Поступок или еще одна из школьных историй

       Класс замер, все делали вид, что писали, но исподтишка только наблюдали за тем, что происходит в классе….
       Началось это давно. Серёжка пришёл к ним ещё в пятом. Второгодник – зловещее слово, но не для него. Хотя к этому он уже привык: в первом сидел два года, в третьем год … Затем «перетащили» надоевшего до смерти всем учителям, измордованными такими вот Серегами, Колями, Мишами, в пятый. И всё – теперь пусть учат другие!  Тащат до девятого класса вот таких, пока маленьких, но уже обнаглевших, понимающих бесправность учителей, вынужденных изыскивать малейшую возможность, чтбы поставить «заслуженную» несчастную тройку.
           В школу Серёжка шёл, как на праздник: нёс с собой  идеи, которые «ставили на уши», по его словам, весь класс на уроке, а учителя заставляли жалеть, что давным-давно отменены розги, что уж лучше на дыбе зачахнуть, чем на уроке истории отработать. Вот такая историческая  неувязочка!    Но… на дворе конец двадцатого столетия, на бумаге – закон о всеобуче, который гласит: «Нет плохого ученика, есть плохой учитель». А в классе надо так изощряться, чтобы смог этот Серёжка что-то сказать, что-то решить, что-то написать и получить вожделённое «3».
   К девятому классу этот уже вполне взрослый, широкоплечий, высокий юноша не вписывался в коллектив неуклюжих подростков, ещё «гадких утят». Он уже умел многое: курил, пил вино и водку, заглядывался на девушек и женщин. Но это всё внешне….  А вот по уму – так и остался в том пятом классе: кое-как читал, считал, кое-как писал, делая до пятидесяти ошибок в простой диктовке.
   Но зато выражался, как заправский сапожник. Дети же  его боялись и всегда шли в школу с надеждой, а может, он заболеет или прогуляет. Но учитель, если так случалось, должен принять меры, чтобы тот сидел за партой, чтобы этот самый закон о всеобуче, пусть формально, но выполнялся.
   Это предыстория к тому, что произошло однажды на уроке русского языка, где учился ли, мучался ли, отбывал наказание Серёжка.  С ним – класс и учитель. В этот раз он не хотел идти в школу, но мать уговорила, да и знал он, что инспектор по делам несовершеннолетних Зинаида Ивановна, предупредила, что придёт с проверкой. На учёте он в инспекции, как и положено таким вот пацанам…
   Вот и шёл Серёжка нехотя, знал, что, если  спросят, то двойка обеспечена.
    И в голову пришла идея: повеселимся, что ли?! Взял трубочку, воду в пузырёк налил Игра проста: трубочку в воду, втянул её ртом и выплюнул.  То-то  будет весело, то-то хорошо!
   Учительницу по русскому Серый слегка опасался. Нет, она его не обижала, но почему-то на её уроках он чувствовал себя не в своей тарелке.
   Когда прозвенел звонок, Сережка, к удивлению ребят, не опоздал, сидел в классе эдаким примерным учеником. Сегодня писали изложение, а он и Петька Скворцов получили задание просто списать текст без ошибок.
Сначала работа заинтересовала, ведь – как-никак – трояк получить можно, только спиши. Но вскоре стало скучно, и полезла Серёжкина рука в карман. –Вот и игрушка….
   Первая струйка воды попала за шиворот Андрею. Тот повернулся и негодующе прошипел: «Идиот». В ответ Серёжка показал ему кулак. Мол, замолчи, а то получишь после уроков «сладенького». Лариса сидела рядом. Отбывала наказание, что называется.
   Так учителя наводили дисциплину на уроках: девочек,  добрых и послушных, садили за одну парту с теми, кто плохо вёл себя, - негодниками, которые получали замечания, мешали, приходили в класс после активно проведённых перемен в туалете, накурившись до отупения….
Лариса ткнула Серёжку в бок:
   -Прекрати! Сейчас же!..
   И тут же получила:
   - Молчи!, отличница чёртова!
   За всем этим недовольно наблюдала Лидия Михайловна. Она знала, что выгнать мальчишку с урока не имеет права, и решала задачу, задачу непростую: как быть, чтобы,  как говорится, и овцы целы и волки сыты…
   Решение пришло ей в голову неожиданно.
   Получив очередное замечание, Серёжка снова стал писать.
   Передышка. Класс работает, всё тихо и спокойно.  Лидия Михайловна подозвала к себе Свету и попросила принести стакан воды.  Что ж, обычное дело. Пить захотелось,  наверное….
   Девочка принесла воду и снова окунулась в работу.  Однако – и это было заметно – почти все в классе стали наблюдать за  Лидочкой( так ласково они называли учительницу). Она же шла по классу со стаканом воды в руках. Вот обошла первый ряд, второй….  Приблизившись к Серёжке, только что отпустившему очередную порцию воды за шиворот соседа, Лидия Михайловна приостановилась.
   Вдруг Серёжка вскочил с криком: «Ой, холодно! Зачем? Кто водой брузжится?».
   -Не брузжится,  а брызжется, - вполне спокойно, на полном серьёзе проговаривала Лидочка и, как ни в чём не бывало, продолжала лить из стакана тоненькой струйкой воду за воротник горе-ученику.
   Класс по веселился от души!  А изложение пришлось дописывать после уроков.
Вечером, проверяя работы, Лидия Михайловна нашла несколько записок. В каждой из них дети благодарили учительницу за столь хулиганский, по её мнению, и правильный,  по мнению её учеников, поступок… .

                Наталья Садаева 1999 год.   


Рецензии