Все всё разрушают

В обществе бытует мнение, что человек разрушает природу. Во многом это верно. Но следует иметь в виду, что не только человек это делает, но и все другие живущие на Земле организмы. Цель всякого живого организма – это разрушение окружающей природной среды и использование полученных продуктов разрушения для своей жизнедеятельности. В биосфере любые постройки имеют ограниченный срок существования. Это относится ко всему, что сделано вокруг нас. Гора Эверест – гигантская земная постройка, но тоже не вечна. Предположим, что гора разрушается со скоростью 1 см в год, то через 885 тыс. лет её не станет. И человек тут не причем.

Процесс разрушения горных пород называется выветривание. Оно может быть физическое, химическое и биологическое. Выражается в бесконечном дроблении горных пород с образованием вторичных минералов: глин, полуторных окислов, карбонатов, легко растворимых солей. Все эти минералы намного более подвижные, чем исходная порода. Особенно быстро происходит их разрушение при участии живых организмов.

В результате выветривания горных пород возникают незакрепленные частицы минерального и органического вещества, которые могут перемещаться под действием гравитации или ветра. Есть  процессы, например, оплывание грунтов, оползни, подмывание берегов и др., которые снижают устойчивость грунтов и разрушает структуру. Разрушение структуры способствует переходу их в подвижное состояние. Движение частиц идет порывисто: то они быстро двигаются с потоками воды, то высыхают и разносятся ветром, но, в конце концов, все это окажется в морских отложениях на дне океана. Все из чего построены города тоже к конце концов окажется на морском дне.

Морское дно подвижно, как лента транспортира она двигается рывками от срединного океанического хребта к окраинам морей и океанов, где располагается зона субдукции – глубоководные впадины. Субдукция – это процесс погружения океанической коры под континентальную плиту. Часть осадочных пород в зоне субдукции под давлением и температуры превращается горные породы и опускаются в мантию вместе с земной корой. Как показано русскими геологами 30-ых годов, глины при высоких температурах мантии преобразуются в другие минералы с большим выделением тепла, высвобождая накопленную в них энергию солнца. В мантии большой дефицит микроэлементов, радиоактивных элементов. Они их поступают только через зоны субдукции. Если представить Землю как большую живую клетку, то все это можно интерпретировать, как питание этого гигантского существа. В зонах субдукции идет активное «переваривание» полученной пищи, с выделением энергии и отходов в виде действующих вулканов. Полезные химические элементы усваиваются, а бесполезные типа кальция выводятся на поверхность. Все процессы сопровождаются землетрясениями, вулканическими извержениями, опусканием, поднятием плит и т.д.

С одной стороны, растения и микроорганизмы способствуют ускорению выветривания, разрушения и перехода первичных минералов (образованных в недрах) во вторичные. С другой стороны,  они стремятся закрепить образовавшиеся вторичные минералы, так как используют их в своем питании. Например, корни растений на склоне располагаются таким образом, чтобы снизить смывание грунта. Лишь 1 % частиц из тех, что начали свое движение на суше, достигает дна океана. Миллионы лет растения совершенствовались в деле закрепления грунта. В результате достигнутых успехов, все меньше и меньше вторичных минералов поступает на морское дно, и все больше их скапливается на равнинах, не поступая в зоны субдукции. Питание внутренностей Земли становится недостаточным. Если в мантии формируются какие-либо структуры, то возникает дефицит. Необходимы механизмы, ускоряющие шлифовку поверхности земли и питание зон субдукции вторичными минералами. 
 
Представьте, что тут приходит человек, который ускоряет процессы эрозии в сотни, иногда в тысячи раз. Выкапывает из недр полезные ископаемые, которые пролежали бы ещё несколько миллионов лет, пока эрозия не вскрыла их. И все это перерабатывает и запускает в круговорот вещества. Человек во много раз увеличил объемы круговоротов вещества и превратился в один из самых мощных геологических факторов, влияющий на земную поверхность и верхний слой коры выветривания.

Правда кроме человека в природе имеются и другие силы, приводящие к шлифовке поверхности. При переменах климата возникают оледенения. Это время ускоренного разрушения горных пород. Льды гораздо более мощный шлифовщик поверхности по сравнению с реками, ветрами и даже морским прибоем. При движении ледников в горах образуются троги – гигантские долины, похожие в разрезе на корыто. Части горных пород гигантских размеров переносятся на равнину далеко от места образования. И, мы их встречаем в виде эротических валунов. Если мощность воздействия человечества и ледников сравнима по масштабу, то по скорости ледники существенно отстают от него.

По данным В.А. Королева чтобы построить Суэцкий канал протяженностью 160 км в 1869 году понадобилось 44 года, на строительство канала Им. Москвы произошло всего лишь 4,7 года. Растет масса добываемого минерального сырья, которая сейчас составляет 100 млрд. тонн.

Надо иметь в виду, что хозяйственная деятельность по большому счету мало чем отличается от того, что делают другие организмы в природе. Например, добыча полезных ископаемых и разрушающая деятельность, производимая лесами Земли много кратно масштабнее того, что осуществляет человек в своей хозяйственной деятельности. Жизнь любого живого организма в экосистеме можно свести к 3 циклам. Первый цикл – добыча природного ресурса и переработка (физиологическая) так, что он не может быть использован другими организмами, а для других организмов отходы – не съеденные остатки и испражнения. Потребление ресурса приводит к разрушению естественных механизмов естественного воспроизводства элементов окружающей среды, которые необходимо восстановить (2 цикл), чтобы реабилитировать свое местообитание (сообщество, ландшафт). Третий цикл - геологический. Он возникает из-за того, что первые 2 не заканчиваются с нулевым балансом, а имеют колебательный характер, поэтому возникают отходы, подвижные частицы,по речным артериям двигающиеся к морям и океанам.

Однако, есть существенные различия хозяйственной деятельности от того, что делают другие организмы. Заметьте, что разделить работу, которую делают животные при добычи пропитания и труд человека довольно сложно – все это затраченная солнечная энергия, полученная от растений. Обычно живому организму приходится ждать, пока окружающая природа воспроизведет в достаточном объеме нужный ресурс и условия его восстановления. Они по смыслу действий различаются, а по итогу одинаковы. Разница в том, что человек не дожидается, пока природа соизволит воспроизвести ресурсы, а делает это самостоятельно, затрачивается свой труд. Благодаря такому решению возникло и развивается сельское хозяйство. Животные тоже совершают работу только для получения ресурса и очень редко для его воспроизводства. Конечно, всегда есть исключения в мире животных, например, муравьи-листорезы, которые выращивают грибы для своего питания, так же как и человек, трудятся, таская листья, создавая условия для роста мицелия гриба в отведенных для этого камерах муравейника.

Следуя презумпции существования, любой вид в биосфере, использующий множественность ресурсов для своей жизнедеятельности, способный эффективно их добывать будет активно захватывать все территории, где он может обитать, вытесняя другие виды. Это положение обосновано ещё В.И. Вернадским в его книге «Биосфера». Им показано, что все, что находится на поверхности, является результатом совместного действия современной или былой биосфер с геологическими процессами, действующими на поверхности или земных недрах.

Чем больше различающихся ресурсов употребляется видом, тем обширней и глубже произойдет воздействие популяции на окружающую среду. С некоторого их количества воздействие приобретает другое качество – разрушается само воспроизводство ресурса. Однако, в экосистемах этого не происходит из-за наличия ограничивающих факторов. С одной стороны – это конкуренция, хищничество, болезни, рассеянность и трудность добычи ресурса (укрытия), климатические факторы, с другой – свойства самого организма. Катаболизм может происходить очень быстро, например, лесной пожар, а восстановление (анаболизм) идет медленно через ряд стадий сукцессии.

В биосфере использование природных ресурсов происходит вплоть до полного их исчезновения (катаболизм). В процессе роста и развития, изменения состава и численности видов сообщества происходит восстановление использованного биоресурса (анаболизм). Этот цикл катаболизм-анаболизм позволяет всем живым организмам существовать на земле, а природе устойчиво воспроизводится в течение сотен миллионов лет. Катаболизм может зайти очень далеко при этом наблюдается деградация экосистем – сложное заменяется упрощенным, большое – маленьким. Некоторые виды вымирают. Происходит необратимое снижение уровня анаболизма сообществ. Надо ещё отметить то, что в природе цикл катаболизм-анаболизм разделен во времени и скорости их должны быть сопоставимы. Выходит, что человеческая экспансия в биосфере исходит не от его большого ума, а от действующих в биосфере простых правил одинаковых для всех организмов.

А.С. Керженцев усложняет этот цикл, вводя дополнительный процесс – некроболизм, представляющий собой формирование специфичной мертвой массы: гумуса, торфа, подстилки. Анаболизм он рассматривает как превращение минеральных веществ в биомассу, а некроболизм, как завершающую стадию цикла с накоплением излишек в виде мертвого вещества, которое выполняет специфическую функцию для сохранения условий воспроизводства биоресурсов. Протекающие в естественном биоценозе процессы разрушения мертвого вещества и разложения его на простые составляющие, он называет катаболизмом. Образующиеся в процессе катаболизма отходы газы и минеральные соли захватываются растительностью в новом цикле анаболизма. Невостребованная часть отходов: газы, соли и сложные органические вещества типа лигнина взаимодействует между собой, образуя почвенный гумус. Гумус – это необходимый запас питания микроорганизмов и растений, стабилизирующий их существование. В естественной природе эти потоки сбалансированы с высокой точностью и коэффициент разомкнутости (разница вещества между синтезом и разложением, деленная на массу разложившегося вещества) составляет всего лишь сотую часть процента. И тут приходит человек с тракторами, плугом и минеральными удобрениями, разрывая этот механизм.

Разрушительная способность человека сильна и многообразна. Она захватывает множество всевозможных природных ресурсов. Отходы его деятельности приобретают подвижность, формируя множество дополнительных потоков биологического и большого геологического круговорота вещества. Эти потоки ядовиты и опасны для живого вещества и каскадом увеличивают эффект воздействия.

Таким образом, широкая экспансия человечества и разрушение своей среды обитания не запрещено правилами, существующими в биосфере. Вид, выедая свои природные ресурсы, идет по пути саморегуляции численности или самоуничтожения. В геологической летописи это происходит почти мгновенно: вот слои, где вид еще наблюдается, в выше его нет. Но, в этой летописи не существовало вида, который бы потреблял такое множество разнообразных природных ресурсов, как это делает человек, что в пределе обязательно ведет к образованию глобальной дисторофосферы.


Рецензии
Привет, Ёжик!
Уж очень мудреное последнее слово. К чему бы это?
Кроме людей на Земле уже появились разумные человеки.
Они вполне могут образовать государство нового типа.
А в государстве создать биогеоценоз, с включением туда человеков.
Жизнь там будет вечная, неисчерпаемая.
А дальше - дурной пример заразителен.
С уважением.

Евгений Помогаев   24.11.2013 09:56     Заявить о нарушении
Начитался Чапека. Возможно, в параллели живут разумные существа, но выполняют принцип молчания http://www.proza.ru/2013/11/03/1611. И мы тоже не должны прерывать эволюцию биосферы. Её не возможно победить, можно только уйти в тень. Чем больше мы изобретаем, тем обширнее дисторофосфера. Она нас съест. Точнее, мы сами себя съедим.

Александр Ёжик   25.11.2013 08:53   Заявить о нарушении
Вы разве не знаете, что такое биогеоценоз?

Евгений Помогаев   25.11.2013 09:24   Заявить о нарушении
Биогеоценоз придумал Сукачев. Самое неопределенное определение. Я думаю, что никто не знает, что такое биогеоценоз, и сам создатель этого не знал. Термин удобный, но мне кажется он не прижился в серьезной науке. Да и моему делу он не поможет.

Александр Ёжик   27.11.2013 12:22   Заявить о нарушении
Кто придумал слово - не знаю.
А по существу придумал бог.
Не знаю, как в науке, а в огороде у меня биогеоценоз прижился неплохо.
Мне показалось, мы говорим о разных вещах.
Пойду уточнять.

Евгений Помогаев   27.11.2013 17:17   Заявить о нарушении
Последнее слово дистрофосфера. Это слово мудреное придумал я. Я это слово сопоставляю с ноосферой и биосферой. Полагаю, что всю биосферу мы скорехонько превратим в эту самую дистрофосферу. Мы берем кредит у природы и не отдаем долги. Она этот долг спросит. Это и есть конец света и дистрофосфера. Вон, как могу матерится!
С уважением, Ёж

Александр Ёжик   27.11.2013 20:44   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр! Доброго вам здоровья и побольше света!
Как я понял, вас привлекают страшилки.
Когда они вам надоедят и вас потянет на что-нибудь созидательное - дайте знать.
Кстати, если шикарнее отпраздновать Конец Света, не исключено, что тяга к страшилкам ослабнет или исчезнет.

С пламенным приветом.

Евгений Помогаев   28.11.2013 06:48   Заявить о нарушении