МосГИРД - третья бригада

 
Сасов А.М.
                МосГИРД - ТРЕТЬЯ  БРИГАДА 

            Прежде всего, следует отметить, что третья бригада МосГИРД, в отличие от остальных бригад, состояла из энтузиастов ракетного движения исключительно мужского пола. Причем в ее составе работали 36 % слесарей и механиков, один конструктор и пять инженеров, включая руководителя. Такое соотношение рабочих и работников интеллектуального труда свидетельствует о том, что у руководителя бригады изначально, были теоретически проработанные идеи. Они уже не требовали предварительных теоретических изысканий, а нуждались в основном, в экспериментальной проверке. Кто же были эти первопроходцы отечественного ракетостроения?

            Фамилии инженеров Лисичкина Василия Евстегнеевича, Тимофеева Виктора Алексеевича, Иванова Григория Ивановича, а так же слесарей и механиков Рязанкина Алексея Борисовича, Краснухина Николая Николаевича, Оганесова Овонеса Саркисовича, числятся в списках МосГИРД. Кроме них, в список третьей группы вписан механик Николаев, других данных о нем нет. Личный вклад в деятельность третьей группы и дальнейшие судьбы поименованных сотрудников МосГИРД неизвестны.

    Про инженера М.С. Кисенко, который из МосГИРД перешел работать в РНИИ, в книге «Заметки вашего современника» [1], Голованов пишет: - «Во время испытаний «катюш» на фронте аэродинамик Михаил Семёнович Кисенко очень хотел «посмотреть немцам в лицо. Пуля попала ему в лоб».

    О конструкторе Брюккере Леониде Эдуардовиче интернет скупо сообщает: - «профессор, член группы ветеранов ракетно-космической техники Национального объединения Института истории естествознания и техники РАН, почетный член академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, почетный авиастроитель» [2].

            Меркулов Игорь Алексеевич родился в 1913 году. После окончания Теплотехнического техникума Меркулов устраивается на работу в ЦАГИ на должность конструктора. В августе 1933 года переходит на работу в МосГИРД в группу Ю.А. Победоносцева. Проработав в третьей группе в течение пяти месяцев, до расформирования ГИРД, успел поучаствовать в испытаниях прямоточных воздушно-реактивных двигателей конструкции Ю.А. Победоносцева. После расформирования ГИРД, остался работать в ОСОАВИАХИМ в Секции реактивного движения.
 
            Формированием бригады № 3 занимался Юрий Александрович Победоносцев. Родился он в Москве 20 февраля 1907 года. В 1922 году семья Победоносцевых переезжает из Москвы в Полтаву. Здесь Юрий обучался в индустриально–технической профшколе, которую окончил в 1924 году по двум направлениям: химическому и механическому.

            Как уже отмечалось ранее, двадцатые–тридцатые годы в нашей стране были периодом бурного развития отечественной авиации. Романтика полетов захватила творчески мыслящую молодежь. Призыв партии и правительства СССР «От модели — к планеру, с планера — на самолет» привел в 1924 году, семнадцатилетнего Юрия Победоносцева, в планерный кружок Общества друзей воздушного флота. Здесь он познакомился с Михаилом Иосифовичем Гуревичем, впоследствии одним из создателей всемирно известных истребителей МиГ.

            Юрий принял активное участие в строительстве спроектированного Гуревичем планера «Аист», с которым они участвовали во вторых всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле. При пробном взлете «Аист», пилотируемый известным военным летчиком Константином Константиновичем  Арцеуловым, разбился. Причиной аварии было чрезмерное смещение центра тяжести планера в сторону хвоста и, как следствие, продольная неустойчивость.

            Председателем Технического комитета вторых планерных испытаний был начальник отдела ЦАГИ профессор В.П. Ветчинкин. Он приметил энергичного, способного юношу и предложил ему работать в ЦАГИ. Это был очень важный поворот в судьбе Юрия Победоносцева. В 1925 году он переезжает в Москву и поступает в ЦАГИ в общетеоретический отдел под началом В. Ветчинкина. В 1926 году поступил в МВТУ, а учебу заканчивал в отпочковавшимся от него МАИ.

            В этом же году, девятнадцатилетний первокурсник МВТУ Ю.А. Победоносцев опубликует свой первый научный труд «Новый метод расчета продольной статической устойчивости самолета», журнал «Военная техника» № 6–7, 1926 г. Знакомство с авиацией на уровне планерного кружка и общение с М.И. Гуревичем не прошли бесследно.

            Об этом периоде своей жизни Ю.А. Победоносцев пишет: - «Учился я, совмещая учебу в МАИ с работой в ЦАГИ по испытанию самолетов в полете...Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе окончил в 1930 году по специальности «самолетостроение» [3].

            Работая в ЦАГИ, Ю.А. Победоносцев познакомился с Ф.А. Цандером. Занимаясь практической деятельностью в области авиационной техники под руководством М.И. Гуревича и В. П. Ветчинкина, он не мог не попасть под влияние Фридриха Артуровича. В результате, Победоносцев становиться активным помощником Цандера и оказывается у самых истоков организации ГИРД. В период с сентября 1931 года по апрель 1932 года, когда ГИРД была общественной организацией он активно участвовал в ее формировании.

           В начале 1933 года Победоносцев в составе группы ведущих специалистов ЦАГИ принимал участие в проектировании системы для проверки возможности стрельбы с самолета-истребителя И-5 ракетными снарядами, разработанными в Ленинградской газодинамической лаборатории. В апреле 1933 года Победоносцев переходит на постоянную работу в МосГИРД.
 
             К этому моменту у него был запас не только теоретических знаний, но и практический опыт работы с твердотопливными ракетами. Его интерес к ракетам подогревается публикациями в журналах о принципиально новом виде ракет с прямоточными воздушно-реактивными двигателями (ПВРД).

            Этот тип двигателей является самым простым по устройству в классе воздушно-реактивных двигателей. В нем нет никаких вращающихся деталей. ПВРД действует только за счет кинетической энергии набегающего потока воздуха, сжатие которого осуществляется в воздухозаборнике без помощи компрессора. В камере сгорания сжигаемое топливо увеличивает общую энергию, и расширяющиеся газы с большим ускорением выходят в атмосферу через реактивное выходное сопло создавая реактивную тягу.

            Главное достоинство такого двигателя - потенциальная способностью работать на гиперзвуковых скоростях и в самых высоких, наиболее разреженных слоях атмосферы, то есть в условиях, в которых воздушно-реактивные двигатели других типов малоэффективны или неработоспособны.

            Надо отметить, что пионерская идея создания прямоточного воздушно-реактивного двигателя  принадлежит французскому конструктору Рене Лорену. В 1913 году он получил патент на ПВРД [4]. Его соотечественник и тезка, Рене Ледюк, в 1934 году получил патент на самолет с ПВРД. Проведя стендовые испытания своей модели самолета с ПВРД он получил высокую для того времени скорость - 1000 км/ч, доказав тем самым, осуществимость двигателей подобного типа [5].

            В нашей стране впервые идею ПВРД проверили Ю.А.Победоносцев и М.С.Кисенко [6]. Об этих работах Ю.А.Победоносцев пишет: - «Теория Стечкина открыла возможности для практических работ по созданию воздушно-реактивных двигателей (ВРД). Вначале мы несколько месяцев посвятили теоретическим расчетам и изучению возможных областей применения прямоточных ВРД. Затем настало время приступить к практическому исследованию их моделей и отдельных элементов. К марту 1933 г. в ГИРДе была построена испытательная установка ИУ-1.

            Для опытов с моделями ВРД на ИУ-1 решено было применить газообразный водород, как самый доступный и удобный в эксплуатационном отношении газ, воспламеняющийся в смеси с воздухом в очень широких пределах и имеющий самые большие скорости горения. Рано утром 15 апреля 1933 г. состоялось первое испытание ПВРД. Как показали результаты испытания, «первый запуск двигателя вполне оправдал теоретические предположения о реактивных двигателях на газообразном горючем». Этим испытанием, было, положено начало экспериментальных исследований воздушно-реактивных двигателей» [7].

            Таким образом, экспериментаторы получили практическое подтверждение теории Б. С. Стечкина. «Для исследования возможности создания пульсирующего ВРД (ПуВРД) в июне 1933 г в ГИРДе была изготовлена экспериментальная камера сгорания с клапаном. Проведенные в ГИРДе в 1933 г. испытания пульсирующего ВРД позволили выявить основные задачи, возникающие при конструктивной разработке двигателей такого типа, оценить объем и проблемы решения этих задач [7]».

                ФОТОГРАФИЯ                РИСУНОК
          Ю.А. Победоносцев,                Схема и разрез ПВРД
           нач. 3 бригады Победоносцева Ю.А. [7]

            Прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) требует высокой начальной скорости. Поэтому появилась необходимость в первой разгонной ступени, но ракеты в нашей стране в те годы еще не существовали. Поэтому разработанные третьей бригадой МосГИРД модели прямоточного воздушно реактивного двигателя были весьма миниатюрны и встраивались в артиллерийский снаряд 76-миллиметровой пушки. Внутри ПВРД размещались входной канал, камера сгорания с топливной шашкой и выходное сопло.

            Топливная шашка представляла собой металлический каркас, наполненный белым фосфором, которая размещалась непосредственно в камере сгорания. Внутри шашки, вдоль ее оси, имелась коническая полость, расположенная широким концом к выходному соплу. Фактически, внутренняя полость ПВРД представлял собой два последовательно сопряженных сопла Лаваля, между которыми размещалось твердое топливо.

            «Для первых испытаний было приготовлено 10 снарядов с ПВРД. Отстрел производился из 76-миллиметрового орудия образца 1902 г., под углом возвышения 20°. Начальная скорость снаряда при вылете из канала ствола пушки составляла 588 м/сек.      Прямоточные воздушно-реактивные двигатели конструкции ГИРДа были первыми реактивными двигателями, вторгшимися в область сверхзвуковых скоростей. Снаряды с ПВРД двигались со скоростью, в 2 раза превосходившей скорость звука. Исследования снарядов с ПВРД проводила под моим научно-техническим руководством третья бригада ГИРДа. В нее входили М. С. Кисенко, А. Б. Рязанкин, Г. В. Шибалов, И. А. Меркулов, Л. Э. Брюкер и О. С. Оганесов» [7].

             Эксперимент подтвердил положение теории о работоспособности двигателей такого типа. После окончания этих первых экспериментов встала вторая задача — решить вопрос о возможности практического использования прямоточных ВРД на летательных аппаратах, имеющих научное или оборонное значение.

            Все три типа моделей ракет разработанные Ю.А. Победоносцевым в МосГИРД не имели никакого отношения к проекту ракетоплана С.П. Королева. Не компетентность С.П. Королева в физико-химических процессах реактивных двигателей никоим образом не могла сказаться на успехах М.К. Тихонравова и Ю.С. Победоносцева ни в теоретических, ни в экспериментальных выполненных ими работах. В дальнейшем, работая в другой организации, Тихонравов и Победоносцев внесли большой вклад в создание всемирно известной, легендарной реактивной установки "катюша".
 
            Но зато С.П. Королев смог создать в МосГИРД приемлемые для работы условия, организовать снабжение инженеров МосГИРД материалами и инструментами необходимыми для проведения экспериментов, и в этом его большая заслуга перед отечественным ракетостроением.

               


Рецензии
Очень и очень интересно! В 90-е и 00-е годы часто по делам посещал Минсельхоз в Орликовом переулке и от метро шел мимо дома на Садовом, где висела мемориальная доска о ГИРДовцах, чья мастерская была там в подвале. Очень хотелось узнать побольше. И вот узнал. К сожалению, той доски сейчас вроде нет. Говорят, сперли как цветмет.

Владимир Островитянин   17.03.2015 09:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.