50. В. Агошков. Река - глагол, река - колокол-3

50. В.Агошков. Река - глагол, река - колокол,

часть-3

Быстринка – это «большая стринка-стрелка»! Так что и по-тюркски ОКА – это «стрела», и по-славянски Быстринка – стрела! Ока – это и сук, и соха, и посох, и сохатая, и крюк, и паук. Все эти слова имеют один общий признак – УГОЛ!

Латышское САКА – развилка у дерева, в новоперсидском ШАК – ветка, сук, рог. Якуты назвали свою страну САХА, т. е. имеющая развилки, углы. В.И. Даль так объяснял слово «ССОКАТЬ»: ссукать, свить, скрутить, сдвоить… Ока – значит свитая, раскатанная..
.
ШАК=Шаково=Шахово. ШАК=шляк=шлях: дорога, то, что имеет развилку, разветвление, новое рождение…

Река Москва совместила в своём имени не только «реку- корову; но и «собаку-суку», и «свинью» (сравни: в древне-индийском «сукарас» – свинья), и, как заметил тот же С.К. Кузнецов, «медведицу». Интересно, что для одного народа слово «сукарас» значит собака-сука, для другого – свинья, для третьего «су+карас» – корова (см. общеславянское корва – «корова»).
 
Все эти «суки, курвы» с полулитературным намёком мы, порой, в пылу гнева обращаем на людей. Но стоит ли с оттенком недоброжелательности переносить «плодовитость» животных на самих себя, ведь это отрывает нас от предков, для которых рождение было святым делом! Из греческого языка к нам пришло слово «куриос» (господин), т.е. церковь!
 
Итак, реки в большинстве своём несут в своих названиях печать людских представлений об окружающей природе, об «углах» (гле), которые, как и животные, кормили их, поили. Упоминаемый нами В.Р. Арсеньев писал:
 
«До поры до времени для первобытного человека природа выступает... как дом родной: она и накормит, она и укроет... Звери и люди – древнейшие его персонажи. Боги – значительно более поздние... Сначала звери как равный и родственный социум в мире природы, потом – звероподобные и человекоподобные олицетворения, рождённые фантазией человека. Наконец, Бог – единое воплощение и олицетворение природы и людей, гарант мира, порядка, равновесия в природе, обществе, в системе их взаимодействия».
 
Мы бы добавили, что не только «звери и люди – древнейшие его персонажи, но и реки, «плодовитость» которых сравнивали с животными, с «углами, глой». В свете сказанного вспомним о «Солнце-царе Колаксае, имя которого так напоминает «гла»: (кола-гола-гла) и «царь» (из «ксай»). Таким образом, Колаксай – это «царь гла, царь угла; царь Глагола, действия, царь жизни»!

Не исключено, что и славяне, а вернее, праславяне знали о «пустоте гла», которая у них связывалась с Солнцем! Впрочем, солнце – это «соГЛнце», т. е. рождающая «ГЛА»! (сравни: взГЛяд, ГЛянец, соГЛЯдатай).

Что касается 22 основных элементов, то это могут быть буквы алфавита. Но эта тема, видимо, может увести нас в сторону, хотя мы уже писали стихи «о чертах и резах», о том, что алфавит рождён солнцем и горизонтом, речкой и пашней, и всем тем, что давало и даёт возможность жить и творить…

*

(С) В.И. Агошков.


Рецензии