Девятое письмо

Утром  я ехал неспешно по трассе. На пассажирском сидении полулежал, словно барин, Гаврик.
  Встречный грузовик моргнул мне фарами, стал торопливо останавливаться  и замер на обочине, скрипнув тормозами. Остановился и я. Опустил до конца стекло своей дверки. Гаврик с изумлённым видом и слегка приподнятыми ушами (он их просто двигает вверх, вниз)  стал на лапы, желая узнать, в чём дело и почему остановились? Это его коронный вопрос, ибо всякая поездка у него под контролем,- а вдруг, остановятся и вышвырнут из машины. Такое с ним наверняка было, ибо нет дыма без огня: любое торможение и остановка машины вызывает у него подозрение и чувство тревоги.
Водитель грузовика, молодой, круто загорелый (почти что негр) парнишка лет двадцати двух бегом пересёк трассу, направляясь к моей машине. Он вытянул вперёд руки,   ладонями облокотился  о дверку машины, хотел нагнуть голову, чтобы спросить что-то. Мгновение! и Гаврик пулей рванул со своего места и очутился между мною и баранкой. Опершись передними лапами на подлокотник, ощетинившись, зарычал, да так злобно, что я не припомню его в таком настроении: « Не вздумай, паря  чего лишнего,- разорву в клочья!» Парень испугался, отпрянул назад, видя слишком грозного зверя. И действительно, такого ершистого Гаврика я и сам вряд ли смог бы  утихомирить. Мне казалось, что в данный момент он и меня цапнет, вздумай я сделать торопливое движение рукой.
-Фу!- поспешил я одёрнуть своего защитника, и сразу услышал глухие удары хвостом о спинку сидения и по ручке переключения передач. «Понял, хозяин, понял. Молчу, молчу». Ну, слава Богу! Гроза миновала. Парнишка, узнав, как проехать на Рязань, всё также бегом пересёк трассу, а я ещё долго сидел, не спеша заводить мотор.
Вот, дорогой внучек, какой у меня теперь защитник есть. Не сказать, что я за ним, как за каменой стеной. А ведь, он-то считает, что именно так оно и есть! Вот что делает всё побеждающая дружба! Я готов был в те минуты расцеловать Гаврика, но он, как всегда, опередил меня, и вылизал мою руку и щёку до блеска. Уговорить его, не делать этого, моих способностей не хватает.
Помнится, Марсик тоже был щедр на ласки, но защитник был действительно, как каменная стена. На охоте, бывало, на сто метров ко мне близко ни кого не подпускал. Один охотник в ответ на упрямство собаки проявил своё упрямство и шёл ко мне, не останавливаясь, но на всякий случай ружьё держал перед собой стволами вниз. Так Марсик зубами хватал стволы, хотя известно, что собаки боятся ружья, как огня.
Да Марсик остался в моей памяти на всю жизнь. Он приучил меня здороваться с мужчинами, не подавая руки.  Со стороны люди подумают, что я зазнайка, спесивый человек, чураюсь знакомства. Это совершенно не так. Просто, когда охотник протягивал мне руку, в ответ мог получить укус собаки. Я предупреждал всегда тех, с кем встречался. Со временем привык просто словами здороваться: «Привет!», «Привет!».
Гаврик, кстати, тем же страдает, что и Марсик. Однажды знакомый рыбак поздоровался со мной за руку, Гаврик тут же цапнул его за локоть, но сквозь рыбацкую куртку не было больно. Пытаюсь отучить его, но это, мне кажется, всё равно, что отучать его дышать. Это в его крови заложено оберегать хозяина. Особенно и Марсик и Гаврик беспощадны к собакам. Марсик круто расправлялся хоть с одной собакой, хоть со стаей. Гаврик же грозен на поводке,  стоит приложить определённого труда, чтобы  сдержать его. Ну, и как же тут не вспомнить моего любимого Франтика! Смех и слёзы. Представь, на моих руках маленькая собачонка. При виде большой бездомной собаки Франтик захлёбывается от злости. С пеной у рта лает, как оглашенный. Шерсть на нём дыбом! Я понимаю, большие животные, чтобы придать себе страшный вид и запугать соперника, взъерошивают себя. Но на Франтике шерсть дыбом от трусости. Бывает так, внучёк, неожиданно что-то тебя напугает, аж по телу бегут мурашки и волосы становятся дыбом. Вот и с Франтиком так: он бедняжка, бывало, дрожит, как  в лихорадке.
Но вернёмся к Гаврику. В Аксёновской он пользуется заслуженным авторитетом и все жители от него в восторге. Каждый старается рассказать о нём что-то необычное.
Буквально вчера вечером пришла соседка-дачница  и стала рассказывать такую историю о Гаврике:
-Слышу, в саду Гаврик ваш лает. Выхожу полюбопытствовать, чем он так встревожился. Стожок сена, и он около стожка ведёт с кем-то серьёзный разговор. Подхожу. Гаврик, увидев меня, обрадовался и ещё громче залился лаем. Вижу крохотного ежёночка, ну, прямо малюсенький, малюсенький комочек. Мне так жалко его стало. Я слегка погрозила пальцем Гаврику, мол, нельзя малышей обижать. Если бы вы видели, что стало с Гавриком. Его словно опустили в воду. Он весь скукожился, виновато смотрел изподлобья, как бы говоря: «Правда, да? А я не знал. Честное слово!- а сам медленно разворачивается, направляясь домой, продолжает всё также жалобно смотреть из-подлобья и доказывать своё,- я больше не буду. Вот увидите. Вот увидите,- а сам уже трусцой бежал по стёжке, постоянно оглядываясь, как бы извиняясь. До чего же учтивый ваш пёсик! Такой воспитанный, просто интеллигент. Я приметила, когда  прохожу мимо весёлая, радостная такая, и Гаврик игриво встречает меня в воротах, ластится, старается лизнуть мою руку. А однажды я решилась на эксперимент. Насупила брови, лицо сделала суровым, даже вернее сказать враждебным. Иду мимо. Гаврик, как всегда, на крылечке. Увидел меня и как начал лаять. Лает, лает, а сам пятится, пятится к двери на веранду. Не узнал меня. Вот как настроение меняет человека! Как говорится, у кого что болит, тот о том и говорит. Начала с Гаврика рассказ, а закончу настроением человека. На той неделе ездила к подруге в Середники. Тут недалеко, километров сорок будет. Подруга моя, как и я, учительница- пенсионерка. Пока она вела уроки, я гуляла по посёлку, знакомилась с достопримечательностями. Удивило вот что: от мала до велика, кто бы не встречался со мной, все говорили мне «Здравствуйте» и улыбались. «Ну,- думаю,- какой у Люси авторитет высокий! Вообще-то, она прекрасный литератор. Её ученики самые высокие  балы получают по Эге. Вот люди, значит, в знак уважения к ней и меня привечают  и раскланиваются». А потом вдруг до меня доходит,- а кто  знает, что мы с Люсей подруги? Я же первый день здесь. Ситуацию прояснила сама Люся. Оказывается в их посёлке так заведено, приветствовать всех знакомых и незнакомых. Вот так-то вот. А я недавно встретила девицу, училась у нас в школе. Спрашиваю её: «Света, а что же ты не здороваешься со мной?» Она отвечает: «С какой такой стати я должна здороваться?! Я у вас не училась».
Надеюсь, внучёк, с  тобой такой казус в жизни не случится.   


Рецензии