Век сомнительных идей

(Авторы: Антон Кольцов и Александр Ляхов (http://vk.com/id6307593))

    Пять лет назад мы уже столкнулись с законом об экстремизме, ничтоже сумняшеся вписавшем в персоны нон грата наряду со скинхедами и футбольными фанатами готов и эмо, а также запрещавшем Хеллоуин и День святого Валентина (и любой маркетинг с символикой этих праздников) как "несоответствующие русской культуре". В паре областей этот закон даже какое-то время полностью исполнялся на уровне местной власти.
    Казалось бы, с чего это вдруг такие вполне невинные праздники вдруг предстали в глазах некоторых личностей откровенно бесовскими игрищами и рука уже начала выводить вполне резонный вердикт: «Запретить!»? Не стоит все списывать на советский образ мышления(хотя и он сыграл свою роль), - все дело в жуткой смеси обычного ханжества и вполне обычных перегибов на местах. Проще говоря, обжегшись на молоке, люди принялись дуть на воду. И причина всей этой свистопляски – «дело о мясе с картошкой»…
    Напомним, в чем было дело. Зимой 2008 года вся общественность Санкт-Петербурга была потрясена жестоким и варварским убийством 15-летней девочки Катерины Будучьян. По материалам следствия, девочка поссорилась со своими старшими друзьями, принадлежащими к готической субкультуре, вследствие чего была зверски убита. Убийцы утопили несчастную в ванной (по некоторым данным, предварительно изнасиловав), после чего съели часть бедра и некоторые другие части тела вместе с картофельным пюре. В ходе расследования молодые люди были признаны невменяемыми.
    Казалось бы, все уже давно расставлено по местам: убийцы получили заслуженное наказание и дело закрыто, но, тем не менее, в силу некомпетентных публикаций в СМИ дело приобретает другой оборот. Возникают разговоры о запрете готического движения, при этом аргументация основывается на уже приведенных выше стереотипах. К счастью, вся эта пена со временем стихает, но временами тема получает новое развитие благодаря продолжающимся необъективным и откровенно некомпетентным публикациям в СМИ. Горе-журналисты пишут перлы вроде: «Согласно выводам судебно-медицинской экспертизы, убийство Будучьян не носило ритуального характера, несмотря на принадлежность убийц к готическому движению». По сути дела, религиозные секты и готическое движение признавались равнозначными - основным признаком, отличавшим гота от нормальных, так сказать, людей, был ритуальный характер его действий. Подлил масла в огонь и сам убийца, Максим Головатских, заявивший в последнем слове на суде о своем творческом мировоззрении, желании писать стихи о мраке ночи и создании своей группы. Хорош стервец, ничего не скажешь.
   А теперь представьте себе среднестатистического обывателя, просто не могущего разобраться во всех хитросплетениях данного дела и вынесшего из всего этого только одно утверждение, один ничем не обоснованный тезис: «Гот=людоед!». И ничем не проймешь, ничем не докажешь откровенную бредовость подобных заявлений, поскольку дело освещалось преимущественно некомпетентными журналистами и никому даже в голову не пришло пригласить в качестве консультанта какого-нибудь эксперта по музыкальным субкультурам.
   Именно отсюда и растут корни подобных людоедских (вот ирония!) законопроектов, поскольку в основе их вполне понятное и простительное желание защитить своих кровиночек, самых дорогих людей от тлетворного влияния непонятных и загадочных субкультур. Никто не знает, что придет в голову странному субъекту с грязным и нечесаным хаером и с перевернутым крестом во всю грудь буквально через минуту после встречи его с мирным обывателем: черт его знает, ведь и смертоубийством все может окончиться и положат тебя в деревянный макинтош. Прибавьте ко всему этому деградацию определенных представителей муздвижений, и вы получите именно то, что пришло в голову многим вполне здоровым и адекватным личностям: запрет и полное искоренение музыкальных субкультур на территории РФ как чуждых отечественным традициям и общечеловеческой культуре.
    Кстати, о чуждости отечественным традициям. Как многим должно быть известно, тот запрет на американские праздники и молодёжные субкультуры формулировался чуждостью не просто отечественным, а ещё и православным традициям. Не зря же в народном обиходе в связи с политической ситуацией появилось дивное новое слово "неправославно" - сильные мира сего, хоть и иносказательно, пытаются всё объяснить сатанизмом и бесовщиной, порой не давая себе никакой возможности мыслить шире. Иногда в головах людей эти понятия, видимо, распространяются даже не столько на мрачное и непонятное, сколько вообще на всё нерусское. И объясняется все это опять же просто – дуем на все сосуды с жидкостями, дабы не найти приснопамятный кувшинчик с молоком.
   Годы тотального атеизма не прошли для нашей страны бесследно – тысячи разрушенных храмов и прочих святых мест, расколотое сознание тысяч людей и попытка заполнить образовавшийся духовный вакуум. Поэтому после отказа от атеистической «прививки» стало вполне логичным и понятным видеть тысячи людей, ринувшихся в храмы с целью духовного очищения и становления. Беда только в том, что на ровном месте никогда не построишь дом: недостаток духовного образования, личностная незрелость и нетерпимость к инакомыслящим способствовали возникновению некоей новой особенности нынешнего российского менталитета – ПГМ (или, попросту говоря, фанатизма и ханжества). В самом православном богословии, правда, говорится о «духовной прелести» - особом состоянии духовного заблуждения, когда человек не способен адекватно оценивать свой личностный рост и правильность своих поступков в рамках православной веры. Как видим, многих как раз и поразила эта прелесть…
 Тут впору упомянуть об оскорблении чувств верующих. Казалось бы: что плохого? Ведь каждый человек имеет право на собственные верования, идеалы и заблуждения, которые оскорблять вовсе не желательно. Но если копнуть глубже, то можно найти невидимую связь между этим положением и нападками на иностранную культуру. Всё чаще и сильнее проявляется православная пропаганда в нашей чудесной стране - вплоть до средних учебных заведений, куда приходит священник благословлять детей на ЕГЭ (что уже было с нашими знакомыми). Заметим сразу: мы ни в коем случае не против религии, уважаем верующих людей, спокойно и дружески живем рядом с ними, а DarkCity - ни в коем случае не антирелигиозное издание. Но тема религиозного ханжества и мракобесия сейчас настолько переплелась с нашей культурой, что не поговорить о них невозможно. Учитывая принятие нашими людьми всего за чистую монету и их нежелание копнуть глубже, многим коллективам на тяжёлой сцене придётся туго.
    И если так пойдёт дальше, то сложнее всего придётся музыкантам блэк-металлических групп, приезжающих в Россию (возможный реальный арест) и концертным промоутерам (возможная потеря огромной кучи денег). Только представьте: что будет, если органы правопорядка явятся, например, на концерт Behemoth, почитав перед этим о них в Интернете, и увидят рвущего Библию Нергала? Правильно - наверняка последует арест всех музыкантов группы, а в соответствии с изысканным русским менталитетом - заодно и всех посетителей концерта. И возможно, им для этого даже не понадобится прецедент с "бешеными готами", как пять лет назад. Подавляющему большинству не посвящённых в тяжмет невдомёк, что блэк-металлический перфоманс - всего лишь театр, не имеющий никакого отношения к реальному экстремизму, это своего рода художественное любование конкретной тематикой и атмосферой, а музыканты просто выражают своё мнение, никому его не навязывая - в отличие как раз от власть имущих, стремящихся во что бы то ни стало запрограммировать человека на нужные им понятия с самого детства.
Чем же это так страшно провинились, например, Rammstein, что их выступления вдруг вознамерились запретить? Кощунство? Богохульство? Пропаганда нетрадиционного секса? Да ладно вам, господи... Не нужно обладать большим умом, чтобы понять - даже без всяких переводов их текстов, - что Rammstein всего лишь стебутся над всем и вся и никого ни на что намеренно не наталкивают. . Если блэк - это художественная атмосфера, то знаменитые немцы - хоть и чёрный, но всё же юмор. Если его кто-то не любит - это проблема вкуса, если его кто-то не понимает - это проблема опыта, но вот если кто-то громко старается его запретить - это уже недалёкость ума, откровенная глупость и торжествующее ханжество. В интервью DC фронтмен Rotting Christ Сакис Толис назвал искусство "единственным безопасным убежищем для идей любого рода" - вот у нас это до конца не поймут, похоже, никогда.

VI.2013
© Антон Кольцов и Александр Ляхов
Печатная версия в DarkCity N 75 / 2013 г.


Рецензии