Бедуины топливо для священного костра аллаха

Пытаюсь мысленно представить события прошлого. Как следовало поступить Мухаммеду, которого избрал Аллах своим посредником, своим пророком? Положение его во сто крат было затруднительнее, чем у  иных пророков, живших и несших  слово божье до него. Все те пророки жили в обществе человеческом, исповедовавшем  одного Бога, и действия их определялись только появлением попыток уклоняться от исполнения основных пунктов завета. Мухаммеду предстоял совсем иной путь. Ему нужно было нести слово божье  в условиях многобожия. Метод принуждения тут исключался полно-стью, слишком низкий уровень человеческой иерархической лестницы занимал сорокалетний пророк. Был он одинок, без сторонников, в условиях постоянного противодействия. Иудейские пророки несли свою нелегкую ношу в гуще людей, не разрозненно живших, а объединяемых условиями жизни. Арабы, среди которых жил и проповедовал пророк, были в большинстве своем, кочевниками, приезжавшими в Мекку редко, только тогда, когда возникала острая нужда в пополнении предметов первой необходимости и продажи продуктов животноводства, которые  они производили. Люди, живущие на Востоке, имеют особенности своего уклада. Привыкшие к жизни в одиночестве, они не утратили желаний общения друг с другом. Собравшись временно все вместе, они не спешат выговориться. Жизнь не приучила к спешке. Одиночество  бытия вело к размышлению и осмысливанию. Что еще делать, когда от тебя на большом расстоянии ни души? Скот мирно пощипывает сочные зеленые травы по весне, либо тщательно размалывает крепкими плоскими зубами сухостой и колючки. Бедуин у шатра пьет медленными глоточками чай, с запахом мяты. Вода – священна в пустыне. Чего спешить, употребляя ее? Пусть рот получит  долю своего блаженства. Ведь желудок не подает никаких иных знаков, кроме чувства голода и сытости. Смотрит кочевник в глубину ночи, на покрывале которой рассыпаны крупные яркие звезды, думает: «А где же моя, та, что родилась с появлением меня на свет?» Ранним утром, когда воздух пустыни уже согреваясь, но еще сохранивший все запахи ее, приятно холодит кожу на груди распахнутого халата, смотрит кочевник вдаль, в то место, где воздух золотится, зорю розовую рождая. «Кто разбудил красавицу?  Кто заставил ее покинуть ложе свое и начать тормошить пребывающую еще во сне землю?» - думает сын пустыни, но не выпускает из взора своего па-сущихся овец и верблюдов.
Размышления в одиночестве приводят к появлению желания общения с подобными ему, чтобы самому о виденном рассказать другим, и таких же бродяг, как он послушать. Бедуин ничего не записывает, он – неграмотен. Но память цепкая, без которой в пустыне не проживешь, долго хранит в себе приобретенное, и не только у своих близких людей, но полученных от общения с другими  на-родами. Молчать и слушать, не перебивая, – важное приобретение кочевника. На Востоке научились слушать, долго подготавливаясь к этому. А, спрашивается, куда спешить? Все приятное следует растянуть во времени. Так и осмысливать легче, да и закладывать в память тоже. Пусть все уляжется в голове, пусть найдет  себе место достойное. Вот когда все услышанное в вести превращается, тогда – иное дело – их нести нужно быстро!  На востоке весть о караване значительно опережает его движение. Возможности влияния событий  намного быстрее осмысливаются, чем эти события сами развертываются. Важен путь накопления вестей. Соберутся бедуины, прибывшие в Мекку, сядут в кружок. Посредине круга – чайник с ароматным чаем, в руках пиала. Рот получает долю своего удовольствия, глаза – уже получили, пора и уши побаловать. Речь плывет медленно, слова в кружева связываются. Красивая, певучая, пересыпаемая со-бытиями религиозного характера, особенно ценится слушателями. Сегодня внимательно слушают Мухаммеда сына Абдаллаха. Речь красивая, но не совсем понятная. «О какой новой вере, он говорит? Разве они до этого не молись Аллаху? Но он – не единый из множества богов?» -  думает почти каждый второй бедуин.
Бедуин, он и есть – бедуин,
Вечный странник пустыни востока,
Лишь шатер, да свод неба над ним,
Звезд мерцание, крупных, далеких.

В Мекку прибыл, в ней много богов,
И не знает, какому молиться?
Каждый бог и могуч и суров.
Хоть в тумане не видны их лица.

Каждый требует денег и жертв,
На ремонт и строительство храма,
Только денег не хватит на всех,
Все смешалось с приходом Корана
Молчат слушатели, вслух мыслей не высказывая. Мухаммед обладает в минуты общения с людьми повышенной обостренной чувствительностью. Он доволен тем, что
его не перебивают, но по реакции слушателей трудно догадаться, понимают ли они, что Мухаммед не свои слова  говорит, а  Господа великого, милостивого, милосердного.
Аллахом создан мир, о чем тут говорить!
Осевши на земле, или по ней слоняясь,
И день, и ночь должны благодарить,
Главою до земли пред ним склоняясь.

Всего того, что вам дано,
Все может быть отобрано обратно.
Аллах велик, но вам не суждено,
Понять того, что Господу понятно.

К кому вы обращаетесь в беде,
Взывая со смирением и с тайной?
И где б вы только ни были, везде,
Ответ Аллаха будет не случайным.
Он слышит вас, его ответ               
Зависит от того, как служите вы вере,
Вам только нужно знать один ответ:
Аллах велик и добр сверх меры.

Богатство, бедность – все в его руках,
Об этом думайте всегда,
Богатство власть вам дал Аллах,
Оставит вас, и ждет беда!

Что требует от вас?
Ему внимать, благодарить и истово молиться,
Завесой спрятано, ударит час,
Когда вам следует на суд его явиться.

Всемилостив, он может быть, простит
Все то, что вы невольно натворили,
Но следует при жизни так себя вести,
Чтобы надежды на прощенье были.

В руках Аллаха милость,
Но нужно милость заслужить,
И верить Господу, чего бы ни случилось,
Служение Аллаху – ваша жизнь!
Прикрываю глаза веками, чтобы не мешали видению окружающего ушам моим, и слышу суры Корана. Как переубедить неверующих, чтобы они поверили тебе, как пророку, чтобы пошли за тобой? Как донести, чтобы слова Аллаха до сердец бесстрастных добрались?
Мухаммед должен был быть страстным в речах своих, убежденным в правоте своей, и не забывать при этом, что существует та грань, через которую переступить нельзя:
У каждого вера своя.
Когда поклоняетесь Богу,
Посулы чужие манят –
Благих пожеланий так много…
Но путь выбираешь один,
Путь добрых надежд и смирения,
И если Аллах – господин,
Тебя оставляют сомнения!
«Во имя Аллаха милостивого, милосердного! О, вы неверные! Я не стану поклоняться тому, кому вы будете поклоняться,- произносит слова суры Мухаммед и, прервав речь на мгновение, проверяя, какова будет реакция на обвинение их в неверии, и продолжает, видя, что лица бедуинов непроницаемы, - И вы не поклоняйтесь тому, чему я буду поклоняться!»
Реакция слушателей спокойна, они молчат, переваривая в головах смысл их. Опасаясь, что слушатели проявят негодование,  пророк заканчивает суру словами:
«У вас – ваша вера, и у меня – моя вера!»
Против такого заключения, едва ли найдутся возражения. Поняв, что все в порядке, Мухаммед продолжает говорит убежденно, внимательно следя за лицами слушающих:
«Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
Видел ли ты того,  кто ложью считает религию?..»
И против этого ни у кого из слушателей не может возникнуть возражений. Чтобы закрепить эти слова в сознании бедуинов, Мухаммед перечисляет тех, кто, безусловно, пользуется ложью: «Это ведь тот, кто отгоняет сироту и не побуждает накормить бедного.
Где же молящимся, которые  о молитве своей небрегут, которые лицемерят и отказывают в подаянии!»
Вкушая пищу, помнить надо
Про бедняков и про сирот
Несет еда тогда отраду,
Когда от скверны чистый рот.

Коль пища пред тобой чиста,
Тобою не забыты братья,
И будет жизнь твоя проста
И ждут волшебные объятья.
Нет уверенности, что слова суры усвоены. Возможно, что кто-то верит, а кто-то и нет. Всякому свое время! Терпение, убежденность сделают свое дело. Появятся сторонники, и будут они числом прирастать постоянно. Так уж устроен бедуин: долго думает, прежде чем принять решение. Но, приняв его, он уже не отступает.
Пророк успокоился. Жизни его пока ничто не угрожает. Но поменять направление речи необходимо. Но, как это сделать? Мухаммед твердо знает, что все произносимое им не принадлежит ему, слова приходят извне. Мухаммед убежден и предан тому, кто говорит так часто с ним. Он мысленно посылает сигнал Аллаху и получает от того такое же мысленное разрешение. Мухаммед усложняет речь свою. Он понимает, что сухая, без ярких жизненных примеров, обойтись нельзя. И он всякий раз их находит. Слова Аллаха идут к сердцам и ду-шам слушателей. Он отлично знает притчу о слоне и знает, что она знакома слушающим его. И он говорит:
«Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
Разве ты не видел, как поступил Господь твой с вла-дельцами слона?
Разве Он не обратил их козни в заблуждение?
И послал Он на них птиц стаями?
Бросали они в них камни из обожженной глины.
И сделал Он их точно нива со съеденными зернами.
Для подкрепления значимости деяний Аллаха, говорит Мухаммед о значимости знамений того в суре «Ясное знамение»:
«Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
Те, которые не веровали из людей писания и много-божников, не отделялись, пока ни пришло к ним ясное знамение.
Посланник от Аллаха, который читает очищенные свитки, в которых писания прямые.
И не разделялись те, которым было принесено писа-ние, иначе как после того, как пришло к ним ясное знамение.
И было им повелено
 только поклоняться Аллаху, очищая перед Ним религию, как ханифы, выстаивать молитву, приносить очищение. Это – вера прямоты!
Поистине, те из обладателей писания и многобожников, которые не уверовали,-  в огне геенны, - вечно пребывая там. Они – худшие из твари.
Поистине, те, которые уверовали и творили доброе, эти – лучшие из твари.
Воздаянием им у их Господа – сады Адна, где внизу текут реки, - для вечного пребывания там навсегда.
Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом.
Это – для тех, кто боится своего Господа».


Рецензии