10, 47 Босфор

                Утром 12 октября 2004 года после завтрака в корабельном ресторане я вышел на верхнюю палубу. Погода изменилась, и соответственно, изменился внешний вид окружающей среды. По небу плыли плоские серые тучи. Вода в Эгейском море приобрела неприглядный серый цвет, а лёгкий свежий ветер гнал по воде небольшие волны. Изредка накрапывал мелкий осенний дождь. Из корабельного бассейна выпущена вода и убраны шезлонги. Пассажирам сообщили, что в Чёрном море нас ожидает шторм в четыре балла.


                Паром «Жасмин» вошёл в длинный пролив, именуемый «Дарданеллы». В самом начале пролива на азиатском берегу находятся развалины знаменитой в исторической хронологии Трои. Троя была не столько торговым центром, сколько укрепрайоном, преграждающим агрессивным народам морской путь в центральную Европу. В настоящее время от Трои осталась только память, а на европейском и азиатском берегу пролива есть небольшие населённые пункты, возле которых видны виноградные плантации. На этих берегах нет ничего столь привлекательного, чтоб у меня появилось желание запечатлеть видеокамерой унылые пейзажи. У пассажиров настроение тоже было не праздничным – они медленно и вяло прогуливались по палубам в ожидании появления на горизонте Стамбула.


                В 11ч.00мин. наш паром приблизился к окраинам Стамбула и стал входить в пролив Босфор. Не снижая скорости, к парому причалил катер, а с катера на борт парома быстро перебрался лоцман. В проливе интенсивное движение морских судов, а в многочисленных узких заливах Босфора находится много причалов для пассажирских и грузовых судов. Небольшие турецкие суда, движущиеся от одного берега к другому, в нарушение всех морских инструкций, пересекали путь нашего парома в непосредственной близости, как бы, бросая парому рыцарскую перчатку. Паром подавал тревожные гудки, предупреждая о столкновении, но это только подзадоривало азиатов.


                Паром «Жасмин» находится в середине длинного каравана судов, движущихся в сторону Черного моря. Пролив медленно и неуклонно сужается, а городские постройки Стамбула становились ближе. Стамбул – прекраснейший город, а дождливая погода делает виды городских кварталов не столь привлекательными, какими они на самом деле есть. Красоту Стамбула, как и красоту художественного изделия, словами передать невозможно – Стамбул надо видеть.


                На крутом азиатском склоне берега Босфора среди густого лиственного леса редко стоят двух и трёхэтажные особняки из бордового кирпича. Бордово-красные человеческие гнёзда в лесу, листва которого уже была окрашена в осенние цвета, красиво вписались в пейзаж, дополняя красоту природы, а у самой кромки воды расположились городские здания красивой и неповторимой архитектуры. Узкая дорога с тротуаром зажата между красивыми зданиями и водою пролива. Кое-где на набережной есть небольшие арочные мосты над небольшими каналами, по которым на катере можно из пролива Босфор заплыть во двор и причалить к задней части здания. Я бы не отказался от длительного отдыха в этой части Стамбула.


                В конце пролива Босфор видна часть Чёрного моря, в котором бушует шторм, но в самом проливе вода спокойная. Здесь уже ширина пролива немногим более ста метров.


                Во втором часу пополудни наш паром вышел из пролива Босфор в Чёрное море. Сильный ветер, осенний дождь, и высокие волны прогнали пассажиров с палуб парома в каюты и по барам. Я тоже ушёл в каюту и был раздосадован тем, что забыл закрыть окно в каюте, а сильным ветром дождевую воду нагнало в каюту. Пришлось закрыть окно и приняться за уборку помещения. Хорошо, что постель не замочило, и горничная не видела последствия моей оплошности. Штормовой ветер гнал волны с северо-востока, которые с грохотом били в правую скулу парома, а моя каюта находится у левого борта парома, поэтому с моей стороны было относительно спокойно. Я уселся у окна и до поздней ночи смотрел на огромные волны за бортом и на грузовое судно, идущее параллельным курсом. Судно боролось с волнами, которые иногда перекатывались через его верхнюю палубу.


Рецензии