Когда упал занавес...
Фрау родилась в Минске за два года до начала войны. Когда война началась, ее отец ушел на фронт, а юная, девятнадцатилетняя мать, с ребенком уехала к родственникам в деревню.
Позже она перебралась в Вилейку, откуда в конце войны уехала на Запад. На мой недоуменный вопрос, почему именно в Вилейку, фрау не ответила, туманно пояснив, что, видимо, там легче было устроиться на работу
Ответ был, что называется, шит белыми нитками. Город Вилейка находится в Западной Белоруссии, которая до сентября 1939 года входила в состав Польши. Своим, "советским" он по сути еще не стал. К тому же, добираться до него надо было не один час и на перекладных, поскольку в оккупационное время никакой "официальный" транспорт туда не ходил.
Как и почему решилась на переезд совсем юная женщина, не убоявшись немцев? Перед войной она окончила курсы медсестер, и в деревне в ее услугах нуждались больше, чем в незнакомом чужом городе. Что погнало ее туда и как удалось ей не просто благополучно добраться до города, но даже выбраться из него на Запад?
Ответов от фрау на эти вопросы я не добилась. И только недавно, кажется, нашла их. На интересном российско-белорусском сайте "Историческая правда" я прочла статью под весьма длинным названием:"Коллаборационизм. 13-й белорусский полицейский батальон при СД".
Оказывается, весной 1943 года был сформирован белорусский батальон (по инициативе самих белорусов, пошедших на службу к фашистам) исключительно для борьбы с партизанами на территории Белоруссии. Командовал им немец, на остальных "руководящих" должностях были белорусы.
Постепенно его численность достигла почти тысячи человек. Поначалу они были одеты в форму СД, а потом, под занавес войны, весной 1944 года,- в форму СС, которому были переданы.
Против партизан они воевали на Витебщине, а также в регионе вокруг Минска. Как напишет позже в своих мемуарах один из организаторов этого батальона, батальон пользовался у населения чуть ли не любовью, им восхищались, для него устраивались... спектакли и вечеринки.
Осенью 1943 года часть батальона передислоцировали в Вилейку, где в 1944 году он получил приказ отходить вместе с немцами на Запад. А на исходе войны, пишет автор статьи Антон Блажнов, остатки батальона влились в создаваемую нацистами 30-ю дивизию СС.
Естественно, что, читая статью, я вспомнила историю, некогда рассказанную мне фрау из Германии. Мне кажется, что теперь вполне ясно, каким образом ее мать оказалась в Вилейке, а потом на Западе. Видимо, сумела найти себе в этом батальоне нового мужа, за которым и следовала вместе с ребенком "на всех этапах его пути".
Так они с матерью очутились в Германии и прижились там. У фрау был отчим и сводная сестра, родившаяся после войны.
Об отчиме она говорила, что он - русский, из бывших военнопленных, освобожденных американцами. Так ли это было на самом деле, Бог его знает. Может, тот, с кем она выехала, погиб, сражаясь вместе с эсэсовцами, а, может, нет, но переделал свою биографию на более "удобный" вариант.
Белорусские эмигранты, которые убежали на Запад вместе с фашистами, знали, что в Белоруссии их считают предателями, и старательно убеляли свои биографии, пытаясь выдать себя борцами за независимость "роднай Айчыны"(родного Отечества). Ведь они "дбали" (заботились) о том, чтобы в Белоруссии, пусть и под надзором немцев, открывались и работали школы на белорусском языке ( и они были открыты), выходили газеты на белорусском языке (и они выходили), да и в самом батальоне команды отдавались на белорусском языке.
То есть, они были предателями в советском понимании, "московском", а на самом деле они были борцами за независимость Белоруссии и внесли в ее обретение свой важный вклад.
Казалось бы, столь изощренное искажение истины не имеет шансов на успех, здесь, в Белоруссии, которая гордо носила звание республики-партизанки. Но... прижилась!
Как такое могло случиться? После распада СССР в бывших советских республиках возник идеологический вакуум. Все прошлое, связанное с коммунистическим режимом, отметалось с порога, подвергалось сомнению и оспариванию, в том числе и военные страницы истории.
Одна недоговоренность, одна ложь, одно искажение исторических фактов, на которые советские идеологи были великие мастера, заменялась другой, противоположной, не менее лживой.
Белорусские эмигранты, - а это главным образом те, кто служил немцам и драпанул с ними на Запад, успели к этому времени написать и издать немало книг воспоминаний, в которых они всячески охаивают ужасную советскую власть и превозносят себя как борцов с большевизмом и москалями.
И эти книги хлынули в независимую Беларусь, а потом и сами наиболее известные в эмиграции белорусы стали приезжать сюда, где их чуть ли не на руках носили оппозиционные, националистически настроенные политики.
Теперь уже не советские, а эмигрантские идеологи промывали мозги молодежи, и теперь, спустя два десятилетия, можно сказать,- промыли. Промыли до того, что даже гауляйтера Кубэ, которого считают палачом белорусского народа, сделали "другом" белорусов.
Главную лепту в это превращение внес убежавший на Запад вместе с фашистами "борец за независимость Беларуси" Юрий Туронок, которого белорусские историки, подающие себя как независимых, объективных исследователей, превознесли до небес. Дескать, это солидный историк, его книга о годах немецкой оккупации - серьезное и на редкость уникальное исследование, ведь о тех годах мы практически ничего не знаем...
Книга Туронка была издана в Беларуси, а несколько лет назад по ней был снят документальный фильм в трех сериях, в которых старый Туронок аж слюней брызжет от восторга, рассказывая, каким хорошим был Кубэ. Оказывается, он любил не только белорусов и был против репрессий против них, но даже был против репрессий ... евреев. Во всех злодеяниях виновато СС, оно и уничтожило вместе с чекистами (?) этого хорошего человека.
И эта чушь, выдаваемая за историческую правду, уже не раз демонстрировалась на телеканале Белсат, созданном в Польше "для Беларуси".
Но и в белорусских "независимых" СМИ часто появлялись и появляются публикации, которые пытаются убедить читателей, что немецкая оккупация была не столь страшна, как рисовали ее в советское время, что если бы не провокации Москвы, требовавшей развивать партизанское движение, не было бы ни репрессий со стороны немцев, ни сожженных деревень.
Партизанское движение всячески стало очерняться, и даже писатель Василь Быков отдал дань этой теме, написав несколько рассказов на эту тему.
Как мог фронтовик, признанный автор военной прозы, дойти до такого? Думаю, на него повлияла после распада СССР распространенная в России, а следом за ней и в Беларуси так называемая теория примирения. Надо забыть о прошлом, мы все -одна нация, и те, кто живет здесь, и те, кто вынуждено оказался за границей.
Но в этом вопросе между Россией и Беларусью - большая разница. Русская эмиграция была совсем другого качества, она вынуждена оказалась за пределами Родины, она была патриотична настолько, что когда фашисты напали на СССР, в подавляющем большинстве своем стали на сторону любимой Родины, хотя и ненавидели установленный там режим.
С ними и начали "примиряться",- людьми глубоко патриотичными, не только много пережившими, но и высокообразованными, чей опыт и знания могут помочь современной России.
Старая белорусская эмиграция - это в большинстве своем пособники немцев, взгляды их и их детей, которых они вывезли на Запад, ничуть не поменялись. Они как были антибольшевистскими, антироссийскими, разбавленные теорийками, что любое сотрудничество и с кем угодно, только на пользу независимости Беларуси, так и остались. И весь этот коктейль до сих пор вливается в сознание белорусам, и какая-то часть их, и не только молодых, с удовольствием его потребляет.
Опасность в Россию и Беларусь пришла не только, и, может, не столько от экономической разрухи, сколько от "разрухи" в голове. Стало чуть ли не стыдно чувствовать себя патриотом в прежнем, советском понимании этого слова, а вот патриотом-националистом,- пожалуйста. Это звучит даже гордо.
Живя за железным занавесом, люди хотели свободы, и чтобы никакой партком и комсомол не указывал тебе, как жить и что делать. Кто же теперь указывает или во всяком случае пытается указать, - да что там, навязать!- свое понимание "истинных ценностей"? Многочисленные западные "друзья", оживившиеся с приходом к власти Горбачева, и совсем ожившие и почувствовавшими себя на коне при Ельцине.
Слово "идеология" стало ругательным. В прежнем, советском понимании этого слова,- безусловно, оно заслуживает к себе такого отношения. Но можно ли строить страну, не будучи ее патриотом и постоянно ее охаивая, и беря "на вооружение" чужие истины и духовные, и нравственные ценности?
Совершенно ясно, что нет. Но некому было озаботиться этими вопросами, считая эту проблему не главной, а время катастрофически упущено. Уже выросло несколько поколений, зомбированных чужими идеями и чужой культурой. И даже тех, кто считает Гитлера героем и готов разделять его взгляды и идеологию.
Само такое явление не рассосется. В России какие-то попытки - бороться с ним - предпринимаются, хотя насколько они будут успешными, никто предсказать не может, слишком болезнь запущена.
В Беларуси и этого нет. Все заняты борьбой за власть:Лукашенко, чтобы удержаться в президентском кресле, оппозиция,- чтобы свергнуть его. И так происходит уже почти двадцать лет:все тот же Лукашенко и все те же в большинстве своем лидеры оппозиции, которые выстаивают свою вахту столько же лет, сколько он президенствует.
Третья сторона этих бесконечных отношений - Запад, Европа, которая то сердится на Лукашенко, то старается примириться с ним, а оппозиция то призывает к бойкоту Лукашенко, то к его снятию,- всё зависит от того, куда дует ветер, у кого гранты находятся.
Тут уже нет времени заниматься какими-то идеологическими проблемами, это вам не советское время, как человек хочет, он так и думает и поступает.
Что касается старых белорусских эмигрантов, то в последние годы они асе реже приезжают в Беларусь:уже и возраст не тот, а многие уже и умерли. Но о них "продвинутые" историки и литераторы не забывают, и один такой "интеллектуально" подготовленный журнал был целиком посвящен вопросам немецкой оккупации на Беларуси, показанной сугубо с положительной стороны.
Издали его в Польше, но таможенники конфисковали тираж при попытке провезти его в Беларусь, и отдали журнал на проверку специалистам, которые и вынесли вердикт о необъективном освещении событий тех лет.
Редактор журнала испугался, что на него заведут уголовное дело, и сбежал в Польшу. Но спустя пол-года, всё рассосалось:дело не завели, тираж журнала отдали обратно издателям, а редактор вернулся из "ссылки".
Что касается немецкой фрау, то до середины 90-х годов прошлого века она часто посещала Беларусь, будучи переводчицей в группе немцев, занимавшихся чернобыльскими проблемами. И даже ее мать однажды приезжала, у которой оказались еще живы ее деревенские родственники.
Более того, оказался жив и ее первый муж! Он прошел всю войну, после нее работал директором какого-то завода, женился и вырастил дочь, ставшую биологом. О первой семье он вспоминал но думал, что она погибла.
Конечно, появление старшей дочери, которая сумела его разыскать, было для него потрясением. К встрече с бывшей женой он, конечно, отнесся уже более спокойно, во всяком случае, внешне, поскольку заранее к ней подготовился.
По советским меркам, отец фрау жил довольно обеспеченно, однако и она, и ее мать не скрывали радости от того, что в свое время убежали из Советского Союза.
Что касается сводной сестры фрау, то она побывала в гостях у старшей дочери отца, однако желания - уехать жить на Запад, у нее не возникло.
Свидетельство о публикации №213092400996
Тамара Зажирило 25.09.2013 20:19 Заявить о нарушении