Глава 7. 5. Алмазный фонд СССР. 1968 год

 Предыдущая глава http://www.proza.ru/2013/06/28/807
  В этот день - 26 июня 1968г., я даже не предполагал, что после посещения Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Мемориального музея Пушкина на Пречистенке, я, случайно (или – нет?), буду в Алмазном фонде СССР. И увижу редкие по своей красоте и значимости творения рук человеческих из драгоценных металлов и знаменитых  и самых дорогих самоцветов.
Все запланированное на этот день я выполнил. Решил заехать- зайти в Кремль (у меня был «пропуск» в кармане в виде билета в Оружейную палату на 27 июня) и меня пропустили, но, через Боровицкие ворота.
 
Прогулялся по Александровскому парку от Кутафьей башни до Боровицкой, и вышел прямо к зданию Оружейной палаты. Этот поход я совершил, чтобы уточнить: куда и каким маршрутом, мне завтра, прийти вовремя (указано время посещения)  на экскурсию в Оружейную палату. А если повезет, то может, и сейчас меня пропустят: как командировочного.
Вход в Оружейную палату находится по центру фасада нового здания Оружейной палаты. Здание построено в 1851 году на месте «Конюшенного приказа». Старое здание Оружейной палаты, что у Троицких ворот было отдано под казармы.

Чуть выше от входа стояла группа явно экскурсионного вида. Я подошел и у двух молодых женщин спросил, не могу ли я присоединиться к ним для посещения Оружейной палаты. Они мне ответили, что они ждут начала «сеанса» в «Алмазном фонде СССР», который состоится через четверть часа. У меня дыхание «остановилось»: в Алмазный фонд!!! Нужно попытаться!
 Расспросил о порядке посещения, где можно приобрести билет и прочее. Ответили, что посетить выставку можно только по записи на предприятиях. Их группа из подмосковного  «энского» завода.
В таком случае всегда следует вопрос, а есть ли лишний билетик. Они переглянулись: «Ждем Сережу. Если он не прейдет, то….».
Я «замер» возле них. Моля Бога, чтобы «сережа» не появлялся сегодня.

Меня услышали! http://www.proza.ru/2012/12/17/1366  http://www.youtube.com/watch?v=k94HEUp-2Ec
И через пятнадцать минут я, оставив в камере хранения все, что было у меня в руках, пройдя через контрольную «рамку» металлоискателя, мимо вооруженного автоматом-калашом часового, с трепетом заходил в небольшой удлиненный «зальчик», двумя витринами вдоль зала, без окон, с дверью на входе и дверью у противоположной стены.
Нас сопровождал молчаливый работник музея в гражданской форме. Он замыкал нашу группу и оставался на этой позиции все время нашего пребывания в залах фонда. Из двери в конце зала вышел молодой человек, представился экскурсоводом. Экскурсия началась.
Мы находились в Историческом зале фонда, как его называют теперь, в котором в левой и правой витрине в свете скрытого электроосвещения таинственно сверкали самоцветами и золотым блеском царские драгоценности, но принадлежащие  государству, а не монархии, из бывшего хранилища государственных регалий, созданного по указу Петра Первого: государственные регалии, орденские знаки, парадные ювелирные украшения.
Экскурсовод примерно в таком порядке и повел свой рассказ об этих уникальных экспонатах. Отдельно выделил особую группу экспонатов, и по ходу рассказа - показа, останавливался  возле каждого: «Семь исторических камней Алмазного фонда». Их еще называют  «Семь чудес Алмазного фонда». Рассказ велся в сдержанной форме, но с упоминанием «беспредела», который устраивала монархия.
Примерно так: «В пышных убранствах царских дворов веками накапливались крупнейшие богатства самоцветов и золота. Повелители стран старались превзойти друг друга пышностью и блеском своих чертогов и одежды, украшая их сверкающими алмазами и пестрыми самоцветами.
Войнами и угнетением трудового народа создавались эти богатства, и о многих тяжелых страданиях рассказывает нам их история, освещающая самовластие и тщеславие властителей».

 Я поведу свое повествование в том ключе, которым я  обычно «открываю» свою память и те личные впечатления от наиболее запомнившегося: «избранного»…

Из царских регалий  фонд владеет уникальным собранием: корона большая, корона малая, скипетр, держава, пряжка парадной мантии. http://www.proza.ru/2013/09/27/1278

Большая императорская корона.
 http://www.proza.ru/2013/01/11/1151
Имперская регалия с 1762 до 1917 г.
Использованы материалы — серебро, золото, бриллианты, жемчуг, шпинель.
Мастера оправили в серебро 4936 бриллиантов весом в 2858 карат. Сверкание бриллиантового кружева подчеркнуто двумя рядами крупных матовых жемчужин, всего 75 штук, общей массой 763 карата. Высота короны с крестом 27,5 см. Длина нижней окружности — 64 см. Масса короны — 1993,80 грамм.               
В верхней части большой короны, сверкает замечательный алый камень. Это красивая шпинель, весящая 398,72 карата.
(Для интересующихся минералогией: Шпинель - сложный оксид магния и алюминия MgAl2O4. Сингония кубическая, тексаоктаэдрический класс симметрии m3m (4/m 3 2/m). Пространственная группа Fd3m. Раньше шпинель относили к «алюминатам», но выяснилось, что кристаллическая структура этого минерала соответствует структуре окислов).
 Это редчайший темно-красный камень исключительной чистоты и прозрачности, своеобразной восточной огранки, который только немного подшлифован из-за неровностей поверхности и желания сохранить ее неправильные внешние очертания.
Один из семи исторических камней Алмазного фонда.
Императорская корона изготовлена придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины Второй в 1762 году. Корона создана в рекордно короткий срок — всего за два месяца.
Руководил работой по созданию короны ювелир Г.-Ф. Экарт. Он создал эскиз и каркас. Подбором бриллиантов занимался И. Позье.
Уникальный памятник ювелирного искусства был отреставрирован в 1984 году. Главный художник В. Г. Ситников, ювелиры — В. В. Николаев, Г. Ф. Алексахин. Время реставрационных работ - 454 часа.
Сегодня Большая Императорская корона является символом Алмазного фонда России.

Императорский скипетр.
 http://www.proza.ru/2013/01/25/1462
Скипетр был изготовлен в начале 1770-х годов для императрицы Екатерины II Великой. Использованные материалы — золото, бриллиант «Орлов», другие бриллианты, серебро, эмаль.
Длина скипетра - 59,5 см.
Гладко отшлифованная золотая поверхность скипетра перехвачена восемью бриллиантовыми ободками, ручка прочеканена каннелюрами (вертикальными желобками), усиливающими игру светотени.
Скипетр завершает литой золотой двуглавый орёл - герб Российской империи, украшенный чёрной эмалью и бриллиантами.
Парадность этой эмблемы монархической власти усилил роскошный алмаз «Орлов», украсивший скипетр в 1774 г. Это второй Исторический камень Алмазного фонда.

Алмаз ОРЛОВ
http://www.proza.ru/2013/01/25/1474
      «Бриллиант "Орлов" - самый ценный и знаменитый из семи исторических камней Алмазного фонда. С 1784 года он украшает Императорский скипетр Екатерины Великой. Это восхитительный камень необычной формы, ограненный в виде индийской розы, имеющий 180 граней и вес 189,62 каратов. Согласно легенде, алмаз "Орлов" представляет собой обработанный природный осколок огромного кристалла весом в 400 карат, а по другой версии первоначальный вес алмаза снизился с 400 до 189,62 каратов после его огранки в бриллиант.

Интересна непростая история этого дивного камня, который считается самым крупным алмазом, добытым в Индии. Первым его владельцем стал Джехан Шах - потомок великой династии Моголов. Следует отметить, что алмаз Великий Могол, который также принадлежал Джехан Шаху, и который был впоследствии утерян, нередко связывают с алмазом Орлов, и есть версия, что эти два алмаза - на самом деле один и тот же камень. Так это или нет в точности не известно. Найденный  в Индии в начале XVII века, прежде чем попасть в Россию, он поменял нескольких владельцев. История камня загадочна, и историки расходятся во мнениях. По одной из версий, он был вправлен в статую Шивы в знаменитом храме Серингапатама, но оттуда его похитил французский солдат, который затем продал камень английскому капитану, а тот - торговцу-еврею, от которого и получил его позднее граф Орлов. По другой версии, алмаз был украден из трона шаха Надира, в который был вправлен, и пройдя через несколько рук попал к армянскому купцу Лазареву, от которого и получил камень Орлов. Сперва, исходя из легенды, этот камень имел название "Дерианур" и украшал голову индийского идола. Легенда рассказывает, что этот алмаз служил глазом для статуи Брахмы в храме Серингапатама (шт. Майсур), и именно оттуда его в начале XVIII века похитил французский солдат. По другой версии алмаз был украден из трона персидского Надир-Шаха после его гибели в 1747 году. В 1768 г. камень был куплен в Амстердаме русским графом Григорием Орловым за 400 000 золотых рублей в подарок Екатерине Великой, - в 1773 году он был преподнесён Орловым Екатерине II в день её именин. Императрица повелела вставить камень в свой золотой скипетр. В знак благодарности Екатерина дала алмазу имя своего верного подданного. Алмаз "Орлов" представляет собой кристально чистый прозрачный камень, слегка отливающий зеленовато-голубоватым оттенком. Величиной и формой с половину куриного яйца, вставленный в императорский скипетр, он является одним из наиболее известных экспонатов Алмазного фонда».

 Екатерина II с коронационными регалиями. Императрица в правой руке держит Скипетр.  Но не новый с алмазом ОРЛОВ, а старый скипетр XVII века.
Портрет Алексея Антропова 1765 г. http://www.proza.ru/2013/09/27/1269

ДЕРЖАВА ИМПЕРАТОРСКАЯ
http://www.proza.ru/2013/04/06/1257
Золото, бриллианты, сапфир (200 каратов), алмаз (46,92 карата), серебро
Высота с крестом 24 см Длина окружности шара 48 см. 1762 год.
При подготовке к коронации Екатерины II только за две недели до знаменательного события вспомнили о державе, и тут выяснилось, что драгоценные камни с державы императрицы Елизаветы Петровны давно сняты, а золото – «пущено в дело». В необычайно короткий срок придворным ювелиром Г.-Ф. Экартом была выполнена новая держава.
В виде небольшого шара с безукоризненно отполированной золотой поверхностью, на невысоком профилированном основании держава производила впечатление роскошного изделия благодаря усыпанным бриллиантами пояску и полуобручу с крестом наверху. Эти бриллиантовые гирлянды взяты прямо с платья Екатерины.
В начале 70-х годов XVIII века держава была украшена двумя камнями, изменившими её общий вид. Между ажурным бриллиантовым крестом и полуобручем был помещён в окружении бриллиантов огромный сапфир весом 200 каратов, а на месте соединения полуобруча с пояском – крупный алмаз весом 46,92 карата, совершенно чистый камень с синеватым отливом.

Императрица Екатерина II в Большой императорской короне, державой и скипетром XVII века.
        Художник:  Виргилиус Эриксен (1722–1782)http://www.proza.ru/2013/09/27/1292

Малая Императорская корона
http://www.proza.ru/2013/01/11/1141
  Серебро, бриллианты. Высота с крестом 13 см.
 1801 год. Мастер Л.Дюваль.
 Малая императорская корона была изготовлена в 1856 году по образцу Большой императорской короны придворным ювелиром Зефтигеном для коронации супруги императора Александра Второго - императрицы Марии Александровны.
 В короне 1393 бриллианта, общим весом 586,92 карата, а также 2167 бриллиантов огранки роза, серебра 256,96 г, золота 2,26 г.
Корона реставрирована ювелирами ГОХРАНА в 1984-85 гг. Сейчас представлена на выставке ГОХРАНА "Алмазный фонд России" в Московском кремле в здании Оружейной палаты.
Из Викиредии:
«Малая императорская корона представляет собой уникальное произведение ювелирного искусства, которое было создано для того, чтобы осуществить коронацию супруги Александра II – Марии Александровны. Ювелир Зефтиген, изготовил эту уникальную корону в 1856 году по эскизам сделанным Л. Д. Дювалем еще в 1797 году.
Какие материалы использовались для создания малой императорской  короны? Это было в основном серебро и немного золота. Из драгоценных камней были выбраны алмазы. Для того, чтобы изготовить корону понадобилось 1393 бриллианта, общим весом 586,92 карата, а также 2167 алмазов, ограненных огранкой роза, несмотря на такое большое количество, вес алмазов составил 9 карат. На изготовление малой короны ушло 256,96 граммов серебра и 2,26 граммов золота.
В общем корона весила 378,39 граммов, а высота ее всего 13 см. Диаметр нижней части малой короны российской империи составил всего 12 см. Чтобы она держалась на голове, ее прикрепляли к прическе специальной шпилькой. По своей форме малая императорская корона напоминает большую корону российской империи, украшенную благородной шпинелью. Поражает своей красотой бриллиантовое кружево в серебряной оправе.
По сведениям историков малая императорская корона являлась личной собственностью императрицы, в отличие от других предметов подобного рода.
Интересно, что в 1984 году в государственном хранилище ценностей СССР была выполнена реставрация малой императорской короны. Этой работой были заняты главный художник В. Г. Ситников, а также ювелиры Б.В. Иванов и Г. Ф. Алексахин».

Большая пряжка – аграф
http://www.proza.ru/2013/05/06/1436
Бриллианты серебро. Длина 25 см, ширина от 8 до 11 см 1750-е годы.Мастер И. Позье.
Этой пряжкой скреплялись в дни торжеств коронационные мантии, подбитые горностаем.
«Большая пряжка-аграф – одна из драгоценностей, которые принадлежали монархам Российской Империи. Принадлежала эта пряжка императрице – Елизавете Петровне, которая, равно, как и другие правители носили ее в качестве застежки для горностаевой мантии.
Эта пряжка была изготовлена в 1750-е годы. Ее изготовлением  занимался знаменитый ювелир И. Позье. Он же изготовил знаменитую Большую корону российской империи. Справедливости ради, стоит отметить, что в отношении мастера, который занимался изготовлением пряжки, существуют определенные неясности. По некоторым предположениям это были мастера Ж.А Дюбюлон и М.И. Ратцев.
Длина роскошной пряжки-аграф составляет 25 см., а ширина 11 см. В качестве формы для пряжки ювелир выбрал форму банта. Этот бант состоит из трех ветвей, усыпанных бриллиантами. Благодаря искусному переплетению эти ветви, хотя и довольно массивны, смотрятся легкими и воздушными. Легкость придают небольшие цветочки, которые разбросаны на тоненьких стебельках между ветвями. В изделии мастер сочетал самые различные ограненные бриллиантовой огранкой алмазы.
Сколько драгоценных камней понадобилось для того, чтобы изготовить такую пряжку и какие драгоценные металлы использовались? Для изготовления пряжки ювелиры использовали традиционные драгоценные металлы – золото и серебро. На все изделие понадобилось 20 грамм золота и 319,34 грамма серебра. А в качестве украшения были выбраны бриллианты. Их понадобилось 805 штук. Общий вес этих бриллиантов составил 475,44 карата.
Это уникальное ювелирное украшение было отреставрировано в 1984 году, наряду с другими царскими регалиями, такими как императорский скипетр, императорская держава, малая императорская корона и другими». (Из Википедии).

 
Набор царских регалий для коронации: Малая Императорская корона, Большая Императорская корона, Скипетр, Держава, Орден Андрея Первозванного ( цепь орденская со знаком ордена, звезда), мантия, знамя…http://www.proza.ru/2013/09/27/1318


Орден Святого Андрея Первозванногоhttp://www.proza.ru/2013/09/27/1339
            
 Звено цепи ордена  св. Андрея Первозванного с вензелем Петра Первого         
 http://www.proza.ru/2013/05/06/1411
 «Орден Андрея Первозванного единственные из всех русских орденов имел цепь. В особо торжественных случаях в дни орденских праздников кавалеры ордена носили крест на золотой цепи. К концу XVIII в. цепь ордена Андрея Первозванного, украшенная глухой и прозрачной эмалью, состояла из чередующихся звеньев трех видов: двуглавых орлов, картушей, обрамленных арматурой с вензелем Петра I, и розеток с Андреевскими крестами на фоне золотых полосок. Цепь всегда начиналась и заканчивалась двуглавым орлом.
  На звезде, как и на других знаках ордена, на протяжении всего столетия варьировались отдельные детали. Так, в конце XVIII в. косой крест на звезде был заменен  озображенеем двуглавого орла с андреевском крестом на груде, с молниями и венками в лапах».
На фото:  Знаки ордена принадлежат императору Александру I, цепь - его жене императрице Марии Федоровне.
«Самым ранним упоминанием о первом российском ордене является следующая запись 1699 года в «Дневнике» Иоанна Георга Корба, секретаря австрийского посольства в России: «Его Царское Величество учредил орден святого Андрея Апостола». К моменту появления российского ордена Андрея Первозванного практически во всех европейских государствах имелись собственные наградные ордена, и некоторые из них насчитывали уже сотни лет своей истории.
 Первые знаки ордена Святого Андрея Первозванного до лета 1709 года, то есть до Полтавской битвы, изготавливались в виде косого Андреевского креста, покрытого синей финифтью с золотой каймой.
Правда в 1706 году лично для Петра I был сделан пробный орденский знак в виде двуглавого орла, на груди которого помещался Андреевский крест. На кресте изображалась фигура первого из апостолов, «коего Христос от рыболовного дела к апостольскому призвал». Выбор именно этого апостола был связан и с летописным преданием о его путешествии по землям, на которых впоследствии сложилось Русское государство.
 На концах креста помещались латинские буквы вверху — «S» и «A» (Святой Андрей), внизу — «P» и «R» (Покровитель России). В перекрестье помещался такой же крест, но меньшего размера, а на его золотом фоне изображался распятый Святой Андрей. Сверху орденский знак увенчивала российская корона XVII века с ушками, чтобы его можно было подвешивать к орденской цепи или ленте. Крест ордена Андрея Первозванного прикреплялся к широкой голубой ленте, которую носили через правое плечо, а в торжественных случаях — на золотой, покрытой разноцветными эмалями цепи на груди. Цепь состояла из чередующихся звеньев с особыми символическими изображениями на каждом из них: двуглавого орла, Андреевского креста в лучезарном сиянии, синего картуша с двумя перекрещенными латинскими буквами «P» — вензеля Петра I. Вензель увенчивала красная корона, а по краям украшала военная атрибутика.
 К кресту прилагалась большая восьмиугольная (шитая золотом) звезда, которую носили на левой стороне мундира. Звезда имела круглый центральный медальон, в котором тоже помещалось изображение Андреевского креста, а по кругу шла надпись, воспроизводящая девиз ордена: «За веру и верность».
 Проект устава ордена Андрея Первозванного, который почти три десятилетия оставался единственным русским орденом, составлялся при непосредственном участии Петра I. В главе «О кавалерах» определялось, за что должна выдаваться эта награда: «В воздаяние и награждение одним за верность, храбрость и разные нам и Отечеству оказанные услуги; а другим — для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям».

 
Знак  ордена св. Андрея Первозванного, начало XVIII в.
Золото, бриллианты, эмаль, муаровая лента.
Алмазный фонд.http://www.proza.ru/2013/04/06/1276

 Высшая награда России— орден св. Андрея Первозванного, учрежденный Петром I в 1698г.
  Первоначальных знаков не сохранилось. Один из ранних знаков ордена Андрея Первозванного из собрания Алмазного фонда относится к началу XVIII в. Знак — золотой, довольно массивный, выложен сплошь из крупных бриллиантов и алмазов в высоких глухих кастах. Он представляет собой косой крест с буквами «S" и «А» на верхних концах, означающих «святой Андрей», с накладной литой фигуркой распятого святого, украшенного эмалью. Крест наложен на двуглавого орла, увенчанного короной. На оборотной стороне знака, покрытого черной эмалью на белой эмалевой ленте, девиз - "Зa Веру и Верность". Крест носили на голубой муаровой ленте.
 Возможно, этот знак ордена Андрея Первозванного принадлежал ее основателю - Петру I.  Окончательно вид креста, как и других знаков этого ордена, был узаконен в конце XVIII в. при Павле I. Бриллиантовые украшения стали составлять высшую степень ордена.


Другие ордена и почетные знаки в Алмазном фонде.

Знак Ордена Золотого руна
http://www.proza.ru/2013/05/06/1394

 
Знаком Ордена является изображение похищенного аргонавтами в Колхиде золотого руна, висящего на цепи из 28 звеньев.
Рыцарский орден, учрежденный Филиппом III Добрым, герцогом Бургундским, в 1430 году, в день своей свадьбы с принцессой Изабеллой Португальской. Династический орден, одна из самых древних и почётных наград Европы. Статут ордена существует по сей день в двух ветвях (испанской и австрийской) и награждать испанской ветвью имеет право король Испании Хуан Карлос I, а австрийской — старший сын Отто фон Габсбурга.
Почему Филипп выбрал мифологическое овечье руно в качестве символа ордена, неизвестно. Согласно некоторым версиям, как знак богатства, принесённого торговлей шерстью во Фландрии, или путешествие аргонавтов на восток воспринималось как параллель крестовому походу против турок (то есть новый поход аргонавтов), в который мечтал отправиться Филипп, и т. д.
 Согласно другой версии, орден был назван по мотивам семейной легенды: один из предков Филиппа когда-то повторил путь аргонавта Ясона, попал в плен в Колхиде (Мингрелии), а затем бежал.
Кроме того, следует учитывать трактовку образ золотого руна с точки зрения символики: «овца является олицетворением невинности, а золото трактуется как образ высшей духовности, поход аргонавтов за золотым руном понимается как обретение величия духа посредством очищения души».

 Знак ордена Святой Екатерины
http://www.proza.ru/2013/05/06/1403
 "Высший женский орден св. Екатерины учрежден в 1714 г., он имел две степени.
   Знак ордена — большой овальный медальон в оправе из бриллиантов с живописным изображением сидящей святой Екатерины с крестом и пальмовой ветвью в руках. Между концами креста латинские буквы «DSFR», означающие «Господи, спаси царя». На оборотной стороне медальона изображение орлиного гнезда на скале, у подножия которой два орла истребляют змей, и латинская надпись, прославляющая Екатерину I: «Трудами сравнивается с супругом».

  Знак ордена носили на банте с девизом «За Любовь и Отечество», закрепленным на красной муаровой ленте с серебряной каймою. К старшей степени ордена принадлежала звезда с изображением в центре креста на полукружии — части колеса (орудие пыток и мучений) и девизом ордена".
Сайт фонда.
История ордена (Из Википедии)
Орден Святой Великомученицы Екатерины (или орден Освобождения) — орден Российской империи для награждения великих княгинь и дам высшего света, формально второй по старшинству в иерархии наград с 1714 до 1917 года.
В 1713 году Пётр I в честь достойного поведения своей супруги Екатерины Алексеевны во время неудачного для него Прутского похода 1711 года учредил орден по имени мученицы Святой Екатерины. Первоначально он назывался орденом Освобождения и предназначался только Екатерине. В том походе русская армия была окружена турецким войском, и Екатерина по легенде пожертвовала все свои драгоценности на подкуп турецкого командующего Мехмед-паши, в результате чего русские смогли заключить перемирие и вырваться. Екатерина Алексеевна получила знаки из рук государя 24 ноября 1714 года. Как написано в «Гистории Свейской войны», Пётр I :
«… сам наложил на ея величество новоучиненную кавалерию ордина Святыя Екатерины, который орден учинен в память бытности ее величества в баталии с турки у Прута, где в такое опасное время не яко жена, но яко мужская персона видима всеми была.»
Больше награждений при Петре I не было. Вступив на престол, Екатерина Алексеевна пожаловала знаками ордена дочерей Петра — Анну и Елизавету (впоследствии императрица Елизавета Петровна). Всего во время её царствования было выдано 8 наград.
Орден стал высшей наградой для дам, а также для поощрения заслуг их мужей. В 1797 году Павел I законодательно закрепил обычай, по которому каждая родившаяся великая княжна получала орден Святой Екатерины, за счет этого количество награждений резко возросло. Количество награждаемых ограничивалось 12 кавалерами для 1-й ст. и 94 кавалерами для 2-й ст., исключая из этого числа членов царской семьи.
В статуте не были указаны заслуги, за которые следует награждать. Основанием для награждений традиционно служило просветительство. Награжденным так же вменялось в обязанности дела благотворительности, в том числе выкуп на свои деньги попавшего в варварский плен христианина, попечение об Училище ордена для воспитания благородных девиц.
Описание ОРДЕНА.
Орден имел 2 степени, его знаки Большого и Малого креста (награжденные им именовались также «кавалерственными» дамами) отличались размером и отделкой драгоценными камнями. По указу императора Александра II (1856) кресты I степени украшались бриллиантами, II степени — алмазами. На кресте ордена с лучами, украшенными драгоценными камнями, находится овальный медальон в золотой оправе, в центре изображалась сидящая святая Екатерина с большим крестом (в центре его маленький бриллиантовый крестик) и пальмовой ветвью в руках, над изображением — литеры СВЕ (Святая Великомученница Екатерина) В углах большого креста — латинские буквы DSFR («Domine, salvum fac regum» — «Господи, спаси царя»); на обратной стороне финифтью была нарисована чета орлов, истребляющяя змей, у подножия руин башни, на верху которой — гнездо с птенцами, и надпись на латинском языке: «AQUAT MUNIA COMPARIS» (Трудами сравнивается с супругом).
В медальоне, расположенном в центре серебряной 8-конечной звезды, в красном поле изображен крест, а по окружности — девиз ордена «За любовь и Отечество».
Знак Большого креста носился через правое плечо на ленте шириной 10 см (первоначально белая с золотой каймой; с 1797 года — красная с золотой каймой), к нему полагалась восьмиконечная звезда, которая носилась на левой стороне груди. Знак Малого креста носился на левой стороне груди на банте из белой ленты, на котором был начертан девиз ордена. Впоследствии цвет ленты так же был изменен на красный с серебряной каймой.
Всего за два столетия орденом были награждены 734 дамы, из них более 310 удостоились 1-й степени, в том числе кн. Е. П. Баратынская (1762); княгиня Е. Р. Дашкова (1762); графиня Ю. Ф. Баранова (1856).

Нагрудный знак с изображением Петра Первого.
http://www.proza.ru/2013/05/06/1422
 Золото, серебро, эмаль, алмазы 8 х 4,5 см Начало XVIII века
Нагрудные знаки с миниатюрой Петра I являлись личными пожалованиями царя и считались высшей наградой за заслуги перед государством.

ЭПОЛЕТ
http://www.proza.ru/2013/05/06/1427
 «Золотой бриллиантовый эполет носили на правом плече для поддержки ленты ордена св. Андрея Первозванного. Два ряда крупных бриллиантов неожиданно образуют лёгкую перевязь в виде мягко изогнутого банта, имитирующего складки ткани. Бант, стянутый в центре крупным бриллиантом, как бы стекает естественно лежащими четырьмя узкими бриллиантовыми лентами в подвижно закреплённые бриллиантовые подвески. Сочетание эполета, отливающего радужным блеском бриллиантового потока в золотой оправе, с парадным, расшитым золотом мундиром создавало исключительный эффект». Сайт Алмазного фонда.

Аксессуары к парадному платью императрицы:
Большой букет http://www.proza.ru/2013/09/21/1224
 
Бриллианты, изумруды, золото, серебро
16 х 21 см.  Около 1760 г.
 Служил украшением корсажа парадного платья. Впервые он украсил туалет императрицы Елизаветы Петровны.

«Вот знаменитый большой букет с изумрудными листьями и бриллиантовыми цветами. Он сделан французским ювелиром школы Дюваля примерно не позднее 1760 года.
Букет состоит из небольших изумрудов Колумбии, довольно грубой неправильной ступенчатой огранки, его бриллианты не индийские, а бразильские. Камни поставлены, однако, на цветной фольге или на туше. Только один бриллиант, в виде обрезка, поражает своим качеством. Это плоский камень нежно-фиолетового оттенка, единственный самоцвет из всего букета, вставленный в ажур. Все остальные камни сравнительно малоценные, стального оттенка, нередко с надцветом или просто желтоватые дешевые бриллианты, а между тем по своей совокупности этот букет представляет одно из замечательных в мире ювелирных изделий XVIII в. Не только среди русских ювелирных богатств, но и мировых сокровищ он занимает первое место по сочетанию красок, легкости и вместе с тем условности рисунка, дивной ювелирной работы и богатству тонов камня. Тонкие листья и стебли из золота выстланы таблицами изумруда, образующими сплошные зеленые нити. Сами цветы сделаны из бриллиантов, закрепленных на фольге в чистом серебре. Все части букета подвижны, они качаются и сверкают при малейшем движении, играя пестрыми тонами дивных оттенков». 
                А.Е.Ферсман.


Исторические камни Алмазного фонда:
Мы уже познакомились с двумя  из семи знаменитыми камнями Алмазного фонда»: алмазом ОРЛОВ http://www.proza.ru/2013/01/25/1474 и ШПИНЕЛЬЮ на венце Большой Императорской короны http://www.proza.ru/2013/01/11/1151.

Наибольший интерес у посетителей вызывает знаменитый алмаз ШАХ http://www.proza.ru/2013/01/11/1166
Со школьной скамьи мы узнали  историю этого камня изучая по литературе жизнь и творчество Александра Сергеевича Грибоедова, а по истории – события  во время русско-персидской войны 1826-1828 годов, и после, когда Грибоедов был назначен послом в Персию в 1828году.
 Александр Серегевич погиб во время резни в русском посольстве в Тегеране 30 января (11 февраля) 1829 года. Это было массовое убийство сотрудников русского посольства исламскими фанатиками. Среди погибших был и глава дипломатической миссии Александр Грибоедов, автор знаменитой комедии «Горе от ума».
Назрел новый военный конфликт. Во избежание его в Россию прибыл наследник персидского престола с богатыми дарами. Среди них были алмаз ШАХ, который особенно пришелся по душе Николаю Первому....

88-каратный камень желтоватого отлива, найденный в реке, он сохранил свою изначальную форму: лишь некоторые грани его отшлифованы. На нем написаны с помощью резьбы и алмазного порошка имена трех его первых владельцев — восточных властителей.
«Надписи на поверхности алмаза «Шах» легко читаются, немного друг от друга отличаются качеством исполнения и сделаны в разное время. Они выполнены на персидском языке и расшифрованы академиком Ольденбургом. Самая старая из них, наиболее грубая и глубокая, гласит: «Бурхам-Низам-шах второй. 1000 г.». По христианскому летоисчислению это 1591 год. Вторая надпись тоже глубокая, но более изысканная, сообщает имя следующего владельца — «сын Джехан-гир-шаха Джехан-шах 1051 г.» (1641 г.). И наконец, третья, изящной работы, в рамке: «Владыка Каджар-Фатх али-шах Султан. 1242 г.» (1824 г.)».
Это я прочитал в четырехвековой истории этого уникального не ограненного, а отполированного естественного удлиненного кристалла желтоватого оттенка, размером с мизинец.
Я возле ШАХА задержался дольше всех, уступая место у витрины женщинам. Группа наша ушла немного вперед, а я «уставился» на этот завораживающий минерал, детально рассматривая его. За спиной у себя, чуть правее, я увидел в отражении витрины нашего молчаливого «сопроводителя в гражданском». Всем своим видом он выражал неудовольствие моим «отрывом» от всех. Не выдержав более молчание, он вежливо предложил мне «слиться с массами»… Охрана работает четко!!!
Пришлось распрощаться с ШАХОМ и пройти далее к новым потрясающим экспонатам Исторического зала фонда…
Но к ШАХУ мне приходилось возвращаться в памяти не раз. Вспомнился алмаз-«откуп за смерть» на горе Давида в Тбилиси в Пантеоне Грузии у могилы Александра Сергевича Грибоедова через 19 лет, во время путешествия по Кавказу.
 
 А с одним из владельцев ШАХА: «сын Джехан-гир-шаха Джехан-шах 1051 г.», я «познакомился» в 1983 году городе Агра в турпоездке по Индии и Шри-Ланке. Это он повелел построить великий ТАДЖ-МАХАЛ для своей, ушедшей в мир иной, любимой красавицы жены Мумтаз. И сам нашел упокоение рядом с ней после своей смерти в заточении. Но об этом подробнее «вспомним в 1983 году». http://www.proza.ru/2011/11/17/1177


«Портретный» алмаз.http://www.proza.ru/2013/09/21/1234

«В Алмазном Фонде также представлен удивительный абсолютно плоский алмаз весом в 25 карат и общей площадью в 7.5 кв. см., вставленный в изысканный золотой браслет, выполненный в готическом стиле. Это - "портретный" алмаз, под который вставлена цветная миниатюра портрета императора Александра I. Этот прозрачной чистоты камень считается самым крупным из портретных алмазов, которые когда-либо использовались в мире. Алмаз вместе с браслетом, изготовленном по заказу во Франции, прибыл в Россию в XIX веке. Теперь хранится в коллекции Алмазного фонда среди семи исторических знаменитых камней. Браслет сам по себе является редким шедевром ювелирного искусства, "портретный" алмаз в инкрустированной эмалью и изумрудами изящной оправе из золота представляет великолепное дополнение к браслету». Семь исторических камней.

Один из семи знаменитых исторических драгоценных камней Алмазного фонда – абсолютно плоский алмаз, вес которого составляет 25 каратов. Считается, что плоский алмаз, является осколком от более крупного камня. Общая площадь его составляет 7,5 см2. Интересно, что алмаз абсолютно прозрачен.
На сегодняшний день этот уникальный камень украшает браслет из чистого золота, который был сделан ювелирами в готическом стиле. Это царское украшение было изготовлено во второй четверти XIX века по специальному заказу во Франции, откуда вместе с алмазом было привезено в Россию. Этот браслет многие ювелиры признают шедевром ювелирного искусства, в нем плоский уникальный алмаз вставлен в красивейшую изящную золотую оправу, инкрустированную изумрудами и эмалью. Длина браслета - 20 см.
Таблитчатый плоский алмаз, можно смело назвать образцом «портретных камней». Стоит сказать, что он является самым крупным в мире портретным алмазом. Под портретные камни ювелиры обычно подкладывают какую-то интересную цветную миниатюру. В золотом браслете под уникальным плоским алмазом располагается портрет Александра I.


Колумбийский изумруд http://www.proza.ru/2013/09/21/1246

ИЗУМРУД - таблица глубокого темно-зеленого фона с синеватым надцветом. Ее вес — 136,25 карата. С редкой чистотой «Изумрудной таблицы» не может соперничать ни один камень мира. Но ни одна строчка архива не раскрывает его прошлого, как и имени мастера изящной броши с бриллиантами в которую он вставлен. Известно лишь, что брошь изготовлена в начале XIX века для Великого князя Константина Павловича, наследника Павла I.

«Прекрасный колумбийский изумруд, вправленный в брошь (Россия, конец XIX в.), также входит в число семи исторических камней коллекции Алмазного фонда. Величина камня (масса 136, 25 кар), равномерность распределения насыщенно зеленой окраски и чистота позволяют относить его к уникальным творениям природы. Изумруд вставлен в изящную брошь из благородных металлов, усыпанную бриллиантами. Ступенчатая огранка камня идеально сочетается с декоративными вензелями и листьями из золота и серебра. Этот удивительный камень найден и привезен из Колумбии в XV-XVI веках, а в первой половине XIX века он попал в Россию и был вправлен в брошь неизвестным ювелиром». Семь исторических камней.

Изумруд, вес которого составляет 136,25 карат – уникальный в своем роде драгоценный камень. По большей части уникальность этого изумруда объясняется тем, что при довольно больших размерах в нем сохранилась чистота и прозрачность. Поражает также глубина цвета изумруда. Камень имеет почти квадратную форму. Одна из его сторон равно 3,6 см, а другая – 3,25 см.
Где был найден этот изумруд? Считается, что это произошло в Колумбии, еще в XVI – XVII веке. А в Россию он попал уже в первой половине XIX века.
Камень огранен ступенчатой огранкой. Изумруд сегодня является главным украшением красивейшей бриллиантовой броши.
Какие драгоценные металлы использовались для изготовления этого шедевра ювелирного искусства середины XIX века? Как и во многих других изделиях использовались золото и серебро. Из этих драгоценных металлов были выполнены декоративные вензеля и листья, инкрустированные ограненными алмазами (бриллиантами). По мнению ювелиров, подобное оформление подчеркивают неповторимую природную красоту камня. Извилистые формы виноградной лозы, смягчают четкую геометрическую форму изумруда.
 Свободно и естественно скомпонованный из веток с листьями и цветами, он поражает красотой и богатством цветовых нюансов. Только два камня — алмаз и изумруд — создают это украшение. Холодноватое сверкание бриллиантов смягчено фольгой, которой ювелир пользуется поистине виртуозно. Фольга окрашивает цветы в нежно-розовые, желтоватые тона, кое-где заставляя вспыхивать отдельные алмазы ярким красным цветом. Особый эффект достигнут искусным варьированием форм и огранки камней. Плоские таблицы изумрудов сливаются в сплошные гладкие зелёные нити, а крупные цветы кажутся ощутимо рельефными.
 Все камни букета в глухой оправе, и лишь один большой, плоский, чистой воды, необычного нежно-фиолетового оттенка 15-каратный бриллиант (природной окраски) вставлен в ажурную оправу бутона.
 Подвижно скреплённые цветы и листья покачиваются, и весь букет напоминает переливающуюся множеством тончайших оттенков мозаику, в которую вплетается изумрудный огонь.

Цейлонский сапфир http://www.proza.ru/2013/09/21/1259

БРОШЬ «Цейлонский сапфир»
Бриллианты, Цейлонский сапфир. Сер. 19 в.
260 карат, исключительной чистоты и яркости камень.
«Цейлонский сапфир» в 1862 году приобрел Александр II на Всемирной выставке в Лондоне в качестве подарка супруге – императрице Марии Александровне.
«Еще одним из семи исторических камней Алмазного фонда России является красивый крупный старинный сапфир с Цейлона, сохранивший древнюю индийскую огранку. Он был приобретён русским царём Александром II в подарок жене на выставке в Лондоне. Камень вставлен в ажурную золотую оправу изысканной броши, инкрустированной  множеством мелких и крупных бриллиантов. Этот сапфир считается самым большим и красивым сапфиром в мире. Его вес составляет почти 260 карат, уникальна оригинальная огранка, а изумительный сиренево-синий насыщенный цвет в сочетании с прозрачностью и чистотой камня поражают воображение. Кроме изумительного цвета, камень замечателен и своей обработкой. На нём нанесено более 100 граней, с чрезвычайным вкусом подобрана и оправа из бриллиантов. Верхняя часть камня сплошь покрыта мелкими шестиугольными фасетами, и лучи света, разбиваясь об эту многогранную поверхность, искрящимися фонтанами льются в разные стороны, создавая приятную мягкую игру. Бриллианты усиливают яркость этого прекрасного самоцвета. Брошь была изготовлена в середине XIX века, её ступенчатая форма удачно скрыла излишнюю толщину камня, заключённого в высокий лёгкий ажурный каст. К сожалению, почти ничего не известно о происхождении этого сапфира, и только согласно преданиям он тоже прошел долгий путь из Индии через Персию и Кавказ, прежде чем попасть в Россию». Семь исторических камней.

Хризолит http://www.proza.ru/2013/09/21/1270
«Седьмым удивительным камнем в уникальной коллекции семи исторических камней Алмазного фонда представлен один из самых крупных в мире хризолитов, оливково-зеленый камень весом 192,75 карата (хризолит весом 310 каратов хранится в Смитсоновском институте в Вашингтоне, и хризолит в 146 каратов - в Геологическом музее в Лондоне).
      Этот дивной красоты прозрачный и чистый, как родниковая вода, покрытый уникальной старой огранкой камень, был найден на вулканическом острове Зебергет в Красном море. Гигантскому хризолиту нет равных во всем мире по чистоте, прозрачности и красоте цвета. Крупная, слегка выпуклая верхняя площадка окружена ступенчатыми гранями, а обратная сторона камня огранена менее обычно и покрыта сложной комбинацией многочисленных неправильных четырёхугольных граней. Камень имеет удлиненно-овальную форму с размерами по периметру 5,2 х 3,5 см. и достигает 1,05 см. по толщине. В прошлом он был заключен в золотую оправу с тридцатью бриллиантами. Историки утверждают, что именно этот камень и есть тот самый, якобы, «изумруд», сквозь который римский император Нерон взирал на устроенный им самим пожар Рима. В многочисленных гранях этого драгоценного камня преломляются, исходя из его глубины, сверкающие лучи света всех зелёных оттенков. Этим чудом природы завершается коллекция семи исторических камней». Семь исторических камней.
Оливково-зеленый хризолит - один из уникальных драгоценных камней, которые относятся к семи историческим камням Алмазного фонда. Его вес которого составляет 192,6 каратов, в ограненном виде. Камень отличается овальной формой. Размеры его таковы : 5,2см ; 3,5см ; 1,1 см.
Интересно, что этот хризолит второй по величине из всех найденных хризолитов в истории. А вот по чистоте и прозрачности ему нет равных. Этот драгоценный камень смело можно назвать исключительно чистым, если не считать несколько почти невидимых трещин.
Если говорить об огранке камня, то стоит сказать, что это старинная комбинированная огранка. Верхняя выпуклая площадка окружена несколькими ступенчатыми гранями, а с обратной стороны камень огранен многочисленными четырехугольными гранями неправильной формы.
Где был найден этот уникальный экспонат? Считается, что родиной гигантского хризолита является остров Забергед, находящийся в Красном море. Сегодня этот остров носит название Сент-Джонс. Если отталкиваться от египетского порта Береника, то остров располагается в 80 км. от него.
Некогда хризолит принадлежал к сокровищам русских царей, именно по этой причине его на сегодняшний день относят к регалиям Российской короны. Раньше камень был вставлен в оправу из золота, обрамленную тридцатью ограненными алмазами.

Исторический зал включает группу экспонатов под названием:
Ювелирное искусство XVIII – XIX веков.
Это часть лучших образцов ювелирных изделий XVIII-XIX веков из бывшей  Бриллиантовой комнаты Зимнего дворца ( царской сокровищницы), вывезенной вместе с регалиями, орденами  и другими ценностями в Москву с началом первой мировой войны в 1914 году и помещены в кладовые Оружейной палаты.
Эти ювелирные  изделия исключительной красоты и уникальной ценности привораживают зрителя и вызывают чувства гармонии, мысли о сближении с прошлым: его «визуализации»…

Выделив далее только «избранные», я отправляю читателя на сайт Алмазного фонда и другие, демонстрирующие эти красоты и повествующие о них.


ТУРМАЛИН розовый. http://www.proza.ru/2013/09/21/1282
 Турмалин, золото, эмаль 4 х 2,7 х 2,3 см

Редкий по красоте и цвету камень весом около 255 каратов, вероятно, вывезенный из Бирмы, необычно огранён в форме виноградной грозди. Турмалин был подарен императрице Екатерине II шведским королём Густавом III в 1777 году.

ШЛЯПКА КУКЛЫ ПАНДОРЫ http://www.proza.ru/2013/09/21/1301
Бриллианты, изумруды, рубины, золото, серебро, эмаль 8 х 6,5 х 4 см
1770-е годы

Эта шляпка – миниатюрный образец дамской моды 1770 годов. Поскольку журналы мод появились в России только в конце XVIII века, до этого придворные модницы для выбора нарядов использовали разодетых кукол, которых стали называть «пандорами» (разорительницами). В древнегреческой мифологии существует предание о том, как боги создали красавицу Пандору, чтобы отомстить разгневавшим их людям. Гефест слепил её из лучшей глины, а Афина одела в роскошное серебряное платье и увенчала золотым венцом. По замыслу Зевса, красавица должна была принести людям несчастье, соблазны и разорение. Так оно и случилось. Бальные одеяния XVIII века порой стоили целого состояния. Кукла Пандора несла соблазн светским модницам, а их отцам и мужьям – разорение.
  В экспозиции Алмазного фонда России представлена шляпка куклы Пандоры ювелирной работы. Эта шляпка – миниатюрный образец дамской моды 1770 годов. Поскольку журналы мод появились в России только в конце XVIII века, до этого придворные модницы для выбора нарядов использовали разодетых кукол, которых стали называть «пандорами» (разорительницами). В древнегреческой мифологии существует предание о том, как боги создали красавицу Пандору, чтобы отомстить разгневавшим их людям. Гефест слепил её из лучшей глины, а Афина одела в роскошное серебряное платье и увенчала золотым венцом. По замыслу Зевса, красавица должна была принести людям несчастье, соблазны и разорение. Так оно и случилось. Бальные одеяния XVIII века порой стоили целого состояния. Кукла Пандора несла соблазн светским модницам, а их отцам и мужьям – разорение.
 Ажурная, с чередующимися белыми и красными полосами из рубинов и бриллиантов, разбегающихся от центра к краям, шляпка очень нарядна и красочна.
 Впечатление необычности подчёркивается двумя великолепными каскадами, чудесным крупным бриолетом на фоне золотой, покрытой зелёной эмалью лавровой ветки, цвет которой усилен ещё и несколько угловатым, но выдержанным в пропорциях бантом из изумрудов.

ПАРЮРА  БАНТ-СКЛАВАЖ и ПОДВЕСКИ  императрицы Екатерины II.
БАНТ-СКЛАВАЖ  http://www.proza.ru/2013/09/22/1221   Бриллианты, шпинели, золото, серебро 11,5 х 11 см 1764 год. Мастер Пфистерер В начале 60-х годов XVIII века в моду входят маленькие ожерелья (склаважи), которые носили высоко на шее, порой одновременно с длинными, свободно висящими рядами жемчужных нитей. Банты-склаважи, подобные  этому, прикреплённые к кружевной ленте или бархотке, плотно облегающей шею, можно увидеть на портретах середины XVIII века. На оборотной стороне этого украшения выгравирована надпись: Pfisterer 10 Apr. 1764. Она представляет тем больший интерес, что ювелиры очень редко оставляют свои имена на созданных ими изделиях. Большой бант благодаря своей ажурности не кажется тяжёлым и громоздким. При общей строгости рисунка в этом украшении ощущается та свобода и богатство художественной фантазии, которые присущи ювелирному искусству XVIII столетия. Лёгкая волнистость линий, создаваемая округлой формой бриллиантов, лишает бант сухости и излишней графичности. Мастерство ювелира не только выявляет красоту камня, но и обогащает этот материал. Светлая шпинель,  поставленная на фольгу, приобретает сочность и оттенок, которого не смогла добиться сама природа.

ПОДВЕСКИ. http://www.proza.ru/2013/09/22/1240 Бриллианты,  шпинели, золото, серебро 6,7 х 5 см 1764 год. Мастер Пфистерер Подвески вкалывались в причёску и вместе с бантом-склаважем составляли единый гарнитур. На них также стоит имя мастера: Pfisterer 27 May 1764. При некоторой перегруженности рисунка и обилии камней подвески красиво скомпонованы. Удачно выделен в центре мотив банта.

ПОРТБУКЕТ
http://www.proza.ru/2013/05/06/1443
 Бриллианты, золото, серебро, эмаль.
13,5 х 8 см. Около 1770 года
Портбукет прикреплялся к корсажу при помощи широкой шпильки. Полый изнутри, он служил миниатюрной вазочкой для живых цветов.

ДИАДЕМА
Бриллиантовая диадема императрицы Елизаветы Алексеевны жены императора Александра I
http://www.proza.ru/2013/09/22/1251
 Бриллианты, серебро. Размер по окружности 33 см. Около1810 года.
Изготовление диадемы датируется приблизительно 1810 годом. Автор убора не известен, но как сообщают источники тех времен, она изготовлена из "175 бриллиантов и 1200 роз чистой воды". "Роза" в данном случае - старинная форма огранки, при которой нижняя часть минерала становится плоской; камни, ограненные розой, называются алмазами, а не бриллиантами.

ЭГРЕТ-ПОРТБУКЕТ http://www.proza.ru/2013/09/22/1265

Бриллианты, сапфиры, серебро.10 х 17 см.Около 1800 года.
 Эгрет, в который вставлялись страусовые перья или цветы, служил, по-видимому, украшением причёски. Он может быть назван в числе шедевров ювелирного искусства. В композиции этой вещи есть та отточенность и выверенность каждой детали, когда ни один штрих нельзя прибавить или отнять.
 В рисунке эгрета всё асимметрично, но в целом в нём достигнуто впечатление абсолютной уравновешенности и покоя. Ни одно резкое движение не нарушает этой совершенной гармонии. В мягкой округлости стеблей, листьев, цветков, в многократных линейных повторах есть почти музыкальная ритмичность. Пятна васильковых сапфиров, из которых ни один не повторяет другой по величине, создают строго продуманные цветовые акценты, и по всему букету как бы бегут мелкие синие искры, объединяя всё в единое целое.

НАБОР УКРАШЕНИЙ http://www.proza.ru/2013/09/22/1273

Бриллианты,  золото, перламутр Вторая половина XVIII века Во второй половине XVIII века в ювелирных изделиях особенно любили сочетание переливчатого мерцания  жемчуга и перламутра со сверканием бриллиантов. Выполненные во вкусе времени  подвеска, и броши-фермуары входили в набор украшений, состоящий из 15 предметов.


ШПИЛЬКА В ВИДЕ РОГА ИЗОБИЛИЯ. http://www.proza.ru/2013/09/22/1285
 Бриллианты,  золото, серебро 7,5 х 7,5 см 1775—1780 годы. Мастер Л. Дюваль.

Бриллиантовая головная шпилька в виде рога изобилия — одно из немногих подписных произведений знаменитого петербургского ювелира Дюваля. Два превосходно огранённых солитера чистой воды в окружении мелких бриллиантов в виде лепестков и цветочков в тончайшей оправе сверкающими каплями висят в воздухе. Под ними изогнутый рог изобилия сплошь устлан волнистыми рядами алмазных роз. Чёткий рисунок золотых рёбер витков рога собирает всю композицию и придаёт ей зрительную устойчивость. Дюваль для своего произведения строго отобрал хорошие однородные камни без нацвета и решительно  отказался от цветной фольги под бриллиантами, чем так увлекались ювелиры  середины XVIII века. Максимум эффекта мастер стремится извлечь из самого бриллианта, учитывая его размер, форму, огранку, игру.
 
СЕРЬГИ http://www.proza.ru/2013/09/22/1325
 Бриллианты, серебро
8 х 3,5 см
Вторая половина XVIII века
 Два больших плода-солитера, сверкая острыми бриллиантовыми гранями, тяжело провисли на утолщённом бриллиантовом черенке. Избегая впечатления тяжести, висящей на ушах, мастер уравновешивает несколько утяжелённую верхнюю часть веточек серёг алмазными листочками, радиально расходящимися от стебля и как бы несущими на себе зрительную нагрузку. Повторяя движение листочков, оба солитера дополняют впечатление ритмической согласованности обеих частей и их гармонической целостности.


ШПИЛЬКИ ГОЛОВНЫЕ. http://www.proza.ru/2013/09/22/1340
 Серебро, бриллианты. 8 на 6.5 см. середина 18 века .Мастер И.Позье.

ЭГРЕТ «ФОНТАН» И СЕРЬГИ «КАСКАДЫ»

Портреты XVIII века являются ценными документами, по которым можно определить назначение того или иного ювелирного украшения. Судя по встречающимся изображениям, в эгреты, украшавшие вычурные напудренные дамские причёски или шляпки, вставляли различные перья, чаще всего страусовые. Эгрет в виде фонтана с сапфирами необычен по своему художественному замыслу. Бриллиантовый сноп расплёскивается струями, заканчивающимися подвижно закреплёнными крупными каплями сапфировых бриолетов и панделоков. При малейшем движении эгрета сапфиры разных оттенков загораются внутренним тёмно-синим огнём, отбрасывая голубоватые тени на сверкающие бриллианты. http://www.proza.ru/2013/09/22/1349

Бриллианты,  сапфиры, золото, серебро 7,5 х 7,5 см (эгрет)
9,5 х 3,8 см  (серьги) 1750-е годы

В парюре с эгретом находятся серьги (http://www.proza.ru/2013/09/22/1355) в виде блестящего бриллиантового каскада с тяжёлыми, свободно висящими каплями сапфировых панделоков. Камни, подобранные ювелиром с удивительным пониманием их роли в  художественном облике вещи, переливаясь тончайшими цветовыми нюансами, придают серьгам редкую изысканность.

УКРАШЕНИЯ ИЗ ХРИЗОЛИТА http://www.proza.ru/2013/09/23/905

Хризолиты,  бриллианты, золото, серебро. Середина XVIII века. Набор украшений из хризолита относится к лучшим ювелирным произведениям середины XVIII века. В  лёгких изгибах линий рисунка и ассиметрии композиции брошек и серёг сказались характерные черты стиля рококо. Подбор камней отвечает вкусам середины XVIII века. Бриллиант как необходимый элемент любого ювелирного изделия этого времени ещё не господствует в украшении, но оттеняет яркость цветного камня. В этом  сочетании очень нарядны небольшие серьги с каплевидными бриолетами и бант с красиво изогнутыми четырьмя петельками, перехваченными в центре крупным, хорошо огранённым хризолитом.


БУКЕТ НАРЦИССОВ http://www.proza.ru/2013/09/23/947
 
Бриллианты, золото, серебро, эмаль
18,8 х 8,5 см
Вторая половина XVIII века
 Букет нарциссов — украшение для корсажа дамского платья, пожалуй, одно из наиболее интересных ювелирных изделий подобного рода.
 Плавно изогнутые, объединённые общим силуэтом изображения нарциссов композиционно согласованны и уравновешенны. Лепестки цветов, выложенные мелкими бриллиантами, искрятся светом. Высоко приподнятые жёлтые бриллиантовые сердцевины излучают золотистое сияние, мягкими бликами скользящее по лепесткам. А слегка склонённые эмалевые листочки на золотом стебле своей изумрудной зеленью оттеняют нежную гамму мастерски подобранного камня.

БРОШЬ С ИЗУМРУДОМ http://www.proza.ru/2013/09/23/957
Изумруд 36 каратов, бриллианты, золото
4,5 х 3,6 см
Вторая половина XVIII века. Мастер Егер
 «В центре украшения большой овальный изумруд с резным профильным изображением Екатерины II. Резьба по камню выполнена Егером — профессором петербургской Академии художеств. Вокруг медальона — лента из бриллиантов, подчёркивающая глубину и насыщенность природной окраски изумруда. Массивная гладкая золотая оправа с фестонами выполнена в конце XIX — начале XX века».

АЛМАЗЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ
 Завершилась экскурсия в полутемном Историческом «зальце». Наша группа вышла из «исторической полутьмы» через дверь противоположную входной в новый светлый зал. Но тоже без окон. Яркий свет зала отражался яркими отблесками витрин, стоящих вдоль стен и в центре зала. Радугой сияют сотни бриллиантов, многоцветьем радуют взгляд образцы изумрудов, аметистов, аквамаринов, александритов, рубеллитов, топазов, яшм, малахита, родонита, украинских топазов и бериллов, забайкальских нефритов, лазуритов, других драгоценных камней.
 Разноцветными переливами поблескивают технические и ювелирные алмазы из, недавно отрытых, Якутских месторождений. «Хозяевами» себя «чувствуют» найденные ранее Уральские алмазы, уникальные самородки золота, серебра и платины. 
Нас сразу же подвели к «Якутской алмазной зоне» витрин в правом дальнем углу от входной двери. Я впервые увидел алмазы – уникумы, рассказ о которых несколько дней назад  слушал от экскурсовода в павильоне ГЕОЛОГИЯ на ВДНХ. http://www.proza.ru/2013/09/25/1034
Описание этих алмазов было приведено в Альбоме «СОКРОВИЩА АЛМАЗНОГО ФОНДА СССР»:
«Самым крупным алмазом, найденным до сего времени в отечественных месторождениях, является алмаз «Мария» весом 105,88 карата. Его нашли 11 ноября 1966 года. Этот алмаз округлой формы, лимонно-желтого цвета является естественным обломком более крупного кристалла.
Одним из первых (его нашли в 1963 году) больших по величине камней, добытых на руднике «Мирный», был алмаз весом 51,66 карата. Это крупный кристалл октаэдрической формы, прозрачный, с незначительным желтым оттенком. В честь первой в мире женщины-космонавта ему было дано имя «Валентина Терешкова». http://www.proza.ru/2013/09/25/1105
Алмаз «Злата Прага» был найден в трубке «Мир». Вес его 38,72 карата. Это плоскогранный октаэдр с небольшим оттенком желтого цвета. http://www.proza.ru/2013/09/25/1133.
Наиболее « урожайным » на крупные алмазы был 1966 год, в течение которого было найдено большое количество уникальных алмазов и в том числе такие, как «Токтогул» — 37,56 карата, «Летний» — 46,36 карата, http://www.proza.ru/2013/09/25/1151    « Горняк» — 44,62 карата. Все эти алмазы — целые кристаллы в форме октаэдров, гладкогранные, прозрачные, с легким желтоватым оттенком».(Из Альбома «СОКРОВИЩА АЛМАЗНОГО ФОНДА СССР», изд. 1967 года).
Алмазы ТОКТОГУЛ, ЛЕТНИЙ.
Советские бриллианты http://www.proza.ru/2013/09/25/1259
Бриллианты советского производства в Алмазном фонде СССР, 85,22 карата. Буроватый цвет бриллиантов указывает на якутское происхождение алмазов.

РЕДКИЕ ЮВЕЛИРНЫЕ И ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ

Здесь же представлена обширная коллекция цветных драгоценных камней, в которой почетное место занимает изумруд - камень столь же драгоценный и сегодня еще более редкий, чем алмаз. Советским изумрудам и драгоценным камням первого класса - рубинам, сапфирам и александритам - посвящена отдельная витрина.
И, наконец, уральские самоцветы, полудрагоценные и поделочные камни. Их красота никого не оставляет равнодушным. http://www.proza.ru/2013/09/25/1180

 РУССКИЕ САМОЦВЕТЫ

БЛАГОРОДНЫЙ ОПАЛ отличается красивой игрой цветов. Окраска, большей частью, молочно-белая или желтоватая, голубая и даже чёрная. Просвечивает или полупрозрачен. Относится к драгоценным камням. http://www.proza.ru/2013/09/25/1209

Обыкновенный опал не имеет игры цветов. Прозрачность в различной степени. Иногда бесцветный, но, большей частью, окрашен в различные неяркие цвета. Красивые образцы шлифуются и считаются полудрагоценными камнями.

 В этом и разница.


КОЛЛЕКЦИЯ ЗОЛОТЫХ САМОРОДКОВ
В 1967 г в Москве, когда открыли выставку Алмазного фонда только для ограниченного просмотра, на  выставке было представлено около 100 уникальных находок общим  весом более 200 кг. В группе платиновых самородков уникальный образец – он весит почти 8 кг.

  В Центральной витрине «Светлого зала» (мое название) в 1968 году, наконец- то я увидел на яву те знаменитые самородки драгоценных металлов, которые видел только в учебниках по минералогии.
Это уникальные: золотые самородки Урала — "Большой треугольник" (36015,7 г. 1842), "Лошадиная голова" (13776,6 г. 1936), "Малый Тыелгинский" (9339,0 г. 1935), "Заячьи уши" (3344,3 г. 1935), "Ёлочка" (199,9 г. 1952);
Сибири — "Великан Бодайбо" (12337,8 г. 1957), "Дельфин" (10040 г. 1958), "Верблюд" (9288 г. 1947), "Сечка" (2957,6 г. 1946), "Треугольник" (1182,5 г. 1946), "Сапожок" (915,25 г. 1968), "Мефистофель" (20,25 г. 1944).
Платиновый самородок "Уральский великан" (7860,5 г).
Особенно привлекательно смотрятся рядышком: «крошка» МЕФИСТОФЕЛЬ (чуть больше 20 грамм весом)  и БОЛЬШОЙ ТРЕУГОЛЬНИК весом более 36 кг. Они так и стоят рядом в Центральной витрине: «МЕФИСТОФЕЛЬ» задрал голову вверх на верхушку «ТЕРУГОЛЬНИКА» http://www.proza.ru/2013/09/26/1103
 История некоторых самородков и краткое описание:

ЗОЛОТОЙ САМОРОДОК «БОЛЬШОЙ ТРЕУГОЛЬНИК» http://www.proza.ru/2013/09/26/1127
36 кг  (36015,7 г); проба 900,6 Южный Урал, 1842 год.

Самый большой, из сохранившихся,  самородок был найден в 1842 году на Урале в долине реки Миасс крепостным Сюткиным на Царёво-Александровском прииске на Южном Урале, в долине реки  Миасс (ныне прииск Ленинский). Самородок толщиной в среднем 8 см представляет собой более или менее плоскую, сложного очертания глыбу кристаллического золота. При общей неправильной форме его очертания приближаются к прямоугольному треугольнику с размерами катетов 27,5 и 31 см. В 1842 г его оценили в 28 146 руб.
 Естественно, сейчас он стоит значительно дороже.

 ЗОЛОТОЙ САМОРОДОК «МЕФИСТОФЕЛЬ» http://www.proza.ru/2013/09/26/1138
 
Вес 20,25 г; проба 901,2 Колыма, 1944

 Самая привлекательная находка в сокровищницах Алмазного Фонда – это «Мефистофель». Несмотря на малый вес, он всегда вызывает восхищение посетителей. Экспонируемый на фоне чёрного бархата, самородок полностью соответствует слепку профиля Мефистофеля.
 Когда его нашли в Магаданской области, то сомневались: творение это природы или деяние рук человека? После тщательного обследования комиссия решила, что «Мефистофель» не подвергался искусственной обработке.

ЗОЛОТОЙ САМОРОДОК «ЗАЯЧЬИ УШИ» http://www.proza.ru/2013/09/26/1150
3344,3 г;  проба 932,3 Южный Урал, 1935 год

 В октябре 1935 года найден вблизи прииска Ленинский. На нём масса отпечатков кристаллов, по меньшей мере четырёх минералов: горного хрусталя, кальцита, пирита и, по-видимому, эпидота. Размеры выступов – «ушей» – 6 и 7 см, толщина около 2 см.
 Самородок представляет большой научный интерес.

ПЛАТИНОВЫЕ САМОРОДКИ
На Уральском прииске «Сырков лог» в 1843 году был найден платиновый самородок весом 9635 граммов. К сожалению, он не сохранился, так как был незаконно переплавлен. Это был самый крупный платиновый самородок из найденных на Урале.
В августе 1904 года в контору уральских приисков принесли платиновый самородок весом около 8395 граммов. Он является вторым по величине из добытых на Урале и самым большим из существующих в настоящее время на земле. Этот самородок хранится в Алмазном фонде Кремля.
Самородок «Уральский Великан». http://www.proza.ru/2013/09/26/1158

 
В этой сокровищнице находится и единственная в мире коллекция платиновых самородков. 20 крупнейших из них имеют общий вес свыше 54,6 килограмма.
 Самородок платины массой 5.918 гр. Средний Урал. Алмазный фонд Кремля
http://www.proza.ru/2013/09/26/1170

Из истории самородков платины.

«Крупнейший за всю историю самородок платины нашли в 1843 г. на Урале. Он весил 9635 г. Вскоре после того, как его нашли, самородок расплавили.
 В августе 1904 года в контору уральских приисков принесли платиновый самородок весом около 7860,5 гр. Он является вторым по величине из добытых на Урале и самым большим из существующих в настоящее время на земле. Кроме этого самородка в Алмазном фонде Кремля находится и единственная в мире коллекция платиновых самородков. 20 крупнейших из них имеют общий вес свыше 54,6 килограмма. Крупные платиновые самородки охраняются государством. Самородную платину вначале принимали за разновидность серебра; свое название она получила от уменьшительного испанского названия серебра "плата" и звучит вроде "серебришко", "серебрецо". Старинное русское название платины - "серебрец". В XVIII в. в России платину считали бесполезным металлом, отделяли от золота и выбрасывали. В лучшем случае ее использовали для изготовления охотничьей дроби. Когда испанское правительство узнало, что ювелиры стали добавлять платину к золоту, то был отдан приказ уничтожить всю платину, добытую в Америке. Интересно, что платина редко содержит примесь серебра, а серебро - примесь платины. Обычные спутники платины - палладий (до 3%), иридий (до 28%), железо (до 20%), медь (до 13%) и родий (до 5%). Самородки платины имеют массу от 5 до 9000 г, а цвет - от серебряно-белого до желтовато-серого («палладистая платина»)»

ОРДЕН «ПОБЕДА» http://www.proza.ru/2013/09/26/1182

Орден "Победа" - один из редчайших орденов в мире. В 1968 году многие кавалеры ордена были живы. Подлинник ордена «Победа»  я и увидел в левом углу «Светлого зала». Там же экспонировалась и подлинная «Маршальская звезда».

История ордена (Из  www.liveinternet.ru/tags/орден+Победы/ Дневник SuperFamily)

«За все время существования ордена «Победа» двадцать его экземпляров были вручены 17 военачальникам. 10 апреля 1944 г. стали известны имена трех первых кавалеров ордена. Обладателем знака № 1 стал командующий 1-м Украинским фронтом маршал Советского Союза Г. К. Жуков. Знак № 2 получил начальник Генерального штаба маршал Советского Союза A. M. Василевский.
Очень интересно, что орден «Победа» – самый красивый и самый большой по размерам орден СССР: расстояние между противолежащими лучами звезды – 72 мм. Основа ордена – звезда и расходящиеся лучи, выполненные из платины. В лучи самой звезды вставлены крупные рубины, обрамленные бриллиантами. В расходящиеся лучи также вставлены бриллианты; всего на ордене их 170 общей массой 16 карат. В центре звезды – голубой эмалевый круг с золотым изображением Спасской башни, здания Сената и мавзолея В.И. Ленина, а также лавровой и дубовой ветвей. В звезду Спасской башни вставлен рубин, между листьями ветвей – мелкие бриллианты. В нижней части круга – красная эмалевая лента с надписью «ПОБЕДА», в верхней части круга – надпись «СССР»; обе надписи выполнены белыми эмалевыми буквами.
Орден носили на левой, а не на правой стороне груди, как все ордена со штифтовым креплением. Размещался он ниже всех орденов и медалей (это уже второе исключение – высшие ордена носят выше всех остальных). Лента ордена имела ширину 46 мм, а не 24 мм, как у остальных наград. Цвет ленты – красный в центре, а по краям – полосы зеленого, синего, бордового, голубого, оранжевого, черного цвета. Планку с лентой ордена «Победа» носили на мундире на 1 см выше планок всех остальных наград.

В 1945 году состоялось большое количество награждений орденом «Победа». 30 марта кавалерами ордена стали командующий 2-м Белорусским фронтом маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский за освобождение Польши, командующий 1-м Украинским фронтом маршал Советского Союза И. С. Конев за освобождение Польши и форсирование Одера.

26 апреля список награжденных пополнился еще двумя именами – командующего 2-м Украинским фронтом маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского и командующего 3-м Украинским фронтом маршала Советского Союза Ф.И. Толбухина. Они были награждены за освобождение Венгрии и Австрии. 31 мая кавалером ордена стал командующий Ленинградским фронтом маршал Советского Союза Л. А. Говоров – за освобождение Эстонии. Тем же указом командующий 1-м Белорусским фронтом маршал Советского Союза Г. К. Жуков и командующий 3-м Белорусским фронтом маршал Советского Союза А. М. Василевский были награждены орденом вторично: первый – за взятие Берлина, второй – за взятие Кенигсберга. 4 июня орденом «Победа» наградили представителя Ставки Верховного Главнокомандующего маршала Советского Союза С. Н. Тимошенко, который накануне войны был наркомом обороны СССР, и начальника Генерального штаба генерала армии А.И. Антонова, единственного кавалера ордена «Победа», не имевшего маршальского звания.

Указом от 26 июня 1945 г. орденом «Победа» был вторично награжден Сталин. В тот день он стал еще Героем Советского Союза, а на следующий – Генералиссимусом Советского Союза. По итогам войны с Японией кавалером ордена «Победа» стал командующий Дальневосточным фронтом маршал Советского Союза К. А. Мерецков.

Некоторые военные деятели стран антигитлеровской коалиции также были отмечены орденом «Победа». В их числе Верховный Главнокомандующий Югославской Народно-освободительной Армией И.-Б. Тито, главнокомандующий Войском Польским генерал М. Роля-Жимерский, английский фельдмаршал Б. Л. Монтгомери, американский генерал Д. Эйзенхауэр и король Румынии Михай I.

На этом награждения прекратились. Но через тридцать с лишним лет после войны появился семнадцатый кавалер ордена: 20 февраля 1978 г., в канун 60-летия Советской Армии и Военно-Морского Флота, этот орден получил Генеральный Секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. Видимо только потому, что он носил звание Маршала Советского Союза и занимал пост Председателя Совета Обороны СССР, хотя его «заслуги» никак не соответствовали Статуту ордена «Победа». После смерти Брежнева 21 сентября 1989 года награждение было аннулировано М.С. Горбачевым.

Таким образом, видно, что кавалерами ордена “Победа” стали всего 12 советских военачальников (Жуков, Василевский и Сталин – дважды) и 5 иностранных граждан».

Еще одно примечание:  «Все знаки ордена, врученные советским военачальникам, а также знак ордена, врученный Маршалу Роля-Жимерскому, находятся в Алмазном фонде России. Награда Эйзенхауэра находится в его мемориальном музее в Abilene, штат Канзас. Награда Маршала Тито экспонируется в музее “25 мая” в Белграде. Награда фельдмаршала Монтгомери экспонируется в Imperial War Museum в Лондоне. Лишь один орден “Победа”, принадлежавший ранее королю Михаю I, находится в частной коллекции. По некоторым данным, он был продан с аукциона кем-то из родственников диктатора Чаушеску. Оценочная стоимость ордена в 1945 году составляла 3.750 фунтов стерлингов».

Официальные данные об ордене:

 « Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1944 года утверждены образец и описание ленты ордена “Победа”, а также порядок ношения планки с лентой ордена.

Статут ордена.

Орден “Победа” является высшим военным орденом. Им награждаются лица высшего командного состава Красной Армии за успешное проведение таких боевых операций в масштабе одного или нескольких фронтов, в результате которых в корне меняется обстановка в пользу Красной Армии.
Для награжденных орденом “Победа” учреждается, в знак особого отличия, мемориальная доска, для внесения в нее имен кавалеров ордена “Победа”. Мемориальная доска устанавливается в Большом Кремлевском дворце. Награждение этим орденом производится только Указом Президиума Верховного Совета СССР.
Орден “Победа” носится на левой стороне груди на 12-14 см выше пояса.

Описание ордена.

Знак ордена “Победа” представляет собой выпуклую пятиконечную рубиновую звезду, окаймленную бриллиантами. В промежутках между концами звезды расходящиеся лучи, усеянные бриллиантами. Середина звезды представляет собой круг, покрытый голубой эмалью, окаймленный лаврово-дубовым венком. В центре круга золотое изображение кремлевской стены с мавзолеем Ленина и Спасской башней в центре. Над изображением надпись белыми эмалевыми буквами “СССР”.  В нижней части круга на красной эмалевой ленточке надпись белыми эмалевыми буквами “ПОБЕДА”.
Знак ордена изготавливается из платины. В украшении ордена использованы платина, золото, серебро, эмаль, пять искусственных рубинов в лучах звезды и 174 мелких бриллианта.
Размер звезды между противолежащими вершинами 72 мм. Диаметр круга с изображением Спасской башни – 31 мм. Общий вес ордена - 78 г. Содержание платины в ордене - 47 г, золота - 2 г, серебра - 19 г. Вес каждого из пяти рубинов – 5 карат. Общий вес бриллиантов на знаке - 16 карат.
На оборотной стороне знак имеет нарезной штифт с гайкой для прикрепления ордена к одежде.

Лента к ордену “Победа” шелковая муаровая. Посередине ленты красная полоса шириной 15 мм. По бокам, ближе к краям, полоски зеленого, синего, бордо и светло-голубого цветов. Лента окаймлена оранжевыми и черными полосками. Общая ширина ленты - 46 мм. Высота - 8 мм. Лента ордена “Победа” носится на левой стороне груди, на отдельной планке, на 1 см выше других орденских лент».

Таким образом, знак ордена: «Победа» — сложной конструкции, состоит из многих составных частей. Основа звезды и расходящиеся лучи выполнены из платины. Центральный округлый медальон выполнен из серебра и покрыт эмалью. Накладное изображение Спасской башни, Мавзолея и лавровых ветвей выполнено из золота. Каждый бриллиант и рубин также необходимо рассматривать как отдельный элемент ордена. В центре реверса расположена округлая серебряная пластина, в центре которой расположен серебряный нарезной штифт. По краю пластины расположены пять заклёпок. Прижимная гайка округлой формы, диаметром 14-16 мм, выполнена из серебра. К гайке припаяны два колечка для облегчения закручивания».
Таким образом, знак ордена представляет собой уникальное произведение ювелирного искусства, поэтому и он находится в Алмазном фонде Кремля.


 
МАРШАЛЬСКАЯ ЗВЕЗДА — в Вооружённых Силах СССР и России (до 1997 года) наименование двух почётных знаков различия высших воинских званий. Оба в виде пятиконечной звезды из золота и платины с бриллиантами, носимой при парадной форме на шее (под воротником мундира, а с 1955 года — на узле галстука). Два типа Маршальской Звезды различаются размерами и наличием бриллиантов между лучами. Официальные их названия изменялись, в зависимости от того, какие воинские звания получали право на их ношение: условно их можно обозначить как Маршальскую Звезду «большого» и «малого» типа.
Хотя оба типа Маршальской Звезды и являлись знаком различия, но, в отличие от погон и других элементов формы, специально вручались в торжественной обстановке, подобно государственным наградам; как правило, Звезду вручал лично Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Обладателю Маршальской Звезды выдавалась также особая грамота. После смерти или разжалования военачальника Звезда подлежала сдаче в Алмазный фонд. http://www.proza.ru/2013/09/26/1188
Описание.
«Представляет собой пятиконечную золотую звезду с гладкими двухгранными лучами на лицевой стороне.
 В середине знака вмонтирована платиновая пятиконечная звезда с бриллиантами; в центре бриллиант весом 2,62 карата, в лучах 25 бриллиантов общим весом 1,25 карата.
 Между гранями лучей расположены 5 бриллиантов общим весом 3,06 карата.
 Диаметр описанной окружности золотой звезды 44,5 мм, платиновой звезды 23 мм. Высота профиля «Маршальской Звезды» 8 мм.
 Оборотная сторона знака плоская, с ажурами бриллиантов платиновой звезды и бриллиантов, расположенных между гранями лучей.
 «Маршальская Звезда» при помощи треугольного ушка в верхнем луче соединена с полуовальным креплением размером 14 мм, через которое продета муаровая лента шириною 35 мм.
 Общий вес маршальского знака отличия 36,8 г».

Чью Маршальскую звезду мы видели в 1968 году, не упомню. Потому, что наше внимание больше привлекал знак ордена ПОБЕДЫ.

Вот и завершилась 40 минутная встреча с редчайшими произведениями человека и природы мирового уровня, какими являются экспонаты Алмазного фонда Кремля.
 В вестибюле фонда возле камеры хранения (или гардероба?) открылся ларек с изданиями об Алмазном фонде. Здесь я приобрел несколько серий с открытками Алмазного фонда СССР. Часть их я поместил на своей странице в МОИ КОЛЛЕКЦИИ.http://www.proza.ru/2013/09/27/1378
Готовя к публикации эту главку, просмотрел много интересного материала об Алмазном фонде, включая киноматериалы. Ближе по времени моего посещения Алмазного фонда рекомендую ленту «Репортаж из мира сокровищ»:

                http://www.youtube.com/watch?v=k94HEUp-2Ec               

 Хорошего просмотра!

             26 сентября 2013 года. 14 часов 08 минут.

Продолжение в гл. http://www.proza.ru/2013/10/07/1216


Рецензии
Огромное спасибо за такую интересную информацию! Я вашими глазами посмотрела на сокровища!

Анна Магасумова   19.03.2024 14:08     Заявить о нарушении