Макарий оренбургский

Кругом полыхал огонь. В маленькой, тесной баньке молились дети священника Макария Квиткина. Измученные голодом и унижениями они молили о спасении Бога и просили помощи и защиты у отца своего. Шёл 1934 год. Мать была в отъезде, а отца не было в живых уже более трёх лет.
Макария Квиткина расстреляли по доносу, как участника подпольной монархической попово-кулацкой контрреволюционной организации. На самом же деле всё преступление перед новой властью со стороны священника Серафимовской церкви состояло в том, что он не отрёкся от христианской веры, которую впитал буквально с молоком матери, т.к. родился в семье благочестивых родителей в г. Орске Оренбургской губернии. Как многие его сверстники, начальное образование Макарий получил в церковно-приходской школе, с малых лет посещал храм, пел в церковном хоре. Затем окончил четырёхклассное городское училище и в течение семи лет уже сам учительствовал в церковно-приходской школе. В 1904 году Макарий женился на благочестивой девице Евросинии. Через год у них родился первенец Сергий, затем дочери Ольга, Раиса и ещё два сына Владимир и Николай. Макарий Фёдорович Квиткин несмотря на многочисленные семейные заботы и нелёгкий учительский труд, не прекращал самообразование, к тому же дважды учился на педагогических курсах в Орске, а в 1905 году окончил епархиальные пастырские курсы в Оренбурге.
Через два года Макария Квиткина  назначают псаломщиком Александро - Невской церкви села Ново - Александровка. Затем Макарий Фёдорович дважды был на курсах против раскола и сект. Священнослужитель по призванию, он стал активным миссионером в Оренбургском крае. В 1913 году Макарий Квиткин был возведён в сан диакона и направлен для служения в село Бердяш Орского уезда. Потом было ещё несколько приходов. Незадолго до революции 1917 года Макарий Фёдорович был рукоположен во священный сан иерея. Вскоре родился второй сын. И в 1920 году Макарий с семьёй поселился в селе Первая Александровка. В начале служил в молитвенном доме, а в 1924 году построил небольшую деревянную церковь. Жизнь налаживалась: росла семья, креп авторитет молодого батюшки среди прихожан. Но уже через год сельскую церковь закрыли. И отец Макарий с семейством вынуждено переезжает в Оренбург.
 Осенью 1925 года священник Макарий Квиткин был определён в храм в честь Серафима Саровского, который находился в Форштадте, в районе современных улиц Чкалова и Уральской. Старший сын Макария пошёл по его стопам, служил архиерейским жезлоносцем и часто ездил с владыкой Дионисием по церквям и монастырям Оренбурга. У Макария и Евросинии Квиткиных было уже пятеро детей. Но ух счастливая жизнь скоро закончилась. Начиналось страшное время гонений на церковь и духовенство. Религия была объявлена "мракобесием" и "опиумом для народа". Чтобы добиться закрытия церкви, власти облагали приход непосильным налогом, который после выплаты увеличивался в разы. Вскоре большевики стали забирать серебро и золото, из которых были изготовлены священные сосуды, ризы, оклады икон и другие предметы "религиозного культа". Но даже после такого узаконенного грабежа приход закрыли в 1930 году, объяснив неуплатой налога.
Старший сын Квиткиных Сергий в то время служил псаломщиком в церкви села Чёрный Отрог и жил отдельно от родителей. Отец Макарий с супругою и четырьмя детьми ютился в малюсенькой бане, кое-как приспособленной для жилья. Дети спали кто на сундуке, кто на печке, кто на полу, т.к. банька состояла из одной маленькой комнатки.
Большинство прихожан, как могли, поддерживали опального батюшку и его семейство. Но были и такие, которые всячески издевались над попом и "поповскими выродками". Каждый раз, когда отец Макарий с детьми шёл в церковь на богослужение, их подкарауливали пионеры. Юные ленинцы, выкрикивая ругательства, забрасывали Квиткиных песком и камнями. Батюшка запрещал детям отвечать на подобные дикие выпады.
С тех самых пор как отец Макарий остался один в Свято-Серафимовском храме, представители новой власти начали буквально терроризировать священника, регулярно вызывая его в ГПУ. Большевики предложили батюшке публично отречься от Бога и священного сана, в замен обещая безбедную жизнь и должность директора в одной из школ. Когда же отец Макарий ответил категорическим отказом, безбожники вновь стали убеждать его, что только отречением возможно сохранить жизнь не только ему, но и детям. На что священник твёрдо изрёк, что смерти не боится, а детей вручает воле Божьей. Разумеется, подобного непокорства большевики не прощали.  Однажды холодной январской ночью в баньку, где проживал батюшка с семейством, ворвались с обыском. И хотя ничего криминального не нашли, отца Макария арестовали. Священник спокойно простился с женой и детьми, благословив их.
До 31 марта матушка со старшей дочерью Ольгой носили в тюрьму передачи. В этот день им даже посчастливилось увидеть Макария, которого, в числе других заключённых, из тюрьмы переводили в здание ГПУ. Больше батюшку никто никогда не видел. Родным выдали справку о его смерти, однако в выдаче тела грубо отказали.
На основании постановления "тройки" ПП ОГПУ СВК от 31 марта 1931 года за № 12/42571 по ст. 58 ч. 10-11 УК Макарий Фёдорович Квиткин и с ним ещё 32 человека были приговорены к высшей мере наказания - расстрелу. Казнили их в Вербное воскресение 5 апреля 1931 года.
Являя собой образец истинной веры, твёрдости духа и христианского смирения, Макарий Квиткин, сознательно идя на мученическую смерть, вверял судьбу детей своих Богу. Господь не оставил семью новомученника. Вдове и детям батюшки пришлось пройти через множество испытаний. Их нигде не брали на работу, лишили продовольственных карточек, как членов семьи "врага народа". Матушка распродала всё, что только можно было продать. От голодной смерти спасали обычные люди, которые, сами не доедая, тайком подкармливали семью убиенного священника. Несмотря на лишения, никто из семейства Квиткиных не отрёкся ни от веры в Бога, ни от отца своего. Наконец летом 1934 года второй дочери батюшки Раисе всё же удалось устроиться на работу, на огород при хозкоммунне, благодаря этому Квиткины запаслись на зиму сухой картофельной ботвой для растопки печи. Владимир и младший брат Коля, утопая в снегу, ходили в лес за хворостом. Однажды у них всё отобрали и чуть не убили.
Квиткины продолжали жить в маленькой баньке, рядом находилось коммунальное хозяйство, на территории которого вспыхнул склад с горючим. Пламя бушевало, искры летели во двор Квиткиных, весь заваленный сухой картофельной ботвой. Дома были одни дети. Они молились и случилось чудо - огонь не тронул их жилища. Вверяя Богу судьбу пятерых своих детей, Макарий Квиткин не сомневался, что Господь не оставит их своей милостью. Все дети батюшки выросли честными, верующими и благочестивыми людьми.
Имя Макария Квиткина, как не старались безбожники, не было забыто. Священномученник Макарий Оренбургский был канонизирован в 2000 году.
В Свято - Троицкой Симеоновской Обители Милосердия в 2001 году была построена часовня в честь священномученника.
В шестипрестольном соборе (уменьшенной копии взорванного в 1932 году Казанского Кафедрального собора) левый придел - священномученника Макария Оренбургского.
А 21 апреля 2007 года на Пасху была совершена первая литургия в храме священномученника Макария Оренбургского в селе Первая Александровка Саракташского района. Храм был построен на пожертвования В. А. Макарова.


Рецензии