Глинская пустынь

Духовный просветитель схиархимандрит Иоанн (Маслов) 1932-1991гг., принявший схиму монашества в Глинской Богородицкой пустыни, был моим земляком, ибо родившись во временном пространстве с разницей в двадцать лет, мы росли на берегах одной реки Обеста, где при ее впадении в реку Кливень на красивой равнине, входившей к началу XVI века в состав Крупецкой волости, на покрытой дремучим лесом, где пчеловоды ставили на деревьях ульи (борти) явилась икона Рождества Пресвятой Богородицы, названная также Чудотворной Пустынно - Глинской.


С 2001 года я принимаю участие в Глинских чтениях, которые проходят регулярно в Троице-Сергиевской лавре и в рамках Международных Рождественских чтений в Москве. Там я познакомился с трудами о. Иоанна, где сумел почерпнуть столь важные сведения о своей малой Родине.


Вот что написано о моих земляках, совершивших духовное служение Богу и близким людям: «В конце XVI столетия благочестивый житель Крупецкой волости Фома Милонов с товарищами своими построил здесь деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы». Милоновы живут и в нынешнем Крупце ХХI века.


Крупецкая волость в начале XVI века находилась на юго-западной окраине Московского государства. Путивль был пограничным с Литвой городом - центральным пунктом сторожевой линии юго-западной границы. Крупецкая волость входила в состав Путивльского уезда.
«Межевая книга на земли в Крупецкой волости Севского уезда 1685 года» из архива князей Барятинских, которые в XVIII веке стали владельцами Крупецкой волости - документ, в котором впервые упоминается Глинская пустынь. Архимандрит Анатолий (Крючков) – единственный до нашего времени исследователь древних актов и грамот Глинской пустыни - считал таким документом запись 1693 года, которая была дана игумену Путивльского монастыря Гавриилу с братией по указу великих государей царей Иоана Алексеевича и Петра Алексеевича.


В «Межевой книге» сказано также, что в 1685 году казаки и служивые солдаты Крупецкой волости подали писцу и подьячему, проводившим межевание, челобитную. Они писали, что Путивльскому Молченскому монастырю дано на их солдатской земле бортное ухожье Глинское и «по тому бортному ухожью владеют того монастыря игумен с братиею всякими их (солдатскими) угодьями насильством». По прошению солдат игумену Молченского монастыря с братиею велено было овладеть бортным ухожьем Глинским, а землей, кроме этого бортного ухожья, велено владеть Крупецкой волости всем казакам и солдатам обще. Выпись об этом дана игумену Путивльского монастыря Сергию в 1685 году.


В XVII веке Глинская пустынь относилась к Севскому уезду Крупецкой волости (губерний тогда еще не существовало). В грамоте 1693 года сказано, что Крупецкая волость была «Дворцовой», то есть относилась к системе царского дворцового хозяйства. По видимому, она стала именоваться «Дворцовой» после 1500-го года, когда великий князь Иван III Васильевич присоединил Путивль и его окрестности к Московскому государству.


Что касается епархиальной принадлежности, то в XVI веке Глинская пустынь относилась к Московской митрополичьей области. В 1589 г. была учреждена Патриаршая область, но города Путивль и Севск с уездами отошли к ней по грамоте царя Михаила Федоровича, данной патриарху Филарету лишь в 1625 году. Более подробные сведения об истории Глинской пустыни в XVIII веке содержатся в архивных документах того периода, которые удалось обнаружить о.Иоанну в ЦГИА СССР и ЦГАДА СССР.


В начале XVIII века Глинская пустынь по-прежнему была приписана к Путивльскому Молченскому монастырю. Но затем получила относительную самостоятельность, благодаря тому, что 13 декабря 1703 г, император Петр I пожаловал Крупецкую волость со всеми землями, лесами, селами и деревнями украинскому гетману И. С. Мазепе. Преследуя свои политические цели (гетман стремился отделить Украину от России), Мазепа в том же 1703 г. передал Крупецкую волость, а вместе с ней и Глинскую пустынь со всеми угодьями в ведение Киевской епархии, хотя Глинская пустынь и не была отделена указом от Путивльского монастыря. В донесении Киевского архиепископа Варлаама Ванатовича, направленном в Священный Синод в 1730 году, сказано: «Мазепа, видя церковь пусту с давних лет стоящу... испросил у Преосвященнейшего митрополита Киевского Варлаама Ясинского благословение собраться на том пустом месте» монахам, и с того времени обитель Глинская была «поручена в досмотр и правление Петропавловского Глуховского монастыря игумену Мелетию Трофимовичу ближайшего ради расстоянья».


Сказанное в донесении о будто бы пустой Глинской церкви, стоящей на пустом месте, совершенно неверно. Архимандрит Анатолий пишет об этом: «Тут, что ни слово, все ложь чистая». Всего 14 лет прошло с тех пор, как в 1689 году Путивльский Молченский монастырь получил подтверждение на право владения Глинской пустынью и разрешение от Святейшего Патриарха Иоакима на совершение богослужений в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В 1693 году по прошению Путивльского игумена это право было еще раз подтверждено. Добиваясь с такой настойчивостью присоединения Глинской пустыни, иноки Молченского монастыря не могли оставить церковь Рождества Пре¬святой Богородицы без богослужений. Но главное, не могла остаться «на пустом месте» Чудотворная икона, собравшая Глинских иноков и привлекавшая обильно изливавшейся от нее благодатной помощью множество богомольцев. Приведенные слова из донесения архиепископа Варлаама Ванатовича были использованы лишь для того, чтобы попытаться обосновать отделение Глинской пустыни от Путивльского монастыря и перевод ее в ведение Киевской епархии.


В то время, несмотря на внешние настроения, иноки Глинской пустыни возрастали и совершенствовались в духовной жизни под покровом Чудотворного образа Матери Божьей. К сожалению, неизвестны имена старцев обители XVI и XVII веков. Удалось установить имена двух Глинских насельников начала XVIII века. Это монахи Иона Суздалец, принявший монашество в Глинской пустыни в день престольного праздника обители, 21 сентября (8-го по ст. стилю) 1704 года, и Моисей Москвитин, постриженный в Глинской пустыни 20 (7) марта 1705 года. Свет духовного назидания и просвещения оба они понесли в другую святую обитель. В 1731 году их имена находим уже в числе монахов Троице-Сергиевой Лавры.
В 1708 году, после измены во время Полтавской битвы гетмана Мазепы, все его имущество было конфисковано, а Крупецкая волость указом императора Петра I пожалована князю Александру Даниловичу Меньшикову.


Во вновь полученной волости князь посещал древнюю Глинскую обитель. Благодатная помощь Чудотворной иконы, целебный источник благоговейно совершаемые богослужения, высота духа насельников пустыни, сила их старческих советов, глубокая внешняя и внутренняя тишина, царившая в обители, оказали сильное воздействие на его душу. Он стал щедрым благотворителем монастыря и был назван Глинскими иноками первым ктитором пустыни.
Известный святостью жизни Глинский настоятель Филарет (Данилевский) в 1837 году в «Высочайше подносимой записке 0 наделении Глинской пустыни землею из казенных участков» писал –«Генералиссимус Князь Александр Данилович Меньшиков, получив в 1708 году Крупецкую волость, снабдил сию пустынь землею (по описи 1764 года обитель имела почти 5000 гектаров земли, полученной от Меньшикова в вечное владение).


В 1730 г. только в числе старшей братии Глинской пустыни вместе с настоятелем было не менее 13 иноков. Кроме того, в монастыре, вероятно, были рядовые монахи, а также рясофорные монахи и послушники (бельцы). Значит, в 30-х годах XVIII века в Глинской пустыни было довольно много насельников, и ее никак нельзя было отнести к малобратственным обителям.


Ответ Глинской братии архиепископу Варлааму Ванатовичу документально подтверждает, что высокодуховная жизнь насельников пустыни привлекала многих благотворителей. Это письмо подписали ктиторы монастыря: священники сел Шалыгино, Стариково, Козино, Крупец, Локоть, деревни Воронок: кроме того, все жители села Крупец, 10 жителей села Шалыгино, 8 — села Стариков, 10 — села Козино, 9 — села Локоть и 8 — деревни Воронок. Все они указывали, что Глинская пустынь состоит «в округе Севского уезда Крупецкой волости, а не Молченского монастыря дача», т. е. не является владением Молченского монастыря.


Наконец, на основании этого письма можно сделать важный вывод о том, что в 1724 году Чудотворная икона находилась уже не на сосне, а в храме Глинской пустыни, и получившие чудесные исцеления оставляли на ней привесы, которые и забрал Путивльский игумен Моисей. Священный Синод, рассмотрев доношение архиепископа Варлаама Ванатовича, отметил, что, кроме письма Глинских иноков, присланные архиепископом копии «ничьею рукою не скреплены», то есть никем не подписаны и неизвестно, где находятся оригиналы этих копий. На запрос Священного Синода из Духовной Дискатерии поступила справка о том, что никаких крепостей и указов об отделении Глинской пустыня от Путивльского Молченского монастыря и присоединении к Киевской епархии, а также указа или грамоты о переводе Крупецкой волости в ведение Киевской митрополии в Духовной Дискатерии не имеется. Не была найдена и челобитная братии Глинской пустыни о разорении их обители игуменом Моисеем в 1724 году.


По указу императрицы Анны Иоанновны и по определению Священного Синода от 11 октября 1731 года велено было Глинскую пустынь от Киевской епархии отрешить и передать в ведение Путивльского Молченского монастыря в Синодальную область. «Все имеющиеся в той пустыни строения и всю церковную утварь описать Рыльского Николаевского монастыря игумену Пафнутию и по тем Описным книгам... в... Путивльский монастырь игумену Моисею отдать с распискою»...


Автор книги «Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь» писал, что после присоединения в 1731 году Глинской пустыни Путивльскому монастырю «история пустыни сокрылась до распределения монастырей по штатам», то есть до 1764 года. Архи-мандрит Анатолий (Ключаров) также не нашел никаких сведений о Глинской пустыни периода 1731—1764 годов.


В начале XIX века в Курской епархии по императорскому указу собирались сведения о монастырях, церквях и духовенстве. Заботясь о том, чтобы эти статистические сведения были представлены в Священный Синод своевременно, Преосвященный Феактист повелел строителю Глинской пустыни Евпсихию на пути из Глинской пустыни в Белгород заехать в Рыльский монастырь, и если ведомости о монастырях Рыльским правлением еще не будут отправлены, то остаться в монастыре до отправки ведомостей и ускорить их составление.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) в своей книге «Глинская пустынь. История обители» оставил нам много интересных фактов и примеров духовного служения Богу моих земляков. Эта книга является примером изучения истории малой Родины.  В 2011 году мне посчастливилось побывать в возрожденной в прежнем благолепии Глинской пустыни. Огорчало лишь то, что сокрыта от нас Чудотворная икона «Рождества Пресвятой Богородицы,  исчезнувшая в годы гонений. Да проведена граница по земле, которая соединяла один славянский народ. За селом Городище стоят пограничные заставы, нельзя пойти вдоль реки Обеста до леса в котором  расположена обитель.


Перечень монастырей, в которые автор организовал поездки педагогов и учащихся г. Губкина Белгородской области.


1. Холковский Свято-Троицкий (Белгородской области).
2. Рыльский Свято-Николаевский (Курской области).
3. Белогорский Свято-Николаевский (Курской области).
4.Задонский      монастырь      Святителя      Тихона      Задонского
(Воронежской области).
5. Курская Коренная пустынь.
6.Симонов     монастырь     (Место    упокоения     монахов-воинов
Пересвета и Осляби) г. Москва.
7. Донской монастырь г. Москва
8. Троице-Сергиевская лавра. Сергиев Посад.
9. Знаменский монастырь. г.Курск
10. Свято-Троицкий монастырь. г.Курск
11. Монастырь на Бородинском поле.
12. Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле.


Рецензии
Благодарю за интересную статью! Всех Вам благ!
С уважением и теплом, Людмила.

Жеглова Людмила Петровна   10.11.2013 00:36     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.