Россия Другая

   Жарким августовским днем,судьба забросила меня на север Новосибирской области,на географической местности ,это  как бы граница Барабинской степи с юга и начало Васюганских болот и урмана на севере. В татарской деревне  мне захотелось пожить несколько дней и мне посоветовали познакомиться с самым,что ни есть старейшим и мудрейшим Якуп-бабаем. Старик сидел в ограде своего дома и скучным видом смотрел на сенокосилку.
  -Пора сенокосная,а сил уже стариковских  только на  вздох и выдох---бормотал  он себе.
 Я поздоровался с Якуп-бабаем и его супругой, по местному  обычаю.Дед был похож на Ленина,среднего роста, яйцеголовый с бородкой.  Узнав мои чисто позновательные интересы он по -веселел и положив мне руку на плечо сказал:
   - А не махнуть ли братец нам стобой завтра на сенокос?  У меня все есть, вот только супруга мне одному не разрешает садится на телегу,даже лошади  меня уже не признают,чувствуют мою слабость.
 Тут вмешалась его супруга Наиля апа:
-Человек приехал отдыхать,узнать как живут люди,а ты его на сенокос...
   Меня разместили в уютной комнате на летней кухне.
На другой день,рано утром мы запрягли лошадей,подцепили  сенокосилку к телеге и вскоре мы прибыли на  сенокосные угодия Якуп бабая.  Стоя на телеге он кнутом обозначил мне  круг ,где мне предстояло скосить до обеда траву,  на конной сенокосилке.
Увидев,что у меня умело  получается старик развел костерок и стал готовить в ведре  чай с добавлением веток дикой смородины и душницы. К полудню я управился с поставленной задачей,поднял полотно косилки и подъехал к телеге.Разпрягли лошадей на обеденный отдых.
  Скромно по-кушали ,от жары больше хотелось пить. Разговорились. Оказывается Якуп- бабай  ветеран войны,до войны закончил 7 классов. На фронте был в пехотной разведке,с его слов умудрился в конце войны попасть в плен.
  -Бдительность потерял ,вот и попал на засаду вражеской  разведки, через сутки меня товарищи освободили...просто повезло.--что-то вспоминая произнес он.
 Я,сидя на плоской телеге стал осматривать окружающую нас природу и спросил у старика:
-Такой здесь дикий край,по карте смотрел,дальше на сотни  километров,до самой Томской области нет населенных пунктов. Отчего люди бежали с Европейской части России  сюда в медвежьи углы,а волжские татары как сюда попали..?
  Якуп-бабай,видимо хотел было вздремнуть,даже подложил под голову хомут,услышав мой вопрос,опять настроился на разговор:
   -После войны я закончил Томский педогогический  институт и до пенсии работал в местной школе предподователем истории. Еще в 50-60 года я занимался этим вопросом и в том числе изучал историю про татар. Одно скажу ,коротко,заселение Сибири Россией было правильным шагом. Ведь земли  тут много,одни ехали добровольно,других вели этапами. А барабинские татары земледелием почти не занимались,они и сейчас рыбачат и охотятся.Работы в селе нет,остались одни пенсионеры и больные,молодежь уезжает в города.
  История с волжскими татарами такая,после штурма Казани царскими  войсками,часть татар ушли в район Алапаевска,где прожили несколько столетий,а лет сто назад захотели жить в Сибири и тут живут по настоящее время.
  Время обеда заканчивался. Мы опять запрягли лошадей и до вечера я скосил вторую деляну и сначалом заката  мы поехали в село. Дома нас ждали: деревенская баня,обильный ужин,приготовленые  Наиля апой  блюда и разговоры  то на русском ,то на татарском. Пожилая чета радовались как дети,ведь корову можно оставить еще на год,будет свое молоко и сметана, как будто судьба продлила им жизни на этой сибирской земле до следующей сенокосной страды.
 -


Рецензии
Трогательно! История из уст простого человека, любящего свой край, свою землю. Спасибо за добро, которое струится из каждой строчки.

Натали Третьякова   07.10.2015 09:46     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.