Высокий дух, его характеристика

“Потому что в нём, в Данииле… оказался высокий дух…” (Дан. 5:12).

Такой дух был у Даниила: “Потому что в нём, в Данииле… оказался высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы” (Дан. 5:12). В 6-й главе книги пророка Даниила  ещё раз упоминается, что “Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нём был высокий дух, и царь уже помышлял поставить его над всем царством” (Дан. 6:3). Зависть - крайне негативная эмоция, и одержимые ею сановники закулисно негодовали в связи с возвышением иудея, который был "на Фаворе" при прежнем вавилонском правительстве. Однако, персидские вельможи знали, что Даниил благочестив и неподкупен. Возбуждаемые низким, точнее низменным духом зависти, эти князья и сатрапы стали искать любой предлог для уничижения Даниила. Они пришли к царю Дарию и предложили ему для возвышения его царской власти и авторитета издать указ о месячном поклонении только ему одному. Коварные интриганы знали, что Даниил трижды в день молился своему Богу, и рассчитывали на конфликтную ситуацию. Прельстившись этим предложением, царь свой указ опрометчиво подписал, а злопыхатели потирали руки, злорадствуя по поводу расправы со своим конкурентом.

Ещё одну характеристику низкого духа следует отметить у этих завистливых карьеристов. Они исподтишка подсматривали за Даниилом, возможно, с помощью своих агентов-осведомителей. “Тогда эти люди подсмотрели и нашли Даниила молящимся…” (Дан. 6:11).
Подглядывание через замочную скважину свойственно для низких личностей. Однако халдейские князья не ограничивались только подглядыванием. Следующим этапом их мерзкого поведения было ябедничество или, как сегодня говорят, доносительство. Они не пошли к Даниилу, чтобы побеседовать с ним по-мужски о наболевшей проблеме, а явились с кляузой на аудиенцию к царю Дарию. В Библии написано: “Тогда… сказали царю, что Даниил… не обращает внимания ни на тебя, царь, ни на указ, тобою подписанный, но три раза в день молится своими молитвами” (Дан. 6:13). К слову, во времена диктатора Сталина аналогичные кляузники погубили многих своих ближних тем, что на них, как говорится, “настучали”, поскольку в те годы “скорость стука превышала скорость звука”. Впрочем, апостол Павел выражал озабоченность тем, чтобы ему по пришествии к коринфянам не найти у них “клевет, ябед” (2Кор. 12:20). Так что ябедники были всегда!

К сожалению, библейский Иосиф в возрасте 17 лет тоже имел подобную наклонность и, как Библия говорит, “доводил Иосиф худые о них (то есть о братьях своих) слухи до отца их”.  Иначе говоря, он был информатором о всех шаловливых проделках своих старших братьев, которые, естественно от подобного поведения были далеко не в восторге, и вознамерились проучить прыткого юношу. Разумеется, это наушничество не украшало Иосифа. Ему следовало бы прямо обличить их. За это бедняга поплатился и рвом и продажей в Египет. Благородством высокого духа отличался возмужавший Иосиф, одолев юношеский период, когда семнадцатилетним юношей он доносил худые слухи Иакову о братьях своих. Он понял, что не так ему надо было поступать: открыто обличая братьев, он, возможно, достиг бы их исправления. Пройдя курс духовного усовершенствования посредством страданий, он стал благородным человеком и снисходительно простил своим братьям уже их подлость.

Возвращаясь к Даниилу, следует обратить внимание на реакцию царя Дария на донос его губернаторов: «Царь, услышав это, сильно опечалился и положил в сердце своём спасти Даниила…» (Дан. 6:14).
Будучи человеком проницательным, он видел всю низость поведения этих мелких злопыхателей. По ложному обвинению Даниил был брошен в ров львиный. Однако «поднят был Даниил изо рва, и никакого повреждения не оказалось на нём» (Дан. 6:23). Что же стало с теми, которые бросали его “из князи да в грязи”? “И приказал царь, и приведены были те люди, которые обвиняли Даниила, и брошены в львиный ров… и они не достигли до дна рва, как львы овладели ими и сокрушили кости их” (Дан. 6:24). Так что не стоит рыть ямы другим. Манипуляторы, в конце концов, получили то, что заслужили! Такова участь всех духовных пигмеев!
Таким образом, о пророке Данииле есть свидетельство, что он имел «высокий дух» (Дан. 5:12; 6:3)мужества и мудрости. Противостоящие ему князья и сатрапы, как мы выше заметили, обнаружили низость духа, что выразилось в доносе их царю с целью уличить и опорочить Даниила. Однако, унижающий себя – возвысится. Так, Даниил, брошенный сначала «из князи да в грязи», позднее был реабилитирован, а его Бог прославлен.

Не сразу обрёл величие духа и Моисей. В начальной школе духовного воспитания он не выдержал экзамен по своему долготерпению и встал на защиту обиженного еврея. Моисей выбил дух из груди этого египтянина. Прошло некоторое время, и другой еврей низко и злопамятно упрекнул Моисея за тот проступок, концы которого Моисей пытался спрятать в воду, точнее, в песок. 
Следует заметить, что злопамятность и попрекание старыми грехами и ошибками является типичным признаком низости духа.
Высочайший образец высокого духа мы находим в лице самого Христа. Находясь в мучениях на кресте, Он, тем не менее, не упрекнул ничем ни одного из двух разбойников. Потому-то один из них, вглядываясь в черты совершенного Образа Иисуса Христа, увидел высокое благородство Небесного Царя.
Кстати, когда Моисей прошёл процесс духовного становления и усовершенствования своего характера, то, попав в другую экзаменационную ситуацию, он не пошёл на поводу у народа. А на предложение Бога отступить от израильского народа, и предоставить Ему возможность уничтожить его, Моисей стал благородно ходатайствовать о своих собратьях, самопожертвенно предлагая Богу лучше изгладить имя его, Моисея, из Книги Божьей, в которую Господь его вписал. Это – путь к славе.

Вспомним ещё раз, как ошибся Иосиф, когда пошёл по другому пути. Его доносы на братьев только вызывали ненависть и ожесточение последних. Кончилось это рвом и продажей юноши в Египет. Он потерял свободу. Пройдя долину плача и скорбей, Иосиф благородно простил своих братьев и покрыл любовью их злые поступки. Именно так поступают обладатели высокого духа.
Можно ли его потерять? Можно, к примеру, вследствие бесконтрольности и распущенности своего поведения, ибо «что город разрушенный без стен, то человек, не владеющий духом своим» (Пр. 25:28). Разумеется, если злопамятствовать, подличать, предавать, доносить, ябедничать. Ведь слава царей – исследовать дело, как говорится в той же книге Притчей Соломоновых, а слава Божья – покрывать тайной это дело.

Слава Богу, что в Данииле
оказался высокий дух!
В том распутном халдейском мире
он один не был сердцем глух.

Он мудрее был всех сатрапов
и разумнее всех князей:
враг ему неприятность стряпал –
он молился душою всей.

А когда по приказу свыше
он был брошен в звериный ров,
из болота «сухим» он вышел –
невредимым был среди львов.

Ну, а тех, кто интриговали,
распустив свои языки,
львы голодные разорвали,
без сомнения, на куски.

Для духовного в вере роста
надо к Богу направить слух.
Верность, мужество, благородство –
составляют высокий дух!


Рецензии