За двумя копилками
Смотря в очередной раз советские фильмы, увлекаешься не только качественным сюжетом, неувядающей внутренней красотой артистов, их мастерством. Сознание уже бежит впереди, но вдруг глаз фиксирует мельчайшую, ранее не замеченную детальку. И тут же old gold начинает играть новыми красками.
Уже обращал внимание на три фильма про приключения "неуловимых мстителей". Любовь зрителя к героям была столь велика, что говорили о продолжении. Реальная тема. Представьте их во времена Отечественной войны. А чем плохи они в роли защитников Белого Дома? Или борцами с современными жуликами и ворами? Это же круче атамана Бурнаша, Лютого и даже белогвардейской контрразведки.
Но вернемся от сценарных фантазий к деталькам тех кинолент. Почти одновременно с Кеосаяном на той же киностудии к созданию новых приступает другой наш знаменитый режиссер. Начинаются приключения другого киногероя-непоседливого Шурика, так похожего на современных хипстеров. А годами раньше "создатель" студента-чудака Гайдай снимает фильм "Пес Барбос и необычный кросс". Главными героями в картине, принятой зрителем на "ура", становятся отрицательные персонажи-Балбес, Бывалый и Трус.
А на киевской киностудии имени Довженко режиссер Виктор Иванов заканчивает съемку картины "За двумя зайцами". Очевидно, само время выводит на первый план "несоветского" героя: предприимчивую "тройцу", цирюльника Свирида Голохвостого. Но не только черта, так характерная для нынешних, объединяет их. Есть нечто, почти неуловимое, но так органично вписавшееся в историю советского кино.
Речь идет о этих самых, маленьких детальках. В гайдаевской "Операции "Ы" третья новелла начинается с базарной площади. Далеко ещё до китайской экспансии и перекупщиков с характерным акцентом. Прилавки заняты отечественной продукцией. Вицинский Трус предлагает неизбалованному широким ассортиментом советскому покупателю изделия местных мастеров: "Подходи, не скупись, покупай живопись!" За его спиной стройные ряды кошечек. Выручку от очередной сделки кооператор, не забывая о себе, тоже складывает в такую же копилку.
А вот сцена из фильма "За двумя зайцами". Тоже чем-то напоминающий современного хипстера, цирюльник Голохвастый приходит свататься к перспективной невесте Проне. А на приступке печи его встречает почти такая же, как и в "базарной сцене" кошечка. Вроде, деталька, малозначительная, но так вписывающаяся в общую канву. Когда создатель фильма ставит во главу угла не эти копилки, а нечто нематериальное, трудноуловимое, но более важное.
И как смешно на этом историческом фоне выглядит современная возня вокруг ещё даже не снятого фильма о Чайковском. Наша Дума, думающая со скорострельностью японского принтера, добавила в интригу свою ложку приправы. Все вдруг заговорили не о творчестве великого композитора, а о его личной жизни. Так и хочется пожелать нынешним, мучающимся. Ребята, возьмите старый фильм о Петре Ильиче, при помощи компьютерной графики вставьте туда волнующие Думу темы, да выдайте за свой. Правда, странными могут показаться взаимоотношения главного героя в исполнении гениального Смоктуновского и Алеши (Евгений Леонов), зато актуально для бомонда с истеблишментом. Какая уж там Ника, бери выше. Оскар обеспечен. Или можно снять новый, в котором Петр Ильич попадает в нынешний Большой и удивляется ценам на билеты. А потом встречается прилетевшим из Германии Филиным.
Ну а рядовому зрителю далеко от этих утех. Ему бы на фоне энергично развивающейся российской экономики свои копилки сберечь. Времена-то другие, быстрых, желательно иного окраса, денег. И копилки, так органично вписавшиеся маленькими детальками в старые киноленты, уже не актуальны. А вот Свирид Голохвастый в компании с Бывалым, Балбесом и Трусом- оно самое. Видите, опять один из них бегает по рядам, кнопки нажимает.
Свидетельство о публикации №213092400434
С уважением,
Владимир
Владимир Врубель 14.10.2013 18:37 Заявить о нарушении
Спасибо за отклик. Правда оговорюсь. В материале не упоминал конкретные современные персоналии. Знаете, времена. Не так давно Павел Гусев намекнул на актуальность языка Эзопа в освещении российской политики. Будем делать "фигу в кармане". Это бывает действенней открытого текста. Думать побуждает.
Евгений Садков 14.10.2013 19:04 Заявить о нарушении