Игра - врожденная потребность
Американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии, профессор психологии создал иерархическую теорию потребностей, разделив потребности на дефицитарные (основные) - потребности физического выживания и потребности роста, которые требует воли и упорства, и даже где-то самопожертвования. Потребности выживания должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности, иначе ребенок не будет заинтересован в потребностях роста, самореализации то есть в наполнении и раскрытии личности. Маслоу описывает самореализацию как - пиковое переживание и подчеркивал возможность и важность этого вершинного переживания в детстве. Это случаи, когда ребенок принимает мир как есть и чувствует изумление и эйфорию. Таким опытом пиковых переживаний в детстве может быть успех на сцене, эпизоды, ассоциируемые с преодолением кризиса, выживание в смертельно опасных ситуациях или незабываемые сны. Для большинства детей участие в интерактивной игре является пиковым переживанием и сопровождается сверхестественным событием тесно связанным с процессом самореализации. Творчество Маслоу ставит перед педагогом-психологом проблемы принижения роли воспитания детей в школе и игру он рассматривал как копинг (совладание) и экспрессивное поведение, что "игра может быть бесцельной и немотивированной, являться феноменом, связанным скорее с бытием, чем энергичным стремлением к цели, а не средством. Вероятно, то же самое можно сказать о смехе, веселье, развлечении, радости, экстазе, эйфории и т.д."(4).
Маслоу, Абрахам Харольд
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Абрахам Маслоу (Авраам Маслов) (англ. Abraham Maslow; 1 апреля 1908, Нью-Йорк — 8 июня 1970, Менло-Парк, Калифорния) — видный американский психолог, основатель гуманистической психологии.
Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У. Стоппа (1975 год).[1]
Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.
Биография]
Маслоу был самым старшим из семи детей Самуила Маслова и Розы Шиловской. Его детство сложно назвать счастливым. Отец, работавший бочаром, надолго исчезал из семьи, мать была человеком жестким и полным предрассудков. Родители часто ссорились. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, то он узнал, что такое антисемитизм. Он был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком.[2]
Учитывая мое детство, остается лишь удивляться тому, что я не болен психически. Я был маленьким еврейским мальчиком в нееврейском окружении. Что-то вроде первого негра в школе, где учатся только белые. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей.
— [3]
Маслоу был одним из лучших учеников в школе. После ее окончания в 1926 году, по совету отца, поступает в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но буквально через две недели бросает его. С психологией Маслоу знакомится в Корнельском университете. В это время он увлекается театром и классической музыкой, дважды в неделю ходит на концерты в Карнеги-холл, а ради посещения театра приторговывает арахисом.[2][3]
В 1928 г. Маслоу переводится в Висконсинский университет в Мадисоне, где специализируется на психологии. Его научным руководителем становится Гарри Харлоу, известный исследователь приматов. В том же году Маслоу женится на своей двоюродной сестре Берте, в которую он был влюблен с 12 лет.[3]
В Висконсинском университете он становится бакалавром (1930), магистром (1931) и доктором (1934) психологии. Маслоу получает классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов.[2]
В 1934 году он начинает работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у Эдварда Торндайка, известного бихевиориста, теоретика в области научения. Поначалу и Маслоу был приверженцем бихевиористкого подхода, он был восхищен работами Джона Б. Уотсона, но постепенно увлекается и другими идеями.[3]
Именно прекрасная программа Уотсона привела меня в психологию. Но ее роковая слабость состоит в том, что она хороша лишь для лаборатории и в лаборатории, вы можете надеть ее и снять ее как лабораторный халат… Она не создает представления о человеке, философии жизни, концепции человеческой натуры. Она не создает ориентиров для жизни, ценностей, выбора. Это лишь способ сбора данных о поведении, того, что вы можете видеть, осязать и слышать с помощью органов чувств .
— [3]
В 1937 году Маслоу принимает предложение стать профессором Бруклинского колледжа, где он работал на протяжении 14 лет. В это время происходит его знакомство с плеядой самых известных европейских психологов, укрывшихся в США от преследований нацистов, в их числе Альфред Адлер, Эрих Фромм, Карен Хорни, Маргарет Мид, а также основательгештальтпсихологии Макс Вертгеймер и антрополог Рут Бенедикт. Двое последних стали не только учителями и друзьями Маслоу, но и теми людьми, благодаря которым и возникла идея исследования самоактуализирующихся личностей.[4]
Мои исследования самоактуализации не планировались как исследование и начинались не как исследование. Они начинались как попытка юного мыслящего человека понять двух своих учителей, необыкновенных людей, которых он любил и которыми восхищался. Это было своего рода поклонение высочайшему интеллекту. Мне мало было просто обожать их, я стремился понять, почему эти два человека так отличаются от обычных людей, которыми полон мир. Эти два человека были Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер.
— [3]
Но первые попытки Маслоу заявить о своих новых идеях вызвали негативную реакцию в американском психологическом сообществе, где доминировали бихевиористы. Даже коллеги по факультету сторонились его, ведущие психологические журналы отказывались публиковать научные работы.[4] В 1951 г. Маслоу становится первым деканом психологического факультета недавно созданного университета Брандейса. Он проработал там до 1969 г. Именно в этот период происходит постепенно признание его идей, оформляется как отдельное направление гуманистическая психология.[4] В 60-е годы Маслоу становится популярным, а в 1967-м даже избирается президентом Американской психологической ассоциации, что вызывало удивление его самого.[2]
Должен признать, что я пришел к мысли о том, что гуманистическая тенденция в психологии — революция в самом подлинном, изначальном смысле этого слова, в том смысле, в котором совершили революцию Галилей, Дарвин, Эйнштейн и Маркс, то есть переворот в образе мышления и восприятия, в представлениях о человеке и обществе, в концепциях этики и ценностей, в ориентирах для движения вперед.
— [3]
Скончался А. Маслоу скоропостижно от острого инфаркта миокарда в возрасте 62 лет.[5][6]
Научные воззрения Маслоу
Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. Если прежде психология, особенно психоанализ, изучала людей с различными психическими отклонениями и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и реализованных людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека.[2]
Бихевиоризм и психоанализ, или дефицитарные психологии, как называл их Маслоу, избегали многих культурных, социальных и индивидуальных аспектов проявления человека, таких, как креативность, любовь, альтруизм и так далее. Для бытийной психологии, которую предложил Маслоу, именно эти проявления человека и были наиболее интересны.[2] Самая известная теория Маслоу ; теория мотивация, основанная на модели иерархии потребностей. Самой высшей потребностью, которая подталкивает человека к раскрытию своих способностей и талантов, является потребность в самоактуализации.[4]
Развивая теорию мотивации, ; можно выделить три этапа развития этой теории, ; Маслоу уходит от жестко-заданой иерархии потребностей и разделяет все мотивы на две группы: дефицитарные и бытийные. Первая группа направлена на восполнение дефицита, как например потребности в еде или во сне. Это неизбежные потребности, которые обеспечивают выживание человека. Вторая группа мотивов служит развитию, это бытийные мотивы ; активность, которая возникает не для удовлетворения потребностей, а связана с получением удовольствия, удовлетворения, с поиском более высокой цели и ее достижением. На третьем этапе в теории Маслоу появляются понятия метамотивации и метапотребности, которые связаны с бытийными ценностями человека, такими как истина, добро, красота и другие. Этот бытийный пласт существования личности может открываться человеку в так называемых «пиковых переживаниях» (peak-experience), представляющих собой опыт восторга, эстетического наслаждения, сильных положительных эмоций.[7] Развивая эти идеи, Маслоу приходит к пониманию ограниченности рамок гуманистической психологии и участвует в создании новой, «четвертой силы» ; трансперсональной психологии.[2]
Идеи Маслоу привлекали к себе большое внимание как сторонников, так и критиков. Последние утверждали, что выборки исследований были слишком малы для подобных обобщений. Особенно сильно досталось Маслоу за субъективность критериев выбора самоактуализирующихся личностей, а также за отcутствие в его теориях учета социальных факторов, окружающего контекста.[4][7]
Иерархия человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самоактуализации» (Потребность в личностном росте)
Диаграмма Маслоу показывает, в каком порядке человек в среднем удовлетворяет свои потребности. Хотя статистически диаграмма верна, бывают случаи, когда, например, потребность в признании для человека важнее потребности в любви.[8]
Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты:
1. Более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью.
2. Принятие (себя, других, природы).
3. Непосредственность; простота; естественность.
4. Сосредоточенность на проблеме [в противоположность эго-центрированности].
5. Способность обособиться; потребность в уединении.
6. Автономия; независимость от культурных штампов и окружения.
7. Сохраняющаяся свежесть восприятия.
8. Мистический и вершинный опыт.
9. Gemeinschaftsgef;hl [чувство общности с другими].
10. Более глубокие и проникновенные взаимоотношения.
11. Демократичность.
12. Способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое.
13. Философский, незлобный доброжелательный юмор.
14. Креативность.
15. Сопротивление окультуриванию; вне любой определенной культуры.[2]
К числу таких самоактуализированных людей Маслоу относил Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Джейн Адамс, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозу.
Негативные последствия работ Маслоу
Материал Есть парадоксальная точка зрения: «Степень гениальности человека определяется тем, насколько он затормозил развитие следующих специалистов». Так вот, А. Маслоу гениален, поскольку представление о «саморазвивающемся семечке» стало догмой для огромного количества специалистов-психологов на многие десятки лет.
Метафора дерева, вырастающего из одного семечка, затмила разработки теории деятельности, где было убедительно показано, что развитие ребенка не есть изолированный процесс, что ребенок растет в диаде с развивающим его взрослым, что влияние взрослых является преимущественно развивающим, позитивным, а не негативным и давящим.
Не имеющие научной базы, но яркие и красиво написанные работы Маслоу затмили серьезнейшие научные разработки Ури Бронфенбреннера под названием «экология человеческого развития». В этой теории куда как более правдоподобно показаны взаимовлияния ребенка и окружающей его социальной среды.
В целом, представляется, что в качестве теории развития личности более основательной является теория Ури Бронфенбреннера, а в качестве рабочей метафоры для нас более перспективной является метафора почвы и семян как основа представления о личности как о экосистеме.
За что мы должны быть благодарны Маслоу
Понятие "Самоактуализация" - одно из ключевых понятий в гуманистической психологии и постоянно воспроизводимое, очень популярное понятие в современной российской как теоретической, так и практической психологии. Сегодня практически нет ни одного учебника по психологии личности, который бы не упоминал самоактуализацию, и стало общим местом, что именно самоактуализация является вершиной развития личности.
Надо сказать, что такое внимание «самоактуализации» - вполне заслужено, и Абрахам Маслоу, американский психотерапевт, разработчик этого понятия и представлений о соответствующем развитии личности, подвинул современную ему психологию далеко вперед.
За что мы должны быть благодарны А. Маслоу?
Если до него психоанализ копал в основном вглубь, разбираясь с личностью невротика, то Маслоу предложил ориентироваться еще и на то, что ждет нас наверху, на вершинах роста и развития личности.
"Ясно, что существо с Марса, попав в колонию врожденных калек, карликов, горбунов и пр., не сможет понять, какими они должны быть. Так что давайте изучать не калек, а наибольшее, какое мы сможем найти, приближение к целостному, здоровому человеку. Мы найдем у них качественные отличия, другую систему мотивации, эмоции, ценности, мышление и восприятие. В некотором смысле только святые есть человечество" [12, с. 90].
Еще: «Я употреблял слова "терапия", "психотерапия" и "пациент". Я ненавижу все эти слова и ненавижу ту медицинскую модель, которую они подразумевают, потому что эта модель предполагает, что человек, обращающийся к консультанту, – человек больной, ищущий лечения. На самом деле мы, конечно, надеемся, что консультант будет помогать самоактуализации людей, вместо того чтобы стремиться вылечить болезнь».
Итак, первая благодарность – за поворот внимания психологов с изучения неврозов на изучение психологии здоровья, психологии развития. Для того времени – это был исключительно смелый шаг, это был подвиг. Он этим шагом – подвинул жизнь.
Вторая благодарность – за конструктивную критику психоанализа, подчеркивание наличия в человеческой природе достойных черт.
Сам Маслоу считал, что психоанализ - лучшая система анализа для психопатологии и наилучшая возможная психотерапия (так он писал в 1955 г.). Вместе с тем, как общая теория личности, психоанализ никуда не годился. "Представляется одностороннее, искореженное подчеркивание человеческих слабостей и недостатков, и это претендует на полное описание человека... Практически все деятельности, которыми человек гордится, которые придают значение, ценность и богатство его жизни, либо опускаются, либо патологизируются Фрейдом" [19, с. 71].
Третья благодарность – за пропаганду возможности и необходимости личностного роста и развития. Собственно, изначально «самоактуализация» для А. Маслоу значила не результат, не какие-то жизненные или личностные достижения, а скорее напряженное направление жизни к высотам, устремление личности ввысь.
"Самоактуализация - это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности".
Четвертая благодарность – за внедрение в сознание психологов, что потребности людей могут не сводится к заботе о себе.
Изучая самоактуализирующихся людей, я неизменно нахожу, что, по крайней мере в нашей культуре, это люди, посвятившие себя чему-то, преданные какому-то делу "вне самих себя", некоторой профессии, любимой работе, долгу. Обычно это настолько сильно выражено, что для того, чтобы хоть как-то описать их страстную, самозабвенную преданность делу, приходится прибегнуть к таким старым словам, как призвание, предназначение, миссия. Иногда напрашиваются даже слова "судьба" или "участь". Порой я начинал говорить о долге в религиозном смысле, о самоотречении, посвящении себя некоему делу во внешнем мире, чему-то большему, чем сам человек, чему-то, лежащему вне личности.
Очень жаль, что до сих пор это не было услышано всеми, поскольку до сих пор среди психологов очень распространено утверждение, что каждый заботится только о себе, распространено сведение любых, самых высоких и красивых мотивов к элементарному самоудовлетворению. Используемое в Синтоне различие Потребителей и Творцов вполне близок взглядам А. Маслоу на то, что некоторые люди переросли этап, когда забота только о себе (ну, можете быть, еще о близких, являющихся твоих продолжением) кажется единственным вариантом жизни.
Итак, работы А. Маслоу и его концепция «самоактуализации» является огромным вкладом в психологию ХХ века, вкладом в развитие и теории, и практики.
Обычный контингент психотерапевта и люди-звезды Абрахама Маслоу
Тем не менее, мы хотели вы разобраться во всех этих вопросах более подробно, и, возможно, представить другое видение ситуации. Первое, с чего нужно начать, это понять, откуда и как у Абрахама Маслоу родилось это представление, родилась теория самоактуализации.
Служение по А. Маслоу
Материал Мы выявили еще одну особенность исследованных нами лю¬дей. Я говорю о присущей им сосредоточенности на проблемах внешнего порядка. Если попытаться найти название этой осо¬бенности, то я бы предложил назвать ее служением в противо¬положность эгоцентрическим тенденциям. В отличие от неуве¬ренных, тревожных людей с их склонностью к постоянному са¬моанализу и самокопанию, этих людей мало беспокоят личные проблемы, они не слишком склонны размышлять о себе. Почти у каждого из них есть призвание и дело, которым они служат, которым они посвящают себя без остатка, почти каждый из них озабочен какой-то важной проблемой, решение которой требу¬ет от него всех сил и энергии.
Это не обязательно любимое занятие, не обязательно дело, которого человек желал, или занятия, к которым он стремился, это может быть дело, которым он чувствует себя обязанным за¬ниматься. Именно поэтому я говорю о служении, о жизненной миссии, а не просто о “любимом” деле. Эти люди, как правило, не озабочены проблемами личного, эгоистического характера, они в большинстве своем думают о благе других людей — всего человечества, своих сограждан или же о благе близких и доро¬гих им людей.
За небольшим исключением практически у всех наших ис¬пытуемых мы отметили одну характерную особенность. Эти люди склонны к размышлениям об основополагающих пробле-мах человеческого бытия, они задаются теми вечными, фундаментальными вопросами, которые мы называем философскими или нравственными. Можно сказать, что они живут в глобаль¬ной системе координат. В частном они умеют видеть общее, и никакие, даже самые яркие частные проявления не скроют от них общей картины. В основе их системы координат или систе¬мы ценностей никогда не лежит местечковый патриотизм, как правило, в ней отражен опыт всей истории человечества, она отвечает не сиюминутным запросам, не социальному заказу, а требованиям эпохи. Одним словом, эти люди в каком-то смыс¬ле, несомненно, философы, хотя их философия не обязательно наукообразна, иногда это то, что можно назвать житейской фи¬лософией.
Разумеется, такая установка сказывается практически на всех аспектах их жизни. Так, например, один из главных симп¬томов, с которого мы начинали изучение целостного синдрома самоактуализации и который был обозначен нами как широта (или не-мелочность), несомненно, является проявлением этой более общей характеристики. Способность вознестись над обы¬денностью, умение отрешиться от частностей, расширить гори¬зонты восприятия, посмотреть на вещи в перспективе, sub specie aeternitatis ("С точки зрения вечности" (лат.)) имеет огромное социальное значение. По-видимому, именно этой способностью объясняется умиротво¬ренность, свойственная самоактуализированным людям, их умение сохранять спокойствие, не тревожиться по пустякам — свойства, которые облегчают жизнь не только им самим, но и окружающим их людям.
Концепция самоактуализации А. Маслоу как женский подход к росту и развитию
Гуманистический подход в психологии – это женский подход. Мамы всегда убеждены, что ребенок в глубине души золотко, что не нужно его насиловать и заставлять всеми этими уроками, главное чтобы он был здоров, он обязательно вырастет замечательным человеком! В теории А. Маслоу отсутствует фигура папы, который нужному учит, необходимое требует, к трудному подталкивает. Можно сказать и по-другому: фигура папы присутствует только в негативном виде, как то, что давит, насилует и забивает, от чего нужно после лечить. Собственно, и представление о помощи в личностном росте у Маслоу просты – учить ничему не нужно, нужно только клиента вылечить. Не нужно никаких технологий и техник, нужно просто согреть и поддержать. – Извечное противостояние мужского и женского подходов.
Было ли подобное противостояние мужского и женского подхода в России? – Было, об этом с болью писал А.С. Макаренко:
"На вершинах педагогического «Олимпа» всякая педагогическая техника в области собственно воспитания считалась ересью. На «небесах» ребенок рассматривался как существо, наполненное особого состава газом, название которому даже не успели придумать. Впрочем, это была все та же старомодная душа, над которой упражнялись еще апостолы. Предполагалось (рабочая гипотеза), что газ этот обладает способностью саморазвития, не нужно только ему мешать. Об этом было написано много книг, но все они повторяли, в сущности, изречения Руссо: «Относитесь к детству с благоговением…», «Бойтесь помешать природе…»
Главный догмат этого вероучения состоял в том, что в условиях такого благоговения и предупредительности перед природой из вышеуказанного газа обязательно должна вырасти коммунистическая личность. На самом деле в условиях чистой природы вырастало только то, что естественно могло вырасти, то есть обыкновенный полевой бурьян…" – констатировал А.С. Макаренко.
Обычный контингент психотерапевта и люди-звезды Абрахама Маслоу
Автор: Н.И. Козлов
Каков обычный, основной контингент психотерапевта? Чаще женщины, чаще одинокие или с не сложившейся личной жизнью. Назвать их сильно продвинутыми – нет, их уровень как культуры, так и интеллекта – обычно средний, а эмоциональный тон – достаточно низкий, соответственно их душевное здоровье можно охарактеризовать как скорее нездоровье. Их мотивация скорее – «мотивация от», избавиться от проблем и дискомфорта, за реализацией высоких жизненных целей к психотерапевту приходят или редко, или никогда. В выборе между комфортом, развлечениями и личностным ростом такие клиенты и клиентки будут скорее выбирать кто комфорт, кто развлечение, а личностный рост и саморазвитие по приоритет будет определенно ниже. Это, повторю, обычный контингент обычного психотерапевта.
И вдруг Маслоу знакомится с удивительными людьми: Максом Вертхаймером, одним из родоначальников гештальт-психологии, и Рут Бенедикт, блестящим культур-антропологом, бывшей некоторое время учительницей Абрахама… Легкие, позитивные, всегда улыбчивые, с удивительным ощущением внутренней свободы и неиссякаемым источником творчества, эти люди произвели на него незабываемое впечатление.
Я бы сказал, что они по личностному типу очень похожи на синтоновцев выпуска 2000 года, когда в Синтоне во главу угла ставились ценности свободы и позитива. Свободные синтоновские солнышки! Кто знает, позже я сменил ориентиры, оставшись не вполне довольным этим направлением.
Очаровавшись этими личностно очень красивыми людьми, А. Маслоу далее озадачился необходимость серьезного исследования, а для этого стал выбирать образцы для своего первого исследования. По каким критериям? Он выбрал два. Во-первых, это должны быть люди, относительно свободные от невроза и других значительных личностных проблем. Во-вторых, это люди, наилучшим возможным образом использовавшие свои таланты, способности и другие данные.
В итога выборка состояла из восемнадцати индивидуумов: девяти современников и девяти исторических личностей - Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеоноры Рузвельт, Джейн Адаме, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозы.
Личности, безусловно, исключительно достойные, но мы предложили бы еще раз задуматься о предложенных Маслоу критериях.
Критерии отнесения человека к самоактуализировавшейся личности
Очаровавшись этими личностно очень красивыми людьми, А. Маслоу далее озадачился необходимость серьезного исследования, а для этого стал выбирать образцы для своего первого исследования. По каким критериям? Он выбрал два. Во-первых, это должны быть люди, относительно свободные от невроза и других значительных личностных проблем. Во-вторых, это люди, наилучшим возможным образом использовавшие свои таланты, способности и другие данные.
В итога выборка состояла из восемнадцати индивидуумов: девяти современников и девяти исторических личностей - Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеоноры Рузвельт, Джейн Адаме, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозы.
Личности, безусловно, исключительно достойные, но мы предложили бы еще раз задуматься о предложенных Маслоу критериях.
Генрих Шлиман - удивительная жизнь
Генрих Шлиман - типичная актуализирующаяся личность. При этом Генрих Шлиман, оптовый купец первой гильдии, судья Санкт-Петербургского торгового суда, директор Императорского государственного банка в Санкт-Петербурге, оставил в памяти купцов города Петербурга самые негативные воспоминания: а именно, как ловчила и мошенник, ввозивший контрабандой селитру из Пруссии. В связи с его откровенным воровством и поставками некачественного товара на прошении Шлимана вернуться в Россию император Александр II наложил резолюцию: «Пусть приезжает — повесим».
Сильные и слабые стороны концепции самоактуализации по Маслоу
Главный вопрос практика: как можно пользоваться теорией самоактуализации?
Как определить направление своего роста и развития
Дает ли теория А. Маслоу четкие подсказки, куда себя развивать?
Юноша хочет себя развивать и в сомнениях: развивать свою индивидуальность либо работать на развитие социума? Почитал он Маслоу, решил: ладно, бог с ним с социумом, будем развивать себя, свою индивидуальность. Теперь, если развивать себя, то, насколько понимает себя юноша, он знает в себе мощный талант землекопа, чувствует в себе средний талант художника и видит слабый талант (но есть способности) бухгалтера. Деньги платят в обратном порядке: больше всего бухгалтеру, меньше всего землекопу. Юноше правильно становиться землекопом, реализовывать свое призвание? А священники рассказывают, что высшая потребность человека вообще не в индивидуальной самоактуализации, а в открытости слову Божьему и стяжании Божьей благодати. Что делать? Где правильный ответ?
Нет, концепция самоактуализации А. Маслоу не дает ответов на подобные вопросы, и в этом ее слабая сторона. При этом, сильная сторона теории самоактуализации – хотя как-либо четких подсказок она не дает, она заставляет думать о необходимости роста и развития.
Методики и технологии, способствующие самоактуализации
Есть ли методики, позволяющие растить или развивать людей в данном направлении? Есть ли методики, помогающие заинтересованным людям двигаться в этом направлении?
И беда не в том, что ответ будет: «Нет, таких методик нет». Беда в том, что ответ будет: «Согласно представлениям гуманистической психологии, представителем которой являлся А. Маслоу, таких методик не может быть в принципе».
А. Маслоу: «Лучшим путем к хорошей жизни для его пациента может быть только один: еще более быть самим собой. Научиться высвобождать подавленное, познавать собственное Я, прислушиваться к "голосу импульса", раскрывать свою величественную природу, достигать понимания, проникновения, постигать истину – вот, что требуется».
Для того времени это был ответ уместный. Когда людям штамповали мозги, когда человеческую индивидуальность не уважали, к человеку не прислушивались – это было актуально. Тогда – актуально. А сегодня? Уважаемые коллеги, вас устроит такой ответ в ответ на запрос о методике? Сегодня вы остановитесь на таком ответе?
Надеюсь, что нет. Если мы будет разрабатывать эффективные тренинги, которые будут вызывать у людей желание становиться такими, как описывал их А. Маслоу, которые будут помогать им становиться такими, будут учить их быть такими – я думаю, что А. Маслоу, будь он сегодня жив, он был бы с нами.
Концепция самоактуализации А. Маслоу как женский подход к росту и развитию
Гуманистический подход в психологии – это женский подход. Мамы всегда убеждены, что ребенок в глубине души золотко, что не нужно его насиловать и заставлять всеми этими уроками, главное чтобы он был здоров, он обязательно вырастет замечательным человеком! В теории А. Маслоу отсутствует фигура папы, который нужному учит, необходимое требует, к трудному подталкивает. Можно сказать и по-другому: фигура папы присутствует только в негативном виде, как то, что давит, насилует и забивает, от чего нужно после лечить. Собственно, и представление о помощи в личностном росте у Маслоу просты – учить ничему не нужно, нужно только клиента вылечить. Не нужно никаких технологий и техник, нужно просто согреть и поддержать. – Извечное противостояние мужского и женского подходов.
Было ли подобное противостояние мужского и женского подхода в России? – Было, об этом с болью писал А.С. Макаренко:
"На вершинах педагогического «Олимпа» всякая педагогическая техника в области собственно воспитания считалась ересью. На «небесах» ребенок рассматривался как существо, наполненное особого состава газом, название которому даже не успели придумать. Впрочем, это была все та же старомодная душа, над которой упражнялись еще апостолы. Предполагалось (рабочая гипотеза), что газ этот обладает способностью саморазвития, не нужно только ему мешать. Об этом было написано много книг, но все они повторяли, в сущности, изречения Руссо: «Относитесь к детству с благоговением…», «Бойтесь помешать природе…»
Главный догмат этого вероучения состоял в том, что в условиях такого благоговения и предупредительности перед природой из вышеуказанного газа обязательно должна вырасти коммунистическая личность. На самом деле в условиях чистой природы вырастало только то, что естественно могло вырасти, то есть обыкновенный полевой бурьян…" – констатировал А.С. Макаренко.
Подробнее и шире об этом вы можете посмотреть в статье «Границы гуманистической психологии и требования психологии реалистической»
Свидетельство о публикации №213092300535