Шекспир, или Герой за кулисами

Очередная биография Уильяма Шекспира в серии «ЖЗЛ» насторожила. Только в этой легендарной серии вышли две книги  известных шекспироведов Аникста и Морозова, не считая биографического очерка в дореволюционной павленковской серии.  Что же нового поведал нам о знаменитом англичане автор очередной книги о Шекспире Игорь Шайтанов?
Ответ покажется парадоксальным. Почти ничего о жизни «Уильяма нашего Шекспира», как говорил персонаж фильма «Берегись автомобиля». И почти все о времени и окружении, в контексте которых  создавались бессмертные трагедии, комедии и исторические хроники, которые вот уже пятое столетие не сходят со сцен мирового театра. Многие, из которых экранизированы или переосмыслены на современный лад  выдающимися кинематографистами.
Шекспир – это родник, из которого черпают вдохновение мастера культуры. А кто и что были родниками Шекспира?
Игорь Шайтанов попытался проследить истоки творчества английского гения, отыскать эти самые родники. И у него это получилось. Сознательно, оставляя фигуру Шекспира в тени его творчества, автор с поистине энциклопедическим размахом открывает нам творческую кухню поэта и драматурга елизаветинских времен, столь же бурную и противоречивую, сколь бурной и противоречивой была эпоха правления «королевы-девственницы».
Не станем зацикливаться на интимных подробностях создания шекспировских сонетов, большая часть которых посвящена графу Саутгемптону, покровителю и может быть не только покровителю, поскольку сексуальные пристрастия Шекспира остаются за скобками. Любопытно другое: знаменитые сонеты создавались на протяжении долгого времени и параллельно с историческими хрониками и трагедиями. Как расценивать их.
Может быть как отдушину, которая была необходима Шекспиру, который выдавал на-гора трагедию за хроникой, комедию за трагедией. Шекспир и Стрэтфорд, Шекспир и Лондон, Шекспир и чума, Шекспир и «Глобус» - список этот можно длить и длить. В книге Шайтанова мы найдем и Стрэтфорд-на-Эйвоне, и елизаветинский Лондон и шпионские страсти по Кристоферу Марло, которому приписывают некоторые шедевры Шекспира, и фаворитов королевы, некоторые из которых завершили свой жизненный путь на плахе…
Не найдем лишь самого героя, погребенного под грузом энциклопедических знаний Игоря Шайтанова. Да собственно автор и не ставил перед собой задачи рассказать нам о Шекспире. Начисто отметая всякие домыслы о том, был ли такой человек Уильям Шекспир, он решил рассказать нам о некоем великом драматурге, который…носил имя Уильяма Шекспира.
А про Шекспира-человека пусть вам расскажут Энтони Бёрджесс и Питер Акройд, а также другие менее известные писатели, для которых фигура драматурга  интересна не столько творчеством, сколько личностными качествами гения.
Вот только единственный вопрос: а причем здесь «жизнь замечательных людей», ведь обыденной жизни Шекспира в новой книге о нем мы так и не обнаружили. Может быть несколько штришков – кому и чего он завещал. Например, кровать своей жене.
Зато обогатились знанием нюансов и реалий шекспировского времени. А это ведь тоже жизнь.


Рецензии