Идеи проф. В. Н. Маслова подтверждены

В одном из своих писем В.Н. Маслов (Москва) предложил подумать над проблемой, которую я и сам смутно увидел, ознакомившись с его механизмом старения. Он же сформулировал эту проблему так:

"Между Вашим принципом толерантности и возрастанием неопределенности в растущем организме ощущается внутренняя связь. Хорошо было бы установить соответствие между тем и другим".

При жизни Вадима Николаевича у меня, увы, не нашлось времени заняться его проблемой. И дело, пожалуй, в том, что она не была для меня столь захватывающе интересна, как для него. Во-первых, потому, что для ПТ, как более общего принципа, еще одно частное подтверждение его справедливости мало что значило; во-вторых, для того, чтобы разобраться в выкладках физико-технически эрудированного ученого, мне надо было бы погрузиться в дебри диссипативной термодинамики, отвлекаясь от более интересных дел. Сейчас желание пополнить представление страницы "Философия с толерантностью" уже способно простимулировать мои размышления в означенном выше направлении, хотя в диссипативную термодинамику вгрызаться по-прежнему не хочется. Может, как-нибудь без нее, на общей эрудиции, удастся с проблемой справиться. Кое-какие соображения уже появились.

Прежде всего надо компактно очертить позицию В.Н.Маслова по проблеме старения. Она держится на таких положениях:

А. Старение неразрывно связано с биологически запрограммированной активной борьбой живых существ за свое существование;
Б. Эта взаимосвязь обсуществляется через посредство гипотетической неопределенности в низших кодах генетической информации;
В. Неопределенность в низших кодах наследственности приводит в конечном счете к функциональному дисбалансу в работе клеток, тканей и органов, являющихся проявлениями старения и старости.
Г. Биологическое обоснование неопределенности в низших кодах наследственной информации состоит в том, что благодаря ей живые существа пролучают способность к созданию новых и усовершенствованию имеющихся средств для нападения, защиты, питания и размножения.
Д. Что же касается человека, то он получает преимущества как в общебиологической борьбе за существование, так и в конкурентной борьбе в человеческом обществе, выйдя из-под власти жестких генетических программ роста и формирования организма и получая свободу воли, поведения, действий и свободу мысли.

Мой КОММЕНТАРИЙ:

Попытаюсь подтвердить гипотезу В.Н.Маслова о связи его механизма старения с принципом толерантности непосредственно, изучая возможность интерпретации организма как алгебры с системой толерантностей, заданной на множестве его клеток. Поскольку любая клетка в разные моменты времени не тождественна сама себе, то множество клеток принадлежит к типу совокупностей i-различимых элементов (i -- отношение врожденной толерантности), рассматривавшихся в моей статье "Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах" (не для публикации на proza.ru). В соответствии с принятой интерпретацией, мы рассматриваем жизнь организма С как процесс, осуществляемый системой алгебраических (условно говоря) операций {A}, непрерывно преобразующих весь клеточный массив С в самое себя -- с соответствующими изменениями, которые по крайней мере частично обусловлены, по В.Н.Маслову, неопределенностями в низших кодах наследственной информации.

Более реалистически отображающей жизнь организма будет алгебра с системой врожденных толерантностей {I}, отвечающих клеткам разных органов С1, С2, ... организма.

Принцип толерантности, отражающий "интерес" видов в выживании и процветании, имеет проявления и на организменном уровне. Проявляется это, в частности, в том, что мы, изменяясь, узнаем себя, и другие нас тоже узнают. Узнавая, мы тем не менее можем фиксировать изменения, отличия. Это значит, что в рассмотрение нужно внести еще и внешние толерантности (по разным параметрам "узнавания"). Но именно то, что проблем идентификации людей, как правило, не возникает, говорит о согласованности толерантностей при преобразовании организма в самое себя.

Но у толерантных алгебр, заданных на нетрадиционных совокупностях, есть характерная особенностей, называемая рассогласованием толерантностей (в том числе и толерантностей врожденных), когда диапазоны отождествления элементов разных типов (здесь: клеток разных органов) расширяются. Что это означает применительно к организму?

Здесь уместно напомнить, что возрастные изменения проявляются на многих уровнях: молекулярном (в изменении структуры макромолекул), клеточном (в увеличении инертных белков), тканевом (в снижении доли полноценых клеток), системном (в падении активности нервной, желудочно-кишечной, иммунной, лимфатической и др. систем), организменном (в снижении приспособительных возможностей организма и надежности систем саморегуляции). Все эти изменения тем же образом можно интерпретировать на языке толерантных алгебр с более мягкими толерантностями (например, из-за увеличения неопределенностей в низших наследственных кодах).

Таким образом, гипотеза Маслова о старении получает "толерантное" подтверждение. Мне хочется воздать должное и его чеканной формулировке финальной стадии старения: "утрачивается информационное единство организма", что, несомненно, много лучше и понятней, чем мое "рассогласование врожденных толерантностей на подмножествах клеток разных органов организма".

... и ЗАМЕЧАНИЯ.

1. Автору ПТ принять тезис о неопределенности в низших кодах наследственной информации было тем проще, что и в кодах высших, по ПТ, они никак не могут не проявляться. И они действительно есть: это и пре- и посленатальная летальность, и рождение уродцев, и бесплодие. Различие лишь в размерах толерантности: для низших кодов она "мягче", для высших -- "жестче". Так, например, 2,5%-ное различие в геномах человека и шимпанзе уже служит препятствием для межвидового скрещивания.

2. В.Н.Маслов в качестве аналога старения организма приводил появление неконтролируемых люфтов и расшатывание шарниров в механизмах. Все было бы хорошо, да ведь старение иногда идет вопреки этой аналогии, проявляясь в закостенении суставов, в уменьшении числа степеней свободы. Сравнение оказалось слишком сильно "хромающим".

3. Считаю, что проф. В.Н.Маслов сумел в столь давно исследуемой проблеме старения отстоять радикально новые представления:

- старение является самопроизвольно протекающим диссипативным процессом;
- старение не запрограммировано генетически и является лишь побочным продуктом биологических усовершенствований, направленных на победу в борьбе за существование.


Рецензии
Мне кажется, возможна и еще одна точка зрения на проблему старения. Она связана с тем, что природа шлифует индивидуальные организмы методом отбора лишь постольку, поскольку это способствует сохранению и процветанию вида. Дает какой-то признак преимущества для вида - он будет сохранен. В обратном случае - не обессудьте... Долгожительство является полезным для вида лишь постольку-поскольку. Скажем, если бы в человеке был заложен потенциал долгожительства на тысячу лет, то он все равно не был бы реализован по той простой причине, что средняя продолжительность жизни наших предков вряд ли превышала два-три десятка лет - из-за болезней, голода, смерти от хищников и т.д. и если бы из-за статистических выбросов кто-то из гипотетических долгожителей и умудрялся бы прожить, скажем, 500 лет, то это ничего не дало бы виду, разве что из-за многочисленного потомства этого Мафусаила снизилось бы генетическое разнообразие - что не есть здорово. Вот потому-то и не реализовались механизмы долгожительства: они просто бесполезны. А на наши с вами мечтания природе наплевать.
Кстати сказать, наименее долгоживущими в общем являются виды, отличающиеся высокой плодовитостью и низкой выживаемостью потомства: насекомые, грызуны и т.д. А вот те, у кого вероятность достичь репродуктивного возраста относительно высока, живут долго и низкоплодовиты: слоны, люди, киты... Удивительно, но хищники, стоящие на вершине пищевой цепи, не больно-то долголетни - прежде всего, вероятно, из-за того, что сроду живут впроголодь и, несмотря на зубы-когти- и прочее малочисленны. Быстрая сменяемость поколений и плодовитость для них важна для того, чтобы вид мог быстро адаптироваться к изменению условий среды обитания. таково, например, все семейство кошачьих.
И еще: среди растительных организмов есть и те, кто может жить неимоверно долго, скажем, эвкалипты, секвойи - они доживают аж до 6 тыс. лет.

Алексей Степанов 5   24.09.2013 23:02     Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей, за толковое замечание, за способность (редкую не только среди авторов прозы.ру) мыслить эволюционно.
Вы правы, биологический (и даже экзистенциальный! -- ведь катастрофы и в дикой природе быват!) интерес любого животного вида (думать "за растения" как-то трудновато, так-что оних судить не берусь) состоит в поддержании своей численности и, еще лучше, приумножении, и долгожители в этом главном интересе лишь помеха.

... если не принимать во внимание такой вид, как Homo sapiens. Групповой отбор, появление разума, речи и связанного с ней социального наследования информации, которая полезна для выживания племени, сделали нужными и старых (по тем понятиям). Тем более в исторические времена, когда еще и письменность появилась.

Сейчас я вижу пользу от долгожителей не столько в их опыте, который они могли бы передавать (жизнь сейчас для этого слишком стремительно меняется), сколько в их интеллектуальном потенциале, особенно если бы его удалось эффективно организовать. Их свободное время преобразовывалось бы тогда в то, что людям нужно, но до чего не дошли другие, хоть и молодые, но встроенные в рабочие, исследовательские и прочие планы и обязательства.
Интересно, что Вы на это скажете.

Уладзимир Траццякоу   25.09.2013 14:24   Заявить о нарушении
Добавляю замечание к своему предыдущему замечанию, в части, относящейся к использованию пожилого интеллекта.

В 1992 г. нашлось в Минске десятка полтора ученых и вузовских преподавателей, которые выступили с инициативой по созданию научной НГО под названием "Белорусский интеллектуальный ресурс" и в тот же год его зарегистрировали. Меморандум Белорусского интеллектуального ресурса (есть в сб. Императивы выживания), одним из авторов которого был и я, был первым нашим способом заявить о себе. Болинство его подписавших были пенсионного или (как я тогда) предпенсионного возраста.

Уладзимир Траццякоу   25.09.2013 15:46   Заявить о нарушении
Полностью согласен с Вашим комментарием, но человек эволюционно очень молод, и только совсем недавно, едва ли ни при нас, возникли условия, когда вероятность умереть от старости, а не от внешних опасностей или болезней, стала статистически значимой. Вероятно, человек мог бы стать очень долгоживущим существом, но ведь сейчас есть и другая напасть, естественный отбор в человеческом сообществе подавлен социальными императивами. Что ж, рано или поздно евгеника в силу необходимости очистится от грязи и начнет возрождаться под контролем ученых, специалистов по этике и, возможно, священников - и когда-нибудь наши потомки будут жить долго и плодотворно.
Конечно же, не настаиваю на верности сказанного, поскольку в биологии - совершенный дуб.

Алексей Степанов 5   25.09.2013 16:43   Заявить о нарушении
Кстати (или некстати), я тоже пенсионер. Работаю пока помаленьку - как и Вы, вероятно.

Алексей Степанов 5   25.09.2013 16:44   Заявить о нарушении