Удвоенная реальность

                На протяжении многих веков, начиная с глубокой древности и вплоть до наших дней, человечество живет в мире удвоенной реальности. Я хочу сказать, что с момента начала мифологизации реальности, обожествления природы (пантеизм), далее,  с момента оформления теистических религий и вплоть до современной системы рационального разума и науки (как это кажется нам) человек постоянно выстраивает определенные идеальные модели бытия, самого себя и своего места в этом бытии.

                Не вступая здесь в обсуждения о первичности духа или материи, явным и неоспоримым фактом является то, что с возникновением, на определенном этапе развития, сознания, так называемый объективный мир навсегда потерял возможность находиться «сам в себе». Причиной падения данной монополии является возникновение «наблюдателя», но не просто наблюдателя, ведь природу, действительность может наблюдать и животное, а «наблюдатель сознающий», разумный, способный наделять бытие смыслом и ценностями. Если животное, наблюдая окружающую действительность, непосредственно включено в свой жизненный мир, а следовательно и все его органы, чувства, механизмы поведения являются лишь необходимым элементом и возможностью выживания. «Наблюдатель сознающий» воспринимает мир опосредованно, не всегда с привязкой к конкретным условиям и сиюминутной необходимостью.

                Дело в том, что с появлением сознания, мир начинает интерпретироваться, вставать в зависимость от той или иной точки зрения, будь она коллективной мифологией древнего племени, этноса, класса, той или иной цивилизации или мировоззрением отдельного человека, личности. Homo Sapiens никогда не находился вне процесса интерпретации, он всегда пытался осмыслить себя в мире, но для того чтобы осмыслить себя в мире, необходимо было сделать мир понятным. Естественно, человек не ставил себе определенной задачи: «найти свое место», видимо, самому сознанию имманентно присуща эта деятельность по выстраиванию гипотез и их последующей верификации.

                Первыми гипотезами, как раз и являлись мифы, или если быть точнее, мифологическое сознание. В нем, каждому природному явлению, социальному внутриплеменному и межплеменному взаимодействию было отведено свое четко очерченное место: боги (духи) олицетворяли природные явления; в социальном взаимодействии были явлены и установлены ритуалы, табу, которые являлись непререкаемым регулятором деятельности группы; также были явлены ритуалы воздействия на богов, духов (силы природы) с целью возможности ими управлять и предсказывать.

                В последующем, при переходе от пантеизма к теизму одна из основных целей религии также заключалась в том, чтобы объяснить человеку суть его бытия, но уже в более дифференцированных, тонких и возвышенных понятиях греха, возмездия, покаяния, бога, цели и смысла жизни. Человек жаждал знать свое предназначение. Теперь на место обожествленной природы, духов и богов встает единый Бог, Создатель, Творец. Люди, в данном понимании, являются творениями Бога, по той или иной причине (в зависимости от религиозной системы) от него отпавшие и ищущие к нему спасительный путь. На основании данных понятий возникают различные учреждения (церковь, братство, союзы и т.д.) и соответствующие им отправители священного культа (священники, жрецы, брахманы и т.д.)

                Отличие первого периода мифологизации от второго, заключается в том,  что в первом случае человек полностью отождествляет себя с окружающей действительностью, миром и мог его «контролировать», «увещевать», являлся его неотъемлемой частью. С приходом второго периода была проведена грань между миром горним, божественным, откуда мы пришли изначально и миром греховным, падшим, материальным (в зависимости от религиозных систем моменты взаимодействия Бога, человека и мира несколько варьируются).

                Во втором периоде материальная, природная жизнь во многом теряет свою сакральность, тайну и переносится в мир неосязаемый, духовный, сутью которого является общение человека с божеством, где человек через покаяние, веру и хорошие дела может вновь возвратиться к нему. Данный переход дает возможность человеку начать изучать мир с рациональной, практической точки зрения, устанавливать свое господство над миром, стать со-творцом самого бога. Так параллельно с религиозной верой начинает зарождаться научный критицизм, механицизм, объективизм и т.д. Начинают формироваться понятия субъекта и объекта.
С этого времени начинает вступать в свои права наука, которая, так или иначе, отвергает божественное происхождение бытия, на первое место выходит его материалистическое толкование. Суть данного мировоззрения заключается, как всем известно, в вечном существовании несотворенной материи, которая по определенным физическим законам имеет свойство самопреообразования и заключает в себе многочисленное, хотя, по всей вероятности, ограниченное количество вариантов компиляции материальных элементов. Отсюда вытекает, что и живая материя и сознание являются все лишь одним из таких сочетаний элементов.

                Тем не менее, с приходом научного знания, сущность бытия также не поддается расшифровке. Таким образом, возникают различные научные теории, школы, парадигмы, понятийный аппарат, отражающий ту или иную научную точку зрения. Сама наука становится настолько дифференцированной и противоречивой, что теряет возможность быть единым целым. Мы сталкиваемся здесь с тем, что «наука», в данном ее понимании,  лишь описывает мир, но не объясняет его.  Следовательно, никакая совокупность разрозненных научных знаний не приводит нас к целостному пониманию бытия и нашего места в нем.

                По сравнению со вторым, а тем более с первым этапом развития человека сознающего последний оказывается в раздробленном мире фактов подлежащих различной интерпретации и вовсе лишает какой-либо укорененности в мире. В полном смысле этого слова, человек остается наедине с собой, с обезличенным и обездушенным миром. При этом, человек, не удовлетворяясь таким положением, вновь стремится сакрализовать мир. Отсюда идет явление тоталитарных сект, оккультизма, спиритов и колдунов разных мастей.

                Из вышесказанного, можно сделать вывод: человек, на протяжении всего своего исторического существования удваивал действительность с целью сделать ее понятной: будь то древняя мифология, религия теизма, наука и неорелигиозные культы наших дней. Стоит также отметить, что различные виды культурной жизни, начиная с литературы, живописи, театра, кино и заканчивая интернетом, также являются инструментами создания второй реальности.

                Можно сказать, что в основе всех периодов развития человечества находится понятие мифа, интерпретации. В зависимости от того, какую мифологию мы выстраиваем, насколько отчетливо или искаженно интерпретируем мы бытие, насколько гармонично наш миф включен и взаимодействует с «миром в себе», в конечном счете, изменяя его, настолько оправданным, целесообразным становится наше существование, наше человеческое бытие.


Рецензии
Ваша статья - обо всем ничего.
"Из вышесказанного, можно сделать вывод: человек, на протяжении всего своего исторического существования удваивал действительность с целью сделать ее понятной: будь то древняя мифология, религия теизма, наука и неорелигиозные культы наших дней. Стоит также отметить, что различные виды культурной жизни, начиная с литературы, живописи, театра, кино и заканчивая интернетом, также являются инструментами создания второй реальности".
- Никакого удвоения (утроение и учетверение ещё забыли!) нет. Реальность одна - она вне нащего сознание, существовала до человека и будет существовать после него.
А воспринимая реальность человек воссоздает модели ее разной сложности и форм. Это не удвоение, а многообразие (калейдоскоп) отпечатков реальности.
Причем есть научные и не научные модели.

Алекс Савин   03.11.2013 16:02     Заявить о нарушении
Как ни крути, создание философских концепций, литературных и художественных произведений, фантазия и творчество как таковое, даже если оно и основывается изначальна на объективном материале, по завершению уже мало что имеет с источником и живет самостоятельной жизнью... не говоря уже о любимом нами Интеренте и компьютерных технологиях. Вспомните хотя бы фильм "Газонокосильщик" - это ли не иная реальность?
С уважением!

Николай Ульянов   04.11.2013 03:38   Заявить о нарушении
"Газонокосильщик" - не реальность, а фантазия режиссера. Фильм рассчитан на хорошие сборы.

Алекс Савин   04.11.2013 10:01   Заявить о нарушении