Альфред Хейдок. Что такое смерть

     ЧТО ТАКОЕ СМЕРТЬ

      Поговорим о смерти. Смерть не больше нежели стрижка волос, также отдается материя. Учение Живой Этики: Озарение

      По-прежнему большинство людей пли стараются о ней не думать, или думают с ужасом о ее приближении, считая смерть как полное свое уничтожение. Освободить людей от страха смерти может только знание,
знание прочное, основанное на незыблемых истинах. Такое знание дает нам теософия и главным образом – ее кульминация Агни-Йога.
      Для того, чтобы понимать смерть человека, сперва нужно знать, что такое человек, из чего он состоит, что в нем умирает и что не умирает.
      "... Сколько бедствий таит неправильное представление о сущности человека, с которым приходится общаться..." (Н. Уранов).

      Итак, человек состоит из семи частей различной плотности. Из этих семи частей зрима только одна часть – наше физическое, плотное тело. Остальные шесть частей обычному физическому зрению недоступны. Этим не сказано, что они вообще незримы. Есть люди, так называемые ясновидящие, которые, в зависимости от степени своего духовного развития, видят одну или несколько из остальных частей. Каковы же эти части?
      Вот они:
   1. физическое или плотное тело;
   2. эфирное тело:
   3. астральное тело;
   4. Кама Манас или низший разум, интеллект или рассудок:
   5. Высший Манас или высший разум;
   6. Буддхи;
   7. Атма.

      Эти вышеприведенные части принято называть семью принципами человека. Слово "принцип" здесь употреблено в смысле "начало", "основа".

      Остановимся отдельно на каждом принципе и дадим краткие пояснения.

      Первый принцип – физическое тело – не требует объяснений, так как он доступен нашим пяти чувствам: мы его видим, осязаем.

      Второй принцип – эфирное тело. Оно представляет собою точную копию физического тела и пронизывает каждую его клеточку. Оно своими размерами немного превышает его: в таких случаях ясновидцы видят его выходящим за пределы физического тела в виде узенькой световой полоски вдоль тела. Эфирное тело выполняет в нашем организме важную жизненную функцию, а именно извлекает из солнечных лучей жизнедательную энергию, так называемую прану, которую некоторые называет жизненным электричеством.
      Эфирное тело управляет жизнедеятельностью человеческого организма. Удаление его из физического тела вызвало бы немедленную смерть человека.
      "Жизнь подразумевает обмен. Обмен подразумевает необходимость питания. Человеку, чтобы жить, необходима пища. Для видимого человека представление пищи конкретно, но видимый человек есть лишь одна седьмая человека невидимого. Какая же пища необходима шести седьмым высших тел человека? Эфирному телу как человека, так и животного, так и растения и даже минерала необходима прана. Эфирное тело есть аккумулятор энергии праны. Когда человек пожирает животное, он использует для продолжения жизни своего тела прану, заключенную в клетках трупа животного. Это та же солнечная прана, но преломленная клеткой животного..." (Уранов Ф. 247).

      Третий принцип – астральное тело. Это тело также представляет собою точную копию физического тела, но оно тоньше эфирного; оно пронизывает как эфирное, так и физическое тело, сливается с ним. Астральное тело называют также телом чувств, эмоций, желаний, так как оно является чувствующим принципом. Если нервное волокно физического тела не будет пронизано астральной субстанцией, оно не будет чувствовать, не будет реагировать на прикосновения. Астральное тело, пользуясь определенными способами, описание которых не входит в задачу настоящего очерка, можно выделить из физического тела, и последнее при этом не умрет, так как в нем останется эфирный двойник, который будет выполнять свои жизнедеятельные функции. Выделение астрального тела может быть полным или частичным. Так, например, можно выделить астральную руку из физической руки. Когда такое выделение совершено, можно колоть иголкой физическую руку и она не ощутит ни малейшей боли. Но если колоть иголкой воздух в том месте, куда переместилась выделенная астральная рука, человек сразу ощутит боль. Это иногда называют переносом чувствительности. Человек, обладающий достаточными для этого знаниями, может сознательно покинуть свое физическое тело, оставив его лежащим на постели, и, облаченный астральным телом, совершать полеты дальние и близкие, совершать многие деяния, оставаясь незримым для других, присутствовать на собраниях и потом вернуться обратно в свое физическое тело, сохраняя полную память обо всем виденном и слышанном. Сказанное засвидетельствовано многими экспериментами, о чем на Западе существует обильная литература. Часть этой литературы была переведена на русский язык и распространялась в дореволюционной России. К сожалению, она теперь представляет собою такую библиографическую редкость, что отсылать к ним читателя – бесполезный труд.
      Приведу несколько примеров непроизвольного выделения астрального тела.
      Я лег спать в обычное время вечером и, как всегда, скоро заснул. Ночью я проснулся и, к великому своему удивлению, обнаружил, что не лежу на кровати, а стою на середине комнаты. Будучи хорошо осведомленным о способности человека покидать в астральном теле свое физическое вместилище, я понял, что это произошло со мною. Но я хотел удостовериться, что это именно так. Я знал, что выделившийся в астральном теле человек может видеть покинутое им физическое тело, и с этой целью стал приближаться к своей кровати. Но как только я подвинулся в направлении кровати, как был мгновенно втянут обратно в свое физическое тело на кровати. Укажу на характерную особенность вхождения в свою телесную оболочку: сперва входит верхняя часть тела, а ноги – в последнюю очередь. Вследствие этого верхняя часть первая обретает способность двигаться, тогда как ноги в течение одной или двух секунд еще не повинуются человеческой воле.
      Второй, гораздо более интересный случай произошел в Маньчжурии на одной из станций Китайской Восточной железной дороги, которая в то время принадлежала Советскому Союзу и целиком обслуживалась русским персоналом.
      Окончив дежурство, русский железнодорожный служащий вернулся в свой домик, разделенный на две квартиры. Пообедав, он сел в кресло, причем откинул голову назад на спинку кресла, засунув под нее скрещенные пальцы обеих рук. Надо сказать, что такая поза считается благоприятной для выхода астрала. Кажется, наш герой задремал. И вдруг он очутился посредине комнаты и увидел в кресле свое спящее тело с закинутыми за голову руками. Так как он в свое время читал в книгах о возможности выхода астрального тела и также о его способности проникать через стены и запоры, он решил попробовать, действительно ли это так. Он двинулся к кирпичной стене комнаты и беспрепятственно, с удивительной легкостью проскользнул сквозь нее и очутился во дворе. Там он увидел китайца, торговца-разносчика, принесшего в двух корзинах на коромысле яйца для продажи. Соседка, хозяйка второй половины домика, яростно торговалась с разносчиком о цене десятка яиц. При этом он убедился, что торгующиеся не видят его, не замечают и не подозревают о его присутствии. Торгующиеся наконец сошлись в цене, а наш наблюдатель решил, что пора ему вернуться в свою физическую оболочку и стать зримым человеком. Проскользнув с такою же легкостью сквозь стену, он стал приближаться к креслу и был моментально втянут в оставленное тело. После этого он решил, что ему тоже следует приобрести яйца. Выйдя на этот раз уже через дверь на двор, он застал китайца-разносчика еще там, а соседка с купленными яйцами уже ушла.
      Когда наш герой спросил китайца, почем яйца, тот назвал цену гораздо выше той, по которой он продал яйца соседке.
- Ты продал моей соседке яйца за 20 копеек десяток. Почему ты спрашиваешь с меня больше? - спросил наш герой.
- Откуда ты знаешь, что я продал за 20 копеек, – недоуменно спросил китаец и добавил: - Людей тут не было.
      Ответ разносчика еще больше утвердил веру нашего героя, что все испытанное им не было ни сном, ни галлюцинацией.

      Высочайший Источник (имеется в виду Голос Безмолвия) так говорит о способностях принципов человека:
      "Человеческое тело может летать, может легко преодолевать водные преграды, может согреть себя при любом морозе и не гореть в самом раскаленном горниле.
     Люди могут передавать друг другу мысли и даже мысленно беседовать на любом расстоянии. Не покидая своего дома, человек может присутствовать на самом секретном собрании и остаться незамеченным. Человек может стать невидимым и таким образом избежать преследования. Человек может видеть свои внутренние органы и наблюдать их функции. Он может видеть и то, что происходит внутри каждого из них. Он может излечить любое излечимое заболевание, вызывая прилив или отлив крови от заболевшего места, предварительно насытив ее праной – универсальным лекарством, добываемым прямо из пространства, не заходя в аптеку. Человек может посещать дальние миры, не покидая своего кабинета. Может увидеть, что делает известный ему человек в данный момент. Человек может убить взглядом любого зверя, напавшего на него: может сделаться неуязвимым для ножа и пули убийцы; может приказать другому человеку умереть в определенный день и час. Многое еще может сделать человек, если кармические обстоятельства не препятствуют проявлению психической энергии. Но даже и охранительница Кармы может уступить силе всеначальной. Все зависит от качества и потенциала аппаратов, заключенных в человеке. Но что знает ученый о своих аппаратах, если знает вообще? Ученых удивляют хатха-йоги, которые могут закидывать ноги за шею или стоять на голове. Даже самоанестезия йогов принимается с сомнением. Но самое удивительное то, что люди не только не стремятся овладеть своими возможностями, но даже запрещают исследовать свою основную силу. Из церковных стен борьба светлых и темных сил переместилась в научные учреждения. Наблюдайте все признаки церковных мракобесов в ученых, тормозящих прогресс. И инквизиция перебралась за некогда гонимые стены. Поразительно наблюдать, как псевдорелигия мгновенно слилась с сущностью псевдонауки; так темные силы показывают, куда направляется эволюция и где решится судьба Нового Мира, если только он когда-нибудь состоится".

                АСТРАЛЬНЫЙ, МЕНТАЛЬНЫЙ ПЛАН

      "Также несомненно, что многие духовно развитые люди и особенно ученики Великих Учителей работают по ночам на астральном и даже ментальном плане, помогая своим: близким и знакомым или же выполняя поручения Учителей... Физический мозг не может запечатлевать с такою легкостью эти тончайшие вибрации, и, если начать часто насильственно подымать его вибрации, разрушение организма неминуемо. Можно чаще сохранять воспоминания о своей ночной деятельности при достижении известной степени Агни-Йоги, но для этого нужно наличие и соблюдение соответствующих космических и физических условий. Так, нужна чистота окружающей атмосферы и гармоничность ее, к значительная высота" {Письма Е. И. Рерих).

      Четвертый принцип – Кама Манас. Кама Манас – это низший разум, рассудок, интеллект. Кама – влечение начал, мужского и женского, друг к другу – Любовь. Манас – разум. Следовательно, Кама Манас означает разум, развившийся, выработавшийся на эволюционном пути человечества на основе труда и борьбы за удовлетворение полового влечения, которое потребовало созидания жилищ для себя и потомства, их прокормления и т. д. Именно поэтому Кама Манас еще называют животной душой. Кама Манас сам по себе ничего не знает. Свои знания он приобретает путем умозаключений, то есть он наблюдает явления или факты и делает из них выводы. Кама Манас – это тот рассудок, которым мы постоянно пользуемся в своей повседневной жизни, в решениях жизненных проблем, в науке, в искусстве, во всей обширной деятельности человека.

       Седьмой принцип Атма.
      "Седьмой принцип есть лишь вечная жизненная сила, разлитая во всем Космосе" (Письма Е. И. Рерих, т. 1,30.06.34).
      Седьмой принцип есть синтетическое начало человека. Почему – седьмой? А где пятый и шестой принципы, почему они пропускаются? – недоуменно спросят читатели.
   - Потому, - отвечаем мы, - что пятый и шестой принципы невозможно объяснить, предварительно не ознакомившись с седьмым – Атмой.

     Е. И. Рерих говорит: "Седьмой и шестой принцип без пятого не имеют сознания на плане проявленного Космоса" – и еще: "Атма – Дух, или огненное начало, или энергия, разлитая во всем Космосе".
      Там же: "Атман и Атма также часто упоминаются как синонимы, экзотерически являя седьмой принцип, который есть вечная жизненная сила, разлитая во всем Космосе. Но эзотерически Атма часто называется Мировой Душой".
      Она – то божественное несказуемое начало. Это начало в Библии названо Огнем. Помните изречение: "Бог есть Огонь поядающий", - говорит Моисей во Второзаконии (гл. 4, ст. 24).

      Пятый принцип – Манас.
      "... пятый принцип Манас - самосознание, или мыслитель (высший разум)" {Письма Е. И. Рерих, 11.06.35).
      "Седьмой и Шестой принцип без пятого не имеют сознания на плане проявленного Космоса. Но мы знаем, что в Космосе все стремится к сознательной жизни, потому Мысль (Манас), одухотворенная всеначальной энергией (Буддхи), дает Венец Космоса, который с завершением каждого нового цикла, или круга, или Манвантары, становится все прекраснее и прекраснее, и так в беспредельность.
       Всеначальная или психическая энергия дает бессмертие" (Письма Е. И. Рерих).

      Для лучшего понимания назовем Атму духом, Буддхи – душой, субстанцией', то есть материей. При соединении Духа с материей в последней возникает жизнь. Где жизнь – там и чувство. Не может быть бесчувственной жизни. Чувства вызывают мысли, мысли вызывают чувства. Мыслит сознание. Понятие Сознание неотделимо от понятия Разума.
   Что такое сознание**?
   Сознание есть синтез чувства и Разума. Значит, Манас также есть Разум. В отличие от Кама Манаса, или интеллекта*** (рассудка), который сам по себе ничего не знает и добывает знания лишь путем умозаключений.

      * Шестой принцип – Буддхи.
      "Буддхи – духовность, духовная душа, в отличие от человеческо-животной души, проводник, через который проявляется Атма" (Письма Е. И. Рерих, 16.11.35 г.).
Буддхи**** – это индивидуализированная частица Атмы. Это обособленная или обособившаяся частица из Вселенского океана Атмы. "Буддхи есть индивидуализированная частица Мировой Души, Огненная Субстанция, Пламя или Разумная творческая Энергия Беспредельности - Матери Мира".
      «"..." Так высший, или основной, синтетический принцип есть огненная энергия жизни или духа, разлитая во всем Космосе, требующая для своего фокусирования шестой принцип, или Буддхи (часто называемый духов – * Субстанцией будем называть материю в каком-либо из ее тонких состояний.
      ** Сознание есть основная энергия, и психическая энергия есть ее высшее качество (Письма Е. И. Рерих, 24.06.35 г.). "Каждая энергия имеет свое сознание". "Усовершенствование разума есть утончение и расширение сознания", "Утончение сознания и заключается прежде всего во внимании к окружающему" (Мир Огненный, ч. II, § 27).

                * * *

      «"(...) Нисколько не удивляюсь непониманию "Мира Огненного" некоторой категорией интеллигентных лиц. Разве так называемая интеллигентность была когда-либо залогом истинного знания или накопления "чаши"? Интеллект не есть высший манас, Высший разум есть мудрость, плод многолетних накоплений. Можно обладать блестящим интеллектом и не иметь великого синтеза, который дает нам прозрение в истинную сущность вещей. Часто узкие специалисты особенно блещут интеллектом и полным отсутствием синтеза. Им никакие разъяснения не помогут, ибо ничто так медленно не накопляется, как синтез. "..."" (Письма Е. И. Рерих, 24.06.35 г.).

   **** "Буддхи – Космическая любовь. Буддхи ассимилирует от Манаса лишь то, что относится к Беспредельности, это и будет "амрита" бессмертия" (Н. Уранов к § 55 Беспредельности). Является духовной душой, в отличие от человеческо-животной души), образуя, таким образом, монаду, которая является первичным, несознательным воплощающимся Ego" (Письма Е. И. Рерих, 11.06.35 г.).

      Буддхи* – субстанция, являющаяся сознанием. Манас, порожденный слиянием Атмы и Буддхи, называется Высшим Манасом или духовной душой, тогда как Манас называют животной душой.

      Высший Манас как порождение высочайших принципов Космоса несет в себе весь Беспредельный потенциал своих породителей. И ему (Высшему Манасу) предстоит раскрывать этот потенциал в беспредельном шествии... Благодаря раскрыванию этого потенциала в себе, Высший Манас, заключенный в каждом из нас, знает и может знать неизмеримо больше, чем наш интеллект, которым мы пользуемся в своей каждодневной жизни. Высший Манас - источник интуиции, предчувствий, а порой он громко говорит голосом совести.
Дух

      "Дух – это вечный огонь, зажженный от бессмертного и вечного Источника жизни". Ф.
      26. "Дух или Жизнь неразделимы" ("Чаша Востока"). "Духовный человек – Синтез семи принципов" (Т. Д" III, с. 445).
      "Буддхи - носитель индивидуализированной Атмы" (Т. Д.).
      "Буддхи и Меркурий соответствуют друг другу, и оба желтые или лучистые, окрашены в золотой цвет" (Т. Д., Ill, с. 447).
      "Человек получает свою Духовную Душу (Буддхи) из сущности Манаса Путра, Сыновей Мудрости, которые являются божественными существами (или ангелами), правящими и стоящими во главе планеты Меркурий" (Т. Д., III, с. 458).
      "Семь правителей семи священных планет не личности, а иерархии творческих сил каждой планеты; их можно звать ангелами или планетными духами. Действительные имена этих иерархий теперь не могут быть выданы" (Т. Д., III, с. 482).
* Буддхи - очищенный интеллект (Рамакришна).

      Атма, Буддхи и Высший Манас образуют высшую триаду человеческой сущности. Ее изображают треугольником. Остальные принципы изображаются квадратом.
     Соединив эти две геометрические фигуры, получаем символическое изображение человека и его состава.

     Итак, перед вами семеричный человек. Два принципа в треугольнике, Атма и Буддхи, образуют Монаду. Монада есть та единица Космоса, которая неисчислимые века тому назад начала долгий эволюционный путь: она прошла стадии минерала, растения, животного и ныне проходит человеческую стадию. Она - частица Космоса и как таковая обладает всем потенциалом последнего.

      Монада – источник жизни всего человеческого организма, и остальные принципы суть ее дифференциации.
      Верхнюю триаду – Атма, Буддхи и Манас – называют высшим "Я" человека. Это Бог, которого человек носит в себе, и голос этого Бога, вернее, его шепот – как угрызение совести.

      Высшие принципы (Атма, Буддхи, Манас) оживляют и возбуждают к деятельности физическое тело.

     Треугольник Атма – Буддхи – Манас, представляющий Высшие принципы человека, Бессмертен.

      Обратимся теперь к квадрату нашей схемы человека. Заключенные в нем принципы в момент смерти умирают не все сразу.

     Приводим сказанное по этому поводу Высочайшим Авторитетом:
      «"...Человек умирает три раза: когда умирает его плотное тело, когда умирает эфирный двойник, когда он покидает астрал, вместе с которым исчезает и низший Манас. Далее человек пребывает в "непреходящем теле", состоящем из Атма+Буддхи+Высший Манас".
"Дух и Материя объединены в пространстве. Объединяясь, они начинают свое существование в их сфере зарождения. В этом единстве творятся формы сущего и проходят свои круги усовершенствования. Объединившись с материей, дух может освободиться лишь путем усовершенствования, ибо с момента осознания освобождения утверждается отрыв. В Космической Лаборатории эти два принципа - объединение и освобождение – основы творчества. Лишь стремительность духа приводит к освобождению, которое отзывается на сознании и сердце. "..." Явление духа и материи нужно искать в каждом утверждении жизни. "..."» (Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч. III, § 303).

      "Когда мы говорим о Духе и Материи, мы должны иметь в виду высшее значение Материи. Но, говоря об освобождении Духа, мы говорим о тех явлениях, которые могут быть названы материальными, жизненными проявлениями. Нужно знать, что, говоря об этих объединениях под разными формами, подразумевается падение духа. Ибо дух, проявляясь в материи, должен устремляться к высшим функциям вместе с материей.
      Материя устремляется к творчеству и дает формы и жизнь. И дух должен особенно знать, как священно это пребывание в материи. Космическое понятие Женского Начала как Материи настолько высоко и так далеко от житейского понимания Истины! Лишь чистое и высокое сознание оценит это сравнение. Трудно разъединить Дух от Материи" (Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч. III, § 304).

"... Материя есть кристаллизованный дух. Ведь Дух есть энергия, но мы знаем, что никакая энергия не может проявиться вне материи. Сам видимый нами свет есть вид тончайшей материи в движении..." (Письма Е. И. Рерих).
      "... Материя есть лишь качество Духа. Материи нет, но есть лишь энергия..." (Письма Е. И. Рерих).

______________


Рецензии