Игра это - освоение социального взаимодействия

Л.С.Выготский (1896-1934). Игра как освоение социальных отношений.
Российский психолог, профессор и дефектолог Выготский считал, что вне школы нормальная деятельность детей не возможна. если они не научатся читать и писать. Преемственность поколений, передача умений служит существенной составляющей познания и самопознания. В  интерактивной игре ребенок переходит от способности выполнять что-либо с помощью взрослого (в зоне ближайшего развития) к способности делать это самостоятельно. Согласно Выготскому, дети перенимают новые способы мышления потому, что им их вручают. Использование знаковой функции в игре и "квази игре" или "игра в себе" есть естественное самовоспитание ребенка, упражнение для будущего, но главное игра есть деятельность социального характера - считал Выготский.. Игра есть школа будущего социального развития, где ребенок придерживается её правилам в мнимой ситуации с обобщенными не опредмеченными аффектами. Поведение под контролем самого ребенка и других детей: каждый следит за "правильным" выполнением роли, и эмоциональное удовольствие от игры связано с соблюдением правила. Реальный контроль сворачивается, интериоризуется и переходит во внутреннюю саморегуляцию поведения, которая в начале осуществляется в воображаемой ситуации, а затем становится внутренним правилом. Образование жизненного плана  и волевых мотивов также возникает в игре. Выготский очень точно заявляет: "Парадокс игры: ребенок действует по линии наименьшего сопротивления (получает удовольствие), но научается действовать по линии наибольшего сопротивления. Школа воли и морали. Парадокс игры: обычно ребенок испытывает подчинению правилу в отказе от того, что ему хочется, а здесь - подчинению правилу и отказ от действия по непосредственному импульсу -есть путь к максимальному удовольствию" (2). В игре корректируется поведение ребенка от импульсивного к волевому, сознательному.   Выготский писал: "игра есть главный тракт культурного развития ребенка, и в частности развития его символической деятельности, его знаковой деятельности"(3).

Выготский, Лев Семёнович
Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
Лев Семёнович Выготский (первоначальное имя — Лев Симхович Выгодский;  5 (17) ноября 1896, Орша Могилёвской губернии — 11 июня 1934, Москва) —советский психолог, основатель исследовательской традиции, названной в критических работах 1930-х годов «культурно-исторической теорией» в психологии. Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка, возглавлял т. н. «круг Выготского».
Биография
Лев Симхович Выгодский (в 1917 и 1923 годах изменил соответственно отчество и фамилию) родился 5 (17) ноября 1896 года в городе Орша вторым из восьмерых детей в семье выпускника Харьковского коммерческого института, купца Симхи (Семёна) Львовича Выгодского (1869—1931) и его жены, учительницы Цили (Цецилии) Моисеевны Выгодской (1874—1935)[8][9][10]. Уже через год семья перебралась в Гомель, где отец получил должность заместителя управляющего местного отделения Соединённого банка. Образованием детей занимался частный учитель Шолом Мордухович (Соломон Маркович) Ашпиз (1876—после 1940), известный использованием так называемого метода сократического диалога и участием в революционной деятельности в составе гомельской социал-демократической организации. Значительное влияние на будущего психолога в детские годы оказал также его двоюродный брат, впоследствии известный литературный критик и переводчик Давид Исаакович Выгодский (1893—1943). После гибели отца в 1897 году Давид Выгодский с братом, сестрой и матерью Двосей Яковлевной жил в семье дяди — Семёна Львовича Выгодского и воспитывался вместе с его восьмерыми детьми Л. С. Выгодский впоследствии изменил одну букву в своей фамилии, чтобы отличаться от уже приобретшего известность Д. И. Выгодского.
Получив начальное образование дома, Л. С. Выготский сдал экзамены за 5 классов и поступил в 6-ой класс казённой гимназии, закончил последние два класса в частной еврейской мужской гимназии А. Е. Ратнера. Продолжал заниматься древнееврейским, древнегреческим, латинским и английским языками с частными учителями, самостоятельно изучил эсперанто. В 1913 году поступил на медицинский факультет Московского университета, но вскоре перевёлся на юридический. Будучи студентом, написал двухсотстраничное исследование «Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира» (1916), которое по окончании университета представил в качестве дипломной работы (опубликовано в 1968 году приложением ко второму изданию «Психологии искусства»). В 1916 году опубликовал статьи на литературные темы в посвящённом вопросам еврейской жизни еженедельнике «Новый путь» (в котором он работал техническим секретарём): «М. Ю. Лермонтов (к 75-летию со дня смерти)» и «Литературные заметки (Петербург, роман Андрея Белого)»; опубликовался также в издававшейся Максимом Горьким «Летописи» и «Новом мире». До 1917 года включительно активно писал на темы еврейской истории и культуры, выражая неприятие антисемитизма в русской литературе и негативное отношение к идеям социализма и коммунизма. В1917 году бросил занятия на юридическом факультете Московского университета и закончил обучение на историко-философском факультете Университета им. Шанявского.
После октябрьской революции 1917 года на непродолжительное время переехал в Самару, с матерью и младшим братом предпринял поездку в Киев (1918), но затем вернулся в Гомель, где в это время жили его родители. В 1919 году заболел лёгочным туберкулёзом. В 1919—1923 годах вместе с двоюродным братом Давидом Выгодским работал учителем литературы в советской трудовой школе и педагогическом техникуме, а также в профтехшколах печатников и металлистов, вечерних курсах Губполитпросвета, на курсах по подготовке работников дошкольных учреждений, на летних курсах по переподготовке учителей, курсах культработников деревни, курсах Соцвоса, в народной консерватории и на рабфаке. Одновременно в 1919—1921 годах заведовал сначала театральным подотделом Гомельского отдела народного образования, затем художественным отделом при Губнаробразе, опубликовал более восьмидесяти театральных рецензий в газетах «Полесская правда» и «Наш понедельник» (38 из которых были переизданы посмертно). В 1922 году заведовал издательским отделом издательства «Гомпечать», в 1923—1924 годах был литературным редактором издательского отдела Гомельского губернского управления партийной и советской печати. Издал сборник стихов И. Г. Эренбурга (1919) и один номер литературного журнала «Вереск» (с Д. И. Выгодским, 1922). В 1923 году руководил экспериментальной работой студентов Московского педологического института в кабинете-лаборатории при Гомельском педагогическом техникуме. Результаты этой работы были им доложены в трёх выступлениях на Всероссийском съезде по психоневрологии в Петрограде 6 января 1924 года, став таким образом его первым выступлением на научных конференциях.
В 1924 году переехал в Москву, где прожил последнее десятилетие своей жизни (сюда же вскоре перебралась вся семья — отец Л. С. Выготского в последние годы жизни служил управляющим Арбатским отделением Промышленного банка). Летом1925 года предпринял свою единственную поездку за границу — в качестве ответственного работника Наркомпроса посетил Международную конференцию по просвещению глухонемых детей (20—24 июня) в Лондоне. Работал в ряде правительственных, образовательных, медицинских и исследовательских организаций в Москве, Ленинграде, Харькове и Ташкенте.
Выготский скончался 11 июня 1934 года в Москве от туберкулёза. Похоронен на Новодевичьем кладбище 13 июня 1934 года.


Хронология важнейших событий жизни
• 1924, январь — участие в работе II Психоневрологического съезда в Петрограде (3 доклада), переезд из Гомеля в Москву, зачисление в аспирантуру и на должность в Институт психологии
• 1924, лето — начало работы начальником подотдела в Наркомпросе в Москве
• 1925 — первая и единственная заграничная поездка: командирован в Лондон на дефектологическую конференцию; по дороге в Англию проехал Германию, Францию, где встречался с местными психологами
• 1925 — защита диссертации Психология искусства (5 ноября 1925 г. Выготскому было по болезни без защиты присвоено звание старшего научного сотрудника, эквивалентное современной степени кандидата наук, договор на издание Психологии искусства был подписан 9 ноября 1925 г, но книга так и не была опубликована при жизни Выготского)
• 1925—1930 — член Русского психоаналитического общества (РПСАО)
• 21 ноября 1925 года по 22 мая 1926 г — туберкулёз, госпитализация в больнице санаторного типа «Захарьино», в больнице пишет заметки, впоследствии опубликованные под названием Исторический смысл психологического кризиса
• 1927 — сотрудник Института психологии в Москве, готовит к печати и выпускает совместные публикации с такими сотрудниками, как Лурия, Геллерштейн, Бернштейн, Артемов, Добрынин
• 1929 — Международный психологический конгресс в Йельском университете; Лурия представил два доклада, один из которых — в соавторстве с Выготским; сам Выготский на конгресс не поехал
• 1929, апрель — Выготский читает лекции в Ташкенте
• 1930 — На VI Международной конференции по психотехнике в Барселоне (23-27 апреля 1930 г.) зачитан доклад Л. С. Выготского об изучении высших психологических функций в психотехнических исследованиях
• 1930, октябрь — доклад о психологических системах: начало новой исследовательской программы
• 1931 — поступил на учёбу на медицинский факультет в Украинскую психоневрологическую академию в Харькове, где учился заочно вместе с А.Р Лурией
• 1931 — смерть отца
• 1932, декабрь — доклад о сознании в Москве, формальное расхождение с группой Леонтьева в Харькове
• 1933, февраль-май — Курт Левин останавливается в Москве проездом из США (через Японию), встречи с Выготским
• 1934, 9 мая — Выготский переведен на постельный режим
• 1934, 11 июня — смерть
Места работы после 1924 г.
• Московский государственный институт экспериментальной психологии (1924—1928),
• Государственный институт научной педагогики (ГИНП) при ЛГПИ и в ЛГПИ им. А. И. Герцена (оба в 1927—1934),
• Академия коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской (АКВ) (1929—1931),
• Клиника нервных болезней при Первом Московском государственном университете (1-й МГУ) (в должности ассистента, затем заведующего психологической лабораторией; см. Россолимо, Григорий Иванович) (1929—1931)
• Второй Московский государственный университет (2-й МГУ) (1927—1930), а после реорганизации 2-го МГУ —
• Московский педагогический государственный университет (МГПИ им. А. С. Бубнова) (1930—1934; заведующий кафедрой педологии трудного детства) и
• 2-й Московский государственный медицинский институт (МГМИ) (1930—1934; заведующий кафедрой общей и возрастной педологии);
• Исследовательский институт научной педагогики при 2-м МГУ (вплоть до ликвидации института в 1931 г.)
• Институт по изучению высшей нервной деятельности при Секции естествознания Комакадемии [2] (член секции с 17.03.1930: АРАН. Ф.350. Оп.3. Д.286. ЛЛ.235-237об [3])
• Государственный научный институт охраны здоровья детей и подростков имени 10-летия Октябрьской революции (с начала 1931 г. в должности зам.директора института по научной части)
• Экспериментальный дефектологический институт (ЭДИ им. М. С. Эпштейна) (1929—1934, с 1929 — научный руководитель)
Также читал курсы лекций в ряде учебных заведений и исследовательских организаций Москвы, Ленинграда, Харькова и Ташкента, например, в Средне-азиатском государственном университете (САГУ) (в апреле 1929 года).
Семья и родственники
Родители — Симха (Семён) Львович Выгодский (1869—1931) и Циля (Цецилия) Моисеевна Выгодская (1874—1935).
Жена (с 1924 года) — Роза Ноевна Смехова (1899—1979).
Дочери:
Гита Львовна Выгодская (1925—2010) — психолог и дефектолог, кандидат психологических наук, научный сотрудник НИИ дефектологии, соавтор биографии «Л. С. Выготский. Штрихи к портрету» (1996); её дочь — Елена Евгеньевна Кравцова, доктор психологических наук, директор Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ.
Ася Львовна Выгодская (1930—1985), кандидат биологических наук, научный сотрудник НИИ онкологии.
Другие родственники:
Зинаида Семёновна Выгодская (сестра, 1898—1981) — лингвист, автор русско-английских и англо-русских словарей.
Клавдия Семёновна Выгодская (сестра, 1904—1977) — лингвист, автор русско-французских и французско-русских словарей.
Давид Исаакович Выгодский (двоюродный брат) — видный поэт, литературовед, переводчик (его жена — детская писательница Эмма Иосифовна Выгодская).
Научный вклад
Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.
Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов.
Культурно-историческая теория
В незаконченной рукописи работы, опубликованной в 1960 г. под названием «История развития высших психических функций» (не позднее 1930), дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.
Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять. Выготский пришёл к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак.
Отличие знаков от орудий, также опосредующих высшие психические функции, культурное поведение, состоит в том, что орудия направлены «вовне», на преобразование действительности, а знаки «вовнутрь», сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением. Слово — средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и синтеза их в значение (формирования понятий), произвольного контроля собственных психических операций.
Наиболее убедительная модель опосредованной активности, характеризующая проявление и реализацию высших психических функций, — «ситуация буриданова осла». Эта классическая ситуация неопределенности, или проблемная ситуация (выбор между двумя равными возможностями), интересует Выготского прежде всего с точки зрения средств, которые позволяют преобразовать (решить) возникшую ситуацию. Бросая жребий, человек «искусственно вводит в ситуацию, изменяя её, не связанные ничем с ней новые вспомогательные стимулы». Таким образом, брошенный жребий становится, по Выготскому, средством преобразования и разрешения ситуации.
В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению отношения мысли и слова в структуре сознания. Его работа «Мышление и речь» (1934), посвященная исследованию этой проблемы, является основополагающей для отечественной психолингвистики.
Возрастная и педагогическая психология
В работах Выготского подробно рассмотрена проблема соотношения роли созревания и обучения в развитии высших психических функций ребёнка. Так, он сформулировал важнейший принцип, согласно которому сохранность и своевременное созревание структур мозга есть необходимое, но недостаточное условие развития высших психических функций. Главным же источником для этого развития является изменяющаяся социальная среда, для описания которой Выготским введён термин социальная ситуация развития, определяемая как «своеобразное, специфическое для данно¬го возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социаль¬ной». Именно это отношение определяет ход развития психики ребёнка на определённом возрастном этапе.
Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие зона ближайшего развития. Зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющие задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым.
Влияние Выготского
Культурно-историческая теория Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышлиА. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, П. И. Зинченко, Л. В. Занков и др.
В 1970-е годы теории Выготского стали вызывать интерес в американской психологии. В последующее десятилетие все основные труды Выготского были переведены и легли, наряду с Пиаже, в основу современной образовательной психологииСША. С именем советского психолога в Северной Америке связывают возникновение социального конструктивизма.
Ревизионистское движение в выготсковедении
Критика различных интерпретаций Выготского началась еще в 1970-е годы как в Советском Союзе, так и за рубежом. Число критических публикаций неуклонно возрастало все это время вплоть до наших дней и лишь в недавнее время, в 2000-е годы, окончательно оформилось в ходе «ревизионистской революции» в выготсковедении. Ревизии подвергаются как качество переводов Выготского и многочисленных участников круга Выготского, так и аутентичность его текстов, опубликованных в Советском Союзе на русском языке. Вся эта критическая литература вносит большой вклад в переоценку также и исторической роли и теоретического наследия Выготского в контексте современной науки.
Ревизионистское движение воистину глобально и включает в себя ученых из Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Израиля, Канады, Кореи, Нидерландов, России и Южной Африки, и стремительно растет. Целая серия публикаций состоялась недавно в журнале PsyAnima, Dubna Psychological Journal (известном также как Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна»), что делает этот журнал ведущим органом ревизионистского движения.
Выготский, Лев Семенович
Материал
Лев Семёнович Выго;тский (17 ноября (5 ноября по ст. стилю) 1896 — 11 июня 1934, Москва) — советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии.
Биография
Выготский родился 17 ноября (5 ноября по ст. стилю) 1896 года в белорусском городе Орша в семье служащего. Его образованием занимался частный учитель Соломон Ашпиц, известный использованием так называемого метода сократического диалога. В 1917 году окончил юридический факультет Московского университета и одновременно историко-философский факультет Университета им. Шанявского. Преподавал в г. Гомеле. С 1924 года работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им Экспериментальном дефектологическом институте; позднее читал курсы лекции в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова.
Профессор института психологии в Москве. Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам. В книге «История развития высших психических функций» (1931, опубликованной 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать два плана поведения — натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения — в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены «во вне», на преобразование действительности, а вторые «во внутрь» сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением.
В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению структуры сознания (его работа «Мышление и речь», 1934 является основополагающей для отечественной психолингвистики). Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.
Выготский умер 11 июня 1934 года в Москве от туберкулёза. Последовавшая в СССР в середине 1930-х гг. переоценка взглядов на науку и культуру выразилась в забвении трудов Выготского вплоть до второй половины 1950-х, когда вновь стали публиковаться его работы.

Культурно-историческая психология
Материал Предмет: психика, преобразованная культурой
Представители: Э. Дюркгейм, Люсьен Леви-Брюль, Пьер Жане, Выготский  Лев Семенович
Впервые вопрос о социальности, как системообразующем факторе психики был поставлен французской социологической школой. Ее основатель Э. Дюркгейм (1858-1917) с помощью термина «социальный факт» или «коллективное представление» иллюстрировал такие понятия, как «брак», «детство», «самоубийство». Социальные факты отличны от своих индивидуальных воплощений (нет «семьи» вообще, но существует бесконечное количество конкретных семей) и носят идеальный характер, который оказывает воздействие на всех членов общества.
Люсьен Леви-Брюль, используя этнографический материал, развил тезис об особом типе «первобытного» мышления, которое отлично от мышления цивилизованного человека.
Пьер Жане еще более углубил принцип социальной детерминации, предположив, что внешние отношения между людьми постепенно превращаются в особенности строения индивидуальной психики. Так, им было показано, что феномен памяти заключается в присвоении внешних действий выполнения поручения и пересказа.
Наиболее полно принцип культурно-исторической детерминации психики был раскрыт в работах Л.С.Выготского, разработавшего учение о высших психических функциях. Л.С.Выготский предположил существование двух линий развития психики:
• натуральной,
• культурно опосредствованной.
В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и«высшие» психические функции.
Примерами низших, или естественных, психический функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось. Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере – произвольное внимание и произвольная память).
Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурных характер. Роль знаковых систем в становлении и функционировании психики человека, безусловно, принципиально – оно определяет качественно новый этап и качественно иную форму существования психики. Представьте себе, что дикарю, не владеющему счетом, надо запоминать стадо коров на лугу. Как ему придется справляться с этой задачей? Ему необходимо создать точный зрительный образ того, что он увидел, и потом попытаться воскресить его перед глазами. Скорее всего, он потерпит неудачу, пропустит что-нибудь. Вам же нужно будет просто сосчитать коров и впоследствии сказать: «Я видел семь коров».
Многие факты свидетельствуют, что осваивание ребенком знаковых систем не происходит само собой. Здесь проявляется роль взрослого. Взрослый, общаясь с ребенком и обучая его, сначала сам «овладевает» его психикой. Например, взрослый показывает ему что-то, по его мнению, интересное, и ребенок по воле взрослого обращает внимание на тот или иной предмет. Потом ребенок начинает сам регулировать свои психические функции с помощью тех средств, которые раньше применял к нему взрослый. Так же, будучи взрослыми людьми, мы, устав, можем сказать себе: «Ну-ка, посмотри сюда!» и действительно «овладеть» своим ускользающим вниманием или активизируем процесс воображения. Перепетии важного для нас разговора мы создаем и анализируем заранее, как бы проигрывая в речевом плане акты своего мышления. Затем происходит так называемое вращивание, или «интериоризация» - превращение внешнего средства во внутреннее. В результате из непосредственных, натуральных, непроизвольных психические функции становятся опосредствованными знаковыми системами, социальными и произвольными.
Культурно-исторический подход в психологии продолжает плодотворно развиваться и сейчас, как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно эффективным этот подход оказался при решении проблем педагогики и дефектологии


Рецензии