Самообучение

ПУТЬ, ПРИНЦИП  И  МЕТОД  САМООБУЧЕНИЯ

Успехи в организации  высокого качества образования,  ускоренного  становления развитого  гражданского общества и достижения могущества России ее умелым обустройством имеют одну основу - самообучение   молодежи профессиональному творчеству. Этот путь замечателен тем, что у него общее начало – для всех и «здесь и сейчас». А ниже  рассмотрены принцип самообучения и  начало реализации  его молодежью на основе  взаимодействия новой межпредметной  науки «Профессиональное творчество» с   традиционно применяемыми дисциплинами действующей системы образования. А начнем – с мотивации.

Наша страна из группы лидеров. Но мы  пока бедны, в стране около 30 миллионов бедных людей, и немощны при наличии громадных природных и людских ресурсов, - значит не в ресурсах наша сила.  Мы пока еще грамотны, но  по грамотности наш народ теряет высоту: около 30% детей школьного возраста не учатся. А все, что жизненно необходимо,  могут создать только  творческие люди и только творческим трудом: людям иного склада многое из со-временных технологий даже не понять.  И, следовательно, не выполнить.  В стране всего около 3% трудящихся высокой квалификации. Традиционная система образования для обучения творчеству малоэффективна. Обучение  творчеству – это не проведение олимпиад и  не создание школ для одаренных детей, это  да-же не обязательно гуманитаризация и компьютеризация образования с  тестированием вместо опроса. Требует замены пагубная  вопросно-ответная система,  при которой  учащиеся длительно -  более десятка лет! - накапливают впрок знания в расчете на творчество в перспективе. В век электронных СМИ,  несущих информацию  прямо к  обеденному столу или  к уху праздношатающегося и забивающих сознание юных видениями легкой и красивой жизни,  уже нет  надежды на воспитание детей-аккумуляторов знаний. Дети  наблюдательны,  тянутся к действиям, их действия всегда творческие (почти все в новизну), а условий для этого  у большинства ; никаких. Даже от обучения  сочинению  типовая школа уклонилась! Из этого равнодушия взрослых вырастают трудные подростки-разрушители. 
Как видно, необходима эффективная, прорывная идея для  пути эволюции России и жизни народа.

Идея. Взрослые, организуйте детям условия для  созидательного творчества. 

Иначе  дети сами находят пути творчества, но  иного, разрушающего жизнь, - это  же  им так доступно!   Потому. Скажите внятно всем и каждому, что оно такое, профессиональное творчество,  для чего и как его совершают.
А необходимо ; малое и доступное, но обязательное, общее:  один принцип – самообучение,  единый метод - практика, один  дополнительный атрибут – самоучитель, и общее одобрение  детей в самообучении..  В этом одобрении  упомянуть  стимулы  самообучения -  первый обязательный, участие в учебно-деловой игре, и возможный ; достижение   в  этом творчестве рейтинга  Чело-века культуры: если его  достигнуть, «узаконить»,  то это «пропуск»  к стипендии, к льготам в оплате образования,  к статусу опытного специалиста и  в  кадровый резерв,  а это  общественная рекомендация в  корпус управляющих-  в число «сильных звеньев» общества, а это, наконец,  элемент гарантии будущих  общенародных успехов в обустройстве России.
Это обойдется дешевле строительства  новой тюрьмы для молодежи!
  В  обосновании идеи учтено, что люди, обучаясь творчеству любого вида, в итоге будут  уметь (иметь навыки) порождать  здравые идеи  и образы и, рас-сказом общепринятого вида, донести  суть творения до пользователя. Чтобы его далее реализовать делами. Беда общая в том, что сначала делаем, а после выри-совываем «образ», чтобы обнаружить: а хотели - как лучше. А лучше - наоборот. Сначала сделать целостный образ, письмом, в котором учесть все, что надо будет знать в деле. Например, образ вновь создаваемого транспортного пред-приятия – это проект, представляющий собой  большую совокупность чертежей и пояснительной записки,  выверенных специалистами. А рабочий должен их понять.  А  целостный образ войны и мира – это роман «Война и мир» у Толсто-го.  А в реальной войне  важна стратегия – и у командующего, и  у каждого солдата,  при общем видении проблемы.  Рассказ живописца – его картина, но и она существует  у художника прежде в замыслах и мысленных образах, оформляемых словами, фразами, рассказами «для себя».  Аналогично у скульпторов, музыкальных композиторов и исполнителей, артистов, режиссеров и др. И аналогично – у строителей, мелиораторов,  монтажников и др.
 
Общие вопросы методики целостного образа объекта рассмотрены в на-шей  авторской системе «Между Ленью и Умом» (в частности,  авторская книга:  Бородастов Н.И. Качество образования: системный подход. - Ставрополь, 2002. – 141 с. И др.).  Обоснована наука «Профессиональное творчество» как общеобразовательная и квалиметрическая: освоивший ее до умений и навыков  достоин творческого рейтинга Человека культуры. Одноименная учебная меж-предметная дисциплина –  вне расписания, она по самостоятельной творческой работе, по самообучению  творчеству при использовании всего багажа знаний, накопленного учащимся любого возраста. Цель освоения науки -  навыки  соз-дания целостного образа объекта творчества.  Любого назначения. Таким  объектом  творчества может быть  любая проблема детского, подросткового, юношеского, студенческого, изобретательского, исследовательского, учительского, писательского, организаторского, управленческого и исполнительского уровней. А целостный образ – это рассказ единой структуры, в котором структурные элементы имеют определенные функции и в реальном творчестве отличаются лишь сферой применения и мастерством исполнителя.

Смысл самообучения – тренаж в создании таких рассказов-образов, относящихся к сфере своих учебных, деловых или развлекательных интересов. А успехи, длительность  и полезность их зависят от потребностей, способностей и возможностей своих,  граждан-самообучающихся и общества.    Первоочередные задачи общества и государства - организационно-методические - по обоснованию  широкой практикой пути,  принципов, методов, способов и форм реализации идей самообучения.

 Общие положения ;для Вас, уважаемые взрослые:

1. Единый принцип профессионального творчества как деятельности межпредметной, добровольной, самоуправляемой по единой науке «Профессиональное творчество». Лучше, когда этот принцип поощряется государством и обществом на основе единой  для всех системы стимулов морального и материального содержания.
2. Единая  структура  целостного образа объекта творчества. Единая система модульно-рейтинговой  творческой самоаттестации и объективной аттестации в смотре-конкурсе «Профессиональное творчество». Единая  учебно-методическая атрибутика науки  в виде учебного пособия «Профессиональное творчество», самоучителя и сборника правовых документов.
3. Единая  методика смотра-конкурса «Профессиональное творчество», стимулирующая  состязательность участников и  выявление победителей.  Единые нормы и правила формирования  кадрового резерва с использованием творческого рейтинга личности.
4. Единая норма творческого рейтинга Человека культуры.
5. Законы о празднике «День профессионального творчества», о  выборах на вакантные должности в хозяйственных, общественных, региональных  и  государственных структурах на основе новой технологии - путем  предварительного выявления достоинств  кандидатов в смотрах-конкурсах и творческой аттестации  рейтингом человека культуры.
6. Единый принцип достижения и использования  по назначению результатов  модульно-рейтинговой аттестации при оценке качества образования выпускников, специалистов, образовательных систем и  систем управления.
7. Единая политика  СМИ в  пропаганде освоения науки «Профессиональное творчество» -  универсального средства для  ускорения становления Чело-века культуры, опытного специалиста, перспективного руководителя и обустроенной  России.

Частности – для практики реализации.

Девиз всей организационной  деятельности:
Могущество России прирастать будет творчеством!

А для учащегося пока  общее правило:
 ежедневно внести инф в свой дневник ДУПЛО -ДНЕВНИК УЧЕТА ПРО-ЯВЛЕНИЙ ЛИЧНОЙ ОДАРЕННОСТИ.

24.09.2013


Рецензии