33. Кто погиб в войну и кто остался жив

НА СНИМКЕ: Семья Штерн-Йоффе: дедушки и бабушки Любочки - родителей её отца. Слева направо сидят: Сын Миша (Хацкель), младший сын Шаха (Соломон), Рива Штерн (Йоффе), дочь Соня, Исаак Штерн, дочь Лена (Геня). Стоят сыновья Яков, Николай (Касрил) и Александр. снимок сделан в конце 20-х годов в Ленинграде.


Летом 1946-го Николай Исаакович с Любочкой поехал в Ленинград, навестить родных, отдохнуть и развеяться.

В Ленинграде жили родители Николая Исааковича Исаак и Рива, жили там два брата старший - Михаил и младший - Шаха и две сестры старшая - Лена и младшая - Соня.

Двое братьев не вернулись с войны. Один из них, Яков, был убит в самом ее начале, и в Ленинграде осталась его жена Маня с сыном Анатолием. Другой брат, Саша пропал без вести. Он не был женат. Правда после войны его мать разыскала какая-то женщина с ребенком. Они долго о чем-то разговаривали, а потом та уехала, и никто больше о ней ничего не слышал.

Старший брат Михаил вернулся с фронта весь израненный. У него была жена Анна дочь Фаина и сын Марк. А после войны родились дочери Стелла и Лена. Но он вскоре умер от ран.

Младший брат Шаха (Соломон) женился в 1945 году, когда приехал домой на побывку из Чехословакии. У него с женой Норой родились дочь Тамара и сын Женя, но Шаха после войны остался служить в армии. Он был военным строителем, и его воинская часть строила дорогу в Архангельской области, а потом закрытый город Красноярск-26, и он, в основном, был там, а жена с детьми жила в Ленинграде в квартире ее отца, известного доктора медицины профессора Клионского.

Младшая сестра Николая Исааковича Соня после войны вышла замуж за Абрама Мунвеза, он служил в группе Советских войск в Германии, и Соня была с ним. Так что их пока в Ленинграде не было.

В Ленинграде жил и родной брат Берты Абрамовны Марк (Мейер) с женой Ириной, сыном Эдиком и дочерью Люсей. У Марка был еще один сын Леонид от первой жены, Кати,  которые тоже жили в Ленинграде. Марк Абрамович прошел всю войну.

Другой брат Берты Абрамовны Израиль с семьей жил в Гомеле. Израиль во время войны служил в армии, а его жена Юдифь с двумя маленькими дочерями Милой и Любой и старшим сыном Володей (Володя родился в 1929 г.) были в эвакуации в г. Бисерть Свердловской обл. Оттуда Юдифь, нуждаясь сама, помогала Берте, посылая ей посылки с продуктами и деньги. (Юдифь родилась в сентябре 1908 г., а скончалась в 1959).

В Чечерске, где жило не одно поколение предков Берты Абрамовны, после войны из родных не осталось никого. Марк Абрамович как-то сказал своему сыну Эдику:

 – Нас было 13 детей, а теперь осталось только трое. После войны никого в Чечерске не нашли. Никто туда не вернулся. Восемь моих сестер и братьев жили до войны в разных городах, и, – говорил дядя Марк, – после войны откликнулось только двое. Из братьев, кто сгинул в лагерях, кто погиб в войну. Две сестры Оля и Рива жили в Ленинграде. Умерли ли в блокаду в Ленинграде, эвакуировались ли, как умерли, – никто не знает.

Так что, после войны  из этой огромной семьи осталось трое: Берта и два ее брата – Марк и Израиль.

Люба, дочь Израиля, брата Берты Абрамовны, рассказала нам, что отец успел эвакуироваться в Ташкент. Там прямо на улице его расстреляли. Никто не знает, кто, как и за что. 

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/10/02/2035   


Рецензии