На конкурс, работа 1. Планета Бабочек

Автор: Александр Мецгер


   В стране пузатиков, чтобы стать взрослым, нужно было пройти школу вежливости. Только после этого пузатик мог иметь свой дом и собственную сороконожку. До этого они жили в садике для малышей. Все маленькие пузатики с завистью посматривали на старших товарищей, которые гордо раскатывались на сороконожках. Но для этого нужно было пройти десять классов обучения наук и вежливости. Пузатики по своей натуре были добрыми коротышками с небольшими брюшками. Они строили цветные домики, украшая их цветами. Каждый пузатик занимался любимым делом. На сороконожках они ездили друг к другу в гости, в лес собирать ягоды и на речку купаться. Также пузатики перевозили цветные кубики из леса, из которых потом строили жилища, а из лепестков цветов, шили нарядные одежды.
  Часто имена они получали за совершаемые поступки. Так одного прозвали Попрыгунчик, из-за того, что он всё время торопился, и минуты не мог оставаться спокойным. Его друга – Носик, потому, что он был любопытный и всюду совал свой нос. А ещё с ними дружила девочка по имени Скромнуля. Она всего стеснялась и поэтому получила такое имя. Они втроём должны были пойти в первый класс. Старшие пузатики рассказывали им страшные истории про школу и поэтому первоклашки со страхом ждали своего первого дня. Учителями в школе были крылатики, длинные, худые человечки с крыльями стрекоз. Они считались строгими учителями, и пузатики – первоклашки безумно их боялись.
  Попрыгунчик, Носик и Скромнуля стояли перед дверью школы. Пузатики впервые покинули садик для малышей и теперь должны были жить в школе – интернате, пока не закончат обучение.
  - Я пойду первым, – проговорил Попрыгунчик и открыл дверь. Тут же раздался стук, и малыш вылетел обратно.
  Почесав лоб, он спросил:
  - Может, кто другой хочет попробовать, а то я уже получил линейкой по лбу?
  Носик подошёл и, приоткрыв дверь, заглянул.
  Дверь захлопнулась, чуть не прищемив нос малышу. Носик завизжал и отпрыгнул в сторону.
  - Так мы никогда не попадём в школу,- вздохнул Попрыгунчик.
  К двери подошла Скромнуля и постучала.
  - Войдите,- послышался голос за дверью.
  Скромнуля снова постучала и спросила: «Можно?»
  - Заходите,- громче прозвучало приглашение.
  Скромнуля снова постучала.
  На этот раз дверь распахнулась, и на пороге появилась недовольная учительница.
  - Заходите уже,- проговорила она,- один врывается без стука, другой заглядывает, а третья стучит и не заходит. Вы разве не знаете, что прежде, чем войти, нужно постучаться, дождаться, пока вас пригласят, и только потом заходить? Это был ваш первый урок.

  Класс был большой и светлый. Учительница взмахнула крылышками и подлетела к доске.
  - Здесь, вы будете заниматься,- сказала она и показала пузатикам на их парты.
  - Когда вы заходите в класс, то в первую очередь, что должны сказать?- спросила учительница у Попрыгунчика.
  - Поблагодарить за то, что разрешили войти,- неуверенно проговорил Попрыгунчик.
  - А ты, как считаешь?- повернулась она к Носику.
  - Сказать, что вы сегодня замечательно выглядите,- бодро ответил малыш.
  - Неправильно,- покачала головой учительница.
  - Можно я,- краснея, прошептала Скромнуля,- нужно поздороваться.
  - Молодец,- похвалила учительница девочку,- садитесь.
  Пузатики сели за парты. Перед каждым лежала тетрадка, книжка с картинками и карандаш. Попрыгунчик схватил карандаш и стал рисовать в тетрадке. Носик стал разглядывать картинки в книжке, и только Скромнуля тихо сидела, поглядывая в окно.
  - Первое правило на уроке,- строго проговорила учительница,- вы должны сидеть тихо и внимательно меня слушать. И только, когда я разрешу брать книжку, тетрадку или карандаш. Кто не будет выполнять этих правил, никогда не перейдёт во второй класс.
  Услышав это предупреждение, Попрыгунчик и Носик прекратили свои занятия и уставились на учительницу.
  Много интересного они узнали в этот день. Оказывается, сначала надо пропустить вперёд девочку, если ты заходишь в помещение и, только потом, заходить самому. Потом у них был урок рисования. Из цветочной пыльцы они изготавливали краску, такую же, какой красят кубики для постройки домиков, и рисовали цветы.
  После занятий малышам разрешили погулять. Здесь они познакомились с другими школьниками. Некоторые уже заканчивали школу, другие только начинали учиться. За ними приглядывали строгие учителя – крылатики.
  Из леса, где располагался инкубатор, бодро шагали пузатики. Видно, малыши только что вылупились и их вели в детский садик.
  - Когда они пойдут в первый класс,- заметил Носик,- мы уже окончим школу.
  На следующий день пузатики, наученные горьким опытом, прежде чем войти, постучались в дверь. Учительница достала школьную доску, и начался урок арифметики. Повернувшись к Попрыгунчику, она спросила:
  - У тебя три яблока, а у твоих друзей нет, что ты станешь делать?
  - Съем яблоки, чтобы и у меня не было,- ответил пузатик.
  - А ты?- повернулась она к Носику.
  - Дам Скромнуле,- ответил малыш,- а Попрыгунчик и сам себе сорвёт.
  - А я поделюсь с друзьями,- краснея, ответила малышка.
  Потом они прибавляли и отнимали яблоки.
  - Прибавление мне нравится,- сказал Попрыгунчик после уроков,- а отнимание – это вредная наука.
  Они стояли у строящегося домика. Одни взрослые пузатики перевозили цветные кубики на сороконожках, другие – укладывали их. Когда стены были готовы – поливали прозрачной жидкостью. Потом к работе приступали крылатики. Листьями они укрывали крышу и украшали цветами. Эти домики стояли с двух сторон длинной аллеи.
  - Ах! Как красиво!- взмахнула руками Скромнуля,- когда-нибудь и у меня будет такой же домик.
  На четвёртый день малыши изучали буквы, и к концу урока они уже могли читать по слогам. Как раз пригодились книжки с картинками.
  - Завтра будем учиться писать,- сообщила учительница.
  - Зачем нам это надо?- удивился Попрыгунчик.
  - Если бы все так считали, то не было бы и книжек, по которым ты учишься,- заметила учительница.
  Гуляя по аллеи, друзья с гордостью посматривали на тех малышей, которые ещё не ходили в школу. А мимо них пробегали сороконожки с пузатиками, перевозящие ягоды из леса в домики.
  - Зачем они делают запасы?- удивился Попрыгунчик.
  - Когда будет холодно и ягод не будет в лесу, где ты их возьмёшь?- заметил Носик,- вот и пригодится запас.
  - А ты откуда знаешь?- удивился Попрыгунчик.
  - А мне старшеклассник рассказал,- гордо заметил Носик,- они это в старших классах проходят.
  На следующий день малыши старательно выводили карандашами буквы. И, конечно, красивей получалось у Скромнули.
  - Вот чего я точно не буду делать,- заметил Попрыгунчик,- так это писать книжки.
  Носик согласно кивнул головой. Все его пальцы и даже нос покраснели от напряжения. И всё же к концу урока они уже могли писать, чем незамедлительно и воспользовались. Малыши стали писать друг другу записки, но учительница быстро навела порядок.
  У каждого ученика в школе была крохотная комнатка, покрытая мягким мохом. Строго запрещалось выходить из спален после отбоя. Но разве мог запрет остановить любопытного Носика. Прокравшись по коридору в полной темноте, он стал искать выход. Наконец, малыш нашёл какую-то дверь и толкнул её. Это была огромная спальная комната учителей. При свете луны, падающего из окон, Носик увидел под потолком множество шестов, на которых сидели крылатики – учителя. Они спали. Один из крылатиков зашевелился, прошуршав крылышками, и Носик, испугавшись, что его обнаружат, вернулся в свою комнатку.
  Шестой день запомнился малышам тем, что они провели его в лесу. Наступающая осень широкими мазками разукрасила деревья в бардовые, жёлтые и красные тона. Малыши, словно заворожённые, смотрели, как взрослые пузатики в специальные формы заливали сок с деревьев. Потом в эти формы добавляли цветочную краску и отвердитель. Через несколько минут жидкость твердела, и рабочие из форм доставали готовые цветные кубики. Другие пузатики брали их и на сороконожках увозили к строящемуся домику.
  - Как интересно,- воскликнул Попрыгунчик,- я тоже хочу делать такие кубики.
  - Окончишь школу и будешь выполнять ту работу, которая придётся тебе по душе,- заметила учительница.
  Потом они смотрели, как из цветочной пыльцы изготавливали краски. А из цветочных лепестков пузатики кроили и шили нарядную одежду.
  Седьмой урок был посвящён географии и истории. На доске была развешена карта с нарисованной на ней планетой. Планета была почти вся в зелёных красках, переплетённая ниточками рек, пятнами озёр и морей голубоватого цвета.
  - Какая она маленькая!- воскликнул Носик,- как мы на ней помещаемся?
  - Планета большая,- стала объяснять учительница,- просто мы её уменьшили во много раз. Зелёным цветом показаны леса и поля, а голубым – моря и реки. На ней живут такие же пузатики и крылатики, как и мы с вами. Только есть такие пузатики, которые не строят цветных домиков и не учатся в школе. Мы их называем дикими. Некоторые не умеют ни писать, ни читать. А есть такие, которые разучились даже разговаривать.
  - Какой ужас!- воскликнула Скромнуля.
  - Потому, что они не ходили в школу?- переспросил Носик.
  - Конечно,- подтвердила учительница,- а ещё потому, что были ленивыми и не хотели ничего делать.
  - Как хорошо, что мы не такие,- вздохнула Скромнуля.
  - Но есть и такие пузатики,- продолжила учительница,- которые заставляют на себя работать других. Обычно это сильные пузатики. Им строят огромные дома, приносят лучшие плоды и ягоды. А сами живут в маленьких невзрачных домиках и едят испорченную пищу. Зимой многие из них погибают. Остальное я вам расскажу на следующем уроке.
  Задумчивые малыши вышли из класса.
  - Как мне их жалко,- тяжело вздохнув, проговорила Скромнуля.
  - Я бы задал взбучку этим эксплуататорам,- пригрозил Попрыгунчик.
  Мир по-новому открылся для малышей. Они смотрели, как в небе грациозно парят летуны. Их прозрачные крылышки блестели на солнце, переливаясь серебряными искорками.
  Как обычно, урок начался с главного: вежливости. Малыши учились правильно себя вести в присутствии взрослых. Они узнали, что нельзя перебивать старших, когда те разговаривают. Потом учительница продолжила вчерашний прерванный урок:
  - Я вам рассказала, как некоторые особи пытаются жить за счёт других. Вот, чтобы не быть такими, как они, и не превратиться в безмозглых насекомых, мы должны передавать свои знания следующему поколению. Вы и есть следующее поколение. Когда придёт зима, вы будете питаться своими запасами и обрастёте панцирем. Весной вы проснётесь и сломаете свой кокон.
  - А, что будет потом? – затаив дыхание спросили малыши.
  - На сегодня хватит,- заявила учительница и вышла из класса.
  - На самом интересном месте остановилась,- недовольно проговорил Носик.
  Малыши с нетерпением ждали приближения девятого дня своих занятий. Они с напряжением вглядывались в дверь, ожидая прихода учительницы.
  Но и на этот раз урок сначала посвятили вежливости и только потом учительница продолжила:
  - Когда наступает весна, расцветают цветы, на деревьях появляются листочки, в домиках пузатиков лопаются коконы, и на свет появляются прекрасные крылатики.
  - Ах!- в один голос вскрикнули малыши.
  - Значит, мы весной станем крылатиками?- спросила Скромнуля.
  - Да!- впервые улыбнулась учительница,- а вы наши дети. Поэтому мы и передаём свои знания вам, как это делали наши родители.
  - А где сейчас ваши родители?- спросил Носик.
  - Жизнь бабочки очень коротка,- вздохнула учительница,- но зато как она прекрасна! Когда весной цветут сады, и ты со своим другом кружишься среди этого аромата, то жизнь, тогда, кажется большой и прекрасной. Каждый такой миг гораздо длиннее многих лет пустого существования.
  Малыши, затаив дыхание, с волнением слушали учительницу, боясь пошевелиться. Теперь они знали, для чего живут.
  Десятый день занятий начался с поздравлений. Учительница радостно сообщила, что
малыши окончили школу и стали полноправными пузатиками. С этого дня они могут выбрать себе дело по вкусу. Теперь им помогут построить домики и сделать запасы на зиму.
  - А сегодня,- проговорила учительница,- вы можете задавать мне любые вопросы.
  Малыши задумались. Первая подняла руку Скромнуля:
  - Куда же деваются домики, что строили пузатики, которые потом превратились в крылатиков.
  - Всё очень просто,- объяснила учительница,- за зиму домики становятся хрупкими и их съедают сороконожки. Поэтому они всегда живут вместе с пузатиками. Домики для них – это самое лучшее лакомство.
  - Но ведь школа и интернат остаются не съеденными,- заметил Носик.
  - А школа, садик и инкубатор сплетены из веточек и обмазаны глиной. Каждый год мы проверяем их и ремонтируем,- объяснила учительница.
  - Значит, на следующий год мы станем учителями?- спросил Носик.
  - Кто-то учителем, кто-то будет помогать строить домики,- объяснила учительница.
  Друзья вышли из школы, и их окружили взрослые пузатики и крылатики.
  - Начнём делать домик?- спросил один из них.
  Пузатики утвердительно замахали головами. К ним подбежали сороконожки и остановились в ожидании.
  Для выпускников школы начиналась новая интересная жизнь.


Рецензии
Симпатичная история для дошколят, хотя для их восприятия, на мой взгляд слишком многословна. В начале чтения представила себе гномиков, потом смурфиков...а оказось,что это насекомые. Мир сказочный, забавный, акцент - на воспитательно - познавательные моменты. Я бы назвала это произведение сказкой, никак не фэнтези - слишком уж похоже на реальные жизненные циклы пчелок, бабочек...хотя и в волшебно - сказочной обертке. Хорошо бы больше юмора в поступках пузатиков, чтобы они воспринимались настоящими, непосредственными, потешными детишками.

Виктория Вирджиния Лукина   10.10.2013 10:05     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.