Из истории Масленицы
Со временем настоящая причина праздника была забыта, осталась лишь традиция - поедать блины в период окончания зимы и наступления весны.
Из Рима обычай празднования Маслендул перешёл в Константинополь, а оттуда был привезён на Русь князьями братьями Блинославом и Маслолюбом и их сестрой Сёмгой.
На Руси обычай празднования Маслендул, более известный как Масленица, быстро прижился и вскоре стал неотъемлемой частью славянской культуры. Так из былинного эпоса мы узнаём о богатыре Светофоре Семафорыче, съедавшем за один присест 500 блинов и запивавшем кадкой топлёного масла.
С середины XIII века Масленица становится общенародным торжеством. Именно к этому времени относится первое летописное упоминание о международном праздновании Масленицы, когда гостеприимные новгородцы пригласили на праздник своих соседей – немецких купцов-рыцарей Ганзейского Союза. Празднование, длившееся весь день, закончилось традиционным кулачным боем на льду Чудского озера. К масленичному же столу, в память об этой встрече, стали добавлять селёдку в горчичном соусе.
Время петровских преобразований не обошло и этот, ставший исконно русским, обычай. Борясь со всеми тяготеющими к старине обычаями, Пётр неоднократно пытался заменить русские блины голландскими вафлями. Чугунные сковороды изымались из крестьянских хозяйств, а взамен раздавались вафельницы. Поток внутренних иммигрантов двинулся из европейской России за Урал, что послужило к распространению Масленицы дальше на Восток. Против «масловеров» (так звучало их официальное название) посылались карательные экспедиции, но со смертью Петра гонения прекратились и Масленица вернулась в Первопрестольную. Следствием неудавшейся петровской реформы стал так называемый вафельный раскол, последователи которого до сих пор встречаются в губерниях Валдайской возвышенности, а по количеству адептов который стоит между молоканами и хлыстами.
Победоносное шествие Масленицы с Востока на Запад началось во время заграничного похода русской армии 1813 г., когда блины были принесены в Европу, где стали известны как креп-панкейки. Это период наивысшего расцвета масленичного обряда.
В годы революционного лихолетья Масленице пришлось опять оказаться в подполье. Считая выпечку блинов наследием старорежимного мракобесия, а масленичное гулянье – контрреволюционными выступлениями, Советская власть развернула активную борьбу с этим проявлением национального самосознания. Так, вместо блинов в организациях общепита выпекали «комухлебуды», что расшифровывалось как «коммунистический хлеб будущего». Само название Масленица было удалено из словарей и разговорной речи и заменено словом «политлетпомежвопница» (политическая летучка по международным вопросам).
Однако русский народ не желал забывать дедовы обычаи и бережно хранил атрибуты своего любимого праздника, такие как винопитие и мордобой, упражняясь в этом денно и нощно, передавая секреты мастерства от отцов к сыновьям.
С падением коммунизма и приходом перестройки и гласности, Масленица вновь стала гостьей наших домов и теперь любой, у кого конечно есть деньги, может принять участие в этом добром, весёлом и хлебосольном празднике.
Свидетельство о публикации №213092400282
А Вы не осмеливались?
Жаль...
Георгий.
Пашнёв 26.11.2016 22:43 Заявить о нарушении
Спасибо
Денис
Денис Налитов 26.11.2016 23:51 Заявить о нарушении
А мне и ТВзубоскальства хватает.
Ещё и тут?
Пашнёв 27.11.2016 00:24 Заявить о нарушении
Денис Налитов 27.11.2016 00:31 Заявить о нарушении