В образовании женщин, в их внутреннем обустройстве был сделан грандиозный шаг вперед: необходимость соответствовать нравам новой культуры XVIII века. Женщина, чтобы блистать в обществе, должна была быть немного музыкантшей и певицей, немного танцовщицей и художницей, знать иностранные языки и прочее. Это выводило общество в целом на более высокий виток духовной эволюции.

 В XVIII веке зародился новый тип женщины, сыгравшей видную роль уже в следующем, XIX веке. Речь идет о появлении в России женщин-профессионалов. Первоначально это были, в основном, гувернантки и артистки. Профессиональными артистками становились в основном представительницы непривилегированных классов, которым такого рода заработок давал возможность материальной независимости. Средние оклады женщин-артисток порой превосходили оклады некоторых чиновников-мужчин. Кроме того, "казенные актрисы", работавшие в государственных театрах, а не в частных заведениях дворян-меценатов, пользовались одинаковыми с мужчинами-артистами правами по службе и получали лишь немногим меньшее жалованье. Следовательно, на артистическом поприще женщине впервые удалось завоевать себе право собственным трудом зарабатывать на жизнь. И это стало важнейшим завоеванием женщины, первым шагом на пути ее к свободе в обществе.
 Потребность общества в женщинах-профессионалах в искусстве, педагогике требовала реформ в женском образовании. И они были проведены при Екатерине II. Главную задачу в российской педагогике Екатерина 11 видела в воспитании в кратчайшие сроки "новой породы людей". Исполнители учебной реформы считали основой общественного воспитания возрождение "святой нравственности". Для этого создавались закрытые воспитательные заведения, куда дети должны были поступать с самого раннего возраста. Именно Екатерина II, как писал историк Карамзин, основала Дом воспитания для 200 благородных девиц, что бы сделать их образцом женских достоинств.

 К лучшим представительницам женщин этого типа мы можем отнести жен декабристов. Семьи Трубецких и Волконских стали центрами, вокруг которых группировались не только декабристы, но и многие просвещенные люди, жившие в Сибири. Жены декабристов оказали колоссальное воздействие на формирование русского женского характера, акцентировав в нем ноты героизма и бескорыстного самопожертвования.

 Признание образованным русским обществом подвига этих женщин дало толчок к зарождению внутри него новой идеи - идеи эмансипации.
 Борьба за эмансипацию женщин в начале - середине XIX века была тем сложнее, что господствующим идеалом женщины в обществе было исключительное представление о ней, как о верной подруге мужчины, матери и воспитательнице детей. Вся деятельность женщин вне привычных рамок семьи встречала острое общественное неприятие. С большим недоверием в интеллигентной среде относились к женщинам - профессиональным литераторам, поэтам и переводчикам. Даже такой прогрессивный для своего времени критик и публицист, как Белинский, считал, что хотя женщины должны быть образованными и следить за литературой и наукой, но не должны писать, а свое образование отдавать на пользу своей семьи.

 Уже в начале 60-х годов ХIХ века наступает перелом в осознании общественностью, так называемого, женского вопроса. В 1860 г. в журнале "Современник" была опубликована статья Михайлова "Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе". В ней, пожалуй, впервые в России была затронута тема равноправия женщин. В это же время к вопросу равноправия женщин обращается и другой русский публицист Д. Писарев. Его крылатая фраза "женщина ни в чем не виновата" - стала девизом некоторых слоев просвещенного русского общества.

 В XIX в. немало девушек, желавших учиться, но не имевших согласия родителей, вступали в фиктивный брак, что, безусловно, было мерой отчаянной. В основе такого брака, как правило, лежало желание, освободившись от родительской опеки, свободно заниматься просвещением или наукой. Широкое распространение фиктивных браков среди молодежи влекло за собой процесс размывания семьи - с одной стороны, снижение идеала семьи - с другой, и с третьей - снижение нравственных принципов внутри самого общества. Поэтому против заключения фиктивных браков резко выступали выдающиеся русские писатели Н. Лесков, Ф. Достоевский и Л. Толстой. Не признавала и активно боролась против фиктивных браков русская Православная церковь.
 В обществе XIX в. проблемы семьи и брака стали предметом самых острых дискуссий, именно они прокладывали пути "освобождения" женщин. Не обошлось и здесь без перегибов. Очень характерно, что идея эмансипации сначала дискутировалась мужчинами, разделившимися на ее сторонников и противников, а сами женщины в подобных спорах участия практически не принимали. Следовательно, само женское движение в России к этому времени еще не было идеологически оформленным и не имело ни общей платформы, ни программы действий. Основной направленностью женской борьбы было приобретение возможности трудиться наравне с мужчинами, что обеспечило бы женщинам материальную независимость и право на получение высшего образования.
 Следует сказать, что уже со второй половины XIX века идея "освобождения женщины трудом" была в целом поддержана обществом. В чем же состоял пафос борьбы женщин? Прежде всего, - в свободе зарабатывать свой хлеб собственными руками и одновременно не быть презираемыми и осмеянными в обществе. Для некоторых женщин работа была единственной возможностью прокормить себя и свою семью. Но женщины не имели достаточной квалификации и не могли конкурировать с мужчинами, поэтому при этой форме организации женского труда преобладали всевозможные ассоциации.

 Получение женщинами специального образования с конца XIX века становится насущной общественной задачей. И женское движение за эмансипацию в XIX веке имело основной целью борьбу за высшее образование. Толчком к широкому обсуждению этого вопроса послужил Съезд естествоиспытателей, состоявшийся в 1868 г., и письмо к съезду госпожи Е. И. Конроди о необходимости высшего образования для женщин и содействия в осуществлении этой идеи. Затем было составлено коллективное письмо за подписью 400 лиц, которое вручили министру просвещения графу Толстому.
 Женщины стремились учиться в университетах. Начиная с 20-х годов XIX века женщины посещали отдельные лекции профессоров Московского университета, но впервые наравне со студентами русская женщина появилась в Санкт-петербургском университете осенью 1860 г. Его ректор П. А. Плотнев разрешил женщинам посещать лекции юридического, большинство лекций естественного и историко-филологического факультетов.
 Даже внешне женщины, стремившиеся к самостоятельности, отличались от светских дам. Они носили круглые шляпки- гарибальдийки, простые гладкие юбки, скромные кофточки; некоторые обрезали волосы и носили очки...
 Студенток и самостоятельно живущих женщин стали обвинять в социализме и нигилизме. Именно в этот сложнейший период русского женского образования крупнейшие отечественные ученые и профессора, например, Сеченов и Боткин, указали девушкам на возможность обучения в Швейцарии. Первой уехала в Цюрих
 Я.Г. Суслова, которая в 1868 г. получила диплом доктора хирургии и акушера. В 1866 г. из 10 студенток - 4 были из России, в 70-е годы их число увеличилось в несколько раз.
 С 1880 г. резко усилился поток русских женщин, уезжавших для получения образования в Европу. И все же демократическое течение, отстаивающее право на получение высшего образования победило.
 В 1889 г. только Петербургским высшим курсам, благодаря ходатайству устроительниц перед императором Александром III, было разрешено дальнейшее существование. Петроградские педагогические, Московские педагогические курсы и общества воспитательниц и учительниц, носившие все же характер не высших, а профессиональных. В начале XX в. реакция под натиском общественности отступила. В 1900 г. профессор Герье добился открытия высших женских курсов с двумя факультетами.

 В течение долгих лет студенческие сходки выставляли требования приема женщин в университеты. Профессурой и обществом был поднят вопрос о допущении женщин в университеты. После 1905 г., когда, с одной стороны, общественные организации открыли ряд курсов, женщины были приняты во все университеты и в три технические учебные заведения: Петроградский и Киевский политехникумы и в Томский технологический институт. Женщины шли преимущественно на медицинский и юридический факультеты. В 1904 г. в Петрограде открылись Пер вые высшие женские сельскохозяйственные курсы, в Москве несколько девушек поступили, в виде исключения, в Московский сельскохозяйственный институт.

 Женщины добились права по окончании многих курсов держать государственные и дипломные экзамены и получать ученые степени. Стояли два вопроса: о совместном обучении в средней школе с равными правами по окончании, и то же самое в отношении Высшей школы.

 Быть " замужем " или "за мужем"?..

 Среди параметров изучения современной семьи (экономических, социальных, экологических) все большую актуальность приобретают параметры гуманистические. Они учитывают личностные установки человека, включенного в ту, или иную семейную структуру.

 Этнокультурное многообразие типов просемейных ценностных ожиданий само по себе всегда представляло проблему для прогностики развития внутрисемейных отношений. Не секрет, что процент "кланово чистых" браков (например, элитарных) в развитых обществах весьма незначителен. А в смешанных браках, разумеется, происходит совмещение различных ценностных систем, результат которого, как правило, трудно предсказуем.

 Сегодня появились новые, ранее не характерные для нашего общества ценностные установки, оказывающие непосредственное влияние на отношение молодежи к браку и семье. От того, сегодня будет зависеть общественная реакция на их поведенческие модели, а в конечном счете - и формирование новой государственной политики в отношении семьи.

 В среде московской молодежи определился наиболее болезненный узел проблем в личностных установках.Это касается быстро прогрессирующих новых тенденций в сознании девушек.
 Специально подготовленный психологический тест, предварявший глубинное интервьюирование, показал независимость и самостоятельность в принятии решений, честолюбие, развитое чувство соперничества и стремление к лидерству, четко сформированные жизненные установки.
 Основной постулат, декларируемый девушками этого типа - абсолютный приоритет их творческой самореализации в работе перед всеми другими социально значимыми функциями женщины в современном мире. Идеальная женщина, по их мнению, - это прежде всего работающая женщина, причем работающая с увлечением и полной самоотдачей.

 Сверхценность для девушек этого типа - творческая само реализация фактически подчиняет себе все другие сферы их жизни, но не однозначно. Наиболее гармонично сочетаются с образом жизни деловой женщины те усилия, которые девушки затрачивают на создание своего индивидуального имидж-стиля. Российские женщины предыдущих поколений вели, например, общественную работу и вынуждены были "представительствовать". Официозный стиль "советской женщины" (строгий, в серо- коричневых тонах безликий костюм, волосы, зачесанные наверх, собраны в пучок, застывшее выражение лица без косметики, портфель с бумагами, и т. л.). Современные девушки, делающие карьеру, придают совсем иное значение своей внешности. Для них это способ преподнести личную индивидуальность в мире конкуренции, выделиться, для того чтобы победить.

 Хотелось бы отметить, что девушки данного типа не склонны пользоваться своими природными женскими качествами в процессе "делания карьеры". Создание имидж-стиля является органичной частью их творческой самореализации, по сути такой же осознанной работой, как и приобретение, скажем, профессиональных навыков.
 Процесс этот в действительности очень сложен и протекает не без потерь как для женщин, так и для мужчин.

 Все, что связано с внутренним миром домашней жизни, лишено для нас перспективы развития. Более того, препятствует движению вперед и, в конечном счете, - выживанию в жестких условиях сегодняшней российской реальности. Сильное рациональное начало в психическом складе заметно раскрепощается в экстремальной ситуации борьбы за выживание. Нарушается сформированный предыдущими поколениями баланс стереотипов мужского и женского поведения.

 Волевая, сильная женщина никогда не была редкостью в России. Однако в относительно стабильных условиях развития социума эти ее качества, как правило, выражались прежде всего во внутрисемейных отношениях. Они проявлялись в той или иной форме авторитарности.

 Драматические вехи российской истории (революции, войны, великие стройки и т. д.) нередко как бы "выталкивали" женщин такого типа на поверхность общенациональных событий. Но при этом ролевое поведение женщины ею же самой временно лишь приравнивалось к мужским поведенческим моделям ради достижения единой цели.
 Традиционный поло-ролевой баланс в России просуществовал дольше, чем во многих западных странах. Это стало возможным из-за мощи тоталитарного режима в нашей стране, основанного на устойчивости патриархатных отношений во всех сферах жизни общества. И сегодня, судя по жестокой борьбе молодой российской демократии с тоталитаризмом, феминистская идеология идет непростым путем к массовому общественному сознанию в России.

Именно поэтому нелегко осваивать нам россиянам новую парадигму ментальности.

 Основная масса девушек нацелена на завоевание престижного положения в обществе. В это понятие они включают удачную профессиональную карьеру, материальную обеспеченность, брак с преуспевающим человеком. Черты их идеального героя - лидерство во всех сферах жизни. Именно с этой категорией мужчин девушки стремятся строить свои личные отношения.

 Столкновение традиционных поло-ролевых установок мужчины и женщины и сознательных ориентаций на профессионально-творческий успех - вот основной источник конфликта мужчин с женщинами.

 Авторитарность мужчины в обществе закреплялась через систему поло-ролевых установок, контролировавших все сферы жизни общества. В упрощенном виде парадигма патриархат- поста проявлялась в противопоставлении мужчины, основного кормильца, представлявшего семью в обществе, и женщины- матери - хранительницы очага.

Задача демократического общества заключается в умении видеть как в мужчине, так и в женщине личность, которая содержит в себе не только биологические признаки пола, но и социо-культурные и этнические параметры. Они и определяют структуру ценностных ориентаций, в том числе и право женщин участвоать в управленческих структурах государства и общества.

 Мы должны понимать и уважать право женщин быть лидером в обществе и на равне с мужчинами иметь право управлять государством.

Продолжение тут http://proza.ru/2013/09/23/258


Рецензии